PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANS AS OBJECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SOCIAL TEACHER
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
We may see a comparative characteristic of children left without parental care in the studies of domestic and western psychologists. The general physical and mental development of children raised without parental care differs from the development of children of the same age raised in families. Children raised without parental care have a slow mental development, and we may also name a number of negative characteristics, such as a low level of intellectual development, meagre emotional sphere and imagination, late formation of skills of self-regulation and proper behavior. The behavior of these children is characterized by irritability, tantrums, aggression, exaggerated reaction to events and relationships, touchiness, provoking conflicts with children of the same age and lack of communication skills.

Keywords:
psycho-pedagogical characteristics, psychologist, orphans, activity, social teacher
Text
Publication text (PDF): Read Download

Рассматривая психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот: дети дошкольного возраста в детских домах отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. В исследованиях Н.Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале - они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье [4] (Guryanova, 2016). По данным Т.П. Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение - такое личностное новообразование дошкольного возраста - формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития в эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети-сироты зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в детские дома, не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. По исследованию А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из детских домов, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить [3, С. 142]. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детских домов, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники детских домов с раннего возраста живут в условиях дефицита общения с взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей с взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку [1]. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). Опыт переживания одиночества подростками из детских домов составляет 70 %. Выход из состояния одиночества не видят только 1 %, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…). При работе с подростками из детских домов следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из детских домов это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» [5] (Druzhinina, 2015). Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: - неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; - нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; - низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; - слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; - потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; - неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; - несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное; - низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; - склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой социальной защиты. Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не быть ни от кого зависимыми, а с другой - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.
References

1. Muhina V.S. Osobennosti razvitiya lichnosti detey, vospityvayuschihsya v internatnyh uchrezhdeniyah / I.A. Muhina // Vospitanie i razvitie detey v detskom dome. - Moskva, 2011.

2. Oliferenko L.Ya. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska: Uchebnoe posobie. - M.: Akademiya, 2012. - 310 c.

3. Psihologo-pedagogicheskiy slovar' dlya uchiteley i rukovoditeley obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2015. - 544 c.

4. Gur'yanova M.P. Social'nyy pedagog // Direktor shkoly. - 2016. - № 4. - C. 95-101.

5. Druzhinina A.A. Osnovnye napravleniya social'no-pedagogicheskoy raboty po formirovaniyu samostoyatel'nosti detey-sirot i detey, ostavshihsya bez popecheniya roditeley // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2015. - № 8. - C. 240-249.

Login or Create
* Forgot password?