Publication text
(PDF):
Read
Download
Среди многообразия проблем высшей школы в настоящее время особо остро стоит вопрос, связанный с трудностями первого года обучения в вузе. Система высшего образования предполагает активное воспитание жизненной позиции не только посредством систематических воспитательных мероприятий, но и непосредственно во время учебного процесса. Активная социальная позиция и здоровый образ жизни в наше время являются не просто личным делом отдельно взятого студента. От того, насколько здоров студент физически и духовно, зависит его отношение к будущей работе, семье и обществу в целом. Моральными и социальными установками нынешних студентов определяется будущее государства и профессиональное будущее специалиста. Одни обучающиеся легко приспосабливаются к новым требованиям, другие, напротив, испытывают множество трудностей на первом году обучения. В момент перехода выпускника из школы в вуз происходит перестройка привычных стереотипов не только мировоззрения, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Оказавшись в кризисной ситуации, обучающийся начинает осознавать проблемы, которые у него возникают: одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, страхи перед неизвестностью, большой объем знаний. Для МГТУ им. Баумана на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят успешность обучения, будущая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [5] (Mysina, Semikin, 2013). Обучение в высшем заведении образования для современного молодого человека - является важнейшим периодом его жизни, личностного роста и становления как будущего профессионала. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в вузе является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. Поэтому начальный этап обучения в высшем учебном заведении связан с перестройкой сложившихся стереотипов, привычек школьника, необходимостью изменять своё поведение и деятельность. Главной целью обучающегося первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие для себя нового социального статуса. Исходя из актуальности данной проблемы, на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана в Центре Здоровья и психологической поддержки студентов одним из направлений работы является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки первокурсников в эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. Специалисты Центра рассматривают адаптацию, как процесс активного приспособления и изменения социальных установок индивида к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в учебном заведении. Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения. Одним их показателей социальной адаптации на уровне учебной группы можно рассматривать: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры [3] (Monakhova, 2002). Во многом период адаптации к новой жизненной ситуации зависит от сформировавшихся ранее социальных установок. Насколько безболезненно пройдет период адаптации, будет зависеть от социальных установок студента. В отечественной и зарубежной социальной психологии неоднократно предпринимались попытки исследовать вопросы сущности социальной установки о соотношении ценностей, ценностных ориентаций и социальных установок в психической структуре личности [2] (Asmolov, Kovalchuk, 1977). Сложились различные подходы к анализу этих проблем. В рамках одних подходов социальная установка определяется как ценностная ориентация. В то же время в рамках других подходов ценность определяется как основная детерминанта социальной установки. Понятие психической установки в зарубежной социальной психологии вошло в научный обиход во второй половине прошлого века и обозначалось термином аттитюд. Впервые понятие установки было введено в научный обиход Г. Спенсером. В своей книге «Первые принципы», вышедшей в свет в 1862 году, Спенсер писал, что правильное суждение по определенному вопросу главным образом зависит от той душевной установки, которой мы придерживаемся при выслушивании противоположного мнения. Анализ теоретических подходов в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе, применительно к обучающимся, позволяет опираться на методологически важные понятия, к которым относятся и социальные установки. Социальная установка - это приобретённая ориентация, направленная на определённые объекты, которая сравнительно устойчива и которая влияет и мотивирует наше поведение по отношению к этим объектам, структурно состоящая из познавательного (когнитивного), эмоционального (аффективного) и поведенческого компонентов [1] (Andreeva, Bogomolova, Petrovskaya, 1978). В установке наличествует процесс объективации и регармонизации, работающих как адаптационные механизмы. Смена социальной установки подготавливается объективацией прошлого опыта, регармонизируя их отжившие, ненужные компоненты, способствует тем самым завершению процесса формирования новых социальных установок, открытию перспективы в будущем, осознанию реальности жизни, связи прошлого, настоящего и будущего в единое целое. С помощью регармонизации происходит выборка из фиксированных установок того, что может быть полезно в новых условиях. Объективизация благоприятствует акцентированию сознания на различиях между старой и новой средой обитания, тем самым оказывает влияние на формирование новых установок [1] (Andreeva, Bogomolova, Petrovskaya, 1978). Можно выделить общую основу для психических и социальных установок, которая заключается в том, что психические и социальные установки отражают готовность или отношение готовности к той или иной деятельности. При этом социальная установка выступает как первичная реакция субъекта на ситуацию или объект в форме первичного отражения ситуации; она не является врожденным психическим феноменом или приобретенным, подобно навыку на основе опыта, а образуется на основе взаимодействия двух факторов - потребности и ситуации [6] (Obolonskiy, Kozhevnikov, 2015). Социальный опыт студента не может не отразиться на диспозиционной структуре. В процессе усвоения социального опыта происходит изменение позиций личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, а от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе приобретенного социального опыта. Период адаптации к обучению в вузе зачастую проходит на фоне развития стрессовой ситуации. Это определяется не фактическим изменением в состоянии здоровья, а мерой информированности о новой обстановке (когнитивный компонент). Переоцениваются взгляды на жизнь, отношение к себе, к своему окружению, обычные ситуации представляются в новом свете. В тоже время мы предполагаем, что у студентов проявляются социальные установки, сформировавшиеся до учебы в вузе: ценность дружбы, семьи, любви, переживания прекрасного в природе и искусстве, саморазвития, которые являются содержанием приобретенного социального опыта. Под воздействием новой обстановки могут возникать социальные установки, которые препятствуют эффективным взаимоотношениям. Студенты отличаются стремлением к установлению контактов преимущественно с одногруппниками, которые имеют схожие социальные установки. Существует тенденция ценностных отношений на общении с людьми через призму сформировавшихся в предыдущий период жизни взглядов и стереотипов. Содержанием приобретенного социального опыта являются ценности общения и принятия другого, индивидуалистические ценности, личной жизни, самоутверждения. Межличностные взаимоотношения в учебном коллективе реализуются, проявляются и формируются как система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленные ценностями и социальным опытом, на которых основывается общение людей, а также содержанием и организацией совместной деятельности. Психодиагностическое диагностирование социальных установок специалисты-психологи Центра Здоровья и психологической поддержки студентов проводят на аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр». Выявленные особенности в динамике социальных установок обучающихся позволяют осуществлять комплекс мероприятий, направленных на коррекцию нарушений регуляции социального поведения. Целью работы специалистов-психологов является изменение социальных установок студентов, которые влияют на взаимоотношения в учебном коллективе и адаптацию в вузе. Коррекция социальных установок как способов и средств достижения цели в сфере взаимоотношений осуществляется в процессе проведения социально-психологического тренинга. Особое внимание сосредоточено на «сглаживании острых углов» индивидуальной позиции студента путем воздействия, прежде всего на когнитивном уровне обоснованными, логическими средствами и аргументами. Для более эффективного влияния на социальные установки студентов необходимо использовать индивидуальное и групповое консультирование. Психологическими условиями изменения социальных установок, влияющих на процесс адаптации в вузе, будут являться социально-психологический тренинг партнерского общения, индивидуальные и групповые консультации, терапевтические беседы [7] (Semikin, Mysina, 2009). Также для решения этой проблемы обучающимся предлагаются различные формы деятельности, в которых они могут реализовать себя: волонтерское движение, студенческий профком и т.п. Таким образом, одним из направлений работы специалистов Центра является формирование социальных установок, влияющих на успешную адаптацию обучающихся, как процесса активного приспособления и изменения индивида к условиям социальной среды и обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана.