PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE EFFECTIVE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF INDIVIDUALS WITH DISABILITIES
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article devoted to the problems of psycho-pedagogical conditions of professional orientation and professional identity of adolescents and young adults with disabilities. The data can be used to enhance the effectiveness of efforts to promote professional self-determination, training and employment of persons with disabilities and the HIA.

Keywords:
psychological and pedagogical conditions; professional orientation; professional self-determination; professional orientation of personality; professional samples
Text
Publication text (PDF): Read Download

По данным информационной системы Минобрнауки России, на сегодняшний день в субъектах Российской Федерации функционируют 1 660 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, в которых обучаются 212 167 детей. В 9-11 классах указанных общеобразовательных организаций обучаются 32 158 подростков с ОВЗ и инвалидностью. С данной категорией обучающихся, в том числе в рамках психолого-педагогического сопровождения, проводится профориентационная работа, направленная на оказание профориентационной поддержки обучающихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная работа является достаточно разносторонней и направлена на различные аспекты развития личности выпускников с ОВЗ, инвалидностью (социальный, экономический, психологический, медико-физиологический и др.). Вопросы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, их социально-трудовой адаптации и связанные с ними исследования профессиональной карьеры разрабатываются психологами и педагогами разных стран применительно к конкретной экономической и социокультурной ситуации . Снижение профессиональной пригодности молодых людей, связанное с нарушениями развития, заметно сужает сферу их профессионального выбора, а возможности трудоустройства, которые зависят от социально-экономического состояния общества, ограничивают их профессиональную самореализацию. Учитывая важность и актуальность проблемы реализации права на профессиональное образование и трудоустройство молодых людей с инвалидностью (ментальными нарушениями, нарушениями слуха), на базе образовательного комплекса ГБПОУ города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4» (далее - Колледж) было осуществлено психолого-педагогическое исследование профессиональных интересов, понимания содержания и профессиональной направленности, а также включенности родителей в процесс профессионального самоопределения их детей. На сегодняшний день в Колледже функционирует модель непрерывного образования (от дошкольного до профессионального) и социализации детей с особыми образовательными потребностями. В Колледже проведена интеграция уровней общего образования (дошкольное - основное общее - среднее общее); пройдена стадия преодоления жестких барьеров между видами образования (общим и профессиональным); проводится работа по интеграции содержания образования - взаимопроникновение дисциплин, программ дополнительного общеразвивающего образования детей; проводится интеграция кадровых ресурсов из различных уровней и видов образования (создана и действует рабочая группа по координации процесса интеграции общего и профессионального образования). В структуру Колледжа начиная с января 2014 года входят 6 подразделений, в которых обучаются 1 408 человек, из них: 511 детей дошкольного возраста; 418 обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования (включая адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями, для детей с нарушением слуха); профессиональное образование получают 342 студента; по программам профессиональной подготовки обучается 137 человек. Среди обучающихся 679 детей с особыми образовательными потребностями, из них: дети-инвалиды (с ментальными нарушениями, нарушениями слуха, нарушениями зрения, тяжелыми речевыми нарушениями) - 501 человек, что составляет 34% от общего числа обучающихся; 43 человека имеют нарушения опорно-двигательного аппарата; дети с ОВЗ (не имеющие инвалидности) - 135 человек. Колледж осуществляет подготовку по специальностям среднего профессионального образования: дизайн (по отраслям), товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, коммерция (по отраслям), мастер по обработке цифровой информации, - а также реализует программы профессиональной подготовки по социально значимым профессиям: «рабочий зеленого хозяйства», «швея», «вышивальщица», «сборщик обуви», «оператор ЭВМ и ВМ», «обувщик по ремонту обуви». Две последние специальности были открыты с учетом запросов родителей и потенциальных работодателей. В современной психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы о том, что для детей с инвалидностью процесс раннего вхождения в профессию, раннего формирования профессиональных компетенций является смыслообразующим компонентом в жизни . Исследователи считают, что чем раньше у ребенка с нарушениями развития произойдет «встреча с профессией», тем надежнее и увереннее он будет себя чувствовать в процессе взросления. И тем больше вероятность того, что для данного ребенка будет грамотно простроена профессиональная траектория, и он в будущем сможет самостоятельно представить свою профессиональную перспективу. В этой связи просматривается необходимость в допрофессиональной подготовке и ранней «профилизации» на доступном для обучающихся с разными нарушениями развития уровне. Кроме того, большое значение приобретают профессиональные пробы, под которыми понимается профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии . В данном случае применение этой диагностической технологии позволяет учитывать волю и предпочтения людей, имеющих нарушения психического развития, при организации их профессиональной подготовки. Описываемое исследование по выявлению особенностей профессионального самоопределения подростков и молодежи с инвалидностью было проведено в октябре 2015 г. В нем приняли участие: 50 обучающихся 9-11 классов; 51 студент, обучающийся по программам профессиональной подготовки; 22 родителя (законных представителя) обучающихся и студентов. Всего - 123 респондента. На предварительном этапе исследования были разработаны анкеты, включающие незаконченные предложения, а также открытые и закрытые вопросы (рисунок 1): Рисунок 1. Анкеты для опроса респондентов Анализ результатов опроса выявил следующее: 1) Большинство опрошенных (70%) знают, что родители одобряют их выбор. В данном случае этот ответ нужно понимать следующим образом. Родители и учителя в значительной мере участвовали в выборе дальнейшего профессионального пути детей с инвалидностью в связи с их особенностями, не позволяющими оценить им свои возможности для освоения профессии, проанализировать содержание профессии и дальнейшее трудоустройство, сделать самостоятельный выбор в полной мере. Рисунок 2. Представление обучающихся и студентов о включенности родителей в сферу их профессиональных интересов 2) В ответах респондентов, учащихся 9-11 классов, на вопрос «Я хочу стать…, потому что…» прослеживается выбор желаемой профессии, обусловленный наиболее часто встречающимися ответами по схеме «Это хорошо получается, поэтому буду...», «Нравится, поэтому…». Значительная часть ответов была связана с выбором профессиональной деятельности в области спорта (спортсмен, тренер). При этом обучающиеся уже связали свою жизнь со спортом, занимаясь им регулярно («Хочу стать футболистом, потому что нравится», для этого «Учусь, хожу на тренировки»). Распространенными стали ответы, связанные с традиционно выбираемыми инвалидами профессиями, такими как фотограф, парикмахер, ювелир, зубной техник, дизайнер, повар, швея, рабочий зеленого хозяйства, оператор ЭВМ и ВМ, маляр-штукатур, столяр. У старшеклассников с нарушениями слуха редко, но все же встречались запросы на сложные для освоения профессиональные направления, такие как «программирование», «робототехника», «биология». Данные специальности требуют не только сохранных интеллектуальных и других функций, но и устойчивую мотивацию. Среди профессиональных интересов, которые вряд ли могут быть реализованы инвалидами опрашиваемых категорий, были отмечены профессии «полицейский», «хирург», «ветеринар» и ряд других. В единичных вариантах были названы такие специальности, как «режиссер», «бизнесмен», «певица», «стилист». 3) На вопрос о том, что уже сейчас старшеклассники делают для верного выбора профессии, в подавляющем большинстве это был ответ «учусь» и вариации: «учусь и занимаюсь дополнительно», «учусь и хожу на тренировки», «учусь и делаю уроки», «стараюсь не пропускать занятия» и т. д. Так же респонденты отвечали, что ищут информацию в интернете; ходят на кружки; читают; наблюдают; придумывают; ходят на дополнительные занятия; ходят на тренировки; делают все, что надо; готовят дома; помогают другим; работают над собой. 4) На вопрос о том, какие факторы важны для того, чтобы правильно выбрать профессию (их нужно было отметить из перечисленных), большинство опрашиваемых ответили: «Больше знать информации о разных профессиях» и «Помощь и поддержка окружающих людей». Наряду с предлагаемыми в анкете были и свои варианты ответов на вопрос «Чтобы правильно выбрать профессию мне нужно(ы)…»: усидчивость, целеустремленность, время и знания, нужно получить диплом, доброта и честность, вера, добиваться своей цели, стремиться к учебе (рисунок 3). Рисунок 3. Сформированность представлений респондентов о факторах выбора профессии 5) Все опрошенные нами родители знают о профессиональных предпочтениях своего ребенка либо о том, что он еще не выбрал будущую профессию. Только 2 человека не уверены, что выбранная ребенком профессия ему подходит («Одобряете ли Вы его желание?»). 6) Наиболее распространенными ответами, завершающими незаконченное предложение «Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок обучился профессии, потому что…», стали «ему/ей нравится, интересно», «трудоустроится», «пригодится в жизни», «соответствует его/ее возможностям», «сможет зарабатывать», «сможет общаться». 7) На вопрос «Что необходимо для реализации профессиональных планов Вашего ребенка?» (можно было выбрать несколько вариантов ответов) большинство выбрало вариант «обеспеченность рабочими местами» (рисунок 4). Рисунок 4. Сформированность представлений родителей, опрошенных о факторах успешного профессионального самоопределения их детей 8) На вопрос «Кто может помочь реализовать профессиональные планы Вашего ребенка?» 81% ответили «учителя, школа, колледж, наставники на рабочем месте», 19% - «сам, семья, родители, друзья» (рисунок 5). Рисунок 5. Сформированность представлений родителей, опрошенных о возможностях реализации профессиональных планов их детей Данные ответы свидетельствуют о необходимости предоставления родителями и специалистами большей самостоятельности обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в направлении реализации их профессиональных планов. Практика показывает, что многие семьи сомневаются в возможностях своего ребенка с нарушением в развитии. Однако данное исследование свидетельствует о том, что все больше становится семей, которые готовы бороться за его будущее, за его полноправное участие во всех сферах жизни общества. Это еще один аргумент в пользу необходимости общей перестройки существующей системы подготовки лиц с инвалидностью к трудовой деятельности и приведения ее в соответствие с запросами современного рынка труда и требованиями общества. Мы видим перспективное развитие данного направления именно в интеграции общего и профессионального образования, которую рассматриваем как процесс создания качественно новой системы не только путем механического объединения в единое целое структурных элементов, но и интеграцию функций этих элементов. Таким образом, построение единой непрерывной образовательной траектории детей с ОВЗ, инвалидностью (от дошкольного уровня образования до профессионального) является условием их полноценной социализации. Именно интеграция общего и профессионального образования позволяет на всем протяжении образовательного маршрута обеспечить обучающимся прохождение следующих этапов формирования профессиональных компетенций: 1) на дошкольном уровне - вводный (формирование интереса к профессиям); 2) на уровне начального образования - ознакомительный (осознание роли трудовой деятельности в жизни человека); 3) на уровне основного общего - базовый (обращение к исследованию собственных интересов, способностей, формирование профессиональной направленности); 4) на уровне среднего общего - углубленный (рациональная оценка профессии, адекватная собственным возможностям, обдумывание и принятие решения о выборе дальнейшего образования); 5) на уровне профессионального образования - этап непосредственного освоения профессии (вхождение в профессиональную деятельность). Результаты приведенного исследования позволят откорректировать и улучшить действующую систему подготовки к трудовой деятельности, социально-трудовой адаптации подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
References

1. Vovnenko, K.B., Otdel'nova, N.S. (2012). Iz opyta raboty moskovskih shkol po realizacii pervogo varianta Special'nogo federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlya detey s narusheniem sluha. Korrekcionnaya pedagogika: teoriya i praktika, 5, 3-7.

2. Korobeynikov, I.A. (2002). Narusheniya razvitiya i social'naya adaptaciya. M.: PERSE.

3. Kremneva, S.N. (2014). Korrekcionno-razvivayuschaya sreda kak uslovie uspeshnogo obucheniya i vospitaniya uchaschihsya s rasstroystvami autisticheskogo spektra. V knige Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Autizm. Vybor marshruta». Moskva.

4. Popova, E.M. (2013). O vospitanii v kontekste socializacii. V knige Obrazovanie cherez vsyu zhizn': Nepreryvnoe obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya (Vyp. 1; Ch. II; S. 107-109). SPb: LGU im. A.S. Pushkina.

5. Potashova, I.I., Vinogradnaya, O.V. (2014). Semeyno-orientirovannaya model' inklyuzivnogo obrazovaniya. Kul'tura i obrazovanie, 3, 103-108.

6. Bogdanova, T.G., Stepanova, N.A., Vovnenko, K.B. (2014). Social'naya adaptaciya, reabilitaciya i professional'naya orientaciya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. M.: Academia.

7. Maller, A.R. (2010). Deti s narusheniem intellekta: social'no-trudovaya adaptaciya. Samara: Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii.

8. Potashova, I.I., Vitkovskaya, A.S., Gluhovskaya, O.A, i dr. (2007). Social'no-trudovaya reabilitaciya kak uslovie formirovaniya zhiznennoy perspektivy nesovershennoletnih. Moskva.

9. Chistyakova, S.N., Rodichev, N.F, Lerner, P.S., i dr. (2011). Soderzhanie professional'nyh prob i etapy ih vypolneniya. V knige Professional'nye proby: tehnologiya i metodika provedeniya. Metodicheskoe posobie dlya uchiteley 5-11 klassov (S. 15-24). M.: Academia.

Login or Create
* Forgot password?