Publication text
(PDF):
Read
Download
Изучение психологами своеобразного внутреннего мира подростков с шизоидной психопатией и его проявления в речевой деятельности позволяет анализировать сочетание несовместимых в рамках нормальной психики, особенностей мотивации, общения, познавательной деятельности, психической активности и дает возможность для решения круга важнейших проблем, связанных со спецификой данной патологии, (а именно с ранней диагностикой и дифференциацией от других нозологических форм) и в то же время имеющих общепсихологическое значение. Трудности в общении, организации и поддержания контактов с другими людьми, сложности взаимопонимания и принятия мотивов совместной деятельности, нонконформизм как неспособность усвоения социальных стандартов и шаблонов социального опыта и поведения - все это проблемы, связанные с таким узловым моментом, как роль общения в становлении и реализации всего этого комплекса коммуникативных способностей. Основу этих нарушений следует искать в патологии процесса общения, клинически выступающего в виде ослабления потребности в общении, нарушении речевой деятельности и аутизма. В современной психологии под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский,1985г.). Важной характеристикой процесса общения является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание коммуникативной ситуации. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Интерактивная сторона общения в свою очередь представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, которое рассматривается как определенный способ объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Процесс словесного общения реализуется посредством речи, которая, является психическим процессом и отражает физиологические, психологические и социальные особенности развития человека. Наше исследование представляет собой попытку анализа речевой деятельности подростков с шизоидной психопатией с позиции психолингвистической теории. Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов: во - первых, мыслительная деятельность интериоризирована, во - вторых, речемыслительный процесс принципиально нечленим и условное разделение мышления и речи может быть осуществлено в рамках конкретных исследовательских процедур и оправдано в тех случаях, когда нарушения речи затрагивают морфологическую сферу или область лексической семантики. Нарушения, обнаруживающиеся в речевой деятельности подростков с шизоидной психопатией, прежде всего, затрагивают коммуникативную сферу. Подростки сталкиваются с определенными трудностями при необходимости построения связного текста из отдельных предложений и главное при вступлении в контакт с собеседником, при поддержании контакта и выходе из него. Можно сказать, что обнаруживается полное или частичное нарушение коммуникативной компетентности, т.е. способности к межличностному взаимодействию при сохранности языковой компетентности и возможности пользоваться языком как системой. Ситуации межличностного взаимодействия, в ходе которого коммуниканты должны уметь сопоставить высказывание и ситуацию, представляет собой процесс общения на основе двух различных установок: на коммуникацию и на самовыражение. Различия в речевой деятельности каждого из коммуникантов затрагивают аспект соотношения сознательных и бессознательных процессов. Установка на межличностное взаимодействие предполагает фиксирование внимания, а, следовательно, осознания прежде всего оформления высказывания в аспекте его адресованности другому лицу в определенной ситуации общения. При установке на самовыражение такое оформление несущественно: слово или предложение превращается в континуальный символ внутреннего мира говорящего. В нашем исследовании внимание испытуемых фиксировалось на формальных признаках слова или предложения. Внешне такие явления сходны с сознательным и процессами поиском нужного слова, исправления ошибки. В действие вступает механизм сдвига мотива на цель, который характерен и для здоровой психики, но в нашем случае рассматривается как патологический в силу своей неуместности, не сочетаемости с общим принципом кооперации. Сознание фиксируется либо на высказывании изолированно от ситуации, либо на ситуации, либо на собственных переживаниях по поводу ситуации общения. В результате, высказывание - стимул - как бы отрывается от ситуации, утрачивает свои коммуникативные признаки и становится уже не высказыванием как единицей речи, а предложением как единицей языка. Таким образом, нарушения речемыслительной деятельности у подростков с шизоидной психопатией связаны с соотношением сознательных и бессознательных процессов и затрагивают установочную сферу, то есть подструктуру досознательной модификации, обуславливающую использование говорящим языковых средств, необходимых для успешного общения или самовыражения. Осознанные речевые действия вполне доступны им, однако, воспринимаются как неуместные в силу ригидности установки на самовыражение. Речь их построена в соответствии с логикой бесссознательного, присутствие адресата вообще не учитывается, либо в действие вводятся специфические приемы речевой защиты. В целом выявляется обедненность интонации, эмоциональной окрашенности произносительной стороны речи. Голос тихий, истощаемый, не модулированный. Непосредственно поток речи невнятный, как «бормотание», не сопровождается выразительными средствами, мимикой и характеризуется отсутствием визуального контакта и бедностью коммуникативного репертуара. У 24% испытуемых отмечается скандированность речи. Нарушения фонематического анализа и синтеза в 40% случаев проявлялось в затруднении воспроизведения звукового ряда и ряда слов. При повторении серии слогов переход от одной серии к другой постепенно становился все более затрудненным и заменялся воспроизведением одного и того же инертного стереотипа. При повторении последовательного ряда слов затруднения возникали у 50% испытуемых в тех случаях, когда предложенный ряд отклонялся от хорошо упроченного ряда или вступал в конфликт с ним. Лексико-семантико-грамматическое оформление характеризовалось склонностью к использованию неологизмов и ошибками в толковании лексических значений слов, подбором к предмету нетипичных признаков и действий, превалированием в речевом потоке полисемантичных и синонимичных слов, ухудшением качества антонимических реакций на глаголы. Полученные данные свидетельствуют о наличие патологического полисемантизма и об углублении нарушений семантического уровня речи по мере движения психического как процесса по вектору «здоровье - болезнь». Связная речь характеризовалась непоследовательностью, отчуждением контекста речевой ситуации, невыразительностью, оскуднением эмоций, нежеланием донести смысл собственного речевого сообщения до собеседника, а чаще всего отсутствием потребности в собеседнике, отсутствием визуального контакта. Речевой поток характеризуется монотонностью, невыразительностью, отсутствием голосовых модуляций, бедностью интонационного оформления. При этом явным становится несоответствие между содержанием речи, интонацией и сопровождающими ее мимикой (скорее амимичностью) и угловатыми жестами. Таким образом, речевая деятельность представителей диапазона шизоидной психопатии имела своеобразный характер, проявляющийся в нарушении мотивов возникновения сообщения, невозможности оформить исходный замысел или мысль и создать прочную программу, которая направляла бы речевой процесс и создавала бы четкое речевое сообщение.