Publication text
(PDF):
Read
Download
Развитие социально-психологических исследований в России в значительной мере было стимулировано потребностями практики. Это наложило свой отпечаток на становление данной дисциплины. Практические запросы требуют достаточно быстрых решений. Такая ситуация показывает как положительные, так и отрицательные моменты для становления социальной психологии. Положительные моменты Отрицательные моменты Различные отрасли народного хозяйства и культуры финансируют социально- психологические исследования и тем самым создают благоприятные возможности для развития науки. Социальная психология зачастую ещё не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях необходимой общественной потребности она даёт на них ответы, что иногда означает относительно слабое качество прикладных исследований. Развитие прикладной социальной психологии в качестве важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований, касающихся основных проблем этой науки. Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определённые взаимоотношения. Приход социального психолога не должен разрушить этот естественный процесс. Здесь существует список затруднений, связанных с особенностями методик исследователя. Эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может показать сдвиг в данных, которые исказят всю картину взаимоотношений. Все социально-психологические методики объёмны, их применение требует много времени. Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить обычную работу исследователя, если после рабочего дня, придётся задержать людей на длительное время, оставить, как говорится, «добровольцев». В каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором будут наименьшие потери. Необходимо и соблюдение этических правил. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ руководства. Выявление ряда характеристик групп влечет за собой определённые замечания в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки, и которые являются заказчиками исследования. Исследователь должен быть аккуратен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в коллективе. И здесь возникает трудность в отношении языка. Данная проблема заключается в адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Другая проблема языка связана с применение некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств применяются вне сферы науки. Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов. Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и социальной ответственности. Промышленное производство - один из главных заказчиков прикладного исследования. Это обусловило постановку задачи в построении общей модели психологической службы промышленного предприятия. Наиболее общие для всех отраслей промышленного производства, для любых предприятий темы - психологический климат коллектива, удовлетворение трудом, аттестация кадров, адаптация новичков. Темой прикладных исследований является проблема управления, имеющая отношение к различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т.д. В самом широком смысле организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения групп в организации. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере развивается активно. Объектами прикладных исследований могут быть: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В исследованиях проблем школ, осуществляемых в рамках педагогики и педагогической психологии, также используются методы социальной психологии. Виды деятельности школьного психолога[1] психологическое просвещение психологическая профилактика психологическое консультирование психодиагностика психокоррекция Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных личностей. Изменяется тип социальной ячейки по производству научных знаний: если раньше такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это исследовательский контингент. Субъектом исследовательского труда стала малая группа. Социальная психология традиционно уделяет много внимания семье, рассматривая её как пример естественной малой социальной группы. Все особенности данной группы приобретают в семье определённую специфику, но, тем не менее, знание закономерностей и развития малых групп может обусловить вклад в развитие форм взаимоотношений и в этой ячейке общества. Таким образом, социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Психологические методы социальной работы разнообразны. Очень важно использовать психосоциальные методы социальной работы при выявлении проблемы, то есть на стадии сбора информации. После того как сформируется яркая картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к её решению. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы - индивид или группа индивидов - обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы. Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов важнейшее значение в психологической работе с клиентами имеют психологическое консультирование и психотерапия, представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе. Следует отметить то, что и психологическое консультирование и психотерапия в решении проблем клиентов опираются на базовые принципы и поэтому включают целый ряд соответствующих основных подходов: диагностический (диагностическая шкала), функциональный (функциональная школа), метод решения проблем, психоаналитический, когнитивный, бихевиоральный (поведенческий), экзистенционально-гуманистический (гуманистическая и экзистенциальная психология), системный, интегративный (на основе принципа: для каждого клиента своя психотерапия), онтопсихологический, подход с позиций трансперсональной психологии.