SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF TECHNICAL EDUCATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses some of the features of formation of personality structures of adolescents enrolled in technical, physical and mathematical classes. The results of studies consider such factors as self-esteem, self-presentation, group referentiality, social assimilation and value orientation. The recommendations on developing programs of psychological support of students of technical classes.

Keywords:
technical education profile, health saving technologies, prevention, self-esteem, self-presentation, group referentiality, social assimilation, value orientation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Для современного этапа развития нашего общества и науки характерно укрепление связи психологической науки с системой образования. Такая тенденция объясняет тот факт, что большое количество исследований в сфере психологии направлено на изучение феноменов и явлений, связанных с решением актуальных вопросов и задач в области обучения и образования. Одной из важнейших задач, требующих своего решения, является психологическое сопровождение личности на различных этапах образования (средняя школа, колледж, ССУЗ, ВУЗ и т.д.). Здесь важно понимать, что специфика программ сопровождения и поддержки на каждом этапе будет связана не только с возрастными и гендерными особенностями, но и с профилем, специализацией образовательного учреждения. Существует ряд исследований отечественных авторов, посвященных вопросу изучения формирования различных личностных структур в контексте профильного обучения, которые приводят нас к выводам, что выделение профильности образования как фактора формирования и развития личности на различных возрастных этапах обосновано, оправдано и перспективно для дальнейшего изучения и анализа. В данной статье мы предлагаем рассмотреть особенности формирования личностных структур юношей и девушек, обучающихся по техническому, физико-математическому профилю. Учиться технической специальности достаточно сложно, даже имея способности и интерес к данной научной области. Недаром, например, среди студентов и абитуриентов МГТУ им. Н.Э. Баумана популярна поговорка «В Бауманку проще поступить, чем ее закончить». Обучение, которое по сравнению с большинством других специальностей рассчитано на шесть курсов (специалитет), требует от студентов терпения, сосредоточенности, хорошей памяти, логики, умения анализировать и т.д. Требования к качеству знаний крайне высоки, на протяжении всего обучения студентам приходится охватывать и перерабатывать огромные объемы материала, овладевать различными способами познания, участвовать в научно-исследовательских работах, создавать собственные проекты и т.д. Безусловно, при таких интенсивных нагрузках студентов возникает необходимость их психологического сопровождения и поддержки. При этом учащиеся физико-математического направления имеют свои личностные особенности, которые следует учитывать при организации и проведении психологических консультаций, групповых тренингов, профилактической работы по здоровьесбережению и т.д. Самооценка учащихся физико-математического направления зачастую бывает ниже средних показателей. Причинами такой тенденции, как правило, становятся большие учебные нагрузки, высокие ожидания преподавателей, мотивированные, задающие высокую планку сверстники, учебная группа. Зачастую такая среда для студентов-недавних школьников становится неожиданной и непривычной по сравнению с обычным контингентом школьного класса, где их успехи в области точных наук делали их лидерами коллектива и «любимчиками» учителей. В новой среде себе равных свой статус приходится завоёвывать и доказывать заново. На фоне сниженной самооценки у студентов могут развиваться депрессивные настроения, апатия или наоборот - агрессивные протестные реакции, находящие выход в асоциальных поступках, девиантных формах поведения и т.д. Самопрезентация - отражает структуру образа Я человека, которая состоит из объективных, функциональных и эмоциональных групп самоописаний (на основе методики «Кто Я?» в обработке Л.Б. Шнейдер[6]). Объективные самоописания отражают принадлежность человека к большим социальным группам (гендерная, возрастная, этническая и т.д.) и отражают те роли и статусы человека, которые даны ему при рождении или в процессе жизни, они мало изменяемы и, как правило, социально обусловлены. Функциональные самоописания характеризуют личность человека с точки зрения его практических умений, навыков. Эмоциональная группа самоописаний, как правило, выражается оценочными категориями, метафорами или прилагательными, которыми человек описывает свой характер. Как видно на рисунке 1, наименее всего у обучающихся физико-математическому профилю представлены эмоциональные самоописания, то есть некая чувственная, иррациональная составляющая образа себя. Для такого склада личности характерна рациональность, логичность, приятие и оценка себя в первую очередь через свои объективные достижения и умения (научился играть на гитаре, прочитал книгу, изучил язык программирования и т.д.), которые можно продемонстрировать и оценить. Это становится для них способом самовыражения и даже своего рода средством социализации в коллективе[4].В тоже время «западают» те части Я, которые связаны с умением распознавать свои и чужие эмоции, находить адекватные способы их выражения, испытывать вдохновение или беспричинную апатию, упадок и т.д. Рис. 1 Показатели самопрезентации в группе физико-математического профиля (%) Групповая референтность отражает то, насколько человек чувствует себя включенным в ближайшие социальные группы (семья, друзья и т.д.) и использует их в качестве источника социальных норм и ценностных ориентаций. Учащиеся физико-математического профиля, как правило, имеют более высокие показатели групповой референтности, что говорит о высоком уровне развития социальной идентичности, потребности в социальном окружении и формировании своего места и статуса в рамках социальной системы в целом. Для студентов такая тенденция выражается в необходимости формирования вокруг себя круга единомышленников, с которыми возможно формировать единую и общую систему ценностей, социальных нормативов, моделей поведения. Сложность заключается в том, что такую референтную группу могут образовать как социально ориентированные люди, так и асоциальные, девиантные персонажи с аддиктивным поведением и привычками. Социальное уподобление подразумевает некую готовность человека совершить движение в пользу социального и отдалиться от индивидуального. На одном полюсе шкалы уподобления находится позиция «быть как все», на другом полюсе - «быть не как все». Это можно интерпретировать (при приверженности позиции «быть как все») как полный отказ от индивидуального в пользу социального, или (в случае «быть не как все») - полный отказ от общественных норм в пользу своей самостоятельности, независимости и сохранения индивидуальности. Ученики физико-математического профиля больше ориентированы на выбор индивидуалистичных стратегий поведения, на осознание своих уникальных качеств и создание условий для их демонстрации. Интересно отметить, что по данным исследования, в котором участвовали учащиеся старших классов гуманитарного профиля, физико-математического профиля и контрольная группа учеников общеобразовательной школы без профиля, были сделаны выводы о том, что профильное образование является фактором дифференциации тенденций, связанных с параметром социального уподобления[5]. Рис. 2 Позиции социального уподобления в группах с различным профилем обучения В группах профильного обучения либо начинает преобладать социальная идентификация «быть как все» (в гуманитарных классах), либо явственно обнаруживается социальное обособление «быть не как все» (в физико-математических классах).Для студентов такие личностные особенности выражаются в потребности находить способы выражения своей индивидуальности, своих уникальных качеств в различных сферах и областях: будь то научные знания, выступления на конференциях, участие в исследованиях или творческая деятельность, связанная с организацией студенческого досуга, волонтерские движения, студенческие отряды, конкурсы красоты, театральные постановки, пение и т.д. Интересным будет также отметить особенности формирования ценностной структуры учащихся физико-математического направления. Для анализа этого показателя возьмем за основу модель ценностей Ш. Шварца [1]. Согласно его методике, выделяется уровень нормативных идеалов - это ценности, которые человек признает как руководящие принципы своей жизни в идеальном, теоретическом плане, и уровень индивидуальных приоритетов - ценности, которые проявляются как руководящие принципы в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся физико-математического направления имеют достаточно устойчивую систему ценностей, которая сохраняется на обоих уровнях структуры (рисунок 2). Рис. 2 Структура ценностей для учащихся физико-математического профиля Важно отметить, что ученики физико-математического направлениябольше ориентируются на ценности личной значимости (гедонизм, стимуляция, самостоятельность, достижения), нежели социальной (доброта, традиции, конформность, безопасность). Для учащихся физико-математического профиля менее характерно проявление социальной желательности, их ответы можно назвать более честными и откровенными, они имеют ясное представление о себе и своих приоритетах, не прикрывая их социально одобряемой моделью. Вполне естественно, что в юношеском возрасте ценность получения удовольствия - гедонизм, может быть оценена как очень важная. Учащиеся физико-математического профиля отражают это в своих ответах, не выдавая себя за «более взрослых» или «более правильных». Однако, с точки зрения социального значения, такие тенденции нельзя отнести к более зрелым, так как у них помимо реальных представлений и желаний не сформировалась «социальная оболочка», которая подсказывает им, что помимо получения удовольствия, нужно уделять свое внимание социальным ценностям и приоритетам: делать добро, бороться за справедливость, помогать другим, поддерживать близких и т.д. Обучение в профильных классах в целом связано с более активным формированием и развитием социальной идентичности подростков. Подростки, обучающиеся в профильных классах, имеют ярко выраженную готовность к активному социальному взаимодействию, групповому членству, имеют более ясное представление о социальном устройстве и своем месте в этой структуре. При этом в зависимости от профиля формируются и активизируются различные компоненты идентичности. Обучение по физико-математическому направлению характеризуется тенденциями к индивидуализму, проявлению своей уникальности. Подростки такого склада не склонны обращать внимание на социальные нормы, обычаи. При этом они не игнорируют их сознательно, не проявляют негативизм или протест, просто эти правила не являются ориентиром для выбора их поведения. Они опираются в первую очередь на личностные потребности, предпочтения. Таким образом, полученные выводы могут лечь в основу разработки психолого-педагогических программ сопровождения студентов технического ВУЗа, особенно на первых курсах. Цель этих программ в группах физико-математического профиля - делать акцент на социальных тенденциях: умение видеть ситуацию с разных позиций, умение взаимодействовать с другими людьми для достижения общей цели, понимание важности социальных ценностей, умение находить адекватные способы для самовыражения. Для реализации этих задач эффективными являются: профилактика аддиктивного поведения, которая направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни и как следствие в здоровом окружении, профилактика суицидальных тенденций, которые могут быть стимулированы низкой самооценкой, неумением справляться с собственными эмоциями, развитие волонтерского движения, которое является средой для формирования ценностей социального порядка. Подобные программы успешно реализуются в главном техническом ВУЗе нашей страны - МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» и входящей в его состав Лаборатории психологической поддержки студентов[2, 3].
References

1. Karandyshev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostey lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo. - SPb.: Rech', 2004. - 70 s.

2. Pyatibratova I.V., Hudysheva M.K. Individual'noe i gruppovoe konsul'tirovanie v rabote psihologicheskoy sluzhby MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2014. - №4. - S. 101-108.

3. Semikin G.I., Mysina G.A. Formirovanie bezopasnoy obrazovatel'noy sredy v MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2014. - №4. - S. 33-42.

4. Hrustaleva V.V. Samoprezentaciya social'noy identichnosti v kontekste profil'nogo obrazovaniya podrostkov // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. - 2013. - №3 (28). - S. 72-78.

5. Hrustaleva V.V. Soderzhatel'no-strukturnye harakteristiki i osnovnye proyavleniya social'noy identichnosti u uchaschihsya profil'nyh klassov // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. - 2014. - №4 (33). - S. 46-58.

6. Shneyder L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki. - M.: Moskovskiy psihologo-social'nyy institut, 2007. - 128 s.

Login or Create
* Forgot password?