INTERACTION OF OWN CHILDREN AND THE RECEPTION CHILD WITH HIA IN THE SUBSTITUTIONAL FAMILY: TO THE PROBLEM OF PREPARATION OF COMMUNICATOR SPECIALISTS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the peculiarities of vocational training of pedagogical psychologists for interaction with a substitute family are considered. The main problems of functioning of substitute families, bringing up children with disabilities are analyzed. Based on the results of their own research, the main targets of psychological support for substitute families have been identified. The directions of professional training of the future teacher-psychologist for work with a substitute family, bringing up a child with disabilities are presented. At the same time, the emphasis is not only on working with a foster child, but also on solving the problems of psychological adaptation of healthy children in a substitute family that has adopted a child with disabilities. The results of the study are the basis for determining further areas of psychological and pedagogical work with substitute families raising children with disabilities. The materials of the article can be used by bachelor students of psychological and pedagogical areas of training, researchers and practitioners dealing with the issues of vocational training of teachers and psychologists, and the organization of psychological assistance to substitute families with children with disabilities

Keywords:
replacement family, foster child with disabilities, specialist-communicator, vocational training, psychological adaptation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение В настоящее время проблема взаимоотношений собственных и приемных детей в замещающей семье практически не исследуется. При этом при появлении приемного ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), собственные дети часто оказываются на периферии родительского внимания, начинаются проблемы в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, имеют место девиантные формы поведения и т.д. Родители начинают больше внимания уделять новому члену семьи, уходу за ним, решению вопросов, связанных с обеспечением условий, которые позволят данному ребенку включиться в полноценный процесс жизнедеятельности наряду со здоровыми детьми. Необходимо подчеркнуть, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ необходимо учитывать то, что данная категория испытывает дефицит и значительные трудности в общении. Отклонения в психическом развитии могут сочетаться с нарушениями в области познания и коммуникации, с расстройством эмоционально-волевой сферы, что чаще всего в социуме проявляется в виде патологических форм поведения и сложностей общения. Беседа или совместные виды работы могут вызвать замкнутость, недовольство, отказ от работы и общения. Это создает личные и социальные проблемы, конфликтные ситуации в семье, между детьми. Включение детей с ОВЗ в семью возлагает на родителей, сопровождающих специалистов дополнительную ответственность: возрастает необходимость в получении знаний по установлению благоприятного психологического климата в семье, подготовке собственных детей к принятию ребенка с ОВЗ, взаимодействию с собственными и приемными детьми, решению конфликтных ситуаций и т.д. Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. Несмотря на то, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его развитие, решающую роль играют отношения с его новоприобретенными родителями, родными детьми, другими членами семьи. Основным выводом является следующий: в психологической поддержке нуждаются все члены замещающей семьи. Вопросы сопровождения замещающих семей представлены в работах Арпентьевой М.Р. [1] (Arpenteva, 2016), Асламазовой Л.А. [2] (Aslamazova, Khakunova, 2017), Николаевой Е.И. [5] (Nikolaeva, 2013), Ослон В.Н. [6] (Oslon, 2015), Семьи Г.В. [11], Холмогоровой А.Б. [7] (Oslon, Kholmogorova, 2001), Шульги Т.И. [13] (Shulga, Semya, 2015) и др. По мнению Семьи Г.В, психолого-педагогическое сопровождение - это создание полноценных условий для развития ребенка в замещающей семье, минимизация причин, провоцирующих кризис семьи и необходимость изъятия из нее ребенка [11]. К особенностям функционирования замещающей семьи Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. относят повышенную ответственность замещающих родителей за приемных детей; выраженную оценочную позицию родителей по отношению к воспитанникам, склонность к чрезмерной гиперсоциализирующей концентрации на приемных детях, наличие в семье несовершеннолетних родных детей, увеличивающее эмоциональную нагрузку на замещающих родителей, и т.д. [2] (Aslamazova, Khakunova, 2017). Спиваковская А.С. обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, достаточно негативную оценку опекаемыми детьми своих отношений в семье (на что указало около 68 % опрошенных) [12] (Spivakovskaya, 1991). Михайлова И.А., Сайфутдиярова Е.Ф. отмечают, что по результатам исследования «именно приемные дети склонны выступать агрессорами в данных отношениях, в свою очередь, большинство кровных детей в замещающих семьях настроены на конструктивное построение взаимоотношений с приемными детьми» [4] (Mikhaylova, Sayfutdiyarova, 2016). Теоретическая и практическая значимость исследования связаны с тем, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются все члены замещающей семьи. В настоящее время приоритетными являются проблемы общения и взаимодействия приемного ребенка с ОВЗ и биологических детей, психологической адаптации здоровых детей в семье, принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ, направления психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и подготовки специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.). В Тульской области насчитывается около 3000 замещающих семей, в которых воспитывается около 4000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 300 с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2018 года в Тульской области в замещающих семьях воспитывается 85,5 % детей, оставшихся без попечения родителей. Знание особенностей функционирования замещающей семьи поможет психологам, педагогам, социальным работникам более эффективно организовывать психолого-педагогическую поддержку этой категории семей. По данным собственных исследований авторов более 200 замещающих семей за 2014-2018 гг., выявлены основные направления психолого-педагогической работы с данной категорией семей [9] (Samsonova, Dekina, 2017). Только 14 % родителей точно знают, куда и к какому специалисту можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка. Главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (30 %), плохое поведение и грубость (16 %), тогда как воровство и склонность к обману отметили лишь 8 % опрошенных. Проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей также связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 8 % - с плохой успеваемостью. 46 % опрошенных отметили, что большинство психологических проблем относится к периоду 2-3 года после появления ребенка в семье, и именно тогда наиболее высока потребность в психологической и психотерапевтической помощи. Наименьшее количество проблем отнесены к первым шести месяцам пребывания ребенка в семье (12 %). Основным источником стресса в семье родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, назвали показатели «здоровье» (50 %) и «общение внутри семьи» (28 %), при этом лишь 16 % опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6 % - «вредные привычки». Представляется важным, что психолого-педагогическая помощь, как считают 58 % опрошенных, нужна не только проблемному ребенку или родителям (опекунам), но всем вместе, в том числе и собственным детям в семье. Субклинически выраженная тревога отмечена у 42 % матерей, субклинически выраженная депрессия - у 22 %. Обращает на себя внимание высокий процент клинически выраженной тревоги (6 %) и клинически выраженной депрессии (10 %). Результаты исследования подтверждают тот факт, что воспитание и общение с ребенком с ОВЗ являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, и личность матери может претерпевать значительные психологические изменения. Члены семьи ребенка с особыми потребностями в развитии нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи. Основными мишенями психологической помощи тульским замещающим семьям являются проблемы общения и взаимодействия с приемным ребенком, причем не только родителей, но и всех членов семьи. При этом необходимо особое внимание обратить на изменения, происходящие с кровными детьми при появлении приемного ребенка, особенно с ОВЗ. Проиллюстрируем результаты исследования, полученные на базе государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения № 1» (г. Тула). В анкетировании приняли участие 50 замещающих семей с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. Средний возраст родителей составил 46,03 лет. Профессии родителей: ветеринар, бухгалтер, уборщица, кассир, оператор на заводе, портной, педагог дополнительного образования, педагог, электромонтер, системный администратор, газосварщик, повар, программист, медсестра, экономист, предприниматель, 23,3% являются пенсионерами. Основными диагнозами детей являлись умственная отсталость, детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, синдром дефицита внимания, гиперкинетическое расстройство поведения, генетическое заболевание (синдром Секкеля) и др. Изучение представлений родителей о психологических и психических проблемах детей с ОВЗ показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (34 %), непослушание (27 %), воровство и склонность к обману отметили 20 % опрошенных. Необходимо отметить, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (44 %), «плохо себя ведет» (26 %), «излишне печален» (26 %), «плохо учится» (4 %) (рис. 1). Рисунок 1. Представления родителей о психологических проблемах детей с ОВЗ Основным источником стресса в семье родители назвали показатели: «здоровье» (50 %), «общение» (30 %), «обучение» (16 %), «вредные привычки» (4 %) (рис. 2). Рисунок 2. Основные источники стресса в семье (по мнению родителей) 60 % родителей психологическую работу видят в форме индивидуальных занятий с ребенком, 30 % - с использованием «других методов (игра, рисование, музыка и др.)», 10 % - в группе детей со сходными проблемами. Больше всего родители нуждаются в получении квалифицированной помощи специалиста (50 %) [3] (Dekina, 2015). Родители хотели бы обсудить вопросы установления контакта с приемным ребенком, плохого поведения, непослушания, развития индивидуальных способностей ребенка, выстраивания отношений приемного и кровного ребенка и др. К психологическим трудностям можно отнести проблемы адаптации приемного ребенка в семье, неготовность родителей к изменениям, сопутствующим данному процессу, чрезмерная забота и опека при отсутствии разумных ограничений, ревность собственных детей, уверенность замещающих родителей при конфликтных ситуациях в вине собственных детей, неумение приемной семьи принять ребенка таким, какой он есть, конфликты с родными детьми из-за приемного ребенка, сравнение родных детей с приемным и т.д. Следовательно, не только приемному ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования замещающей семьи, но и семья претерпевает ряд изменений, вырабатывает свой новый образ. При этом многое зависит от возраста приемного ребенка, опыта прошлой жизни, умения родителей установить доверительные отношения, взаимоотношений с родными детьми. При этом приемные дети указывают на необходимость дружбы с родными детьми (20 %), необходимость принятия и понимания родными детьми приемных (12,5 %). Родители отмечают необходимость участия и помощи родных детей в воспитании приемных (18 %). Наиболее выраженной является потребность в установлении контакта между родными и приемными детьми. Исследование особенностей функционирования замещающей семьи имеет практическую значимость для выстраивания направлений работы с замещающей семьей, проектирования технологий подготовки педагогов-психологов для работы с замещающей семьей, особенно воспитывающей ребенка с ОВЗ, апробации моделей психолого-педагогического сопровождения замещающих семей [10] (Samsonova, Dekina, Osmolovskaya, 2015). Нам представляется важным в работе с семьей, особенно воспитывающей детей с ОВЗ, использование технологий, направленных на социально-психологическое благополучие ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми, позитивное развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В связи с этим подготовка будущих педагогов-психологов должна иметь свою специфику и способствовать осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и их применением в решении актуальных задач семейной политики. По мнению авторов, актуально обратиться к подготовке специалистов-коммуникаторов для формирования у приемных и собственных детей потребности в общении, взаимодействии; обучения родителей использованию альтернативных средств общения, опыта социального взаимодействия со всеми членами семьи, другими людьми. Альтернативные средства общения активно используются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, например, при таких нарушениях развития, как двигательные и интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения слуха, зрения. В таких случаях педагог-психолог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, в том числе с помощью альтернативных систем коммуникации, к которым относятся все невербальные системы коммуникации. Альтернативная и дополнительная коммуникация осуществляется с применением следующих систем: системы жестов, графических символов, картиночных символов коммуникации, предметных символов, вспомогательных устройств (коммуникативные доски, коммуникативные книги, адаптированная клавиатура и мышь), пиктограмм, а также программы с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающей в общении с детьми с коммуникативными трудностями (система Макатон). Наряду с указанными системами используются движения тела, контакт глаз и другие коммуникативные сигналы. В том направлении будущие педагоги-психологи должны получить соответствующий опыт. «Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов к работе с замещающей семьей включает необходимость введения в учебный процесс специальных курсов по выбору, семинаров, проблемных групп, направлений волонтерской деятельности и т.д.» [3] (Dekina, 2015). В учебном процессе со студентами свою эффективность показал семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ». Цель семинара: формирование у будущих педагогов-психологов специальных компетенций в области разработки адаптивных моделей к актуальным потребностям замещающих семей, освоение технологий психолого-педагогического сопровождения семьи с целью максимально успешной социализации приемного ребенка с ОВЗ. Программа семинара предполагает изучение понятий и категорий детей с ОВЗ, технологий, современных моделей и практик психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. Проект «Подготовка социальных кураторов для работы в инклюзивной образовательной среде» направлен, с одной стороны, на решение проблем социальной адаптации детей и молодежи с ОВЗ к окружающей общественной жизни, обеспечения условий успешной социализации, с другой - на подготовку будущих педагогов-психологов к взаимодействию с детьми и молодежью с ОВЗ. Проект «Сила семьи» разработан с целью оказания психолого-педагогической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Проект подготовки специалистов-коммуникаторов для работы с замещающими семьями направлен на освоение следующих инновационных технологий: альтернативная коммуникация; матрица коммуникативной компетентности; арт-технологии; терапия средой; клиническая супервизия; игровые технологии и др. Проект «Наши отношения: пространство для родителей и детей» направлен на разработку и апробацию диагностического инструментария, мастер-классов для изучения и развития детско-родительских отношений, взаимоотношений между детьми в замещающей семье. На основе результатов исследования более 90 % родителей отмечают положительное значение детско-родительского клуба для замещающих семей. Психолого-педагогическое обеспечение данного процесса направлено на повышение воспитательного потенциала замещающей семьи, организацию консультаций, тематических бесед по психолого-педагогическим проблемам детей, принятых на воспитание, организацию совместной деятельности замещающих родителей и детей в форме досуговых мероприятий. В ходе специальных семинаров, мастер-классов родители приобретают практический опыт общения и взаимодействия с детьми, решения конфликтных ситуаций и т.д. В ходе дискуссионных площадок, круглых столов родители вместе со специалистами смогут представить и обсудить опыт воспитания детей, практики проведения семейного досуга и т.д. Одним из направлений формирования благоприятных детско-родительских отношений является организация совместного семейного отдыха. Например, палаточный лагерь может служить целью обеспечения комплекса мер по коррекции детско-родительских отношений, условий для реализации индивидуальных интересов и способностей каждого члена семьи, снижения социальных рисков путем включения всех членов семьи в совместный досуг [8]. Педагогическая составляющая лагеря включает организацию совместных семейных мероприятий, мастер-классов. Психологическая составляющая предполагает проведение лекционных и практических занятий по актуальным вопросам, выявленным на основе анкетирования замещающих семей, тренинговых занятий, индивидуальных консультаций. Используемые формы работы соответствуют следующим принципам: комплексности, гуманизма, индивидуально-личностного подхода, взаимной ответственности и доверия, мотивации на успех, социализации, системности, личного примера и т.д. Заключение Представляется важным и актуальным изучение особенностей функционирования современной замещающей семьи, ее воспитательного потенциала, специфики влияния ценностных установок приемных родителей на развитие личности и индивидуальности ребенка. Предъявление новых требований к осуществлению функций педагога-психолога ведет к необходимости повышения профессиональной компетентности в области психолого-педагогических основ работы с различными категориями детей, семей. Гибкое сочетание разнообразных традиционных и инновационных форм работы со студентами способствует созданию оптимальных условий для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, усиления практико-ориентированной составляющей через использование потенциала научно-исследовательской, творческой, волонтерской, проектной, спортивно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. В качестве предложений по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно выделить следующие: - использование системного подхода, который предполагает работу не только с самим ребенком, но и с его ближайшим окружением, всеми членами семьи; - организация работы не только с приемными детьми, но и психолого-педагогическое сопровождение собственных детей в замещающей семье, особенно принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ; - содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала замещающей семьи; - активизация внутреннего потенциала замещающей семьи; - повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности детско-родительских клубов; - обеспечение возможности получения приемными родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение консультаций и специальных занятий с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей; - создание условий для формирования качественной и доступной инфраструктуры досуга замещающих семей с детьми, внедрение форм совместного позитивного взаимодействия родителей и детей, направленных на разрешение семейных трудностей; - совершенствование межведомственного взаимодействия в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в замещающей семье; - развитие целенаправленной социально-психолого-педагогической помощи родителям и детям в решении личностных и социальных проблем; - организация конференций, семинаров, вебинаров, практикумов, курсов повышения квалификации специалистов различного профиля, их методическое сопровождение на основе межведомственного взаимодействия и использования современных подходов и технологий.
References

1. Arpent'eva M.R. Zhiznennye perspektivy zameschayuschih semey: izuchenie, osobennosti, social'naya podderzhka. / Monografiya. - Kaluga: KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2016. - 456 c.

2. Aslamazova L.A., Hakunova F.P. Zameschayuschaya sem'ya kak predmet nauchnyh issledovaniy // Vestnik AGU. - 2017. - № 3(203). - c. 25-32.

3. Dekina E.V. Osobennosti psihologo-pedagogicheskoy podgotovki specialistov k rabote s zameschayuschey sem'ey, vospityvayuschey detey s osobymi potrebnostyami v razvitii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 5. - c. 548. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22499.

4. Mihaylova I.A., Sayfutdiyarova E.F. Problema vzaimootnosheniy mezhdu priemnymi i krovnymi det'mi v zameschayuschey sem'e. Nauka-rastudent.ru. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367.

5. Nikolaeva E.I. Priemnaya sem'ya - vash put' k schast'yu. - M: ELPIS, 2013. - 286 c.

6. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professional'naya zameschayuschaya sem'ya. - M.: Genezis, 2015. - 368 c.

7. Oslon V.N., Holmogorova L.B. Zameschayuschaya professional'naya sem'ya kak odna iz modeley resheniya problemy sirotstva v Rossii // Voprosy psihologii. - 2001. - № 3. - c. 79-90.

8. Programma «Kompleksnye mery profilaktiki social'nogo sirotstva v Tul'skoy oblasti na 2016-2017 gody». Programma semeynogo letnego palatochnogo lagerya-intensiva «My vmeste» (Opyt realizacii) - p. Gvardeyskiy, Dubenskiy r-n, Tul'skaya obl., 2017 g. - Tula, 2017. - 116 s.

9. Samsonova G.O., Dekina E.V. Osobennosti psihologicheskoy pomoschi zameschayuschey sem'e, vospityvayuschey rebenka s osobymi potrebnostyami v razvitii, i formirovanie cennosti otvetstvennogo roditel'stva. / Monografiya. - M.: Izd-vo Editus, 2017. - 260 c.

10. Samsonova G.O., Dekina E.V., Osmolovskaya N.E. Sovremennye modeli kompleksnogo psihologo-psihoterapevticheskoy abilitacii i psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya zameschayuschih semey. - M.: Editus, 2015. - 120 c.

11. Sem'ya G.V. Psihologicheskaya zaschischennost' detey, ostavshihsya bez popecheniya roditeley, v usloviyah institucionalizacii i zameschayuschey sem'i. - 2009. - № 3. - S. 24-32.

12. Spivakovskaya A.S. Psihologicheskaya pomosch' sem'yam, vzyavshim na vospitanie detey iz gosudarstvennyh uchrezhdeniy. / Lishennye roditel'skogo popechitel'stva: Hrestomatiya. - M.: Prosveschenie, 1991. - 127-132 c.

13. Shul'ga T.I., Sem'ya G.V. Osobennosti soprovozhdeniya zameschayuschih semey, vospityvayuschih detey s OVZ. / metodicheskie rekomendacii. - Moskva: MGOU, 2015. - 202 c.

Login or Create
* Forgot password?