Publication text
(PDF):
Read
Download
Проблема адаптации студентов-первокурсников не является новой темой в научных дискуссиях, но тем не менее привлекает внимание круг факторов и специфических черт, влияющих на становление и определение будущего специалиста. Новая учебная обстановка, новый коллектив, новые учебные дисциплины - а модели поведения у подростка старые, пригодные для обучения в школе, но пока не в колледже, и как долго и каким путем будут формироваться умения и навыки, зависит также и от психолого-педагогической помощи колледжа. Процесс адаптации может затянуться на продолжительное время, и тогда создастся риск дезадаптации студента, т. е. частичной или даже полной утраты человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Поэтому необходимо процесс адаптации студентов ставить на контроль: рассматривать явления студенческой жизни в анализе самих студентов. Проблема именно адаптации студентов-первокурсников медицинских учреждений особо важна: профессия медицинского работника не проста, но все же является для многих перспективным направлением и призванием всей жизни, и некоторым будущим специалистам тяжело справиться с целым комплексом задач, внезапно появившихся в их жизни. Учеба в колледже является важным фактором социализации, и от того, насколько она будет эффективной и разносторонней, зависит, какое будет поколение врачей, профессионалов своего дела. Но, разумеется, не только качественное медицинское образование предоставит нам специалистов, молодежи необходимо различными путями развивать свои личностные качества. Процесс адаптации - сложный ход становления и определения личности себя в среде, поэтому представляется необходимым проанализировать этапы адаптации студентов-медиков для анализа явлений, на которые необходимо обратить повышенное внимание психолого-педагогическому коллективу учебного заведения. А.К. Акименко, анализируя работы А.В. Петровского, подробно рассматривает концепцию социального развития, при этом подмечая, что «сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» [1, С. 14]. Если индивид не может по каким-либо причинам полностью адаптироваться в новой для него среде - у него появится неуверенность в себе и своих возможностях, а это как раз то, чего необходимо избегать в становлении и развитии будущих специалистов медицины. Рассмотрим концепцию социального развития А.В. Петровского и применим ее на нашу социальную реальность: 1) Стадия адаптации. Человек выступает как объект общественных отношений, он учится овладевать соответствующими средствами деятельности, принимая действующие социальные нормы общества. Например, первокурсник, приходя из школы в колледж, пока еще не сориентировался, к кому можно обратиться за помощью, может чувствовать себя «не на своем месте» и поэтому стремится стать максимально схожим с общей группой людей. 2) Стадия индивидуализации. Происходит обособление индивида, проявление именно того, чем один человек отличается от другого. Здесь студент уже не хочет быть таким, как все, и ищет различные способы показать свою индивидуальность, выделиться в общей массе. 3) Стадия интеграции. Создается определенный баланс между человеком и обществом. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, которые являются признаком принадлежности данного человека к определенной социальной группе. Студент ассоциирует себя с коллективом, гордится своим выбором профессии, чувствует свою значимость в группе. Таким образом, мы видим, что процессы адаптации и социализации напрямую взаимосвязаны, а значит, необходимо анализировать настроения, позиции к обучению в целом жизни студентов-первокурсников, с целью предупредить некоторые проблемы в развитии их потенциала. Нами был проведен социологический опрос среди студентов-первокурсников с целью определения уровня адаптации к колледжу, и некоторые полученные данные свидетельствуют о том, что адаптация - это сложный процесс, который необходимо наблюдать и анализировать психолого-педагогическому коллективу учебного учреждения. Методы исследования Нами была составлена анкета и был проведен социологический опрос среди студентов-первокурсников всех специальностей («Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая»). Всего было опрошено 105 студентов. Исследование проведено в 3 этапа: сбор данных, обработка данных, анализ данных. Перед раздачей анкет студентам было сообщено о цели опроса, о добровольности и анонимности участия в нем. Составление анкеты определялось 3 критериями: 1) Социально-психологическая адаптация (трудности знакомства и общения с новым коллективом). 2) Дидактическая адаптация (непривычные объем и структура информации). 3) Профессиональная адаптация (осознание цели своего обучения, своей будущей профессии). Результаты и обсуждения Проведен анализ 105 анкет. На основе полученных результатов нами были выделены 3 группы испытуемых: адаптированные полностью - 38,7 %, адаптированные частично - 46,2 %, и удовлетворительно адаптированные - 15,1 %. Критерии адаптации, выделенные нами, позволили рассмотреть структуру факторов социального развития студентов в полном обзоре. По критерию социально-психологической адаптации были достигнуты следующие результаты: большая часть опрашиваемых (81,9 %) не имела проблем в знакомстве с новым коллективом, но только четверть студентов (33,3 %) указала, что удалось найти общий язык со всеми одногруппниками. Также были заданы вопросы, касающиеся отношения студентов к педагогическому составу. Так, например, эмоции, которые вызвали преподаватели, это «уважение перед личностью преподавателя» (51 %), «страх не сдать зачет» (43,3 %), «мотивация интереса к учебе» (40,4 %), «спокойствие, уверенность в том, что преподаватель сможет помочь» (30,8 %), «страх самого преподавателя» (16,3 %) и другие ответы, набравшие менее 10 % (вопрос предполагал не более 3 вариантов ответа). Следующий вопрос был «Трудно ли Вам задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателям?», и ответы распределились следующим образом: 52,9 % - «да, но только к некоторым», 30,8 % - «нет, не трудно», 9,6 % - «да, абсолютно ко всем», 6,7 % - «затрудняюсь ответить». А вот ответы на подобный вопрос, но только относительно помощи у одногруппников, показал другие результаты: 90,5 % могут легко попросить помощи у одногруппников. Данная ситуация показывает, что студенты по каким-либо причинам предпочитают проблемы решать только в своем кругу, среди ровесников, а не обращаться к опытным специалистам. По дидактической адаптации также были выявлены некоторые закономерности: новая информация для студентов оказалась сложной в плане ее освоения, и тут роль сыграли многие факторы, среди которых важна личность преподавателя, свободное время для учебы и личные проблемы. На вопрос «Есть ли у Вас проблемы с освоением предметов?» большая часть опрашиваемых (77,9 %) ответила, что проблемы имеются, но только с некоторыми предметами, 19,2 % - не имеет проблем, и совсем мала часть тех, кто имеет проблемы абсолютно со всеми предметами (2,9 %). Следующий вопрос имел целью найти конкретные причины сложностей с освоением предметов, и самые распространенные ответы были: «сложный для меня материал» - 51,6 %, «не успеваю готовиться к занятиям» - 37,6 %, «преподаватель сложно объясняет материал» - 32,3 %, «я устаю на парах, поэтому материал “не переваривается”» - 31,2 %, «другая причина» - 17,2 %, «мне лень готовиться к занятиям» - 8,6 %, «не умею пока воспринимать информацию в таком виде (таблицы, схемы и т. д.)» - 7,5 %, «часто пропускаю занятия» - 2,2 %. И наконец, по профессиональной адаптации также были обнаружены интересные данные, вопросы были сфокусированы на определении желания, отношения к учебе, и именно к получаемой специальности. Первым вопросом в анкете был: «Какие первые впечатления вызвал у Вас колледж?», и почти половина респондентов (48,6 %) указала, что позитивные впечатления, 35,2 % - нейтральные, 11,4 % - негативные, и 4,8 % затруднились с ответом. Далее необходимо было выяснить, имеется ли желание посещать колледж каждый день, и большая часть студентов (40 %) ответила утвердительно - «да», 28,6 % - «нет», и 31,4 % затруднились с ответом. Затруднение с ответом у значительной части опрошенных, возможно, связано с тем, что освоение учебного материала успешно проходит только у некоторых дисциплин. Вслед за этим вопросом шел следующий: «В начале учебного года было у тебя ощущение, что выбранная тобой специальность ошибка? И если да, то почему?», и результаты следующие: 57,7 % - «такого ощущения не было», 13,5 % - «слышал(а) много слухов, что многих отчисляют», 10,6 % - «хотел(а) поступить в другое место, но не получилось», 8,7 % - «слишком тяжело дается мне учеба здесь», 3,8 % - «я чувствую себя здесь одиноким», 3,8 % - «другая причина», 1,9 % - «только сейчас я почувствовал(а), что это не мое». И последний вопрос: «Хотел(а) бы ты перейти на другое отделение в колледже? На другую специальность?», выявил, что большинство студентов не хотят переходить на другую специальность (72,1 %), но 13,5 % хотели бы, и 14,4 % затруднились с ответом. Таким образом, профессиональная адаптация пока полностью не прошла, студенты «привыкают» к своим специальностям, новой учебной информации и у достаточного числа из них присутствует страх обучения в колледже: осознание своего выбора, возможно, сделанной ошибки, опасение за продолжение своего обучения, и многое другое. Также был задан открытый вопрос: «Как считаете, что Вам могло бы помочь в адаптации к колледжу?», и студенты дали следующие ответы (ответы даны с сохранением орфографии): «Просто желание учиться и стремление делать свое дело», «Понять фармакологию и генетику», «тишина и спокойствие», «начало занятий с 9:00», «дружелюбное отношение преподавателей», «Дом поближе», «чтобы преподаватели понимали меня, не задавали очень много и не оценивали устные ответы», «поддержка друзей и родителей», «5 дневное обучение», «Развлекательные (настольные игры, киновечер) мероприятия в стенах колледжа», «Кофе-машина» и другие. Здесь четко прослеживается тенденция: имеются конкретные предметы, которые могли внушить страх студентам, но они крайне важны для будущей профессии, и имеются трудности с общением, поддержка близких и преподавателей особо необходима первокурсникам. Таким образом, на примере данного исследования мы видим, как происходит адаптация, какие факторы особенно играют роль в становлении социального развития студентов, и концепция А.В. Петровского здесь подтверждается: адаптация, индивидуализация и интеграция на некоторой части студентов проявляются частично, не все осознают свою роль и место в колледже, хотят сменить специальность, «найти себя», но большая часть студентов если не адаптировалась полностью, то в большей мере точно, о чем может свидетельствовать их желание учиться, посещать колледж, обретение ими друзей в стенах учебного заведения и честные ответы, что им мешает учиться (лень, недостаток времени, пропуск занятий, сложная подача информации и т. д.).