Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Цель исследования: определить целесообразность применения «фитнес-подготовки» как средства адаптации для студентов после травм опорно-двигательного аппарата. Задачи исследования: - систематизировать средства физической подготовки, способствующие адаптации студентов к учебной деятельности; - выявить типовые индивидуальные особенности студентов в связи с адаптацией к условиям физической подготовки; - оптимизировать формы двигательной активности студентов различных индивидуально-типовых групп к нагрузкам учебной деятельности. Актуальность. Как показывает практика вузовской работы, в учебном процессе встречаются случаи, когда студенты начинают занятия с элементами двигательной деятельности на фоне завершающегося восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. При отсутствии медицинских противопоказаний им дозволено участие в занятиях по физической подготовке с нагрузками умеренного объема и интенсивности. Однако при этом студенты не готовы ни физически, ни психологически к воздействию подобного рода нагрузок, учитывая влияние своего рода «психологической памяти» о травмирующих обстоятельствах. Такая ситуация вступает в противоречие с задачами физического воспитания, которые заключаются в разностороннем двигательном развитии, повышении функциональных возможностей и укреплении здоровья студентов. Подобного рода подготовка должна быть направлена на развитие у занимающихся двигательных качеств, необходимых в повседневной жизни и при профессиональной деятельности. Основными средствами всесторонней подготовки являются упражнения, которые позволяют целенаправленно развивать физические способности студентов. Круг рассматриваемых средств достаточно широк. В современной англоязычной литературе рассматриваются группы средств подготовки, способствующие оптимизации двигательной активности и поддержанию здоровья человека: аэробная производительность; сила (и силовая выносливость); гибкость и координационные способности. Все это определяет содержание так называемой «фитнес-подготовки» [6] (Honeybourne, Hill, Moors, 1996). Отсюда следует, что если говорить о средствах подготовки, то по направленности их можно классифицировать таким образом: 1. скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью и мощностью усилий; 2. упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера; 3. упражнения, требующие проявлений тонких и сложных координационных способностей в условиях регламентированной программы движений; 4. упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий. Внедрение в практику учебного процесса средств и методов фитнес-подготовки должно предусматривать определенное их соответствие психическому состоянию и индивидуально-типовым особенностям субъектов педагогических воздействий. Как показывают многочисленные исследования, у современных студентов достаточно низкий уровень здоровья, очень многие студенты освобождены от практических занятий физической культурой, возрастает количество занимающихся в специальном учебном отделении и часто к старшим курсам их число не снижается, а наоборот, возрастает. Систематическая фитнес-подготовка, особенно в облегченном варианте, помогает восполнить этот пробел, поскольку ее элементы соответствуют физическим возможностям занимающихся, и вызывает у них интерес к двигательной активности. Если эти факторы могут быть учтены при оптимизации процесса адаптации студентов к условиям двигательной деятельности, то от этого и будет зависеть объективная возможность построения учебных занятий, в которых будут реализованы возможности занимающихся. В данном исследовании мы предприняли попытку обосновать целесообразность применения тех или иных средств фитнес-подготовки к студентам различных индивидуально-типовых групп, имеющим травмы опорно-двигательного аппарата. Методы исследования. В работе использован комплексный метод диагностики [3], примененный также Ш. К. Шаховым. Индивидуальные особенности студентов диагностировались по трем основным уровням: морфофункциональному, нейродинамическому и психодинамическому. Таким образом, их особенности характеризовались свойствами нейродинамики и темперамента, а также сторонами черт характера, соответственному социальному развитию индивида [5]. Проявления нейродинамических свойств фиксировались с помощью так называемых «произвольных методик» [1] (Nebylitsin, 1976), основанных на регистрации параметров произвольной двигательной деятельности испытуемого в экстремальных условиях предъявления стимульных сигналов, с использованием компьютеризованного метода [2] (Rodionov, Sivitskiy, 2002). Испытуемые ранжировались на основании сравнения абсолютных данных, лучшие результаты давали основание для оценки проявлений сильной, подвижной или сбалансированной нервной системы; худшие результаты характеризовали «слабую», «инертную» и «дисбалансированную» нервную систему; остальные относились к «средней» группе. Диагностика психодинамического типа спортсменов проводилась с помощью 16-ти факторного опросника П. Кеттелла [7, 9] (Vanek, Hosek, Svoboda, 1974). Диагностировались показатели факторов: C, H, F, G, Q3 и Q4. Для количественного и качественного оценивания соматотипов (типов телосложения) людей используется антропологическая типология, которая учитывает морфологические особенности человека. Уильям Шелдон предложил три типа телосложения: эндоморф, мезоморф, эктоморф [8]. В процессе морфологического обследования нами измерялись масса тела, длина тела, обхваты сегментов конечностей, кожно-жировые складки. Эти показатели давали основание к тому, чтобы отнести испытуемых к разным соматотипам. Организация исследования: Исследования были проведены в Московском государственном техническом университете гражданской авиации с помощью экспертных оценок. Все студенты по их отношению к двигательной учебной деятельности были отнесены к трем группам: «успевающие», «средние», «неуспевающие». Результаты и их обсуждение. Обобщенные индивидуальные характеристики испытуемых получены по 9-ти параметрам: 3 характеристики нейродинамических свойств (сила - слабость, подвижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность) и 6 характеристик психодинамических свойств (С - эмоциональность - неэмоциональность, F - озабоченность - беспечность, G - непроизвольный самоконтроль - отсутствие самоконтроля, Н - активность - пассивность, Q3 - тревожность - нетревожность, Q4 - фрустрированность - отсутствие фрустрированности) [3, 4] (Rodionova, Shalupin, 2015). Были выделены следующие группы испытуемых по морфометрическим, психологическим и психофизиологическим показателям: 1. Студенты мезоморфного телосложения. Они отличаются сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой; психодинамические признаки: С - эмоциональность, G - непроизвольный самоконтроль, Q3 - нетревожность, Q4 - фрустрированность. 2. Студенты с выраженным эктоморфным типом телосложения. Для них характерна сильная, подвижная, но неуравновешенная нервная система; психодинамические признаки: С - эмоциональность, G - непроизвольный самоконтроль, Н - активность, Q4 - фрустрированность. 3. Студенты, телосложение которых несет в себе признаки мезоморфного и эндоморфного типов телосложения. У них сильная и уравновешенная нервная система с особенно выраженным свойством подвижности; психодинамические признаки: С - эмоциональность, G - непроизвольный самоконтроль, Н - активность, Q3 - тревожность. В таблице приводятся в качестве примера показатели психодинамического типа студентов с различным отношением к учебной деятельности. Студенты из группы «успевающие» характеризуются выраженной эмоциональностью и непроизвольным самоконтролем, это позволяет компенсировать недостатки других свойств темперамента в учебной деятельности. В противоположность им «неуспевающие» из-за низкого уровня непроизвольного самоконтроля и в силу высокой тревожности не справляются с нагрузками в учебном процессе. Те, кто относится к средней группе, характеризуется взаимной компенсацией отдельных психодинамических свойств. Таблица Характеристика психодинамических свойств студентов (стены) Факторы по Кеттеллу «Успевающие» «Средние» «Неуспевающие» С («эмоциональность») 8,94 ± 0,71 7,65 ± 0,49 4,17 ± 0,16 G («непроизвольный самоконтроль») 9,60 ± 1,49 5,69 ± 0,24 3,01 ± 0,13 Н («вегетативная чувствительность») 8,68 ± 0,50 6,80 ± 0,84 3,11 ± 0,19 Q («тревожность») 4,06 ± 0,52 7,62 ± 0,45 6,96 ± 0,74 Q 4 («фрустрированность») 8,19 ± 0,77 6,04 ± 0,59 4,23 ± 0,17 Если студенты 1-ой группы в учебной деятельности начинают занятия с признаками последствия травмы опорно-двигательного аппарата, то им предлагались преимущественно силовые упражнения из средств фитнес-подготовки. Сюда входили игровые упражнения (элементы баскетбола и флорбола). Помимо упражнений из области спортивных игр в программу включались легкоатлетические, гимнастические, а также силовые упражнения (преимущественно для юношей) и упражнения на растяжение (так называемый «стречинг» - для девушек). Таким образом достигалось комплексное воздействие средств двигательной активности, адекватных возможностям студентов первой группы. Для силовой подготовки основой программы служил метод круговой тренировки. На станции работают по два-три человека, осуществляя подходы поочередно (подгруппы на станциях составляются из студентов с приблизительно одинаковыми росто-весовыми и силовыми показателями). Для студентов 2-ой группы при аналогичной ситуации в программе фитнес-подготовки использовали средства скоростной и скоростно-силовой подготовки, включающие различные упражнения для развития быстроты перемещений (например, челночный бег, полоса препятствий), быстроты ответных действий (например, спортивные и подвижные игры), быстроты двигательной реакции (бег по сигналу) и прыжковые упражнения. Студентам 3-ей группы рекомендовались упражнения на развитие выносливости. Спектр средств функциональной подготовки достаточно широкий, затем идут средства силовой подготовки, а затем - скоростной. Специфика подготовки этих студентов заключается в том, что им нецелесообразно давать слишком большой объем упражнений силового характера. Применяя средства и методы фитнес-подготовки, мы использовали интегральный метод, который развивает специальные двигательные способности и специфические психомоторные навыки. Отсюда роль игровых упражнений, которые применяются при работе со студентами любой группы. Текущая диагностика показала оптимальное психическое и физическое состояние у более 70 % студентов, которым рекомендовалась дифференцированная система фитнес-подготовки. Вывод. Группа упражнений, составляющих систему фитнес-подготовки, по содержанию адекватна возможностям, субъективному состоянию и индивидуальным особенностям студентов, которые находятся в стадии адаптации к условиям двигательной деятельности после травм опорно-двигательного аппарата. Такие упражнения могут применяться дифференцированно в соответствии с индивидуальными особенностями студентов.