Publication text
(PDF):
Read
Download
Специальные умения и навыки самопознания и саморегуляции позволяют раскрыть самые разнообразные способности, достигнуть мастерства в любом виде профессиональной деятельности, обеспечить полноценную жизнь. Самопознание содействует укреплению и поддержанию на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого чем одарила природа каждого человека - его здоровья. Именно здоровье, оптимальное физическое состояние организма являются материальной основой для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческого бытия [2] (Obolonskiy, Kozhevnikov, 2013). Эффективность любой человеческой деятельности во многом зависит от функционального состояния работника, осуществляющего ее. Инженерная деятельность предъявляет различные требования к возможностям человека, например, работа с большим объем информации, работа в экологически трудных условиях, в ситуациях непредсказуемости в системах человек-техника и др. [3] (Semikin, Mysina, 2015). Особенности инженерной специфики способствуют возникновению личностных изменений в результате переживания тех или иных состояний: нерешительности, тревожности, апатичности, повышенной истощаемости. Задача программы занятий по саморегуляции - сформировать целостное представление о возможностях саморегуляции как способа профилактики социальной дезадаптации и межличностных конфликтов, нарушений личностной адаптации, психосоматических нарушений; как регуляции психофизиологической активности, как общепрофессиональной компетенции - направленной не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. Самопознание эмоций происходит через саморефлексию, самоанализ, самодиагностику. На занятиях предусмотрены различные формы групповой работы: социально-психологические тренинги, аутотренинги, дискуссии на актуальные темы по вопросам взаимодействия в профессиональном коллективе, в межличностном общении, отрабатываются навыки высказывания собственного мнения, выслушивания мнения других. В программу включена индивидуальная работа: оформление самонаблюдений в виде эссе, дневников по результатам прохождения аудио-видео тренингов, просмотра тематических фильмов, индивидуальных консультаций. В рамках разработанной программы уделено отдельное внимание применению проективных, рисуночных групповых методик. Применение проективных, рисуночных методик целесообразно для обучения психогигиеническим приемам самопомощи для улучшения настроения, самочувствия, для повышения концентрации внимания. С помощью рисунка возможно опосредованное выражение субъективных эмоциональных переживаний, которые по тем или иным причинам не могут быть спонтанными и адекватными. Индивидуальные рисуночные методики 1. Разрисовывание мандал. Цель - развитие навыка расслабления в процессе рисования и рефлексии переключаемости внимания в процессе смены фигуры на фон и обратно. Готовые мандалы можно использовать как основу для группового обсуждения названия и смысла мандалы. Обсуждение готовых рисунков проводится с помощью анализа подбора цветовых предпочтений, степени и порядка заполняемости. Участникам предлагается понаблюдать за своими мыслями и чувствами в процессе рисования. 2. Двуручные проективные рисуночные методики. Цель - развитие межполушарных связей при получении опыта расслабления в процессе рисования. Основные требования к образу, который может стать основой упражнения для двух рук, следующие - это должен быть единый образ, симметричный относительно центральной вертикальной оси, а не два рисунка (где один - зеркальное отображение другого), так как цель подобных упражнений именно в том, чтобы настроить полушария мозга на общую работу [1] (Golub, Raymova, Sorokoumova, 2015). В качестве предлагаемых на занятиях могут быть следующие задания: нарисовать дом, сделать рисунок дерева, растения и др. природных образов. Главное правило выполнения упражнения - у каждой руки есть своя половина рисунка, необходимо соблюдать, чтобы у ведущей руки не было возможности взять основную часть работы на себя. Все движения во время упражнения совершаются синхронно левой и правой руками - то есть совершенно одновременно и зеркально. По мнению большинства участников групп, красивые и зачастую строго симметричные и синхронные движения двумя руками не кажутся запредельно трудными. Затруднения и напряжение возникало у участников с гиперконтролем, не позволившим выполнить рисунок вместе со всеми. В процессе рисования опосредованно происходит выражение неосознаваемых, актуальных здесь и сейчас эмоций. В процессе рисования с погружением в собственные мысли происходит расслабление, и неосознаваемые эмоции отражаются в идее и цветовом наполнении рисунка. Восприятие и осознавание собственных мыслей и эмоциональных реакций - важный процесс самопонимания. Обычно осознается лишь небольшая часть наших эмоций, но неосознанные и невыраженные эмоции не исчезают, а, погрузившись в подсознание, оказывают свое влияние на личность, поведение человека, и могут быть причиной жизненных неудач и плохого самочувствия [1] (Golub, Raymova, Sorokoumova, 2015). Навык самонаблюдения позволяет расширить область самопознания и саморегуляции собственного эмоционального состояния. Групповые рисуночные методики. 1. Совместный рисунок - задание выполняется одновременно в малой группе. Задача - получить опыт осознавания собственных границ, стиля творческой работы, ролевых предпочтений в процессе невербального взаимодействия в парах или в мини-группах. Перед началом работы участникам предлагается выбрать набор из 4-х цветных карандашей, не договариваясь друг с другом. Затем предлагается, не договариваясь, на одном листе бумаги создать общий рисунок, сделать его как можно подробнее (время не ограниченно). После окончании рисунка - обсудить название и идею каждого и принять групповое название, какие трудности замечали в ходе выполнения совместного задания, что мешало / помогало справиться; какой стиль был выбран в паре, кто ведущий, кто ведомый; было ли четкое разграничение по пространству и цвету; какие ощущения возникали в процессе, если нарушались границы, менялись цвета, идеи. 2. Совместный рисунок - задание выполняется поочередно по кругу в группе численностью от 5 до 15 чел. Перед началом работы участникам предлагается на одном листе бумаги начать собственный рисунок, затем по сигналу ведущего (примерно через 5 мин) рисунок передается по кругу и без договоренности друг с другом дорисовывается другими участниками. После возвращения рисунка владельцу хозяин рисунка дает обратную связь группе: обсуждает идею замысла и впечатления от дополнений каждого. Интересно обсудить, какие трудности замечали в понимании замысла рисунков других участников, что мешало / помогало справиться. Какой стиль был выбран в работе - исполнительский или инициативный, что преобладало - желание дополнить или изменить рисунок другого. Какие ощущения возникали в процессе, если нарушались границы, менялись цвета, идеи. Таким образом, с помощью проективных рисуночных методик с целью профилактики утомляемости и перенапряжения будущих инженеров наглядно отрабатываются навыки группового взаимодействия, эмоциональной саморегуляции, формируется стрессоустойчивость.