EXPERIENCE IN APPLYING THE BIOFEEDBACK METHOD TO ASSESS THE CURRENT PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers possibility of using the biofeedback method in education research. In this paper we’ve obtained an objective evaluation of the characteristics of mental state from the cardiorhythmogram data in real time which was used for the rapid study of the current psychological state of students on psychophysiological traits. We study the effect from the impact of active teaching methods and teaching materials on students’ state of mind. Quantitative values of the characteristics of the current mental state of the subject are the results of the research. A series of studies showed that the application of the method “Assessment of the current psychological state” is effective both from the point of view of obtaining up-to-date information on the status of students for improving the educational parameters, approbation of various types of training materials, and to study the issues of motivating students, their emotional state during training.

Keywords:
biofeedback method, current psychological state, cardiorhythmogram, emotional sphere, self-study
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение В настоящее время нейроисследования в образовании (neuroeducation) привлекают внимание многих практикующих педагогов и нейробиологов по всему миру. Нейробиология, как предполагают исследователи, помимо других возможностей, может помочь образованию будущего в выборе инструментов реализации образовательного процесса и оценки его эффективности [1]. Однако не только новые образовательные методы и технологии (проектный и мультидисциплинарный подходы, использование компьютерных технологий в образовательном процессе) могут основываться на достижениях нейробиологии, но и вузы, реализуя образовательную и маркетинговую деятельность, могут применять наработки нейронауки для образовательного процесса, создания бренда образовательной организации, повышения эффективности образовательных ресурсов и т. д. Метод биологической обратной связи (biofeedback, БОС) как одно из направлений использования нейротехнологий в сфере образования, позволяющее оценивать и тренировать когнитивные способности, по оценкам исследователей, к 2018 г. сформирует рынок объемом в 5,7 млрд долл. [1]. Суть БОС-метода заключается в предоставлении испытуемому на экран компьютерного монитора или в аудио-форме текущих значений его физиологических показателей, определяемых клиническим протоколом, который подразделяется на две большие группы: - «нейронная обратная связь» (neurofeedback, neurotherapy), реализуемая на основе модификации различных параметров электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга (амплитуды, мощности, когерентности и т. д.), - биологическая обратная связь (biofeedback), осуществляемая на основе показателей вегетативной активации (проводимость кожи, кардиограмма, частота сердечных сокращений, дыхание, температура, и др.) [2] (Yucha, Mongomery). В настоящее время БОС-метод в образовании используется по следующим направлениям исследований: - достижение высокой функциональной способности участников образовательного процесса (изучение адаптированности студентов к учебному процессу [3] (Piskun, 2011); измерение актуального психического состояния учащихся в условиях интерактивного обучения [4] (Kovalevskaya); - оценка и снятие тревожности у учащихся во время учебы и сессии [5, 6, 7] (Velichko, 2017; Ratanasiripong, Ratanasiripong, Kathalae; Chaló, Pereira, Batista, Sancho, 2017); - оптимизация физической или умственной деятельности учащихся и педагогов (общее оздоровление и гармонизация работы нервной и сердечно-сосудистой систем), релаксация и настрой на успех, коррекция речи [8, 9] (Oman, Shapiro, Thoresen, Plante, Flinders; Gustainienė, Perminas, Pečiulienė, Jarašiūnaitė); - терапия аддиктивного поведения, лечение гиперактивных школьников и студентов [10, 11] (Vartanova, 2008; Salam, Abdul Wahab). В рамках изучения возможностей БОС-метода для образовательного процесса была проведена серия из двух исследований на базе кафедр «Реклама и связи с общественностью» Гуманитарного института и «Физической культуры и адаптации» Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Краткое описание методики Метод сбора информации на основе биологической обратной связи, который был использован в серии исследований, - психофизиологическая методика CMS (Current Mental State - текущее психологическое состояние), реализованная в виде программно-аппаратного комплекса (ПАК) CMS. В основу данной методики положены представления о текущем (оперативном) психическом состоянии, что позволяет получать объективную оценку свойств психического состояния по данным кардиоритмограммы, а также оперативно оценивать текущее психологическое состояние по психофизиологическим признакам, контролировать изменения в состоянии за разные отрезки времени и оценивать эффекты различных воздействий на состояние психики [12] (Piskun, Petrova, Frolov, Ovechkina, Bondarchuk, 2016). Для реализации серии исследований использовался программно-аппаратный комплекс, который включал микрокардиоанализатор и программу CMS. В результате обследования были получены количественные значения параметров текущего психического состояния учащихся, представленные в виде 19 шкал, по которым определялась степень сходства или различия состояния обследуемого с имеющимися образцами (эталонами): оптимального состояния (принятого за норму, своеобразную точку отсчета), а также с рядом состояний с известными отклонениями, например, с дискомфортом в самочувствии, изменениями настроения, психического тонуса, темпа психических процессов, наличия проблемных переживаний, высокого и низкого уровня бодрости, уверенности, возбужденности, раздражительности и др. [13] (Gafurov, Makhkamova, Ovechkina). Для участия в серии БОС-исследований каждый раз формировались две фокус-группы студентов (экспериментальная и контрольная), одинаковые по численному составу (12 человек), близкие по возрастному и гендерному признакам и имеющие сходное распределение по психологическим параметрам, таким как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм, для выявления которых использовался опросник PEN [14]. Описание пилотного исследования В первом, пилотном, исследовании оценивалось эмоциональное состояние студентов 2 курса направления «Реклама и связи с общественностью» на практических занятиях по дисциплине «Поведение потребителей». Целью пилотного исследования было изучение влияния интерактивных методов обучения на эмоциональную сферу учащихся и на формирование их учебно-познавательной активности. Гипотезой пилотного исследования служило предположение, что положительный эмоциональный фон обучения, связанный с интерактивными методами обучения, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов и улучшает восприятие учебного материала. Задания, активизирующие творчество учащихся, способствуют лучшему запоминанию материала и повышению эмоционального отклика [15] (Ababkova, Leonteva, 2014). В обеих фокус-группах непосредственно перед пилотным БОС-обследованием проводились практические занятия по дисциплине «Поведение потребителей» с применением различных педагогических технологий. Для первой (экспериментальной) фокус-группы в рамках занятия была организована командная работа по 3-4 человека над творческими заданиями. В отведенное время командам необходимо придумать и показать рекламу товара с использованием несвязанных слов. Второе задание для контрольной группы заключалось в определении содержания и текста видеоролика, который демонстрировался без звука. Для второй, контрольной, фокус-группы был проведен обычный семинар с докладами студентов на предложенные преподавателем темы. Активное обсуждение докладов и полемика не допускались. После занятия каждая фокус-группа прошла обследование с помощью психофизиологической методики CMS. По окончании обследования данные фокус-групп студентов были внесены в компьютер и обработаны (рис. 1). Рисунок 1. Скриншот экрана ПАК CMS Результаты пилотного исследования показали, что в экспериментальной группе адаптивность выше, а показатели аффективности ниже, что связано с более комфортными условиями на учебном занятии. Невротичность, раздражительность в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной (23,6 и 32,4 соответственно). Показатели эпилептоидности, ригидности в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной (9 против 11,5). На основании проведенного пилотного исследования был сделаны следующие выводы: - в экспериментальной группе благодаря интерактивным методам обучения был лучше эмоциональный фон, легче решались творческие и мыслительные задачи, поскольку задания были поставлены в увлекательной форме. Применение активных методов обучения является более эффективным с точки зрения воздействия на эмоции, самочувствие, адаптивность и продуктивность психики студентов; - результаты исследования могут служить не только для формирования положительного эмоционального фона на учебных занятиях, но и для контроля преподавателем эмоционального возбуждения студентов в процессе применения интерактивных методов обучения; - исследования с применением БОС-методов могут ответить на важные для успешного решения проблем образовательного процесса вопросы. Таким образом, гипотеза пилотного исследования подтвердилась. Было решено провести повторные эксперименты и скорректировать дизайн исследования [16] (Ababkova, Leonteva, 2017). Описание второй серии исследований Во втором исследовании изучалось эмоциональное состояние студентов 2 курса направления «Реклама и связи с общественностью» на практических занятиях по «Основам рекламы» с целью установления взаимосвязи между формами представления учебного материала и текущим психическим состоянием учащихся. Задачами исследования были: - предварительная оценка психофизиологического состояния учащихся на основе БОС-метода до изучения учебной презентации; - заключительная оценка психофизиологического состояния учащихся на основе БОС-метода после учебного занятия; - сравнение полученных данных у контрольной и экспериментальной групп, теоретическое тестирование и оформление выводов об особенностях восприятия студентами различных видов учебных материалов. Гипотезой второго исследования было предположение, что представление учебного материала в графической форме способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, чем представление аналогичного материала в текстовой форме, а также положительно влияет на текущее психическое состояние студентов. Перед учебным занятием обе фокус-группы прошли предварительную оценку психофизиологического состояния методом биологической обратной связи на основе ПАК CMS. Далее для каждой группы были проведены учебные занятия по изучению теоретического материала, представленного в различной форме. Для экспериментальной фокус-группы была организована работа по самостоятельному изучению материала по дисциплине «Основы рекламы» по теме «Brand mapping. Построение карт восприятия брендов» с применением презентаций, содержавших графический иллюстративный материал (анимированные схемы, таблицы), видео и звук. Контрольная фокус-группа самостоятельно изучала тот же теоретический материал, но с использованием исключительно текстовой презентации. Работа студентов проходила без вмешательства преподавателя в течение 45 мин. После изучения теоретического материала для обеих групп был проведен теоретический тест, оценивающий степень усвоения и запоминания пройденного учебного материала по теме «Brand mapping. Построение карт восприятия брендов». Результаты итогового теоретического тестирования контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунках 2 и 3. Рисунок 2. Результаты теоретического тестирования контрольной группы (составлено авторами) Ожидалось, что в результате самостоятельной работы с презентациями у экспериментальной группы результаты теоретического тестирования будут лучше. Однако средняя оценка, полученная в результате теоретического тестирования экспериментальной группы, была равна 2,91, причем студенты получили 4 оценки «неудовлетворительно», 5 оценок «удовлетворительно» и 3 оценки «хорошо», не было ни одной отличной оценки. В контрольной группе средний балл итогового тестирования был 3,25; было получено 4 оценки «неудовлетворительно», 3 оценки «удовлетворительно», 3 оценки «хорошо» и 2 оценки «отлично». Рисунок 3. Результаты теоретического тестирования экспериментальной группы (составлено авторами) На наш взгляд, такие результаты могут быть связаны с неумением студентов работать со схемами и таблицами, анализировать приведенные в них данные, а также с отсутствием комментариев и пояснений со стороны преподавателя. Получилось, что для эффективного изучения теоретического материала, содержащего схемы, таблицы и другой иллюстративный компонент, требуется несколько иной подход, чем для усвоения текстового материала. После изучения теоретического материала каждая фокус-группа прошла повторное обследование с помощью методики CMS. В результате обработки данных были построена сводная таблица по двум фокус-группам с итоговыми значениями 19 показателей по результатам предварительного и повторного обследования. По каждой группе показателей вычислялись средние значения и сопоставлялись с эталонными значениями (табл. 1). Таблица 1 Сводная диаграмма результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп. Составлено авторами Нозологические шкалы Синдромологические шкалы Номера групп Номер эксперимента Af E S Ad N IS MN PD OF Z TR AS AG DP SC IP RZ SL IZ DF Аффективность (уровень эмоционального спокойствия, уравновешенности эмоционального состояния или эмоциональной насыщенности переживаний) Эпилептоидность (уровень подвижности / ригидности психических процессов) Уровень конкретности, приземленности, практичности мышления Резерв психической адаптивности, приспособительный резерв Невротичность (повышенная чувствительность к раздражителям, риск наличия актуальных психотравмирующих переживаний) Шкала истерии (внешней сдержанности-экспрессивности эмоций, баланса психических реакций «Я-остальные») Возбужденность состояния (антипод покоя, спокойствия), возбужденность, свойство мании Полная убежденность в правильности (реалистичности, точности, безошибочности) суждений, свойство уверенности в своих оценках Появление навязчивых (появляющихся и повторяющихся помимо воли переживаний), свойство обсессии Шкала синдромологической адаптивности Осторожность, осмотрительность, склонность к перспективной оценке - свойство тревоги Текущее сокращение общего психического тонуса, усталость, потребность в отдыхе, свойство астении Активная стратегия, направленная на достижение своих интересов, свойство агрессии Угнетение психического состояния, (антипод бодрости), свойство депрессии Сокращение текущего интереса к текущим жизненным ситуациям, жизнелюбия в любых обстоятельствах Шкала ипохондрии (психического и телесного самочувствия) Чувствительность к внешним раздражителям, раздражительность Отключение от активной дифференцируемости, продуктивности текущей психической деятельности, свойство отдыха ментальной функции Шкала ригидности психики Критичность к окружающему, свойство дисфории 1 1_1 14,83 13,55 16,11 15,22 7,16 5,38 12,44 7,86 5,7 15,10 1,51 2,86 2,44 2,57 2,28 2,01 2,32 1,63 0,89 1,57 1 1_2 16,94 7,72 10,66 23,33 7,94 2,58 5,52 5,41 3,74 28,63 2,21 3,19 1,08 2,68 3,70 3,44 1,65 0,37 1,46 0,92 2 2_1 20,69 21,53 28,38 21 8,30 6,62 22,67 10,41 4,41 20,81 3,45 3,66 4,07 2,13 4,81 6,49 2,43 4,31 2,8 0,89 2 2_2 23,61 19,15 9,46 35,77 11,69 3,34 14,45 5,93 4,84 35,84 3,43 5,31 3,8 3,13 3,95 5,13 3,57 1,35 2,72 1,65 Норма эталона 4,8 7,6 6,3 73,3 8,1 1 1,1 1,3 1,1 88,4 1,3 1,2 1,1 1,4 1,2 1 1 1 1,2 1 Общая компенсация состояния студенческих групп Перед экспериментом у экспериментальной группы наблюдалось большее ограничение резерва адаптации психики в текущем состоянии (Ad1-1=15,22), чем в контрольной группе (Ad2-1=21), при норме эталона Ad=73,3 (рис. 4). Рисунок 4. Сравнение показателя резерва адаптивности Ad у экспериментальной и контрольной групп перед началом изучения материала (составлено авторами) Также было отмечено текущее ограничение резерва синдромологической адаптивности в текущем состоянии у экспериментальной группы (Z1-1=15,10), у контрольной группы этот показатель был еще выше (Z2-1=20,81) по сравнению с эталоном нормы (Z=88,4) (рис. 5). Рисунок 5. Сравнение показателя резерва синдромологической адаптивности в текущем состоянии Z у экспериментальной и контрольной групп перед началом изучения материала (составлено авторами) После изучения учебного материала показатель резерва нозологической адаптивности в текущем состоянии у экспериментальной группы немного увеличился (Ad1-2=23,33), в контрольной группе увеличение показателя было более резким (Ad2-2=35,77) (рис. 6). Рисунок 6. Сравнение показателя резерва адаптивности Ad у экспериментальной и контрольной групп после изучения материала (составлено авторами) Показатель текущего ограничения резерва синдромологической адаптивности у экспериментальной группы после самостоятельного изучения материала несколько улучшился (Z1-2=28,63), у контрольной группы этот показатель стал еще ближе к эталону (Z2-2=35,84) (рис. 7). Рисунок 7. Сравнение показателя резерва синдромологической адаптивности в текущем состоянии Z у экспериментальной и контрольной групп после изучения материала (составлено авторами) Перед началом эксперимента в экспериментальной группе средний показатель по шкале ипохондрии был равен 2,01, в контрольной - 6,49 (эталонное значение - 1), что связано с не очень хорошим самочувствием и состоянием телесного и психического комфорта в конце учебного года и общей усталостью. Однако по окончании эксперимента для контрольной группы данный показатель несколько улучшился (IP2-2=5,13), а для экспериментальной - ухудшился (IP1-2=3,44). Возможно, работа с незнакомым материалом, представленным в схематичной форме, для экспериментальной группы ухудшил показатели самочувствия. Эмоциональная сфера Перед началом занятия у обеих групп показатель эмоционального отношения к переживаниям или эмоциональной окраски переживаний (уравновешенность, интенсивность эмоций) (шкала Af, эталонное значение 4,8) был повышенным (Af1-1=14,83, Af2-1=20,69 соответственно) (рис. 8). Рисунок 8. Сравнение показателя «аффективность» (Af) у экспериментальной и контрольной группы перед занятием (составлено авторами) После самостоятельной работы у обеих групп отмечается повышение показателя аффективности (шкала Af, значения 16,94 и 23,61 соответственно) (рис. 9). Рисунок 9. Сравнение показателя «аффективность» (Af) у экспериментальной и контрольной группы после занятия (составлено авторами) Относительно показателя DP (угнетение психического состояния, антипод бодрости, свойство депрессии, эталонное значение 1,4), можно отметить, что перед началом исследования в экспериментальной группе он был 2,57, а в контрольной - 2,13. В результате изучения учебного материала в обеих группах можно отметить незначительное снижение бодрости в виде некоторой склонности к серьезности и озабоченности при общем высоком уровне позитивного настроя (шкала DP, значения DP1-2=2,68 и DP2-2=3,13 соответственно). Перед началом занятия обе группы демонстрировали ярко выраженную степень текущей возбужденности, оживление и напряжение эмоций, увеличение активности двигательной сферы, повышение темпа речи и самооценки (шкала MN1-1 = 12,44, MN2-1 = 22,67) по сравнению с эталоном (MN = 1,1). В результате работы с различными видами учебного материала этот показатель улучшился и снизился почти вдвое (MN1-2 = 5,52 и MN2-2 = 14,45). Таким образом, второй эксперимент с применением предварительных замеров продемонстрировал, что изучение разных форм учебных материалов влияет на улучшение или ухудшение разных групп показателей текущего психического состояния учащихся. Например, показатели резерва управления психической деятельностью, регуляции и адаптации психики, а также показатели резерва синдромологической адаптивности в текущем состоянии при самостоятельном изучении студентами текстового материала улучшаются, нежели при изучении графического материала. Показатели психического и телесного самочувствия учащихся также зависят от способа представления материала. Например, показатели эмоциональной сферы учащихся меняются в ходе изучения различных форм учебных материалов, может наблюдаться также усиление интенсивности эмоций, а также снижение бодрости в виде некоторой склонности к серьезности и озабоченности при общем высоком уровне позитивного настроя, однако показатели мании снижаются, и уравновешивается баланс «Я-Остальные». Очевидно, что различные виды учебных материалов могут вызывать проявление опасений, повышение тревожности, причем текстовый материал этому способствует менее всего. Интересно, что показатели степени ограничения текущей спонтанности и продуктивности психики учащихся при отражении реальности улучшаются при изучении текстового материала, а показатели, характеризующие риск наличия актуальных психотравмирующих переживаний, а также легкое ограничение защищенности и обострение чувствительности, ухудшаются. Как показали результаты второго эксперимента, изучение текстовых презентаций улучшает показатели конкретности (практичность и реалистичность) мышления, а также реалистичности, точности, безошибочности суждений. При изучении иллюстрированных презентаций показатели степени проявления выраженности повторяющихся (навязчивых, появляющихся помимо желания) переживаний, сокращение способности самостоятельно переключаться на другие переживания улучшаются, а показатели продуктивности психики при отражении реальности улучшаются при чтении текстов. На основании проведенного эксперимента можно сделать вывод, что работа с новым учебным материалом всегда увеличивает стресс, в какой бы форме материал ни представлялся. Для достижения оптимальных результатов образовательного процесса необходимо чередование представления учебного материала в текстовой и графической форме, интерактивные или иллюстрированные презентации не могут рассматриваться как альтернатива изучению учебных текстов. Вывод В целом, результаты проведенной серии исследований позволяют заключить, что применение метода биологической обратной связи эффективно, с одной стороны, с точки зрения получения актуальной информации о текущем психологическом состоянии студентов для совершенствования параметров учебного процесса, а с другой - для сохранения психического здоровья и повышения стрессоустойчивости в процессе обучения. Дальнейшие исследования с применением методов биологической обратной связи помогут ответить на важные для успешного решения проблем образовательного процесса вопросы о мотивации студентов, их эмоциональном состоянии и задействовании памяти; об оптимальном расписании занятий, чередовании «активных» и «пассивных» занятий (например, «Физической культуры» и лекций); о времени, необходимом для восстановления (разрядки) после аудиторных занятий и экзаменов. Согласно оценкам специалистов, по мере развития технологий БОС, целенаправленное аппаратное наблюдение за состояниями тела и психики и последующей адаптацией к ним позволит выяснять, например, какое время суток и какие условия наиболее эффективны для обучения каждого конкретного человека, и настраивать индивидуальные режимы обучения, обучать человека самоуправлению своими состояниями (расслаблению, сосредоточенности и др.) [17]. На наш взгляд, возможными направлениями исследований на основе методики «Оценка текущего психологического состояния» в настоящее время являются: - способы удержания внимания аудитории во время поточных лекций; - степень вовлеченности студентов в процесс обучения при использовании иллюстративных материалов на лекционных и практических занятиях, при использовании групповых и индивидуальных методов работы; - типы психических ресурсов для решения разных задач в процессе обучения; - восприятие цвета и шрифтов аудиторией при использовании преподавателями слайдов презентаций на лекциях и практических занятиях; - изучение воздействия личности преподавателя на психофизиологическое состояние учащихся.
References

1. Analiz sostoyaniya i dinamiki mirovogo rynka neyrotehnologiy. Sibirskiy frontir. [Elektronnyy resurs]. URL: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/04/RVK_Analiz-sostoyaniya-i-dinamiki-mirovogo-ryinka-neyrotehnologiy_2015.pdf (data obrascheniya: 09.02.2018 ).

2. Yucha C., Mongomery D. Evidence-Based Practice in Biofeedback And Neurofeedback. Restoresportsmassage. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.restoresportsmassage.co.uk/biofeedback-research.pdf (data obrascheniya: 09.02.2018 ).

3. Piskun O.E. Vliyanie osobennostey intellekta na adaptaciyu studentov k obucheniyu v tehnicheskom vuze // Uchenye zapiski, 2011. - № 11(81).

4. Kovalevskaya E.V. Aktual'noe psihicheskoe sostoyanie starsheklassnikov v usloviyah interaktivnogo obucheniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. [Elektronnyy resurs]. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Kovalevskaya.phtm (data obrascheniya: 09.02.2018).

5. Velichko T.I. Ocenka funkcional'nogo sostoyaniya organizma s ispol'zovaniem APK «AMSAT-KOVERT» v period sessii u studentov // Zhivaya psihologiya. - 2017. - № 4. - doi: 10.18334/lp.4.4.38654.

6. Ratanasiripong P., Ratanasiripong N., Kathalae D. Biofeedback Intervention for Stress and Anxiety among Nursing Students: A Randomized Controlled Trial. Heartmath. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.heartmath.com/wp-content/uploads/2014/04/biofeedback_intervention_stress_nursing_students.pdf.

7. Chaló P., Pereira A., Batista P., Sancho L. Brief Biofeedback Intervention on Anxious Freshman University Students // Applied Psychophysiology and Biofeedback, 2017. - № 3. - doi: 10.1007/s10484-017-9361-5.

8. Oman D., Shapiro S. L., Thoresen C. E., Plante T. G., Flinders T. Meditation Lowers Stress and Supports Forgiveness Among College Students: A Randomized Controlled Trial. Academia. [Elektronnyy resurs]. URL: https: // www.academia.edu/1121114/Meditation_lowers_stress_and_supports_forgiveness_among_college_students_A_randomized_controlled_trial (data obrascheniya: 09.02.2018).

9. Gustainienė L., Perminas A., Pečiulienė I., Jarašiūnaitė G. Effectiveness of progressive muscle relaxation and biofeedback - assisted relaxation in reducing perceived stress among students with regard to personality features. International Journal of Psychology: A Biopsychosocial Approach. Ejournals. [Elektronnyy resurs]. URL: https: // ejournals.vdu.lt/index.php/IJPBPSA/article/view/48 (data obrascheniya: 09.02.2018).

10. Vartanova T.S. Primenenie metoda biologicheskoy obratnoy svyazi v praktike zarubezhnogo zdravoohraneniya, social'noy pomoschi i obrazovaniya: Sbornik statey «Obschie voprosy primeneniya BOS». - SPb.: AO «Biosvyaz'», 2008.

11. Salam U.B., Abdul Wahab M.N. Drug Addiction Students and Heart Rate Variability Biofeedback. A Study on Solat Effect. [Elektronnyy resurs]. URL: http://wseas.us/e-library/conferences/2013/Malaysia/EDUETE/EDUETE-15.pdf (data obrascheniya: 09.02.2018).

12. Piskun O.E., Petrova N.N., Frolov B.S., Ovechkina I.V., Bondarchuk I.L. Opyt primeneniya metodiki ob'ektivnoy ocenki tekuschego psihologicheskogo sostoyaniya i svoystv lichnosti PAK CMS dlya ocenki urovnya adaptacii i riska krizisnyh sostoyaniy studentov inostrannogo fakul'teta SPb GTU // Krizisnye sostoyaniya: sovremennye podhody k okazaniyu specializirovannoy medicinskoy pomoschi: sovremennye podhody k okazaniyu specializirovannoy medicinskoy pomoschi : sbornik nauchnyh statey / XX Klinicheskie Pavlovskie chteniya, 21 apr. 2016 g. ; [sost.: Yu.R. Palkin, D.V. Kovpak]. Sankt-Peterburg, 2016.

13. Gafurov B. G., Mahkamova N. U., Ovechkina I. V. Eksperimental'noe issledovanie primenimosti PAK «CMS» v nevrologicheskoy klinike. Bsfrolov. [Elektronnyy resurs]. URL: http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/Nevropatology.pdf (data obrascheniya: 09.02.2018).

14. Oprosnik PEN. [Elektronnyy resurs]. URL: http://azps.ru/tests/2/tt23.html. (data obrascheniya: 09.02.2018).

15. Ababkova M.Yu., Leont'eva V.L. Adaptaciya inostrannyh studentov na seminarskih zanyatiyah v mul'tikul'turnyh gruppah // Rossiya v global'nom mire, 2014. - № 5(28).

16. Ababkova M.Yu., Leont'eva V.L. Issledovanie emocional'nogo sostoyaniya studentov na osnove metoda biologicheskoy obratnoy svyazi // Obrazovanie i nauka, 2017. - № 7. - doi: 10.17853/1994-5639-2017-7-60-76.

17. Buduschee obrazovaniya: global'naya povestka. Global Education Futures Forum. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/11/Budushhee-globalnogo-obrazovaniya.pdf (data obrascheniya: 09.02.2018).

Login or Create
* Forgot password?