Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение В настоящее время проблема взаимоотношений собственных и приемных детей в замещающей семье практически не исследуется. При этом при появлении приемного ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), собственные дети часто оказываются на периферии родительского внимания, начинаются проблемы в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, имеют место девиантные формы поведения и т.д. Родители начинают больше внимания уделять новому члену семьи, уходу за ним, решению вопросов, связанных с обеспечением условий, которые позволят данному ребенку включиться в полноценный процесс жизнедеятельности наряду со здоровыми детьми. Необходимо подчеркнуть, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ необходимо учитывать то, что данная категория испытывает дефицит и значительные трудности в общении. Отклонения в психическом развитии могут сочетаться с нарушениями в области познания и коммуникации, с расстройством эмоционально-волевой сферы, что чаще всего в социуме проявляется в виде патологических форм поведения и сложностей общения. Беседа или совместные виды работы могут вызвать замкнутость, недовольство, отказ от работы и общения. Это создает личные и социальные проблемы, конфликтные ситуации в семье, между детьми. Включение детей с ОВЗ в семью возлагает на родителей, сопровождающих специалистов дополнительную ответственность: возрастает необходимость в получении знаний по установлению благоприятного психологического климата в семье, подготовке собственных детей к принятию ребенка с ОВЗ, взаимодействию с собственными и приемными детьми, решению конфликтных ситуаций и т.д. Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. Несмотря на то, что помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его развитие, решающую роль играют отношения с его новоприобретенными родителями, родными детьми, другими членами семьи. Основным выводом является следующий: в психологической поддержке нуждаются все члены замещающей семьи. Вопросы сопровождения замещающих семей представлены в работах Арпентьевой М.Р. [1] (Arpenteva, 2016), Асламазовой Л.А. [2] (Aslamazova, Khakunova, 2017), Николаевой Е.И. [5] (Nikolaeva, 2013), Ослон В.Н. [6] (Oslon, 2015), Семьи Г.В. [11], Холмогоровой А.Б. [7] (Oslon, Kholmogorova, 2001), Шульги Т.И. [13] (Shulga, Semya, 2015) и др. По мнению Семьи Г.В, психолого-педагогическое сопровождение - это создание полноценных условий для развития ребенка в замещающей семье, минимизация причин, провоцирующих кризис семьи и необходимость изъятия из нее ребенка [11]. К особенностям функционирования замещающей семьи Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. относят повышенную ответственность замещающих родителей за приемных детей; выраженную оценочную позицию родителей по отношению к воспитанникам, склонность к чрезмерной гиперсоциализирующей концентрации на приемных детях, наличие в семье несовершеннолетних родных детей, увеличивающее эмоциональную нагрузку на замещающих родителей, и т.д. [2] (Aslamazova, Khakunova, 2017). Спиваковская А.С. обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, достаточно негативную оценку опекаемыми детьми своих отношений в семье (на что указало около 68 % опрошенных) [12] (Spivakovskaya, 1991). Михайлова И.А., Сайфутдиярова Е.Ф. отмечают, что по результатам исследования «именно приемные дети склонны выступать агрессорами в данных отношениях, в свою очередь, большинство кровных детей в замещающих семьях настроены на конструктивное построение взаимоотношений с приемными детьми» [4] (Mikhaylova, Sayfutdiyarova, 2016). Теоретическая и практическая значимость исследования связаны с тем, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются все члены замещающей семьи. В настоящее время приоритетными являются проблемы общения и взаимодействия приемного ребенка с ОВЗ и биологических детей, психологической адаптации здоровых детей в семье, принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ, направления психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и подготовки специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.). В Тульской области насчитывается около 3000 замещающих семей, в которых воспитывается около 4000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 300 с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2018 года в Тульской области в замещающих семьях воспитывается 85,5 % детей, оставшихся без попечения родителей. Знание особенностей функционирования замещающей семьи поможет психологам, педагогам, социальным работникам более эффективно организовывать психолого-педагогическую поддержку этой категории семей. По данным собственных исследований авторов более 200 замещающих семей за 2014-2018 гг., выявлены основные направления психолого-педагогической работы с данной категорией семей [9] (Samsonova, Dekina, 2017). Только 14 % родителей точно знают, куда и к какому специалисту можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка. Главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (30 %), плохое поведение и грубость (16 %), тогда как воровство и склонность к обману отметили лишь 8 % опрошенных. Проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей также связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 8 % - с плохой успеваемостью. 46 % опрошенных отметили, что большинство психологических проблем относится к периоду 2-3 года после появления ребенка в семье, и именно тогда наиболее высока потребность в психологической и психотерапевтической помощи. Наименьшее количество проблем отнесены к первым шести месяцам пребывания ребенка в семье (12 %). Основным источником стресса в семье родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, назвали показатели «здоровье» (50 %) и «общение внутри семьи» (28 %), при этом лишь 16 % опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6 % - «вредные привычки». Представляется важным, что психолого-педагогическая помощь, как считают 58 % опрошенных, нужна не только проблемному ребенку или родителям (опекунам), но всем вместе, в том числе и собственным детям в семье. Субклинически выраженная тревога отмечена у 42 % матерей, субклинически выраженная депрессия - у 22 %. Обращает на себя внимание высокий процент клинически выраженной тревоги (6 %) и клинически выраженной депрессии (10 %). Результаты исследования подтверждают тот факт, что воспитание и общение с ребенком с ОВЗ являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, и личность матери может претерпевать значительные психологические изменения. Члены семьи ребенка с особыми потребностями в развитии нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи. Основными мишенями психологической помощи тульским замещающим семьям являются проблемы общения и взаимодействия с приемным ребенком, причем не только родителей, но и всех членов семьи. При этом необходимо особое внимание обратить на изменения, происходящие с кровными детьми при появлении приемного ребенка, особенно с ОВЗ. Проиллюстрируем результаты исследования, полученные на базе государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения № 1» (г. Тула). В анкетировании приняли участие 50 замещающих семей с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. Средний возраст родителей составил 46,03 лет. Профессии родителей: ветеринар, бухгалтер, уборщица, кассир, оператор на заводе, портной, педагог дополнительного образования, педагог, электромонтер, системный администратор, газосварщик, повар, программист, медсестра, экономист, предприниматель, 23,3% являются пенсионерами. Основными диагнозами детей являлись умственная отсталость, детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, синдром дефицита внимания, гиперкинетическое расстройство поведения, генетическое заболевание (синдром Секкеля) и др. Изучение представлений родителей о психологических и психических проблемах детей с ОВЗ показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (34 %), непослушание (27 %), воровство и склонность к обману отметили 20 % опрошенных. Необходимо отметить, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (44 %), «плохо себя ведет» (26 %), «излишне печален» (26 %), «плохо учится» (4 %) (рис. 1). Рисунок 1. Представления родителей о психологических проблемах детей с ОВЗ Основным источником стресса в семье родители назвали показатели: «здоровье» (50 %), «общение» (30 %), «обучение» (16 %), «вредные привычки» (4 %) (рис. 2). Рисунок 2. Основные источники стресса в семье (по мнению родителей) 60 % родителей психологическую работу видят в форме индивидуальных занятий с ребенком, 30 % - с использованием «других методов (игра, рисование, музыка и др.)», 10 % - в группе детей со сходными проблемами. Больше всего родители нуждаются в получении квалифицированной помощи специалиста (50 %) [3] (Dekina, 2015). Родители хотели бы обсудить вопросы установления контакта с приемным ребенком, плохого поведения, непослушания, развития индивидуальных способностей ребенка, выстраивания отношений приемного и кровного ребенка и др. К психологическим трудностям можно отнести проблемы адаптации приемного ребенка в семье, неготовность родителей к изменениям, сопутствующим данному процессу, чрезмерная забота и опека при отсутствии разумных ограничений, ревность собственных детей, уверенность замещающих родителей при конфликтных ситуациях в вине собственных детей, неумение приемной семьи принять ребенка таким, какой он есть, конфликты с родными детьми из-за приемного ребенка, сравнение родных детей с приемным и т.д. Следовательно, не только приемному ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования замещающей семьи, но и семья претерпевает ряд изменений, вырабатывает свой новый образ. При этом многое зависит от возраста приемного ребенка, опыта прошлой жизни, умения родителей установить доверительные отношения, взаимоотношений с родными детьми. При этом приемные дети указывают на необходимость дружбы с родными детьми (20 %), необходимость принятия и понимания родными детьми приемных (12,5 %). Родители отмечают необходимость участия и помощи родных детей в воспитании приемных (18 %). Наиболее выраженной является потребность в установлении контакта между родными и приемными детьми. Исследование особенностей функционирования замещающей семьи имеет практическую значимость для выстраивания направлений работы с замещающей семьей, проектирования технологий подготовки педагогов-психологов для работы с замещающей семьей, особенно воспитывающей ребенка с ОВЗ, апробации моделей психолого-педагогического сопровождения замещающих семей [10] (Samsonova, Dekina, Osmolovskaya, 2015). Нам представляется важным в работе с семьей, особенно воспитывающей детей с ОВЗ, использование технологий, направленных на социально-психологическое благополучие ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми, позитивное развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В связи с этим подготовка будущих педагогов-психологов должна иметь свою специфику и способствовать осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и их применением в решении актуальных задач семейной политики. По мнению авторов, актуально обратиться к подготовке специалистов-коммуникаторов для формирования у приемных и собственных детей потребности в общении, взаимодействии; обучения родителей использованию альтернативных средств общения, опыта социального взаимодействия со всеми членами семьи, другими людьми. Альтернативные средства общения активно используются в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, например, при таких нарушениях развития, как двигательные и интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения слуха, зрения. В таких случаях педагог-психолог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, в том числе с помощью альтернативных систем коммуникации, к которым относятся все невербальные системы коммуникации. Альтернативная и дополнительная коммуникация осуществляется с применением следующих систем: системы жестов, графических символов, картиночных символов коммуникации, предметных символов, вспомогательных устройств (коммуникативные доски, коммуникативные книги, адаптированная клавиатура и мышь), пиктограмм, а также программы с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающей в общении с детьми с коммуникативными трудностями (система Макатон). Наряду с указанными системами используются движения тела, контакт глаз и другие коммуникативные сигналы. В том направлении будущие педагоги-психологи должны получить соответствующий опыт. «Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов к работе с замещающей семьей включает необходимость введения в учебный процесс специальных курсов по выбору, семинаров, проблемных групп, направлений волонтерской деятельности и т.д.» [3] (Dekina, 2015). В учебном процессе со студентами свою эффективность показал семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ». Цель семинара: формирование у будущих педагогов-психологов специальных компетенций в области разработки адаптивных моделей к актуальным потребностям замещающих семей, освоение технологий психолого-педагогического сопровождения семьи с целью максимально успешной социализации приемного ребенка с ОВЗ. Программа семинара предполагает изучение понятий и категорий детей с ОВЗ, технологий, современных моделей и практик психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. Проект «Подготовка социальных кураторов для работы в инклюзивной образовательной среде» направлен, с одной стороны, на решение проблем социальной адаптации детей и молодежи с ОВЗ к окружающей общественной жизни, обеспечения условий успешной социализации, с другой - на подготовку будущих педагогов-психологов к взаимодействию с детьми и молодежью с ОВЗ. Проект «Сила семьи» разработан с целью оказания психолого-педагогической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Проект подготовки специалистов-коммуникаторов для работы с замещающими семьями направлен на освоение следующих инновационных технологий: альтернативная коммуникация; матрица коммуникативной компетентности; арт-технологии; терапия средой; клиническая супервизия; игровые технологии и др. Проект «Наши отношения: пространство для родителей и детей» направлен на разработку и апробацию диагностического инструментария, мастер-классов для изучения и развития детско-родительских отношений, взаимоотношений между детьми в замещающей семье. На основе результатов исследования более 90 % родителей отмечают положительное значение детско-родительского клуба для замещающих семей. Психолого-педагогическое обеспечение данного процесса направлено на повышение воспитательного потенциала замещающей семьи, организацию консультаций, тематических бесед по психолого-педагогическим проблемам детей, принятых на воспитание, организацию совместной деятельности замещающих родителей и детей в форме досуговых мероприятий. В ходе специальных семинаров, мастер-классов родители приобретают практический опыт общения и взаимодействия с детьми, решения конфликтных ситуаций и т.д. В ходе дискуссионных площадок, круглых столов родители вместе со специалистами смогут представить и обсудить опыт воспитания детей, практики проведения семейного досуга и т.д. Одним из направлений формирования благоприятных детско-родительских отношений является организация совместного семейного отдыха. Например, палаточный лагерь может служить целью обеспечения комплекса мер по коррекции детско-родительских отношений, условий для реализации индивидуальных интересов и способностей каждого члена семьи, снижения социальных рисков путем включения всех членов семьи в совместный досуг [8]. Педагогическая составляющая лагеря включает организацию совместных семейных мероприятий, мастер-классов. Психологическая составляющая предполагает проведение лекционных и практических занятий по актуальным вопросам, выявленным на основе анкетирования замещающих семей, тренинговых занятий, индивидуальных консультаций. Используемые формы работы соответствуют следующим принципам: комплексности, гуманизма, индивидуально-личностного подхода, взаимной ответственности и доверия, мотивации на успех, социализации, системности, личного примера и т.д. Заключение Представляется важным и актуальным изучение особенностей функционирования современной замещающей семьи, ее воспитательного потенциала, специфики влияния ценностных установок приемных родителей на развитие личности и индивидуальности ребенка. Предъявление новых требований к осуществлению функций педагога-психолога ведет к необходимости повышения профессиональной компетентности в области психолого-педагогических основ работы с различными категориями детей, семей. Гибкое сочетание разнообразных традиционных и инновационных форм работы со студентами способствует созданию оптимальных условий для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, усиления практико-ориентированной составляющей через использование потенциала научно-исследовательской, творческой, волонтерской, проектной, спортивно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. В качестве предложений по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно выделить следующие: - использование системного подхода, который предполагает работу не только с самим ребенком, но и с его ближайшим окружением, всеми членами семьи; - организация работы не только с приемными детьми, но и психолого-педагогическое сопровождение собственных детей в замещающей семье, особенно принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ; - содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала замещающей семьи; - активизация внутреннего потенциала замещающей семьи; - повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности детско-родительских клубов; - обеспечение возможности получения приемными родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение консультаций и специальных занятий с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей; - создание условий для формирования качественной и доступной инфраструктуры досуга замещающих семей с детьми, внедрение форм совместного позитивного взаимодействия родителей и детей, направленных на разрешение семейных трудностей; - совершенствование межведомственного взаимодействия в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в замещающей семье; - развитие целенаправленной социально-психолого-педагогической помощи родителям и детям в решении личностных и социальных проблем; - организация конференций, семинаров, вебинаров, практикумов, курсов повышения квалификации специалистов различного профиля, их методическое сопровождение на основе межведомственного взаимодействия и использования современных подходов и технологий.