SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS WITHIN THE INCLUSIVE EDUCATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Socio-psychological support of students with special educational needs is a system of measures for educational adaptation of this category of students during the period of study at university considering their medico-psychological characteristics; assistance in development of personality of a student and his general cultural competence as a future specialist; increase of social activity of this category of students; formation of value attitude and training of students with special educational needs for the further professional work in chosen profession.

Keywords:
students with disabilities, inclusive education, psychological and educational support, social adaptation
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в образовательных организациях высшего образования ведется работа по созданию благоприятных условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Однако, следует сказать, что не всегда учитываются все потребности данной категории обучающихся, а проводимые мероприятия в вузе зачастую не носят комплексный характер. В сочетании со спецификой ограничения жизнедеятельности, а также особенностями социального статуса обучающихся с нарушением здоровья, проблема их социальной адаптации в рамках социально-психологического сопровождения приобретает существенное значение и влияет на успешность социального функционирования индивида, которая позволяет ему после окончания вуза стать конкурентно-способным специалистом на рынке труда. Социально-психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды будет эффективным, если в образовательной организации обеспечено эффективное взаимодействие субъектов образовательных отношений и активизирована работа как с самими обучающимися вуза, так и научно-педагогическими работниками и родителями (законными представителями) студентов, с целью получения данной категорией студентов качественного высшего образования и трудоустройства по выбранной специальности. Основными задачами социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья являются: - достижение планируемых результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в рамках обычной модульно-рейтинговой системы, реализующейся в образовательной организации высшего образования; - индивидуализация образовательной траектории и адекватная оценка динамики развития жизненных и профессиональных компетенций обучающихся; - направленное развитие коммуникационных способностей через привлечение студентов целевой группы к творческой, а также к социально значимой волонтерской деятельности совместно с остальными обучающимися. Цель индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями - осуществление мероприятий по адаптации этой категории студентов к учебно-воспитательному процессу в период обучения в вузе с учетом медико-психологических особенностей; оказание помощи в развитии личности студента-инвалида и его общекультурных компетенций как будущего специалиста, повышение социальной активности обучающихся; формирование ценностных установок студентов, подготовка студентов к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии. Задачи индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся: 1) создание в высшем учебном заведении доступной среды для студентов с инвалидностью, а также условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и процесса социально-психологического сопровождения студентов; 2) осуществление мониторинга медико-психо-социального состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья в академических группах вуза; исследование внутренней картины болезни; вопросов адаптации и социализации данной категории; 3) создание условий для максимальной интеграции студентов с инвалидностью в образовательную среду, и формирования у них позитивного отношения к себе, к своей учебе, к окружающим людям; 4) формирование позитивного отношения к студентам-инвалидам со стороны студентов без инвалидности, и учет со стороны преподавателей при организации образовательного процесса ограничений, имеющихся у студентов-инвалидов; 5) регулярное взаимодействие с приемной комиссией с целью постоянного мониторинга численности и состава поступивших на обучение в вуз данной категории студентов; 6) помощь в адаптации студентов, особенно младших курсов к образовательному процессу посредством тренингов и мастер-классов для снижения невротизма, тревожности; содействие повышению самооценки, уверенности в себе и профессиональному развитию студентов; 7) оказание методической помощи кураторам академических групп с обучающимися, актуализация знаний по основам адаптационной педагогики; привлечение к сотрудничеству квалифицированных специалистов в сфере оказания реабилитационных услуг; 8) поддержка интеллектуальной инициативы и развитие творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; привлечение данной категории обучающихся к активной деятельности студенческого совета вуза или факультета, а также вовлечение их в волонтерскую деятельность; 9) взаимодействие социальными службами образовательной организации и администрацией общежитий вуза с целью успешности адаптации к бытовым условиям. Важность социально-психологического сопровождения студентов обусловлена многими факторами: - необходимость соблюдения международных правил и норм в области прав человека вызывает повышение внимания к решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья со стороны государства, в том числе их возможностью получения качественного высшего образования и трудоустройства по выбранной специальности; - научно-технический прогресс, который ведет к инновационным преобразованиям, в частности для лиц с нарушением слуха это и развитие аудиологии, и слухопротезировании, в том числе развитие кохлеарной имплантации, которые способствуют своевременной и адекватной электроакустической коррекции слуха плохослышащих, что дает им больше возможностей для получения полноценного образования и трудоустройства; - разработка и реализация новых педагогических, коррекционноразвивающих программ и технологий позволяют проводить успешную абилитацию и коррекцию развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в созданных условиях инклюзивной образовательной среды, - возрастающие требования современного общества к уровню образования и личностным качествам индивида является результатом изменившихся социально-экономических условий; - актуальность развития инклюзивного образования и создания условий в образовательной среде для интеграции в нее обучающихся диктует необходимость подготовки общества и субъектов образовательной среды к пониманию проблем обучающихся с особыми образовательными потребностями с возможностью совместного обучения и участия в их судьбе, - для эффективного взаимодействия субъектов образования в условиях инклюзивной образовательной среды необходимо активизировать работу с обучающимися вуза, научно-педагогическими работниками и родителями (законными представителями) студентов; - недостаточная готовность обучающихся к установлению социальных контактов в условиях образовательной среды вуза неизбежно ведет к высокой потребности в создании специальных условий для их интеграции в образовательный процесс в инклюзивной образовательной среде, и получении ими адресной социально-психологической поддержки. Выделим те специальные условия, которые должны быть созданы в инклюзивной образовательной среде для осуществления социально-психологического сопровождения с целью эффективной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: - достижение планируемых результатов освоения основных профессиональных образовательных программ; - использование обычной модульно-рейтинговой системы, реализующейся в образовательной организации высшего образования, и специфических шкал оценки «академических» достижений обучающихся; - адекватной оценки динамики развития жизненных и профессиональных компетенций обучающихся с особыми образовательными потребностями совместно всеми участниками образовательного процесса, включая научно-педагогических работников и родителей (законных представителей) данной категории студентов; - индивидуализация образовательной траектории в отношении студентов; - направленное развитие коммуникационных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию их со всеми субъектами образовательных отношений; - привлечение студентов данной категории к творческой деятельности путем выявления и развития их способностей через систему внеучебной досуговой деятельности: спортивные секции, клубы, студии и кружки; а также привлечение студентов к социально значимой волонтерской деятельности; - включение студентов в доступные им интеллектуальные, творческие и спортивные соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; - проектирование инклюзивной образовательной среды с включением в эту деятельность научно-педагогических работников вуза, общественных организаций образовательной организации и родителей (законных представителей); - использование в инклюзивной образовательной среде современных научно-обоснованных и достоверных инновационных педагогических, психолого-педагогических и коррекционных технологий, адекватных потребностям обучающихся. Категории студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности, определяет вариативность специальных условий, распределенных по различным ресурсным сферам инклюзивной образовательной среды: материально-техническое, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение. Таким образом, условия для эффективной интеграции различных категорий студентов в инклюзивную образовательную среду представляют собой целостную систему (рис. 1), включающую в себя: общие условия для всех обучающихся в вузе, частно-специфические для данной категории студентов, индивидуально-ориентированные для конкретного студента, в совокупности определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности студента в соответствии с его конкретными особенности и образовательными возможностями, позволяющими ему конкурировать на профессиональном рынке труда. Рисунок 1. Схема целостной системы условий образовательной среды, определяющих возможность и эффективность реализации социально-психологического сопровождения студентов в инклюзивной образовательной среде Выделим следующие механизмы социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья: - разработка и применение диагностического инструментария для проведения профессионального отбора путем оценки индивидуальных особенностей здоровья абитуриентов с уточнением показаний и противопоказаний по выбранной ими специальности; - разработка и реализация индивидуальных программ медицинского сопровождения по результатам диспансерного наблюдения студентов; - согласование и координация деятельности по социально-психологическому сопровождению с лечебными учреждениями, в том числе по получению узкоспециализированной помощи; - передача студентам медицинских знаний, умений и навыков по специфике своего заболевания и способности наилучшим образом адаптироваться к условиям окружающей среды в процессе своей жизнедеятельности; а также осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиенического и медицинского просвещения; - мониторинг состояния здоровья студентов, медицинский патронаж; определение режима индивидуального обучения с установкой учебно-производственных нагрузок, соответствующих их психо-функциональному статусу; - контроль санитарного состояния образовательной организации, контроль качества и рекомендации по организации питания; - разработка и осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий для студентов; - разработка и реализация индивидуальных программ социально-психологического сопровождения, оздоровления и повышения личностного роста; - осуществление психологической помощи в форме консультаций у психолого-специалистов и тренингов с тьюторами в индивидуальной и групповой форме, а также с использованием методов психотерапии и психокоррекции; - выявление среди студентов «групп риска» по социально-психологической дезадаптации, склонных к девиантным формам поведения и проведение с данной фокусной группой мероприятий по первичной неспецифической профилактике саморазрушающего поведения и психоэмоционального выгорания; - разработка и реализация мероприятий по социальной реабилитации и ресоциализации студентов, в том числе через развитие в образовательной организации волонтерского движения на принципах «равный-равному» в рамках инклюзивного образования; - обеспечение условий для «социального лифта» студентов путем содействия рациональному трудоустройству выпускников образовательной организации в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией в тесном сотрудничестве со службами занятости и работодателями. В качестве методов социальной и психологической адаптации студентов в вузе используются как методы сбора и обработки информации, так и методы реализации полученных результатов для достижения поставленной цели. Результаты исследований в рамках системного мониторинга различных показателей как индивидуальных студента, так и интегральных показателей социального окружения и образовательной среды в целом, позволяют повысить эффективность проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов и в целом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Требования к кадровому составу и персоналу образовательной организации высшего образования, обеспечивающих социально-психологическую поддержку студентов с особыми образовательными потребностями. К данному персоналу относятся: 1) педагог-психолог, в обязанности которого входит: во-первых, диагностика актуального уровня когнитивного развития обучающегося и определение зоны ближайшего развития, а также коррекционно-развивающая работа со студентом; во-вторых, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей студента, диагностика межличностных отношений; работа по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций; в-третьих, повышение психологической компетентности научно-педагогических работников образовательной организации и родителей (законных представителей) студентов с ограниченными возможностями здоровья. 2) социальный педагог, в обязанности которого входит: - осуществление контроля за соблюдение прав студента в образовательной организации; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления потребностей студента в сфере социальной поддержки; - взаимодействие с социальными службами и общественными организациями образовательной организации, а также учреждениями-партнерами в области социальной поддержки, общественными организациями, защищающими права обучающихся-инвалидов; - помощь родителям (законным представителям) студента с ограниченными возможностями здоровья в его адаптации к условиям образовательной среды; 3) академический тьютор, в обязанности которого входит: - непосредственное сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальная помощь ему и при необходимости его родителям (законным представителям), а также другим субъектам образовательной деятельности в эффективной адаптации такого студента в новой для него среде вуза, формировании профессиональных навыков, а также навыков адаптированного поведения и содействие в социализации студента. Таким образом, в процессе социальной адаптации в рамках социально-психологического сопровождения студенты с ограниченными возможностями здоровья должны научиться активно приспосабливаться к условиям новой для себя социальной среды, усваивать элементы культуры (в том числе корпоративной), социальные нормы и ценности, на основе которых формируются социально значимые качества личности, позволяющие выпускнику вуза, имеющему инвалидность, быть востребованным на рынке труда. Студент в процессе обучения в вузе социализируется - усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс социальной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями предлагается рассматривать как комплексный, состоящий из трех компонентов: · пространственный - адаптация к физическому пространству образовательной организации высшего образования; · образовательный - адаптация к образовательному процессу; · социально-психологический - адаптация к студенческой, преподавательской и профессиональной среде. При этом необходимо отметить, что процесс социальной адаптации подразумевает функционирование студента с ограниченными возможностями здоровья во всем многообразии условий среды «школа-вуз-работа» как системного объекта, а не в автономных частях. Доминирующее значение отдается социально-психологическому аспекту адаптации, т.к. именно в социально-психологическом ключе формируется адаптационная стратегия в отношении данной категории обучающихся, а также выстраивается модель отношения к выпускнику вуза либо как к инвалиду, имеющему ограничение в жизнедеятельности, либо как к конкурентоспособному специалисту на рынке труда, способному взаимодействовать с людьми без отклонений в здоровье. Формирование основных адаптационных стратегий в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит на базе социальной политики государства и учитывает преобладающие формы общественного восприятия инвалидности и нарушений здоровья. В образовательных организациях высшего образования реализуются следующие адаптационные стратегии: · сегрегация - студенты обучаются отдельно от здоровых сверстников; · интеграция - в образовательной организации созданы отдельные группы, состоящие из студентов с инвалидностью; · мейнстриминг - совместное обучение при наличии определенных предпосылок, таких как «хорошая» учебная успеваемость, наличие достижений в виде побед на олимпиадах, конкурсах и т.д.; · инклюзия - совместное обучение с включением студента с нарушением здоровья в образовательную среду без выполнения каких-либо условий. Основные принципы социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья: доступность образовательной среды высшего учебного заведения; непрерывность процесса адаптации на всей индивидуальной траектории «школа-вуз-работа»; психологическая и физическая комфортность образовательной среды; адресность; развитие самоадаптирвоанности и конкурентноспособности. Социальная адаптация в образовательной организации должна осуществляться при взаимодействии с родителями (законными представителями) студентов, реабилитационными и лечебно-профилактическими учреждениями, общественными организациями, бюро медико-социальной экспертизы. В качестве связующего звена адаптационной работы между субъектами необходимо введение должности специалиста по социальной работе (учебно-вспомогательный персонал вуза с высшим образованием по направлению «Социальный педагог», «Социальный работник») в образовательной организации высшего образования. Данный специалист может выступать в качестве консультанта, осуществляя ряд функций, способствующих адаптированности студентов с нарушением здоровья к системе высшего образования. Основными методами работы специалиста по социальной работе являются: 1) Диагностический, включающий формирование, обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями здоровья. Используемые технологии: индивидуальная беседа, где выявляются потребности и проблемы слабослышащего студента; консультационная работа с преподавателями вуза и однокурсниками с целью формирования лояльной среды и культуры общения; 2) Мониторинг потребностей и проблем, возникающих у студентов в период обучения в вузе. Используемые технологии: оказание поддержки и помощи студентам, в том числе и материальная помощь, социальная стипендия, разовые выплаты; установление связи с другими субъектами для решения возникающих проблем (с лечебно-профилактическими учреждениями, органами социальной защиты и т.д.); 3) Развитие инклюзии посредством расширения контактов между студентами с нарушением здоровья и остальными студентами. Используемые технологии: проведение совместных мероприятий, в том числе социально-значимых, со сверстниками; развитие волонтерского движения; 4) Подготовка к выходу на рынок труда. Используемые технологии: формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с нарушением здоровья; помощь в поиске потенциального работодателя; помощь в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства; помощь в подготовке резюме; 5) Развитие социального партнерства с общественными организациями инвалидов. Используемые технологии: привлечение потенциальных абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, состоящих на учете в общественных организациях; через решение общих задач в области оптимизации адаптационных процессов в условиях образовательной среды вуза; формирование позитивного социального портрета людей с инвалидностью в молодежной и профессиональной среде. Процесс социальной адаптацией студентов является непрерывным процессом и тесно связан не только с окружающими социальными условиями, но и с условиями конкретной деятельности: · учебная адаптация - адаптация к процессу обучения в условиях образовательной среды высшего учебного заведения; · производственная адаптация - процесс вхождения индивида в новую для него производственную среду, вживание в нее, усвоение профессиональной роли, производственных норм, социальных отношений; · как итог - профессиональная адаптация, позволяющая стать студенту с ограниченными возможностями здоровья конкурентоспособным специалистом на рынке труда. На сегодняшний день единой общепризнанной модели социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, так же как и единого подхода к осуществлению данного вида деятельности не выработано. Поэтому рекомендуется принять общие подходы, предъявляемые к модели социально-психологического сопровождения студентов, представленные на рисунке 1, которые предполагают: Рисунок 2. Схема модели реализации социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья - определение со стороны администрации образовательной организации высшего образования, руководства Центра инклюзивного обучения стратегии и тактики деятельности по социально-психологическому сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья; - поиск и корректировка научных и методических материалов, необходимых для внедрения и реализации социально-психологического сопровождения студентов; - на постоянной основе модернизация и совершенствование программ коррекционно-развивающей направленности для студентов; - поиск оптимальных способов мониторинга и контроля за реализацией деятельности по социально-психологическому сопровождению студентов. При создании и комплексной реализации системы социально-психологического сопровождения студентов должно наблюдаться: - гармоничное развитие студентов, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала; - успешная адаптация и социализация студентов к условиям образовательной среды вуза; - усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения студентов; - наличие у студентов навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания поддержки сверстникам в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения. Критериями эффективности деятельности по социально-психологическому сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется считать следующие: - прослеживается повышение их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами, потенциальными работодателями в процессе образовательной, общественно полезной, научно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и соотнесение их с потребностями общества; - улучшаются адаптационные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы; - при рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность научно-педагогических кадров, возрастает интеллектуальный уровень педагогического коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы со студентами, а также их родителями (законными представителями); - улучшается психологический климат в образовательной организации, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь среди студентов.
References

1. Mysina G.A. Gotovnost' pedagogov k osuschestvleniyu zdorov'e sberegayuschey i profilakticheskoy deyatel'nosti v vuze // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2011. - № 5. - c. 88-91.

2. Obolonskiy Yu.V. Psihologicheskaya model' lichnosti // Zhivaya psihologiya. - 2014. - № 2. - c. 52-60.

3. Semikin G.I. Kompleksnaya celevaya programma «Zdorov'esberegayuschie tehnologii i profilaktika social'no znachimyh zabolevaniy v obrazovatel'noy srede MGTU im. N.E. Baumana na 2013-2018 gody» // Zhivaya psihologiya. - 2014. - № 4. - c. 11-32. - doi: 10.18334/lp.1.4.2032/.

4. Semikin G.I., Mysina G.A. Ob organizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2015. - № 3. - c. 261-268. - doi: 10.18334/lp.2.3.35111.

5. Hudysheva M.K., Pyatibratova I.V. Problema adaptacii studentov k obucheniyu i puti ee resheniya v MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2015. - № 3. - c. 279-284.

6. Pikanina Yu.M Programma optimizacii samoregulyacii lichnostnoy nadezhnosti specialistov inzhenernogo profilya na primere MGTU im. N.E. Baumana) // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2016. - № 42. - c. 189-194.

Login or Create
* Forgot password?