Publication text
(PDF):
Read
Download
Будучи опосредованной системой языковых знаков, которые Л.С. Выготский (1956) назвал психическими орудиями, речь перестраивает все психические процессы человека, достигающие уровня произвольного, сознательного функционирования. Как явление биопсихосоциальное (В. Дорошевский, 1982) речевая деятельность отражает активность/инактивность, степень выраженности аномальной личностной и поведенческой изменчивости и может выступать в виде психологического маркера, детерминированного сочетанной конституционально-типологической недостаточностью высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозицией личности (Н.Н. Волоскова, 2001; Д.А. Карпенко, 2004). Конституционально-типологический комплексный анализ речевых функций, проводимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете на кафедре психологии, позволяет представить развитие личности в конституциональном личностном континууме и сформулировать следующие выводы: 1. Речевая деятельность отражает уровень развития психических процессов, межличностных отношений, сознания и самосознания и может выступать в качестве дополнительного психологического маркера - показателя нарастающей аномальной личностной изменчивости от диапазона нормы-акцентуации к диапазону пограничной аномальной личности вплоть до психопатии в конституционально-психотипологическом континууме подростков. 2. Качественными показателями конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД), сочетающейся с психотипологической предиспозицией личности, является сложный ансамбль нарушений рецептивной (импрессивной) стороны речи, отражающей восприятие фонетических структур, грамматических правил, понимание значения слова и фразы, смысла развернутой речи и моторной (экспрессивной) стороны речи, к которой относят артикуляцию речевых звуков, произнесение слов и фраз, самостоятельную развернутую речь, характеризующуюся связностью, цельностью, логичностью, последовательностью, сюжетностью с программированием речевого высказывания и двигательными расстройствами. 3. Особенности речевой деятельности у подростков с шизоидным психотипом в конституционально-континуальном пространстве демонстрируют постепенное нарастание аномального взаимосочетания нарушений процесса программирования речевого высказывания, рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи с двигательными нарушениями как результат деструктивного изменения личностного шизоидного психотипа в неблагоприятных условиях социальной среды обитания. 4. Специфика речевой функции, заключающаяся в особенностях звукопроизносительной (просодической и артикуляционной) стороны речи у подростков в диапазоне психологической нормы-акцентуации, в силу сохранных компенсаторных механизмов защиты, не препятствует полноценной адаптации подростков в социальной среде. 5. Представители диапазона пограничной аномальной личности отличаются сложным взаимосочетанием нарушений движений, рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи, которые коррелируют с низким уровнем компенсаторных защитных механизмов, подтверждая сочетанную конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологической предиспозиции личности у подростков с шизоидным психотипом, что затрудняет социальную адаптацию подростков. 6. Представители диапазона психопатии с шизоидной структурой личности характеризуются деструктивным характером речевой деятельности, проявляющимся в нарушении механизмов восприятия и мотивов возникновения, сообщения (коммуникативной интенции), речевого реагирования, трудностях оформления исходного замысла (мысли) и создания устойчивой речевой программы. При сохранности пассивного словаря, лексической и семантической стороны речи (импрессивной) артикуляционная и синтаксическая системы языка (экспрессивная) нарушаются. Парадоксальность развития речевой деятельности связана с дефицитом активного общения, обусловленного снижением потребностно-мотивационного компонента общения, слабостью коммуникативной функции. 7. Сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД, маркером которой может выступать динамика речевых функций, и психотипологическая предиспозиция личности, маркером которой является аномальная личностная и поведенческая изменчивость у подростков с шизоидной структурой психотипа, требует специализированной психологической, психотерапевтической и логопедической помощи в виде психокоррекционных программ, адресованных к восстановлению конституциональных механизмов психологической и психической компенсации и адаптации мозга и личности, когда учитывается место расположения подростка в диапазонах пограничной аномальной личности или психопатии. Таким образом, с позиций конституциональной психологии анализируется речевая деятельность в континууме конституционально-типологической изменчивости личности, рассматриваются методики исследования речевой функции: рецептивной (импрессивной) стороны речи, отражающей восприятие фонетических структур, грамматических правил, понимание значения слова и фразы, смысла развернутой речи и моторной (экспрессивной) стороны речи, к которой относят артикуляцию речевых звуков, произнесение слов и фраз, самостоятельную развернутую речь, характеризующуюся связностью, цельностью, логичностью, последовательностью и сюжетностью речевого высказывания, а также представлены методики исследования для психологического анализа видов речевой деятельности (устной и письменной), двигательной сферы в конституциональном континууме личности. Практическая значимость проводимого нами исследования состоит в том, что разработан диагностический комплекс психологических методик, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают особенности протекания и функционирования речевой деятельности у подростков в континууме шизоидного психотипа личности. Данные психологические показатели можно использовать как критерии ранней психологической диагностики и психокоррекции аномальной личностной изменчивости. Предложенная совокупность психологических критериев, отражающих различную степень развития и выраженности показателей речевой функции у подростков шизоидного психотипа в зависимости от их места расположения в конституционально-континуальном пространстве, может быть использована в судебно-психиатрической и судебно-психологической комплексной экспертизе.