Publication text
(PDF):
Read
Download
Идея достижения высшего блага в той или иной форме выражения постоянно сопровождала историю жизни общества и жизни отдельных выдающихся людей. Чем более значимым было место общества, нации, отдельного человека в целостности происходившего и происшедшего, тем быстрее и острее стоял вопрос о характере полученных, получаемых достижений, о причинах достижения высот проявлений человеческого духа, человеческой субъективности, носителя деятельного начала. В отличие от тщательного слежения, реконструкции жизненного пути субъекта, вычленения факторов, повлиявших на те или иные поступки, на возникновение ярчайших эффектов и результатов, применительно к полководцам, правителям, творцам, мыслителям - их мышление размывалось в ходе слежения в сознании аналитиков. Мышление в ходе принятия решений, в ходе даже научных поисков, философских и иных размышлений тех, кого называли выдающимися мыслителями, было представлено содержательной периферией. Механизм мышления оставался за горизонтом аналитиков. Хотя их мыслительная самоорганизация давала им существенные преимущества относительно стихийных мыслителей, у которых если и были достижения, то очень редко, очень случайно и очень незначительные. Вы спросите: «Но возможно ли это - научить правильному организованному мышлению?». Ответ: да. «Или это удел единичных самородков?». Ответ: нет. Культуре мышления можно и нужно обучать! С достаточно интуитивной очевидностью можно утверждать, что мышление относится к наиболее сложным формам интеллектуального профессионализма и требует высочайшей подготовленности человека. Одной из важнейших основ динамичного и поступательного развития российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех ее составляющих является отечественная система образования, и непосредственно система подготовки. Эта подготовка представляет собой деятельность должностных лиц по обучению, воспитанию, профессиональному и личностному развитию и производится на различных образовательных площадках. В современных условиях наши геополитические партнеры используют ухищренные способы воздействия для подрыва благополучия нашего государства. Информационные войны давно уже стали реалиями жизни. Сейчас мы должны всерьез взяться за подготовку щита для отражения атак. Возникает справедливый вопрос о качественных и эффективных механизмах развития мышления для предупреждения и отражения вредоносных воздействий недоброжелателей. Сейчас подготовка специалистов аналитиков является одним из ведущих направлений в формировании специальных информационных центров ситуационного реагирования. Для этих целей необходима хорошая теоретическая база и практическая деятельность. А для тех, кто уже успел понять простую истину - организовав свое мышление, мы наладим и свою жизнь, - введем концептуальное основание системы развития мышления. В рамках подхода к организации аналитики человека следует различать, как минимум пять уровней мышления (см. рисунок). Рисунок. Пять уровней мышления Коммуникативно-смысловой уровень мышления характеризуется высокой степенью случайности процесса и результата мышления. Мышление на этом уровне не дает возможности вводить принципиальные выводы по анализируемой мыслителем ситуации. Степень гипотетичности решений данного уровня весьма высока. Понятийный уровень мышления заключается в появлении жестких «опор» в виде строго определенных значений терминов, являющихся ключевыми для предметной области анализа. На этом уровне снимается «размытость» границ и неоднозначность содержаний употребляемых в анализе терминов, что придает процессу мышления значительно большую организованность по отношению к предыдущему смысловому уровню. Следующий, проблемно-задачный, уровень мышления снимает формалистичность использования понятий и предполагает способность мыслителя по перестройке понятий под «давлением» материала, но в строгом соответствии с правилами теоретической работы и с соблюдением причинно-следственных логических цепочек. Более высокий - системный уровень мышления позволяет оперировать с целостными объектами различного уровня обобщений (но не предельных обобщений), при этом реализуется строгость объектно-каузальной логики (или иначе: объектно-причинно-следственной логики). Аналитический процесс этого уровня сохраняет целостность всех взаимодействующих объектов, позволяет вскрыть существенное в их внутреннем устройстве и взаимодействии. И наконец самый высокий - универсумально-онтологический (метасистемный) уровень мышления, специфика которого заключается в оперировании в качестве оснований предельно абстрактной картиной мира (высшая онтология), но в той же объектно-каузальной логике. Данный уровень мышления необходим для стратегов и высших руководителей. Такие «жесткие» требования к мышлению означают, что оно должно быть не случайным (стихийным), а культурно оформленным. Наиболее жесткими формами культурного осуществления мышления являются постановка проблем и решение задач в рамках строгих логических требований. Это предполагает владение операциями, характерными для оперирования понятиями и категориями, применение схемотехники, что в свою очередь опирается на сформированность логико-семиотического сознания (адекватное использование теоретического языка с соблюдением логических законов). Одним из главных психолого-акмеологических условий активизации личностного потенциала развития мышления человека является погружение его в специальную среду. Где он будет подвержен влиянию особых внешних и внутренних факторов развития. В современной культуре мышления и в рамках акмеологических ценностей разработаны модели и технологии, учитывающие опыт самых сложных форм принятия решений в игромоделировании. Как показала практика, наиболее эффективным средством развития мышления является форма организационно-деятельностной игры. Такая форма организации учебной площадки позволяет развивать мышление существенным образом в кратчайшие сроки. В связи с этим остановимся на механизме оргдеятельностной игры (ОДИ) немного подробнее. В практике ОДИ воссоздаются все части цикла развития мышления на основе деятельности: · исходная или развиваемая деятельность; · рефлексия ретроспективная, критическая, проспективная; · акцентировка на средства и поиск более надежных средств; · повторная измененная деятельность с опорой на более надежные средства, выявленные в рефлексии; · диагностико-исследовательское слежение за всем ходом обнаружения «разрыва» и его своевременная коррекция. Это предпосылки для раскрытия развития. Здесь оно имеется в полном объеме, затрагивая интеллектуальный, чувственный, волевой уровни субъективности человека. ОДИ является пространством, где совмещаются игровой, деятельностный слои и их рефлексия, с вовлечением культурных аналитических средств, а также учет не только внешних, но и внутренних факторов развития мышления. Обычно в игре все участники делятся на команды по 6-9 человек. Каждая команда проходит семь этапов: 1. Постановка задачи. 2. Групповая работа. 3. Межгрупповое взаимодействие (презентация каждой группой своей разработки и получение обратной связи). 4. Групповая работа над ошибками в рефлексии. 5. Консультирование. 6. Корректировка группой своей разработки. Эти этапы в совокупности составляют один цикл в решении поставленных задач. По их итогам делаются выводы, даются рекомендации для достижения целей игры. Технологии развития мышления должны базироваться именно на этих высокоэффективных формах обучения. Они успешно прошли апробацию на внутренних экспериментальных учебных площадках Центра психологической реабилитации и развитии человека «Радомир». В качестве основных разработок стоит отметить курс «Путь к разумному мышлению» - первый долгосрочный курс по развитию мышления (продолжительность - более года). Пока что в локальном масштабе хотим показать на практике, как работает технология развития мышления. В будущем данная технология еще будет внедрена не только в высшие учебные заведения, но и в среднюю школу (конечно, в упрощенном виде). Это будет возрождение системы образования на новом качественном уровне, при котором «школа памяти» поднимется на ступеньку «школы мышления». Ведь если со школьной скамьи научить человека мыслить, он будет принимать осмысленные решения во всех слоях свой жизни: в жизнедеятельности, в социальной, деятельностной и культурной жизни. А значит - будет гармоничен и успешен.