Publication text
(PDF):
Read
Download
Актуальность проблемы Социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, произошедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, научно-технический прогресс, развитие интернет-пространства, расширение свобод и другие перемены в обществе крайне обострили проблему формирования ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». С точки зрения отечественной психологии личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. С.Л. Рубинштейн понимает ценности как производные от соотношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [6, с. 383] (Rubinshteyn, 2003). Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А. Ядова. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора сплоченности и активности социальной группы. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, «чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, тем оптимальнее психологический климат группы» [1] (Aleshina, Gozman, Dubovskaya, 1987). Ценности людей отражают то, что в мире, и ценности людей создают этот мир, так как выражаются в деятельности людей. Изучение темы ценностей людей имеет широкое значение для разных направлений психологии, таких как: семейная психология, психология труда, психология рекламы, психология развития, психология личности и в целом для социальной психологии. Так, например, рассматривая семью как малую группу, сходство ценностей супругов будут обеспечивать психологический климат в семье, а соответственно, и благополучие в браке. Понимая ценности людей, можно соответственным образом создавать программы по увеличению в обществе значимости тех ценностей, которые сегодня занимают последние места. Исследования, направленные на выявление ценностей людей, актуальны как в научных целях, так и в практических коммерческих, например, при создании рекламы и др. Теоретический анализ проблемы Понятие ценности в современных словарях определяется как «значимость» (П.В. Степанов); «жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя этноса)» (Е.С. Рапацевич). Это перекликается с исследованиями М.С. Кагана, Д.А. Леонтьева, Н.О. Лосского, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Н.Е. Щурковой. А. Маслоу в качестве ценностей рассматривает сами потребности, особенно те, которые носят духовный характер - потребности в одобрении, самоуважении и др. А. Маслоу рассматривает ценности-потребности как взаимно и иерархически связанные друг с другом, являющиеся ступенями к наивысшей ценности - самоактуализации личности как «реализации всех возможностей человека… реализации всего, чем человек может стать» [5, с. 127] (Maslou, 2002). С.К. Бондырева и Д.В. Колесов также выделяют такое свойство ценностей, как иерархичность их системы по мере своей значимости для индивида [2, с. 65] (Bondyreva, Kolesov, 2007). Многие ученые подчеркивают мотивообразующую функцию ценностей. Так, Н.О. Лосский определяет ценность как то, что является неотъемлемой частью любого деяния, которое и «предпринимается не иначе, как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них» [4, с. 7]. В этом смысле нередко говорят об «ценностных ориентациях личности». Понятие «ценностные ориентации» были введены в гуманитарные науки социологом М. Вебером, полагавшим, что ценности выражают направленность интересов различных социальных слоев в различные исторические периоды [3, с. 18] (Kagan, 1997). Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание системы социальных ценностей и означает эту ценностную ориентацию. По мнению М. Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные ценности убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Терминальные ценности отражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни человека. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий. Цель, объект, методика исследования Цель исследования. Изучение значимости ценностей в современном обществе. В исследовании показаны уровни (ранги) значимости ценностей и % испытуемых, давший ценности соответствующий ранг. Уровень значимости каждой ценности показан в гендерном разрезе. Выявление статистически значимых различий в группах по полу проводилось с использованием Критерия Манна-Уитни, а взаимосвязи ценностей определялись с использованием Тау-b Кендалла. Объектами исследования выступили 205 человек (женщин - 110; мужчин - 95), в возрасте от 20 до 50 лет, проживающие в больших городах на территории Российской Федерации и имеющие минимум одного ребенка в возрасте до 18 лет. Методика исследования. В исследовании была использована Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 объединены показатели рангов ценностей-целей мужчин и женщин. Таблица 1 Показатели терминальных ценностей Ценности Мужчины Женщины Терминальные ценности мода 1 % мода 2 % среднее мода 1 % мода 2 % среднее Активная деятельная жизнь 1 16,8 12 13,7 9,2 3-4 18,2 11 9,1 8,8 Жизненная мудрость 2 17,9 8,9 5 12,7 Здоровье 1 38,9 6,1 1 37,3 3,9 Интересная работа 11-12 31,5 9,4 6-7 25,5 9,4 Красота природы и искусства 16-17 43,2 15,6 17-18 30,0 14,2 Любовь 2 22,1 5 16,8 4,7 3 30,0 2 18,2 4,5 Материально обеспеченная жизнь 13 16,8 4 15,8 8,68 4 20,9 8,09 Наличие хороших и верных друзей 9 18,9 8,6 6 15,5 14 10,0 8,5 Общественное признание 15 18,9 12,9 16 13,6 13,3 Познание 8 16,8 10,8 15 11,8 11,3 Продуктивная жизнь 7 13,7 9,71 11-12 28,2 10,9 Развитие 3 21,1 8,4 8 16,4 10,2 Развлечения удовольствия 19 29,5 15,1 19 18,2 13,4 Свобода 13 16,8 10,2 15 10,0 11,1 Счастливая семейная жизнь 2 15,8 8 15,8 5,7 2 30,9 3,48 Счастье других 14 17,9 18 17,9 13,2 18 18,2 14,4 Творчество 5 16,8 11,7 18 16,4 14,1 Уверенность в себе 12 17,9 7,2 12 12,7 8,6 Духовность 19 26,3 11,6 19 18,2 12 На основании полученных данных исследования можно утверждать, что наиболее значимыми жизненными ценностями для мужчин и женщин являются: Здоровье - мода равна 1, для 38,9 % мужчин и для 37,3 % женщин; Любовь - мода 2, для 22,1 % мужчин и для 18,2 % женщин (рис. 1, рис. 1а). Рисунок 1 Ценность - Любовь, мужская группа Рисунок 1а Ценность - Любовь, женская группа Ценность Счастливая семейная жизнь - мода 2, у 15,8 % мужчин, а в женской группе мода 2 соответствует 30,9 %. Интересным является то, что в группе мужчин определяется 2 моды и вторая равна 5 - 16,8 % мужчин, но средний ранг приблизительно одинаковый (мужчины - 4,7, женщины - 4,5), статистически значимых отличий по ценности счастливая семейная жизни по U-критерию Манна-Уитни нет, из чего можно говорить что данная ценность одинаково важна как женщинам, так и мужчинам (рис. 2, рис. 2а). Рисунок 2 Ценность - Семейная жизнь, мужская группа Рисунок 2а Ценность - Семейная жизнь, женская группа Остальные ценности в мужской и женской группе распределились по-разному, например, Активная деятельная жизнь для 16,8 % мужчин занимает 1 место (мода - 1), и в то же время эта ценность для 13,7 % мужчин занимает лишь 12 место (мода - 12), а в женской выборке этой ценности отдается 3-4 место 18,2 % женщин (рис. 3, рис. 3а), однако значимых отличий в женской и мужской группе по этой ценности нет, U-критерий Манна-Уитни на уровне значимости р = 0,494. Рисунок 3 Ценность - Активная Семейная жизнь, мужская группа Рис. 3а Ценность - Активная деятельная жизнь, женская группа В мужской группе ценности Развития дали 3 место (мода - 3) 21,1 % мужчин, а в женской группе мода по этой ценности равна 8, различия статистически значимы U-критерий Манна-Уитни р = 0,003. В мужской группе ценности Материально обеспеченная жизнь дали 4 место (мода - 4) 15,8 % мужчин, и в мужской выборке есть вторая мода - 13, которую выбрало 16,8 % мужчин, а в женской группе мода по этой ценности равна 4 и актуальна для 20,9 % женщин (рис. 4, рис. 4а), и хотя по данным моды и можно было бы сказать, что эта ценность имеет большее значение для женщин, но это не так, средний ранг по этой ценности у мужчин - 8,68, а у женщин - 8,09, и статистически значимых различий в группах мужчин и женщин нет (U-критерий Манна-Уитни р=0,345). Рисунок 4 Ценность - Материально обеспеченная жизнь, мужская группа Рисунок 4а Ценность - Материально обеспеченная жизнь, женская группа Две следующие ценности, о которых хочется сказать отдельно, опровергают существующий стереотип о том, что что женщины более, чем мужчины, думают о счастье других и склонны заниматься творчеством. Так, ценность Творчество в мужской группе занимает 5 место (мода - 5) и средний ранг - 11,7, а в женской мода - 18, средний ранг - 14,1, различия статистически значимы U-критерий Манна-Уитни р = 0,000. Ценность Счастье других как для мужчин, так и для женщин является мало значимой ценностью, но интересно то, что в мужской группе мода по этой ценности - 14, а в женской - 18, и отличия статистически значимые. В таблице 2 объединены показатели рангов ценностей-средств мужчин и женщин. Таблица 2 Показатели инструментальных ценностей Ценности Мужчины Женщины Инструментальные ценности мода 1 % мода 2 % среднее мода 1 % мода 2 % среднее Аккуратность 8 16,8 10,7 8 10,9 10,2 Воспитанность 8 14,7 9,4 2 12,7 7,3 Высокие запросы 19 27,4 16,03 19 33,0 5,4 Жизнерадостность 7 20 8,4 1 27,3 5,9 Исполнительность 14 13,7 6 11,6 11 17 12,7 10 11,8 11 Независимость 15 16,8 5 15,8 9,4 9 11,8 17 11,8 9,6 Непримиримость к недостаткам в себе и других 19 40 16,5 19 39,1 16,4 Образованность 9 17,9 8,2 5 18,2 7,8 Рационализм 10 17,9 9,4 7 11,8 16 11,8 10,8 Самоконтроль 2 18,9 7,8 7 9,1 12 9,4 10 Смелость в отстаивании своего мнения 5 23,2 8,4 12 15,5 10,9 Твердая воля 3 24,2 7,9 14-16 38,2 11,6 Терпимость 11-12 24,2 11,3 2 20,0 8,9 Широта взглядов 4 16,8 13 16,8 8,9 15 11,8 10,3 Честность 4 18,9 6,2 1 15,5 6,6 Эффективность в делах 10 16,8 2 12,6 8,3 13-15 32,7 10,3 Чуткость 13 18,9 2 15,8 9,9 2 11,8 14 11,8 8,6 Ответственность 2 15,8 6,8 4 14,5 7,2 Помощь другим 14 17,9 12,3 6 13,6 10,2 В инструментальных ценностях значимость ни одной из ценностей у мужчин и женщин не совпали и оказались различными. Ценность Жизнерадостность в мужской группе занимает 7 место (мода - 7) и средний ранг - 8,4, а в женской группе мода - 1 и средний ранг - 5,9, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,000. В женской группе 2 место (по моде) занимают следующие ценности: Воспитанность, Терпимость, Чуткость. В мужской группе на 2 месте по значимости стоят следующие ценности: Самоконтроль и Ответственность. Ценность Воспитанность в мужской группе занимает 8 место и средний ранг - 9,4, а в женской группе мода - 2 и средний ранг - 7,3, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,003. Ценность Терпимость в мужской группе занимает 11-12 место и средний ранг - 11,3, а в женской группе мода - 2 и средний ранг - 8,9, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,002. Ценность Чуткость в мужской группе занимает 2 место для 15,8 % мужчин, в то же время для 18,9 % чуткость занимает 13 место и средний ранг - 9,9, а в женской группе мода - 2 и средний ранг - 8,6. В данной выборке как мужчины, так и женщины к ценности Чуткость относятся по-разному (рис. 5, рис. 5а), так как разброс вариативности ответов большой, статистически значимых различий в отношений к этой ценности у мужчин и женщин нет. Рисунок 5 Ценность - Чуткость, мужская группа Рисунок 5а Ценность- Чуткость, женская группа Ценность Ответственность в мужской группе занимает 2 место и средний ранг - 6,8, а в женской группе мода - 4 и средний ранг - 7,2, и хотя для мужчин ответственность при качественном анализе является более важной ценностью, чем для женщин, статистически значимых различий нет. Ценность Самоконтроль в мужской группе занимает 2 место и средний ранг - 7,8, а в женской группе мода - 12 и средний ранг - 10, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,002. Ценность Твердая воля в мужской группе для 24,2 % занимает 3 место и средний ранг - 7,9, а в женской группе эта ценность занимает 14-16 место для 38,2 % женщин и средний ранг - 11,6, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,000. Ценность Широта взглядов в мужской группе для 16,8% занимает 4 место и средний ранг - 8,9, а в женской группе эта ценность занимает 15 место для 11,8 % женщин и средний ранг - 10,3 различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,034 (рис. 6, рис. 6а) Рисунок 6 Ценность - Широта взглядов, мужская группа Рисунок 6а Ценность - Широта взглядов, женская группа Ценность Смелость в отстаивании своего мнения в мужской группе для 23,2 % занимает 5 место и средний ранг - 8,4, а в женской группе эта ценность занимает 12 место для 15,5 % женщин и средний ранг - 10,9, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,000, мужчинам в данной выборке оказалось важным отстаивать свое мнение, в то время как женщины готовы уступать. Ценность Образованность в мужской группе для 17,9 % занимает 9 место и средний ранг - 8,2, а в женской группе эта ценность занимает 5 место для 18,2 % женщин и средний ранг - 7,8 (рис. 7, рис. 7а), и хотя при качественном анализе мы наблюдаем в женской группе более значимое отношение к образованности, статистически значимых отличий нет ,U-критерий Манна-Уитни р = 0,311. Рисунок 7 Ценность - Образованность, мужская группа Рисунок 7а Ценность - Образованность, женская группа Помощь другим в мужской группе для 17,9 % занимает 14 место и средний ранг - 12,3, а в женской группе эта ценность занимает 6 место для 13, 6% женщин и средний ранг - 10,2, различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,001. Интересным является соотношения показателей Помощь другим и Счастье других, так, мужчины ставят более значимой ценность Счастье других и при этом не очень готовы помогать другим, в то время как женщины, наоборот, ценности Счастье других дают последние места по значимости, но при этом ценности Помощь другим отводят 6-е место. Ценность Эффективность в делах в мужской группе вызвала полярные ответы, так, для 12,6% она занимает 2 место, а для 16,8 % мода равна 10, средний ранг - 8,3, а в женской группе эта ценность занимает 13-15 место для 32,7 % женщин и средний ранг - 10,3 (рис. 8, рис. 8а), различия статистически значимы, U-критерий Манна-Уитни р = 0,002. Рисунок 8 Ценность - Эффективность в делах, мужская группа Рисунок 8а Ценность - Эффективность в делах, женская группа Корреляционный анализ ценностей выявил специфические взаимосвязи между ценностями, которые могут служить основанием для описания особенностей личности и поведения. Такие ценности, как Жизнерадостность, Чуткость и Терпимость, имеют статистически значимую прямую корреляционную связь (табл. 3), т.е. для людей эти ценности значимы на одинаковом уровне. Статистически значимую прямую корреляционную связь имеют и такие ценности, как Отстаивание своего мнения и Твердая воля. При этом интересной является обнаруженная статистически значимая обратная корреляционная связь между этими группами ценностей, это свидетельствуют о том, что людям, которым важна жизнерадостность, становится неважным отстаивание своего мнения и твердая воля. Таблица 3 Жизнерадостность и отстаивание своего мнения Корреляции Жизнерадостность Чуткость Терпимость Отстаивании своего мнения Твердая воля Тау-b Кендалла Жизнерадостность Коэффициент корреляции 1,000 ,107* ,119** -,108* -,180** Знач. (односторонняя) . ,017 ,009 ,017 ,000 N 203 203 203 203 203 Статистически значимую прямую корреляционную связь имеют и такие ценности, как (табл. 4) Аккуратность и Воспитанность, т.е. чем выше одна ценность, тем выше и вторая. Помощь другим и Терпимость также имеют статистически значимую прямую корреляционную значимость. Однако ценность Терпимости имеет обратную связь с Аккуратностью и Воспитанностью, соответственно, чем значимее ценности Аккуратность и Воспитанность, тем менее значимой становится ценность Терпимость. Также стоит обратить внимание на статистически значимую обратную корреляционную связь между ценностями Аккуратность и Помощь другим. Таблица 4 Аккуратность и Помощь другим Корреляции Аккуратность Воспитанность Помощь другим Терпимость Тау-b Кендалла Аккуратность Коэффициент корреляции 1,000 ,267** -,228** -,182** Знач. (односторонняя) . ,000 ,000 ,000 N 205 203 205 205 Воспитанность Коэффициент корреляции ,267** 1,000 -,050 -,086* Знач. (односторонняя) ,000 . ,161 ,042 N 203 203 203 203 Помощь другим Коэффициент корреляции -,228** -,050 1,000 ,227** Знач. (односторонняя) ,000 ,161 . ,000 N 205 203 205 205 Терпимость Коэффициент корреляции -,182** -,086* ,227** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 ,042 ,000 . N 205 203 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). *. Корреляция значима на уровне 0,05 (односторонняя). Также стоит отметить обратную корреляционную статистически значимую связь таких ценностей, как Ответственность и Высокие запросы (табл. 5). Чем значимее для людей ценность Высокие запросы, тем менее значимой для них становится ценность Ответственность. Таблица 5 Ответственность и Высокие запросы Корреляции Высокие запросы Ответственность Тау-b Кендалла Высокие запросы Коэффициент корреляции 1,000 -,268** Знач. (односторонняя) . ,000 N 203 203 Ответственность Коэффициент корреляции -,268** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 . N 203 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Чем более значимой для испытуемых является ценность Образованность, тем более значимой становится ценность Независимость, корреляционная связь статистически значима (табл. 6). Таблица 6 Ответственность и независимость Корреляции Образованность Независимость Тау-b Кендалла Образованность Коэффициент корреляции 1,000 ,195** Знач. (односторонняя) . ,000 N 205 205 Независимость Коэффициент корреляции ,195** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 . N 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Следующие две ценности в современном мире имеют широкий резонанс, это ценности Рационализма и Честности. Ккак оказывается, данные ценности имеют статистически значимую обратную корреляционную связь (табл. 7), чем значимее для людей ценность Рационализма, тем менее значимой становится Честность. Таблица 7 Рационализм и Честность Корреляции Рационализм Честность Тау-b Кендалла Рационализм Коэффициент корреляции 1,000 -,179** Знач. (односторонняя) . ,000 N 205 205 Честность Коэффициент корреляции -,179** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 . N 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Интересной оказалась взаимосвязь ценностей Исполнительность и Широта взглядов, связь статистически значимая (табл. 8), обратная, т.е. для людей, которым важна ценность Исполнительность, становится неважной ценность Широта взглядов. Таблица 8 Исполнительность и Широта взглядов Корреляции Исполнительность Широта взглядов Тау-b Кендалла Исполнительность Коэффициент корреляции 1,000 -,286** Знач. (односторонняя) . ,000 N 205 205 Широта взглядов Коэффициент корреляции -,286** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 . N 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Заслуживают внимания и такие ценности, как Мудрость и Духовность, они оказались прямолинейно взаимосвязанными: чем выше ценность Духовность, тем выше и ценность Мудрость. На основании полученных данных можно говорить, что людям мудрым и духовным не важна ценность Общественное признание, связь обратная, статистически значимая (табл. 9). Таблица 9 Мудрость и Общественное признание Корреляции Духовность Мудрость Общественное признание Тау-b Кендалла Духовность Коэффициент корреляции 1,000 ,293** -,246** Знач. (односторонняя) . ,000 ,000 N 205 205 205 Мудрость Коэффициент корреляции ,293** 1,000 -,255** Знач. (односторонняя) ,000 . ,000 N 205 205 205 Общественное признание Коэффициент корреляции -,246** -,255** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 ,000 . N 205 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Сегодня, в период экономической нестабильности в стране, важной для исследования является ценность Материально обеспеченная жизнь и ее место значимости для жизни современных людей. Корреляционный анализ ценности Материально обеспеченная жизнь дал значимую обратную связь с такими ценностями, как: Творчество (Тау-b Кендалла - ,165**; р = ,008); Счастье других (Тау-b Кендалла - ,111*; р = ,014); Красота природы и искусства (Тау-b Кендалла - ,278**; р = ,000), т.е. для людей, у которых ценность Материально обеспеченная жизнь занимает первые места, последние места занимают ценности: Творчество, Счастье других, Красота природы и искусства. В наше время интернета живого общения с друзьями и близкими становится все меньше, мы подменяем его «смс» и «смайлами», а в проведенном исследовании обнаружилась другая интересная связь. Сегодня информация стала доступной практически каждому человеку, и оказывается, что для людей, которым важна ценность Познания, становятся неважными Друзья, корреляционная связь обратная, статистически значимая (табл. 10). Таблица 10 Познание и Друзья Корреляции Познание Друзья Тау-b Кендалла Познание Коэффициент корреляции 1,000 -,227** Знач. (односторонняя) . ,000 N 205 205 Друзья Коэффициент корреляции -,227** 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 . N 205 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). Такие важные ценности, как Любовь и Семья, прямым образом взаимосвязаны, т.е. чем значимее один показатель, тем значимее и другой. А вот бытующее сегодня мнение, что Любовь стала легким увлечением - удовольствием, не обремененным ответственностью, не оправдала себя. Ценность Любви и Семьи имеет прямую связь, а вот ценность Любви и Удовольствия имеет обратную связь (табл. 11), т.е. люди, которые на первое место ставят Удовольствия, на последние места ставят и Любовь, и Семью. Таблица 11 Любовь и Удовольствия Корреляции Удовольствия Семейная жизнь Любовь Тау-b Кендалла Удовольствия Коэффициент корреляции 1,000 -,054 -,249** Знач. (односторонняя) . ,152 ,000 N 203 203 203 Семейная жизнь Коэффициент корреляции -,054 1,000 ,098* Знач. (односторонняя) ,152 . ,033 N 203 203 203 Любовь Коэффициент корреляции -,249** ,098* 1,000 Знач. (односторонняя) ,000 ,033 . N 203 203 205 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (односторонняя). *. Корреляция значима на уровне 0,05 (односторонняя). Выводы Как для мужчин, так и для женщин значимыми терминальными ценностями являются: Здоровье, Любовь, Счастливая семейная жизнь, Активная деятельная жизнь, Жизненная мудрость, Материально обеспеченная жизнь. Определились ценности, значимые для мужчин и менее значимые для женщин: Развитие, Творчество. И ценности, значимые для женщин и менее значимые для мужчин: Наличие хороших и верных друзей, Интересная работа. Такое распределение, где мужчины выше ценят творчество, а женщины - друзей и работу, разрушает привычные классические взгляды о предпочтениях мужчин и женщин в их поло-ролевом самовыражении. Также интересно посмотреть на ценности, которые большинство испытуемых поставили на самые последние места. Так, незначимыми для современных мужчин и женщин являются: Красота природы и искусства, Развлечения, Удовольствия, Свобода, Счастье других, Духовность. Среди инструментальных ценностей значимыми как для мужчин, так и для женщин являются: Честность, Ответственность, Образованность. Определились ценности, значимые для мужчин и менее значимые для женщин: Независимость, Самоконтроль, Смелость в отстаивании своего мнения, Твердая воля, Широта взглядов, Эффективность в делах. И ценности, значимые для женщин и менее значимые для мужчин: Воспитанность, Жизнерадостность, Терпимость, Помощь другим. Среди инструментальных ценностей не значимыми для современных мужчин и женщин являются: Высокие запросы, Исполнительность, Непримиримость к недостаткам в себе и других. Обобщая данные корреляционного анализа, можно сказать о некоторых особенностях ценностных предпочтений современных людей. Людям, которым важна Жизнерадостность, становится неважным Отстаивание своего мнения и Твердая воля. Чем значимее для людей ценность Высокие запросы, тем менее значимой для них становится ценность Ответственность. Чем значимее для людей ценность Рационализма, тем менее значимой становится Честность. Людям мудрым и духовным не важна ценность Общественное признание. А для людей, у которых ценность Материально обеспеченная жизнь занимает первые места, последние места занимают ценности: Творчество, Счастье других, Красота природы и искусства. Бытующее сегодня мнение, что Любовь стала легким увлечением - удовольствием, не обремененным ответственностью, не оправдала себя. Люди, которые на первое место ставят Удовольствия, на последние места ставят и Любовь, и Семью, тем самым разделяя понятия любви и удовольствия.