COMMUNICATIVE COMPETENCE VIOLATION IN ADOLESCENTS WITH SCHIZOID PSYCHOPATHY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Psychologic study of schizoid psychopathy adolescents internal world and its manifestation in speech activity allows us to analyze the incompatible combination within the sanity, the characteristics of motivation, communication, cognitive activity, mental activity and gives you the opportunity to address the range of important issues related to the specifics of this disease.

Keywords:
psychology, mental disorder, personality disorder, developmental psychology, communicative competence
Text
Publication text (PDF): Read Download

Изучение психологами своеобразного внутреннего мира подростков с шизоидной психопатией и его проявления в речевой деятельности позволяет анализировать сочетание несовместимых в рамках нормальной психики, особенностей мотивации, общения, познавательной деятельности, психической активности и дает возможность для решения круга важнейших проблем, связанных со спецификой данной патологии, (а именно с ранней диагностикой и дифференциацией от других нозологических форм) и в то же время имеющих общепсихологическое значение. Трудности в общении, организации и поддержания контактов с другими людьми, сложности взаимопонимания и принятия мотивов совместной деятельности, нонконформизм как неспособность усвоения социальных стандартов и шаблонов социального опыта и поведения - все это проблемы, связанные с таким узловым моментом, как роль общения в становлении и реализации всего этого комплекса коммуникативных способностей. Основу этих нарушений следует искать в патологии процесса общения, клинически выступающего в виде ослабления потребности в общении, нарушении речевой деятельности и аутизма. В современной психологии под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский,1985г.). Важной характеристикой процесса общения является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание коммуникативной ситуации. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Интерактивная сторона общения в свою очередь представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, которое рассматривается как определенный способ объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Процесс словесного общения реализуется посредством речи, которая, является психическим процессом и отражает физиологические, психологические и социальные особенности развития человека. Наше исследование представляет собой попытку анализа речевой деятельности подростков с шизоидной психопатией с позиции психолингвистической теории. Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов: во - первых, мыслительная деятельность интериоризирована, во - вторых, речемыслительный процесс принципиально нечленим и условное разделение мышления и речи может быть осуществлено в рамках конкретных исследовательских процедур и оправдано в тех случаях, когда нарушения речи затрагивают морфологическую сферу или область лексической семантики. Нарушения, обнаруживающиеся в речевой деятельности подростков с шизоидной психопатией, прежде всего, затрагивают коммуникативную сферу. Подростки сталкиваются с определенными трудностями при необходимости построения связного текста из отдельных предложений и главное при вступлении в контакт с собеседником, при поддержании контакта и выходе из него. Можно сказать, что обнаруживается полное или частичное нарушение коммуникативной компетентности, т.е. способности к межличностному взаимодействию при сохранности языковой компетентности и возможности пользоваться языком как системой. Ситуации межличностного взаимодействия, в ходе которого коммуниканты должны уметь сопоставить высказывание и ситуацию, представляет собой процесс общения на основе двух различных установок: на коммуникацию и на самовыражение. Различия в речевой деятельности каждого из коммуникантов затрагивают аспект соотношения сознательных и бессознательных процессов. Установка на межличностное взаимодействие предполагает фиксирование внимания, а, следовательно, осознания прежде всего оформления высказывания в аспекте его адресованности другому лицу в определенной ситуации общения. При установке на самовыражение такое оформление несущественно: слово или предложение превращается в континуальный символ внутреннего мира говорящего. В нашем исследовании внимание испытуемых фиксировалось на формальных признаках слова или предложения. Внешне такие явления сходны с сознательным и процессами поиском нужного слова, исправления ошибки. В действие вступает механизм сдвига мотива на цель, который характерен и для здоровой психики, но в нашем случае рассматривается как патологический в силу своей неуместности, не сочетаемости с общим принципом кооперации. Сознание фиксируется либо на высказывании изолированно от ситуации, либо на ситуации, либо на собственных переживаниях по поводу ситуации общения. В результате, высказывание - стимул - как бы отрывается от ситуации, утрачивает свои коммуникативные признаки и становится уже не высказыванием как единицей речи, а предложением как единицей языка. Таким образом, нарушения речемыслительной деятельности у подростков с шизоидной психопатией связаны с соотношением сознательных и бессознательных процессов и затрагивают установочную сферу, то есть подструктуру досознательной модификации, обуславливающую использование говорящим языковых средств, необходимых для успешного общения или самовыражения. Осознанные речевые действия вполне доступны им, однако, воспринимаются как неуместные в силу ригидности установки на самовыражение. Речь их построена в соответствии с логикой бесссознательного, присутствие адресата вообще не учитывается, либо в действие вводятся специфические приемы речевой защиты. В целом выявляется обедненность интонации, эмоциональной окрашенности произносительной стороны речи. Голос тихий, истощаемый, не модулированный. Непосредственно поток речи невнятный, как «бормотание», не сопровождается выразительными средствами, мимикой и характеризуется отсутствием визуального контакта и бедностью коммуникативного репертуара. У 24% испытуемых отмечается скандированность речи. Нарушения фонематического анализа и синтеза в 40% случаев проявлялось в затруднении воспроизведения звукового ряда и ряда слов. При повторении серии слогов переход от одной серии к другой постепенно становился все более затрудненным и заменялся воспроизведением одного и того же инертного стереотипа. При повторении последовательного ряда слов затруднения возникали у 50% испытуемых в тех случаях, когда предложенный ряд отклонялся от хорошо упроченного ряда или вступал в конфликт с ним. Лексико-семантико-грамматическое оформление характеризовалось склонностью к использованию неологизмов и ошибками в толковании лексических значений слов, подбором к предмету нетипичных признаков и действий, превалированием в речевом потоке полисемантичных и синонимичных слов, ухудшением качества антонимических реакций на глаголы. Полученные данные свидетельствуют о наличие патологического полисемантизма и об углублении нарушений семантического уровня речи по мере движения психического как процесса по вектору «здоровье - болезнь». Связная речь характеризовалась непоследовательностью, отчуждением контекста речевой ситуации, невыразительностью, оскуднением эмоций, нежеланием донести смысл собственного речевого сообщения до собеседника, а чаще всего отсутствием потребности в собеседнике, отсутствием визуального контакта. Речевой поток характеризуется монотонностью, невыразительностью, отсутствием голосовых модуляций, бедностью интонационного оформления. При этом явным становится несоответствие между содержанием речи, интонацией и сопровождающими ее мимикой (скорее амимичностью) и угловатыми жестами. Таким образом, речевая деятельность представителей диапазона шизоидной психопатии имела своеобразный характер, проявляющийся в нарушении мотивов возникновения сообщения, невозможности оформить исходный замысел или мысль и создать прочную программу, которая направляла бы речевой процесс и создавала бы четкое речевое сообщение.
Login or Create
* Forgot password?