APPLICATION CHARACTERISTICS OF INTERACTIVE AND PROJECTIVE TECHNIQUES IN TRAININGS FOR FORMATION OF SELF-CONTROL SKILLS OF FUTURE ENGINEERS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the possibility of using interactive and projective techniques in trainings for formation of self-control skills of future engineers. We present options for group and individual use of projective drawing exercises. The author's adaptation of popular drawing exercises aimed at preventing emotional stress of future engineers and skills development of group interaction.

Keywords:
self-control, health-saving technologies, interactive and projective techniques, skills of group interaction, efficiency, healthy lifestyle
Text
Publication text (PDF): Read Download

Специальные умения и навыки самопознания и саморегуляции позволяют раскрыть самые разнообразные способности, достигнуть мастерства в любом виде профессиональной деятельности, обеспечить полноценную жизнь. Самопознание содействует укреплению и поддержанию на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого чем одарила природа каждого человека - его здоровья. Именно здоровье, оптимальное физическое состояние организма являются материальной основой для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческого бытия [2] (Obolonskiy, Kozhevnikov, 2013). Эффективность любой человеческой деятельности во многом зависит от функционального состояния работника, осуществляющего ее. Инженерная деятельность предъявляет различные требования к возможностям человека, например, работа с большим объем информации, работа в экологически трудных условиях, в ситуациях непредсказуемости в системах человек-техника и др. [3] (Semikin, Mysina, 2015). Особенности инженерной специфики способствуют возникновению личностных изменений в результате переживания тех или иных состояний: нерешительности, тревожности, апатичности, повышенной истощаемости. Задача программы занятий по саморегуляции - сформировать целостное представление о возможностях саморегуляции как способа профилактики социальной дезадаптации и межличностных конфликтов, нарушений личностной адаптации, психосоматических нарушений; как регуляции психофизиологической активности, как общепрофессиональной компетенции - направленной не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. Самопознание эмоций происходит через саморефлексию, самоанализ, самодиагностику. На занятиях предусмотрены различные формы групповой работы: социально-психологические тренинги, аутотренинги, дискуссии на актуальные темы по вопросам взаимодействия в профессиональном коллективе, в межличностном общении, отрабатываются навыки высказывания собственного мнения, выслушивания мнения других. В программу включена индивидуальная работа: оформление самонаблюдений в виде эссе, дневников по результатам прохождения аудио-видео тренингов, просмотра тематических фильмов, индивидуальных консультаций. В рамках разработанной программы уделено отдельное внимание применению проективных, рисуночных групповых методик. Применение проективных, рисуночных методик целесообразно для обучения психогигиеническим приемам самопомощи для улучшения настроения, самочувствия, для повышения концентрации внимания. С помощью рисунка возможно опосредованное выражение субъективных эмоциональных переживаний, которые по тем или иным причинам не могут быть спонтанными и адекватными. Индивидуальные рисуночные методики 1. Разрисовывание мандал. Цель - развитие навыка расслабления в процессе рисования и рефлексии переключаемости внимания в процессе смены фигуры на фон и обратно. Готовые мандалы можно использовать как основу для группового обсуждения названия и смысла мандалы. Обсуждение готовых рисунков проводится с помощью анализа подбора цветовых предпочтений, степени и порядка заполняемости. Участникам предлагается понаблюдать за своими мыслями и чувствами в процессе рисования. 2. Двуручные проективные рисуночные методики. Цель - развитие межполушарных связей при получении опыта расслабления в процессе рисования. Основные требования к образу, который может стать основой упражнения для двух рук, следующие - это должен быть единый образ, симметричный относительно центральной вертикальной оси, а не два рисунка (где один - зеркальное отображение другого), так как цель подобных упражнений именно в том, чтобы настроить полушария мозга на общую работу [1] (Golub, Raymova, Sorokoumova, 2015). В качестве предлагаемых на занятиях могут быть следующие задания: нарисовать дом, сделать рисунок дерева, растения и др. природных образов. Главное правило выполнения упражнения - у каждой руки есть своя половина рисунка, необходимо соблюдать, чтобы у ведущей руки не было возможности взять основную часть работы на себя. Все движения во время упражнения совершаются синхронно левой и правой руками - то есть совершенно одновременно и зеркально. По мнению большинства участников групп, красивые и зачастую строго симметричные и синхронные движения двумя руками не кажутся запредельно трудными. Затруднения и напряжение возникало у участников с гиперконтролем, не позволившим выполнить рисунок вместе со всеми. В процессе рисования опосредованно происходит выражение неосознаваемых, актуальных здесь и сейчас эмоций. В процессе рисования с погружением в собственные мысли происходит расслабление, и неосознаваемые эмоции отражаются в идее и цветовом наполнении рисунка. Восприятие и осознавание собственных мыслей и эмоциональных реакций - важный процесс самопонимания. Обычно осознается лишь небольшая часть наших эмоций, но неосознанные и невыраженные эмоции не исчезают, а, погрузившись в подсознание, оказывают свое влияние на личность, поведение человека, и могут быть причиной жизненных неудач и плохого самочувствия [1] (Golub, Raymova, Sorokoumova, 2015). Навык самонаблюдения позволяет расширить область самопознания и саморегуляции собственного эмоционального состояния. Групповые рисуночные методики. 1. Совместный рисунок - задание выполняется одновременно в малой группе. Задача - получить опыт осознавания собственных границ, стиля творческой работы, ролевых предпочтений в процессе невербального взаимодействия в парах или в мини-группах. Перед началом работы участникам предлагается выбрать набор из 4-х цветных карандашей, не договариваясь друг с другом. Затем предлагается, не договариваясь, на одном листе бумаги создать общий рисунок, сделать его как можно подробнее (время не ограниченно). После окончании рисунка - обсудить название и идею каждого и принять групповое название, какие трудности замечали в ходе выполнения совместного задания, что мешало / помогало справиться; какой стиль был выбран в паре, кто ведущий, кто ведомый; было ли четкое разграничение по пространству и цвету; какие ощущения возникали в процессе, если нарушались границы, менялись цвета, идеи. 2. Совместный рисунок - задание выполняется поочередно по кругу в группе численностью от 5 до 15 чел. Перед началом работы участникам предлагается на одном листе бумаги начать собственный рисунок, затем по сигналу ведущего (примерно через 5 мин) рисунок передается по кругу и без договоренности друг с другом дорисовывается другими участниками. После возвращения рисунка владельцу хозяин рисунка дает обратную связь группе: обсуждает идею замысла и впечатления от дополнений каждого. Интересно обсудить, какие трудности замечали в понимании замысла рисунков других участников, что мешало / помогало справиться. Какой стиль был выбран в работе - исполнительский или инициативный, что преобладало - желание дополнить или изменить рисунок другого. Какие ощущения возникали в процессе, если нарушались границы, менялись цвета, идеи. Таким образом, с помощью проективных рисуночных методик с целью профилактики утомляемости и перенапряжения будущих инженеров наглядно отрабатываются навыки группового взаимодействия, эмоциональной саморегуляции, формируется стрессоустойчивость.
References

1. Golub' O., Raymova E., Sorokoumova N. Teoreticheskie osnovaniya ispol'zovaniya mandaly v psihoterapevticheskoy praktike // Teoriya i praktika psihoterapii. - 2015. - № 6 (10). - c. 12-20.

2. Obolonskiy Yu.V., Kozhevnikov I.S. Konflikt kak instrument razvitiya lichnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. - 2013. - № 4. - c. 98-105.

3. Semikin, G.I., Mysina G.A. Organizaciya zanyatiy po fizicheskoy kul'ture so studentami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i studentami-invalidami v vuze (opyt MGTU im. N.E. Baumana) // Zhivaya psihologiya. - 2015. - № 1. - c. 7-18. - doi: 10.18334/lp.2.1.2121.

4. Hudysheva M.K., Pyatibratova I.V. Problema adaptacii studentov k obucheniyu i puti ee resheniya v MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2015. - № 3. - c. 279-284. - doi: 10.18334/lp.2.3.35113.

Login or Create
* Forgot password?