THE RELATIONSHIP BETWEEN DIFFERENT STYLES OF PARENTING AND PARENTS' MOTIVATIONAL FEATURES
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article highlights the results of an empirical study on the relationship between the styles of parenting and their motivational characteristics. The sample was made by parents (N = 50), bringing up teenage children from complete (n = 15) and incomplete (n = 20) families. The following methods were used: Analysis of Family Relationships Technique by E. G. Eidemiller and V. V. Yustitskis, "Motivation for success" by T. Ehlers, "Motivation to avoid failures". T. Ehlers, a technique for diagnosing the self-assessment of motivation for approval by D. Marlowe, D. Crown. As a result, it was concluded that the level of motivation for approval from parents can determine the level of educational confidence and can be related to other motivational characteristics of parents. With a different degree of motivation to achieve or avoid failures in parents of teenagers from complete or incomplete families, the preference for parenting styles was virtually identical.

Keywords:
parenting styles, child-parent relations, adolescents, parents, achievement motive, motive to avoid failure, approval motive
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Семья является комплексным объектом, подвергающимся изучению в различных науках: социологии, демографии, этнографии, социальной антропологии, семейном праве, медицине и психологии. Это обусловливает особый методологический статус исследований в данной области [1] (Andreeva, 2011). Собственно, психология семьи является важной отраслью психологической науки, а исследования в этой области представляют большой интерес в контексте проблем современного общества [3] (Druzhinin, 2006). Ведь именно семья, как один из главнейших социальных институтов, играет серьезную роль при формировании поведения родителей и личности ребенка [2] (Vinnikott, 2012). Одним из центральных понятий в области психологии семьи можно считать понятие «родительского отношения». Его можно определить как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [7] (Реан, 2003). В рамках родительского отношения принято выделять различные стили родительского воспитания (parenting styles). Так, Д. Баурминд, создательница одной из первых классификаций стилей родительского воспитания, выделяет три основных стиля: авторитарный, авторитетный или демократический, а также попустительский стиль [14, 15] (Baurmond, 1967; Baurmond, 1991). В более поздних исследованиях количество выделяемых стилей воспитания возрастает. Например, Е. А. Личко и Э. Г. Эйдемиллер разработали классификацию стилей воспитания детей подросткового возраста. Опираясь на основные характеристики типов воспитания ребенка степень гиперпротекции; удовлетворенность потребностей; требования, предъявляемые к ребенку; санкции, накладываемые на него; воспитательную неуверенность родителей, они дают формальное описание таких стилей, как гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность. Помимо этого, авторами выделяются отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств; предпочтение мужских качеств; предпочтение детских качеств; расширение сферы родительских чувств; страх утраты ребенка; неразвитость родительских чувств; проекция собственных нежелательных качеств; внесение конфликта между супругами в сферу воспитания [4, 12] (Zakharova, 2009; Eydemiller, 2008). Тактика мотивации В последние годы проводятся многочисленные исследования, направленные на изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и различных психологических феноменов у детей и подростков: проблемного и/или агрессивного поведения [13, 9] (Aunola, Nurmi, 2005; Чепракова, 2011); проявлений СДВГ (cиндром дефицита внимания и гиперактивности) [19] (Schroeder, Kelley, 2009); тревожности, мотивации и академических достижений [21, 8] (Silva, Dorso, Azhar, Renk, 2007; Rumyantseva, 2009); процессов в рамках психологического консультирования [5] (Kapustin, 2014). Тем не менее наблюдается определенный дефицит исследований, направленных на изучение связи стилей воспитания с особенностями родителей. В частности, особый интерес может представлять мотивационная сфера личности родителей. Наиболее часто в рамках мотивационной сферы принято выделять мотивы достижения успеха и избегания неудачи [17] (McClelland, 1953). С момента создания классификации мотивов Д. МакКлелландом были проведены многочисленные исследования, посвященные изучению взаимосвязи между мотивационными характеристиками и другими личностными особенностями. Так, М. Селигман связывал мотивацию достижения успеха с депрессивным состоянием индивида [20] (Seligman, 1975), а Т. Элерс со степенью выраженности у индивида способности к риску (Ehlers, 1964). Б. Вайнер автор модели каузальной атрибуции сопоставил мотивацию избегания неудач и три основных фактора, влияющих на ее проявление, это: локус контроля [18] (Rotter, 1966), стабильность и контролируемость\неконтролируемость причин субъектом. По мнению автора, проявление мотивации избегания неудач у индивида намного больше тогда, когда субъект принимает свои неудачи, как внутренние, постоянные и неконтролируемые события действительности [23] (Weiner, 1986). А Э. Скиннер в своих исследованиях делала акцент на взаимосвязь мотивации избегания неудач и уровня воспринимаемого субъектом контроля [22] (Skinner, 1995). Также в данном контексте необходимо упомянуть мотивацию одобрения. Мотивация одобрения представляет собой стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей. А. Маслоу связывал мотивацию одобрения с недостаточным уровнем самоактуализации личности [6] (Maslou, 2008). Также данный вид мотивации существенно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми и выбор спутника жизни [10] (Shneyder, 2018). В связи с этим нами было проведено исследование стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей. Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи между различными стилями родительского воспитания и мотивационными особенностями родителей в полных и неполных семьях. Объектом исследования выступали особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. Предметом - взаимосвязь различных видов мотивов у родителей и стиля воспитания в семье. Были сформулированы следующие гипотезы: 1. В семьях с высоким уровнем проявления мотивации одобрения у родителей количество требований к подростку больше по сравнению с семьями с низким уровнем проявления мотивации одобрения у родителей. 2. В неполных семьях с высоким уровнем мотивации достижения успеха у родителей степень потворства подростку выше, чем в полных семьях. 3. В полных семьях с высоким уровнем мотивации избегания неудач у родителей уровень воспитательной неуверенности ниже, чем в неполных семьях. Методика Исследование проводилось с декабря 2017-го по март 2018 года. Все участники являлись добровольцами. Перед заполнением опросных листов участникам было представлено информированное согласие. Учитывалось количество детей в семьях и их возраст, однако сами дети в исследовании участия не принимали. Выборку исследования составили жители Москвы и Щелковского района Московской области - 57 родителей. Однако при наборе выборки - 7 человек отказались принимать участие в исследовании, поэтому итоговое число участников исследования составило 50 человек. Подробная информация о выборке дана в таблице 1. Таблица 1. Информация о выборке исследования Полные семьи (n = 15) Родители Общее кол-во Мужской пол Средний возраст (м) SD (м) Женский пол Средний возраст (ж) SD (ж) 30 15 42 7,32 15 40 5,84 Дети Общее кол-во Мужской пол Средний возраст (м) SD (м) Женский пол Средний возраст (ж) SD (ж) 17 11 14,2 1,72 6 14,3 2,06 Неполные семьи (n = 20) Родители Общее кол-во Мужской пол Средний возраст (м) SD (м) Женский пол Средний возраст (ж) SD (ж) 20 8 42 5,07 12 41 6,12 Дети Общее кол-во Мужской пол Средний возраст (м) SD (м) Женский пол Средний возраст (ж) SD (ж) 24 12 14,6 2,1 12 15,9 2,02 Применялись следующие методы исследования: 1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса Для родителей подростков в возрасте 8-12 лет. Используется для определения воспитательного процесса в семье [12] (Eydemiller E.G., Yustitskis V.V., 2008). 2. «Мотивация к успеху» Т. Элерса. Личностный опросник, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха (Практическая психодиагностика, 2001). 3. «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса. Личностный опросник, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на избегание неудач (Практическая психодиагностика, 2001). 4. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу, Д. Краун. Опросник, предназначенный для оценки искренности ответов испытуемых (Практическая психодиагностика, 2001). В ходе статистической обработки полученных результатов использовались методы непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок и коэффициент корреляции Спирмена для исследования взаимосвязи между переменными на одной и той же выборке). Для статистической обработки данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics 21.0.0. Результаты и обсуждение 1. Анализ различий в стилях родительского воспитания и мотивации одобрения. Для проверки гипотезы относительно наличия различий в стилях воспитания у родителей с разным уровнем мотивации одобрения выборка была поделена по медиане (M=10,5, Sd=2,87) показателя методики диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу, Д. Краун. После чего производилось сравнение стилей родительского воспитания (АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса) в этих двух группах. Применялся непараметрический критерий Манна-Уитни. Подробная информация отражена в таблице 2. Таблица 2. Различия в стилях родительского воспитания у родителей с низким и высоким уровнем самооценки мотивации одобрения Стиль родительского воспитания Родители с низким уровнем самооценки мотивации одобрения (n=24) Родители с высоким уровнем самооценки мотивации одобрения (n=26) U Ур. знач (р) M Sd M Sd Гипопротекция 3 2,3 2,9 1,8 300,5 0,82 Потворствование 4,5 2,3 3,1 2,4 212 0,05 Чрезмерность санкций 1,1 1,3 1,4 1,7 300 0,8 Минимальность санкций 2,7 1,5 2,04 1,08 213 0,05 Расширение сферы родительских чувств 2,1 1,7 2,08 1,5 310,5 0,97 Воспитательная неуверенность родителей 2,9 1,4 2,1 0,9 203,5 0,03 Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 1,3 1,3 1,3 1,4 307 0,92 В результате сравнительного анализа по показателям стилей воспитания в семьях с родителями с низкой и высокой самооценкой мотивации одобрения было выявлено, что в семьях с родителями с низкой мотивацией одобрения показатели потворствования, минимальности санкций и воспитательной неуверенности выше, чем у родителей с высокой мотивацией одобрения. Напротив, по показателям чрезмерности санкций, расширения сферы родительских чувств и проекции на ребенка собственных нежелательных качеств ситуации практически идентичны. Показателей, по которым данные у родителей с высоким уровнем самооценки мотивации одобрения были бы выше, чем у родителей с низким уровнем, выявлено не было. Гипотеза о наличии значимых различий в стилях воспитания у родителей с низким и высоким уровнем самооценки мотивации одобрения нашла свое подтверждение. 2. Анализ различий в стилях родительского воспитания и мотивации достижения в полных и неполных семьях. Проверялась гипотеза о том, что в неполных семьях с высоким уровнем мотивации достижения успеха у родителей степень потворства подростку выше, чем в полных семьях. Выборки родителей из полных и неполных семей делились по медиане по показателю методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса. Медиана составила 17,5 (Sd=4,08) в группе полных семей и 17,5 (Sd=4,41) в группе семей неполных. После чего производилось сравнение стилей родительского воспитания (АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса) в двух группах: родители с высоким уровнем мотивации достижения (полные семьи) и родители с высоким уровнем мотивации достижения (неполные семьи). Применялся непараметрический критерий Манна-Уитни. Подробная информация отражена в таблице 3. Таблица 3. Различия в стилях родительского воспитания у родителей с высоким уровнем мотивации достижения из полных и неполных семей Стиль родительского воспитания Полные (n=15) Неполные (n=11) U Ур. знач. (p) M SD M SD Игнорирование потребностей 1 1,41 2 1,29 78,5 0,83 Чрезмерность требований-запретов 2 1,42 3 1,43 53,5 0,12 Недостаточность требований-запретов 2 1,29 2 1,12 78,5 0,83 Чрезмерность санкций 1 1,88 1 0,64 75,5 0,7 Минимальность санкций 2 1,23 3 1,57 57,5 0,18 Неустойчивый стиль воспитания 2 1,24 2 1,6 75 0,69 Воспитательная неуверенность родителей 2 1,45 3 1,28 74,5 0,67 Неразвитость родительских чувств 3 2,35 2 1,78 76,5 0,75 Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 2 1,57 2 1,43 81 0,94 Предпочтение женских качеств 2 1,54 2 1,04 69,5 0,48 Предпочтение мужских качеств 2 1,54 2 1,69 80 0,89 В результате сравнительного анализа по показателям стилей воспитания в полных и неполных семьях значимых различий выявлено не было. Гипотеза о различии данных по показателю потворства подростку не подтвердилась, что может указывать на то, что независимо от того, в полной или неполной семье воспитывается подросток, наличие такового показателя относительно повышенной мотивации достижения успеха у родителей будет практически одинаково. Данные по показателям «Неустойчивость стиля воспитания» и «Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания» показывают практически полностью идентичные результаты как в полных, так и в неполных семьях, что может говорить об отсутствии ситуации повышенного стресса, тревожности в семье и демократичном отношении к подростку при выраженной мотивации достижения успеха у родителей. 3. Анализ различий в стилях родительского воспитания и мотивации достижения в полных и неполных семьях. Проверялась гипотеза о том, что в полных семьях с высоким уровнем мотивации избегания неудач у родителей уровень воспитательной неуверенности ниже, чем в неполных семьях. Выборки родителей из полных и неполных семей делились по медиане по показателю методики «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса. Медиана составила 15 (Sd=4,51) в группе родителей из полных семей и 16,5 (Sd=2,56) в группе родителей из семей неполных. После чего производилось сравнение стилей родительского воспитания (АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса) в двух группах: родители с высоким уровнем мотивации избегания неудач (полные семьи) и родители с высоким уровнем мотивации избегания неудач (неполные семьи). Применялся непараметрический критерий Манна-Уитни. Подробная информация отражена в таблице 4. Таблица 4. Различия в стилях родительского воспитания у родителей с высоким уровнем избегания неудач из полных и неполных семей Стили родительского воспитания Полные (n=12) Неполные (n=15) U Ур. знач. (p) M SD M SD Игнорирование потребностей 1 1,16 2 1,59 74,5 0,43 Чрезмерность требований-запретов 2 1,4 2 1,45 89 0,96 Недостаточность требований-запретов 2 1,16 2 0,91 89 0,95 Чрезмерность санкций 2 1,44 1 1,38 80 0,62 Минимальность санкций 2 1,31 2 1,48 84,5 0,78 Неустойчивый стиль воспитания 2 1,35 2 1,34 84,5 0,78 Воспитательная неуверенность родителей 2 1,05 3 1,30 82,5 0,7 Неразвитость родительских чувств 2 1,71 2 1,73 81 0,65 Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 1 1,26 1 1,34 76 0,47 Предпочтение женских качеств 1 0,86 1 1,17 64,5 0,18 Предпочтение мужских качеств 1 1,67 1 1,41 76 0,46 В результате сравнительного анализа по показателям стилей воспитания в полных и неполных семьях значимых различий выявлено не было. Гипотеза о различии данных по показателю воспитательной неуверенности не подтвердилась, что может указывать на то, что независимо от того, в полной или неполной семье воспитывается подросток, наличие такового показателя относительно повышенной мотивации избегания неудач у родителей будет практически идентично. Такой результат может свидетельствовать о гармоничной развитости взаимоотношений между родителем и подростком, отсутствии попустительского стиля воспитания и наличии соответствующих требований, запретов и санкций для подростка вне зависимости от полноты семьи. 4. Анализ взаимосвязей стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей. В этом случае респонденты не подразделялись на группы. Применялся коэффициент корреляции Спирмена. Информация представлена в таблице 5. Таблица 5. Анализ взаимосвязей стилей воспитания в семье и мотивационных особенностей родителей Стили родительского воспитания Самооценка мотивации одобрения Мотивация избегания неудач Мотивация достижения успеха Игнорирование потребностей -0,04 -0,14 0,08 Чрезмерность требований-запретов -0,4 -0,07 0,32* Недостаточность требований-запретов -0,17 -0,09 -0,12 Чрезмерность санкций 0,01 -0,2 -0,21 Минимальность санкций -0,7 0,09 0,13 Неустойчивый стиль воспитания -0,29* -0,18 0,24 Воспитательная неуверенность родителей -0,29* -0,02 -0,04 Неразвитость родительских чувств -0,10 -0,08 0,33* Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 0,07 -0,25 0,39** Предпочтение женских качеств 0,02 -0,10 0,32* Предпочтение мужских качеств -0,37** -0,07 0,14 *p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01. Таким образом, по результатам корреляционного анализа было получено 7 значимых корреляций. Самооценка мотивации одобрения отрицательно коррелирует с показателями неустойчивого стиля воспитания (-0,29, p ≤ 0,01), воспитательной неуверенности родителей (-0,29, p ≤ 0,01), а также предпочтением мужских качеств (-0,37, p ≤ 0,05). Мотивация достижения успеха положительно коррелирует с чрезмерностью требований-запретов (0,32, p ≤ 0,01), неразвитостью родительских чувств (0,33, p ≤ 0,01), проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств (0,39, p ≤ 0,05) и предпочтением женских качеств (0,32, p ≤ 0,01). Следует отметить полное отсутствие значимых корреляций между мотивацией избегания неудач и стилями родительского воспитания. Отрицательные корреляции самооценки мотивации одобрения и показателей неустойчивого стиля воспитания и воспитательной неуверенности родителя могут быть связаны с тем, что родители, имеющие более высокие показатели самооценки мотивации одобрения, проявляют большую степень социальной желательности. Однако это не объясняет отсутствие корреляций с рядом других стилей воспитания. Обращает внимание на себя также отрицательная корреляция с предпочтением мужских качеств, что говорит о том, что чем выше самооценка мотивации одобрения, тем меньше родители выражают предпочтение мужских качеств женским. Таким образом, результаты говорят о том, что чем выше родитель нуждается в одобрении, тем он старается быть более последовательным в воспитании, старается проявлять большую уверенность и не дает откровенного предпочтения ни стереотипно мужским, ни стереотипно женским чертам характера у своих детей. Однозначно объяснить эти взаимосвязи на данный момент не представляется возможным. Положительные корреляции между выраженностью мотивации достижения и чрезмерностью требований запретов, неразвитостью родительских чувств и проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств заслуживают отдельного внимания. Эти результаты могут быть проинтерпретированы двояко. Возможно, что родители, в большей степени ориентированные на достижения, концентрируются на собственных достижениях, уделяя меньшее внимание своим детям (неразвитость родительских чувств), эмоционально дистанцируясь от них (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств) и воспитывая преимущественно запретами. Возможно также, что эти родители, таким образом, стремятся стимулировать склонность к достижениям у своих детей. При этом достаточно парадоксальным выглядит предпочтение у детей женских качеств, а не мужских, поскольку традиционно в культуре мотивация достижения в большей степени предписывается мужчинам. К сожалению, этот результат на данный момент также невозможно однозначно проинтерпретировать. Выводы Было представлено исследование взаимосвязи стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей из полных и неполных семей. Данное исследование частично помогает восполнить дефицит информации относительно связи предпочитаемых стилей родительского воспитания и психологических характеристик самих родителей. Полученные нами результаты позволяют сделать следующие выводы: 1. Уровень мотивации одобрения у родителей в семье может определять степень воспитательной уверенности родителя. 2. В случае выраженных мотивационных особенностей родителей, таких как выраженность мотивации достижения или избегания неудачи, не наблюдается различий в предпочтении стилей родительского воспитания у родителей подростков из полных и неполных семей. 3. Ряд стилей родительского воспитания оказывается взаимосвязан с мотивационными особенностями родителей. В первую очередь, с мотивацией одобрения и мотивацией достижения. При этом не было выявлено связей склонности к избеганию неудач и каких-либо стилей родительского воспитания. 4. Полученные нами результаты нуждаются в детализации и уточнении в ходе дальнейших исследований, в том числе на больших выборках.
References

1. Andreeva T.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'noy psihologii sem'i kak oblasti nauchnyh issledovaniy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika, 2011. - № 3.

2. Vinnikott D.V. Razgovor s roditelyami. - M.: Klass, 2012.

3. Druzhinin V.N. Psihologiya sem'i. / 3-e izd. - SPb.: Piter, 2006.

4. Zaharova G.I. Psihologiya semeynyh otnosheniy. - Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2009.

5. Kapustin S.A. Stili roditel'skogo vospitaniya v sem'yah klientov psihologicheskoy konsul'tacii po detsko-roditel'skim problemam // Vestnik moskovskogo universiteta. seriya 14: psihologiya, 2014. - № 4.

6. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. - SPb.: Piter, 2008.

7. Rean A.A. Psihologiya podrostka. - SPb.: Praym - EVROZNAK, 2003.

8. Rumyanceva T.V. Vliyanie stiley roditel'skogo vospitaniya na shkol'nuyu trevozhnost' i uspevaemost' // Psihologiya obucheniya, 2009. - № 12.

9. Cheprakova E.A. Vliyanie stilya roditel'skogo vospitaniya na razvitie agressivnogo povedeniya u podrostkov // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, 2011. - № 2.

10. Shneyder L. Semeynaya psihologiya. Empiricheskie issledovaniya. - M.: Yurayt, 2018.

11. Eydemiller E.G. Dobryakov I.V. Nikol'skaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psihoterapiya. - SPb.: Piter, 2006.

12. Eydemiller E.G., Yustickis V.V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i. - SPb.: Piter, 2008.

13. Aunola K., Nurmi J.E. The Role of Parenting Styles in Children's Problem Behavior // Child Development, 2005. - № 6.

14. Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior // Genetic Psychology Monographs, 1967. - № 1.

15. Baurmind D. The influence of parenting styles on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence, 1991. - № 1.

16. Ehlers Th. Experimentelle Untersuchungen zur persönlichkeitsbedingten Unfallgefährdung. Marburg, Univ., Diss., 1964.

17. McClelland D. The achievement motiveyu. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1953. - 384 p.

18. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psycho, 1966. - № 1.

19. Schroeder V.M., Kelley M.L. Associations Between Family Environment, Parenting Practices, and Executive Functioning of Children with and without ADHD // Journal of Child and Family Studies, 2009. - № 2.

20. Seligman M.E.P Helplessnes: On depression, development, and death. - San Francisco: Freeman, 1975.

21. Silva M., Dorso E., Azhar A., Renk K. Relationship among Parenting Styles Experienced during Childhood, Anxiety, Motivation, and Academic Success in College Students // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 2007. - № 2.

22. Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications. 1995.

23. Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. - New York: Springer-Verlag, 1986. - 304 p.

Login or Create
* Forgot password?