THE IMPACT OF THE INFORMATION PRODUCT ON THE PSYCHOLOGICAL STATE OF A PERSON
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The advent of the information economy, the growing volume of information surrounding us and examples of its commercial and political use to achieve hidden goals (advertising, propaganda, etc.) are increasingly causing protests in society, attempts to limit some types of information. And it is connected in the most part not with protection of someone\'s commercial interests, and interests and health of the population. However, the process of ordering the information around us is complicated by the lack of ideas about the methods of assessing its quality and composition. The purpose of this article is to draw attention to the problem of assessing the composition and properties of information products, which is important both for individual commercial interests of information distributors and for the health of the nation at the level of public interest.

Keywords:
information product, information product properties, information properties, information security, psychological diet, information hygiene
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение По мере развертывания ленты истории человечество проходило путь развития, меняя при этом взгляды, нормы поведения, общественный строй, границы государств и т. д. При этом менялась граница между материальной и информационной составляющей произведенных и потребляемых продуктов. [12] (Melnikov, 2007). Во времена аграрного общества роль земли и возделываемых на ней культур продуктов питания была доминирующей. Этим определялся экономический рост и развитие государств. В эпоху индустриальной революции граница сместилась в сторону информационной составляющей. Продукты промышленного производства требовали разработки норм, регламентов и стандартов. Для осуществления дальнейшего развития понадобилось вооружиться инструментарием наук [6] (Bolshakov, Kuznetsov, 2014). В 21 веке в эпоху информационного общества граница смещена еще сильней. Доминирование информационной составляющей очевидно [9] (Kuznetsov, 1993). Мы живем в перенасыщенной разнообразной информацией среде. Если еще 100 лет назад за все время жизни обычного крестьянина объем информации усвоенный им в период взросления практически не изменялся. Сегодня объем информации растет с геометрической скоростью [7] (Вернадский, 1988). Ее анализ, фильтрация, структурирование и примените являются ключевыми умениями [17] (Rozenberg, 2015). На первый план выходят производные цифровой эпохи - информационные продукты, а ключевые роли в общественной жизни занимают личности типа менеджера-технократа [1] (Abramov, Melnikov, 2011). Нужная «диета» Слушая новости, читая различный контент в интернете, просматривая фильмы, играя в игры, человек ежедневно пропускает через себя осознанно и неосознанно различные потоки информации. Неумение разбираться и понимать, как влияет на нас информационная среда, проводит к самым печальным последствиям: рост агрессии в обществе; падение нравственности; «группы смерти» в соцсетях; ярая пропаганда и как следствие манипулирование сознанием. Вопрос влияния на наш организм продуктов питания достаточно изучен, мы научились составлять программы питания в соответствии с поставленными целями. Было создано целое научное направление - диетология. Однако в научных работах отсутствуют исследования особенностей и влияния на нас информационных продуктов. Сегодня есть явное противоречие. С одной стороны, рост количества информации, с другой - ее качества. Необходимо задуматься об информационной диете и тех целях, которые мы преследуем при потреблении информационных продуктов [18] (Sekach, 2003). Каким должен быть состав информационных продуктов? Каким требованиям они должны отвечать? Каковы методы оценки качества информационных продуктов? И наконец, что есть информационный продукт? Для обеспечения гармоничного развития личности, отвечающей требованиям современного общества, необходимо дать ответы на вышестоящие вопросы. В мировой практике права потребителей защищаются национальным и международным законодательством. Однако все принципы защиты сфокусированы на материальных продуктах и никак не затрагивают информационные продукты или информационные составляющие материальных продуктов [11, 20] (Kulpin, Yudina). В отечественной практике на государственном уровне намечены пути совершенствования законодательства в сфере информационных продуктов, которые изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 646 от 5 декабря 2016 г. Документ представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Соответственно, от научного сообщества требуется предоставить пути решения в части оценки особенностей информационных продуктов. Изложим наши предварительные взгляды на карту исследования в области оценки особенностей и качества информационного продукта с психологической точки зрения. В отличие от диетологии, здесь мы имеем дело с процессом получения информации человеком, что определенным образом влияет на его «психологическое тело». Под «психологическим телом» будем понимать так называемую трехгранную субъективную пирамиду личности с соответствующими гранями [3] (Agapov, 2001): - интеллектуальная составляющая; - чувственно-эмоциональная составляющая; - мотивационная составляющая. Для первой составляющей возможно определить совокупность понятий, которая усваивается потребителем в процессе информационного воздействия. Сам процесс усвоения можно разделить на две части: - усвоение новых понятий; - изменение, уточнение содержания ранее усвоенных понятий. В сознании человека присутствует набор базовых понятий, которые не требуют определений, впитываются «с молоком матери» и производные понятия, которые усваиваются в процессе жизненного опыта. В совокупности получается понятийное дерево человека, которым он оперирует. Определив базовые понятия, будет возможным судить о воздействии информационного продукта на потребителя [8] (Gvardeytsev, Kuznetsov, Rozenberg, 2016). Для изучения этого процесса как пример используются метод структуризации знаний и семантические сети (набор понятий и связей между ними) [19] (Fedorov, 2013). Вторая составляющая (чувственно-эмоциональная) лежит в основе всех переживаний человека. В разных источниках его трактуют по-разному: Я-концепция, чувство самоценности, образ себя и т. д. [16] (Perlz, 1993). Образ себя подпитывается извне различными эмоциями и чувствами, которые дает окружающий мир. А. Маслоу выразил эту необходимость в подпитке в виде иерархической системы потребностей человека. Она состоит из 5 уровней [14, 15] (Obolonskiy, Kozhevnikov , 2013). - потребность в самоактуализации; - потребность в уважении и самоуважении; - потребность в любви; - потребность в безопасности; - физиологические потребности. Каждый уровень удовлетворения находиться в динамике от дефицита до насыщения/удовлетворения потребности. Соответственно, освоение, получение объекта потребности ведет к положительной динамике удовлетворения. Простой в удовлетворении или же неудачная попытка ведет к отрицательной динамике [3] (Anisimov, 2016). Для нас оценка динамики может быть представлена в следующих категориях: страдание<- самоактуализация ->счастье страдание<- уважение ->счастье злость<- любовь -> радость страх<- безопасность ->радость. Мы можем проследить какой набор чувств в человеке вызывает тот или иной информационный объект и какие на основании этого формируются эмоции. Для этого используется психолингвистический метод диагностики текста [5, 15] (Belyanin, 2000; Osgud, 1964). Третья составляющая. То, к чему побуждает информационный продукт. Какую программу поведения в себе он несет (созидательную или деструктивную). В арсенале методов психологии имеется достаточное количество методов оценки мотивации [3, 4] (Anisimov, 2016; Belyh-Silaev, 2007). Вывод Данное направление исследования должно иметь продолжение в экономической, психологической и юридической плоскости. Дальнейшим направлением исследований в области оценки особенностей информационных продуктов должно стать поэтапное и более глубокое изучение влияния информации на «психологическое тело».
References

1. Abramov E.G., Mel'nikov O.N. Fenomen kreativnoy ekonomiki v biznese // Voprosy innovacionnoy ekonomiki, 2011. - № 1(1).

2. Agapov V.S. Suschnostnaya harakteristika Ya-koncepcii: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Moskva: MOSU, 2001.

3. Anisimov O.S. Razvitie psihiki: suschnost' i // Mir psihologii, 2016. - № 1(85).

4. Belyh-Silaev D.V. Ponyatie, celi, zadachi, sredstva i metody informacionno-psihologicheskoy operacii (amerikanskiy opyt) // Yuridicheskaya psihologiya, 2007. 3.

5. Belyanin V.P. Osnovy psiholingvisticheskoy diagnostiki / Modeli mira v literature. - M.: Trivola, 2000.

6. Bol'shakov B.E., Kuznecov O.L. P.G. Kuznecov i problema ustoychivogo razvitiya Chelovechestva v sisteme «priroda - obschestvo - chelovek // Ustoychivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie, 2014. - № 2(23).

7. Vernadskiy V.I. Trudy po vseobschey istorii nauki. - M.: Nauka, 1988.

8. Gvardeycev M.I., Kuznecov P.G., Rozenberg V.Ya. Matematicheskoe obespechenie upravleniya. Mery razvitiya obschestva. - SPb.: Special'naya Literatura, 2016.

9. Kuznecov P.G. Rossiya XXI // Obschestvenno-politicheskiy i nauchnyy zhurnal, 1993. - № 6.

10. Klochkov A.K. KPI i motivaciya personala. / Polnyy sbornik prakticheskih instrumentov. - M.: Eksmo, 2010.

11. Kul'pin S.V. Faktornyy analiz konkurencii informacionnyh produktov // Prakticheskiy marketing, 2014. - № 7(209).

12. Mel'nikov O.N. Za predelami oschuschenii // Kreativnaya ekonomika, 2007. - № 9(9).

13. Obolonskiy Yu.V. Vnutrenniy mir i vneshniy mir cheloveka v sisteme psihologicheskoy bezopasnosti // Strategii obespecheniya psihologicheskoy bezopasnosti v usloviyah neopredelennosti: Materialy V Mezhdunarodnogo simpoziuma. Nauchnoe rukovodstvo: Yu. P. Zinchenko, A. I. Doncov, E. B. Perelygina. Ekaterinburg, 2014. - c. 125-128.

14. Obolonskiy Yu.V., Kozhevnikov I.S. Konflikt kak instrument razvitiya lichnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 2013. - № 4.

15. Osgud Ch. Semanticheskiy differencial // Amerikanskaya antropologiya, 1964.

16. Perlz F. Opyty psihologii samopoznaniya. - Moskva, 1993.

17. Rozenberg V.Ya. Znaniya - osnova bezopasnosti // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie, 2015. - № 1(9).

18. Sekach M.F. Psihologiya zdorov'ya: Uchebnoe posobie dlya vysshey shkoly. - M.: Akademicheskiy proekt, 2003.

19. Fedorov D.Yu. Primenenie strukturizacii znaniy dlya obespecheniya informacionnoy bezopasnosti lichnosti // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie, 2013. - № 2(2).

20. Yudina I.G. Kompleksnyy informacionnyy produkt: harakteristika i opredelenie // Bibliosfera, 2013.

Login or Create
* Forgot password?