SPORT PSYCHOLOGIST: THE NEED FOR AN OCCUPATIONAL STANDARD
Rubrics: RESEARCH
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issue of professional success of Russian sport psychologists in the absence of the profession of sport psychology in Russia. The elements of the magister program “Sport Psychology”, implemented in the Pedagogical Institute of Physical Education (Moscow City Teacher Training University), are mentioned as an example of the materials used for developing the module “Psychologist in the Field of Sports” (occupational standard “Psychologist in the Social Sphere”).

Keywords:
», Sport Psychology, Russian scientists’ first works in Sport Psychology, sport psychologist, common job functions, labor actions, professional standard “Psychologist in the Social Sphere”
Text
Publication text (PDF): Read Download

Первые работы по спортивной психологии, опубликованные отечественными учеными, относятся к началу прошлого века. В 1901 году в своем «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт один из разделов назвал «Психология движений». Очевидно, эту работу можно считать первооткрывательницей еще не существовавшего тогда научного направления. В 1911 году В.Ф. Чиж опубликовал серьезный труд «Психология спорта», в котором рассматривал спорт как комплексное явление. (Отметим, что американец К. Гриффит, которого в США называют «отцом-основателем» спортивной психологии, свою «Психологию спортсменов» опубликовал только через десять лет после работы В.Ф. Чижа) (Родионов, 2010a; Родионов, 2010b). Основатели московской и санкт-петербургской (ленинградской) научных школ спортивной психологии П.А. Рудик (Рудик, 1924) и А.Ц. Пуни (Пуни, 1930) свои первые работы написали в 1920-х годах, то есть почти 100 лет назад1. Выросшая библиотека тематических работ послужила началом формирования нового направления психологической науки - спортивной психологии. Отметим, что руководство страны того времени уважительно отнеслось к этому научному направлению. В центральных спортивных вузах страны, московском и ленинградском, открываются кафедры психологии, на которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по спортивной психологии. Психолог из Москвы О.А. Черникова, участвовавшая в подготовке наших футболистов - чемпионов Олимпиады (!) в Мельбурне в 1956 году, была удостоена высшей правительственной награды. Значимость работы российских психологов признается во всем мире. Пять психологов были награждены медалью «За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК2», трое из них - россияне. Это П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и А.В. Родионов3. Однако вплоть до сегодняшнего дня спортивных психологов нет в перечне профессий. Нет такой должности и среди специалистов, сопровождающих олимпийские команды страны. Не разработана система объективных критериев, на основании которых можно определить степень вклада психолога в успех спортсмена или спортивной команды. Отсутствие профессионального стандарта в деятельности спортивных психологов затрудняет осуществление анализа их компетентности. Стало очевидным, что назрела насущная необходимость в преодолении этих и других проблем. Этот вопрос не раз обсуждался в заинтересованных организациях - государственных и общественных: Федеральном научно-клиническом центре спортивной медицины и реабилитации ФМБА России, Ассоциации спортивных и практических психологов. В 2015 году Министерству спорта России было поручено подготовить модуль «Психолог в сфере спорта» для включения в новый профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (Родионов, Хачатурова, 2015). При разработке модуля были использованы различные материалы, в том числе элементы магистерской программы «Спортивная психология», реализуемой в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ. В модуле учитывались особенности работы спортивного психолога на различных этапах спортивно-тренировочной деятельности, в том числе со спортсменами-паралимпийцами, а также в сфере женского и детско-юношеского спорта. Внимание уделялось работе с тренерами, так как именно они являются первыми по значимости лицами для спортсмена или спортивной команды. Рассмотрим в качестве примера такую обобщенную трудовую функцию, входящую в модуль, как «Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки». Для реализации этой функции психолог должен осуществлять такие трудовые действия, как установление проблемы в осуществлении тренировочного и соревновательного процесса, а также предлагать и обосновывать решения проблемы по вопросам своей компетенции. В свою очередь для осуществления этих действий необходимо обладать определенными общепрофессиональными компетенциями, а именно: 1) способностью использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации; 2) умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации. Первая компетенция предполагает, что психолог в области спорта: - знает и понимает научно-обоснованные методы и технологии психолого-педагогической деятельности, современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных с целью установления проблем в осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - умеет применять научно-обоснованные методы и технологии психолого-педагогической деятельности, современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных; - владеет (навыками и/или опытом деятельности) применения научно-обоснованных методов и технологий психолого-педагогической деятельности, современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных данных (Сивицкий, Мельник, Родионов, Уляева, 2014). Следующая компетенция предполагает, что психолог в области спорта также: - знает и понимает важность междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата и высокой организационной культуры при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - умеет выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата и высокой организационной культуры при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - владеет (навыками и/или опытом деятельности) организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса. Рассмотрим еще одну обобщенную трудовую функцию - «Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации». Трудовой функцией в данном случае является учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой субъекта Российской Федерации (с учетом вида спорта, спортивной дисциплины). Для осуществления трудового действия («Оценка эффективности подготовки спортсменов с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности») психолог должен обладать профессиональной компетентностью в виде готовности использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем. При этом психолог в сфере спорта знает и понимает современные научные методы решения исследовательских проблем оценки эффективности подготовки спортсменов; он умеет решать исследовательские проблемы в ходе оценки эффективности подготовки спортсменов с применением современных научных методов; он владеет широким арсеналом современных научных методов решения исследовательских проблем при оценке эффективности подготовки спортсменов (Родионов, Хачатурова, 2015). Таким же образом выстраиваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления деятельности спортивного психолога. Трудно переоценить ту значимость, которая придается спортивным победам, в том числе и на международном уровне. Определенную, достаточно важную роль в достижении спортивного успеха играют психологи. Включение в профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» модуля «Психолог в сфере спорта» будет способствовать дальнейшему развитию не только спортивной психологии, но и спортивной науки в целом.
References

1. Obolonskiy, Yu.V. (2014). Psihologicheskaya model' lichnosti. Zhivaya psihologiya, 2, 52-60.

2. Puni, A.C. (1930). Opyt izucheniya vliyaniya lyzhnyh sorevnovaniy na psihiku lyzhnikov. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 12, 9-26.

3. Rodionov, V.A. (2010a). Istoriya sportivnoy psihologii. Sistemnaya psihologiya i sociologiya, 1(2), 104-123.

4. Rodionov, V.A. (2010b). Sportivnaya psihologiya v Rossii: nachalo puti. Sportivnyy psiholog, 2, 5-9.

5. Rodionov, V.A., Hachaturova, E.V. (2015). Standartizaciya deyatel'nosti psihologa v sfere sporta. V knige Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Aktual'nye problemy diagnostiki, profilaktiki i lecheniya professional'no obuslovlennyh zabolevaniy» (15-16 oktyabrya 2015 goda, Sochi) (S. 336-337). Sochi.

6. Rudik, P.A. (1924). Issledovanie reakcii v primenenii k osnovnym voprosam fizicheskoy kul'tury (Trudy GCIFK; Vyp. 1). Leningrad.

7. Sivickiy, V.G., Mel'nik, E.V., Rodionov, V.A., Ulyaeva, L.G. (2014). Osobennosti podgotovki sportivnogo psihologa s uchetom specifiki professional'noy deyatel'nosti. Sportivnyy psiholog, Special'noe prilozhenie, 18-24.

Login or Create
* Forgot password?