SOCIAL INTELLIGENCE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SPECIALISTS OF PROFESSIONS OF "MAN-MAN" TYPE
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of the impact of the level of development of social intelligence on the professional self-realization of specialists of professions such as "man-man"; analyzes the concept and structure of social intelligence and professional self-realization; presents the results of the study, allowing to conclude that the severity of certain characteristics of social intelligence affects the professional self-realization of the individual.

Keywords:
social intelligence, professional self-realization, reflection, empathy, professions such as "man-man", job satisfaction, psychologists, employees of PR-services
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время проблема профессиональной самореализации личности является одной из самых актуальных и востребованных в психолого-педагогических исследованиях. Прежде всего это обусловлено тем, что профессиональная сфера деятельности является одной из самых значимых в жизни человека. Распространенной сегодня становится точка зрения о том, что высокий уровень профессиональной самореализации личности достигается ею не только при сформированных знаниях, умениях и навыках в той или иной профессиональной деятельности, но и при развитии тех или иных личностных качеств. В профессиях типа «человек - человек» большое внимание уделяется развитию такого паттерна, который характеризует способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей его средой. Такая способность получила в научном обиходе наименование социального интеллекта. Анализ работ таких зарубежных и отечественных авторов в области изучения социального интеллекта, как Г. Банс, С.-М. Вонг, Г. Гарднеа, Дж. Гилфорд [3] (Gilford, 1965), В.С. Гурьянова, Ю.Н. Емельянов [4] (Emelyanov, 1985), Д. Китинг, В.Н. Куницына [10] (Kunitsyna, 1995), Г. Лиман, Р. Лоуман, Н.А. Лужбина, Р. Стернберг, Э. Торндайк [26] (Thorndike, 1920), Д.В. Ушаков [21] (Ushakov, 2004), С.А. Хазова [22] (Khazova, 2012), М. Хэндрикс [25], С.В. Щербаков [23] (Scherbakov, 2014) и др., позволяет говорить о социальном интеллекте как о совокупности способностей человека, которые влияют на успешность и адекватность социального взаимодействия личности. Социальный интеллект характеризует субъект-субъектные отношения, независим от общего интеллекта и может быть измерен вербальными и невербальными способами. Анализ научной литературы показал, что в структуре социального интеллекта целесообразно выделить четыре основных компонента: когнитивный, мотивационно-деятельностный, эмоциональный и рефлексивно-оценочный. Каждый из этих компонентов включает в себя ряд характеристик, которые можно изучить по их направленности на себя и на других (табл. 1). Таблица 1 Структура социального интеллекта Компоненты Направленность на других Направленность на себя Когнитивный - знания о правилах, способах, формах коммуникаций; - социальное мышление (распознавание, определение, классификация, анализ настроений и чувств, типов поведения партнеров по общению); - знание и умение применять на практике различные способы вербального и невербального общения. - социальная память; - социальное мышление (распознавание, определение, классификация, анализ собственных настроений и чувств, типов поведения); - способность к совершению нестандартных, креативных действий в процессе межличностной коммуникации как способ адаптации личности к тем или иным условиям. Мотивационно-деятельностный - способность к коллективному взаимодействию; - способность и готовность подчинять личные интересы групповым. - потребность в общении у субъекта; - мотивация общения и межличностного взаимодействия; - способность и готовность к совместной деятельности. Эмоциональный -эмпатия; - эмоциональная выразительность. - уверенность в себе; - эмоциональная устойчивость; - самоконтроль. Рефлексивно-оценочный - способность субъекта оценивать, рефлексировать поступки других людей; - способность осознавать мотивы социального поведения других людей; - способность воздействовать на социальную деятельность других людей. - способность субъекта оценивать, рефлексировать собственные поступки; - способность осознавать мотивы собственного социального поведения; - способность корректировать свою социальную деятельность и межличностное взаимодействие. Опираясь на эти положения, нами были выбраны следующие методики исследования социального интеллекта: 1. Методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект». 2. Методика «Диагностика особенностей общения» (автор В.Г. Недашковский). 3. Методика «Изучение способности к самоуправлению в общении». 4. Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И.М. Юсупов). Вопросы профессиональной самореализации широко изучены В.В. Байлуком [1] (Bayluk, 2014), А.В. Батаршевым [2] (Batarshev, 2011), А.М. Кириченко [6] (Kirichenko,2005), И.А. Колесниковой [7] (Kolesnikova, 1999), С.И. Кудиновым [9] (Kudinov, Krupnov, 2008), Л.М. Митиной [11] (Mitina, 1998), В. Радулом, В.В. Сериковым [19] (Serikov, 2012), М.И. Ситниковой, Р.П. Скульским [20] (Skulskiy, 1986), С.И. Филимоновой и другими исследователями. Профессиональная самореализация представляет собой процесс реализации своих возможностей, достижения человеком практических результатов в своей профессиональной деятельности, в соответствии с развитием мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, ценностной, когнитивной, коммуникативной сфер личности. Анализ исследований в сфере изучения роли социального интеллекта в профессиональной самореализации специалистов профессий типа «человек - человек» показывает, что работ в этой области имеется ограниченное количество. Прежде всего, следует упомянуть исследования, изучающие интеллект как условие самореализации личности. Так, В.А. Якунина [24] (Yakunina, 1998) в своей работе отметила, что интеллект представляет собой наиболее важный фактор, который определяет успешность деятельности педагога. В своем исследовании автор показала, что у педагогов-мастеров уровень интеллекта выше, чем у учителей-немастеров. В.А. Якунина отмечает, что интеллект, в том числе и такой его вид, как социальный, решающую роль играет в осуществлении практически всех видов деятельности (познавательной, рефлексивной, конструктивной, проектировочной, прогностической). Рассматривая интеллект как сложное многоуровневое образование, Н.Н. Никитина [14] (Nikitina, Zheleznyakova, Petukhov, 2002) отмечает, что само по себе наличие высокого уровня мыслительных способностей не может обеспечить высокий уровень педагогического мастерства. Обладающие высоким уровнем теоретического склада мышления педагоги не могут решать практические профессиональные задачи. У педагогов-мастеров выявляется «единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств». Исследуя особенности личности педагогов с высоким уровнем профессиональной самореализации, А.А. Мишин [12, 13] (Mishin, 2013a; Mishin, 2013b) выявил, что для них характерна легкость в общении, проявление склонности к добродушию, легкая включаемость в активные группы. Эти испытуемые не боялись критики, были щедры в отношениях, эмоционально устойчивы, обладали низким уровнем тревожности и высоким уровнем самоконтроля как в сфере общения, так и в области проявления эмоций. Большинство исследований [5, 8, 15-18 и др.] (Karpova, 2007; Korostyleva, 2001; Oskolkova, 2011; Piskunova, 2005; Rybina, 2015; Sabanchieva, 2012) в этой области рассматривают лишь отдельные паттерны социального интеллекта (рефлексия, оптимистичность, коммуникабельность, эмпатия, чувства юмора, позитивное отношение к коллективу, эмоциональная стабильность и др.). В качестве компонентов изучения уровня профессиональной самореализации личности нами было выделено четыре основных компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-оценочный, коммуникативно-поведенческий. В связи с этим мы считаем целесообразным использование следующих методик для диагностики профессиональной самореализации личности: 1. Многомерный опросник самореализации личности (автор профессор, член-корреспондент АПН С.И. Кудинов). 2. Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Целью нашего исследования стало изучение социального интеллекта как условия профессиональной самореализации специалистов в коммуникативном пространстве. В исследовании приняли участие педагоги и работники PR-служб компаний. В группу психологов были включены 102 педагога в возрасте 24-48 лет (78 женщин и 24 мужчины), группу специалистов по PR были включены 100 человек (62 женщины и 48 мужчин). Общая выборка исследования составила 202 человека. Результаты проведенного нами исследования показали, что в группе психологов показатель социального интеллекта имеет положительную корреляцию с такими показателями, как социально-корпоративные установки самореализации (0,502); субъективно-личностные установки самореализации (0,618); оптимистичность (0,493); интерес к работе (0,504); удовлетворенность достижениями в работе (0,510); уровень притязаний в профессиональной деятельности (0,481); предпочтение выполняемой работы высокому заработку (0,275); профессиональная ответственность (0,429); общая удовлетворенность трудом (0,649). Отрицательная корреляционная связь была выявлена между показателями социального интеллекта и инертности (-0,588); пессимистичности (-0,481); деструктивности (-0,664); социальных (-0,570) и личностных (-0,343) барьеров. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше и выраженность социально-корпоративных и субъективно-личностных установок самореализации, оптимистичность, интерес к работе, уровень профессиональных притязаний и ниже проявления деструктивности, выраженности социальных и личностных барьеров. Результаты корреляционного анализа по шкале «умение понимать собеседника» позволили выявить положительную связь со следующими факторами: субъективно-личностные установки самореализации (0,536); оптимистичность (0,540); социоцетрическая мотивация личности (0,505); удовлетворенность достижениями в работе (0,507); общая удовлетворенность трудом (0,573). Слабая положительная связь также была выявлена с показателями конструктивности (0,200); удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (0,195) и удовлетворенности условиями труда (0,223). Отрицательная связь оказалась выявлена с данными по шкалам оценки инертности (-0,624); пессимистичности (-0,548); деструктивности (-0,642); экстернальности (-0,198). Положительная корреляционная связь была выявлена между умением воспринимать и понимать себя (рефлексировать) и социоцентрической мотивацией самореализации (0,535); интересом к работе (0,553); удовлетворенностью достижениями в работе (0,422); удовлетворенностью условиями труда (0,317); профессиональной ответственностью (0,453); общей удовлетворенностью трудом (0,594); интернальностью (0,251). Чем больше проявление умения рефлексировать, тем меньше выраженность инертности (-0,482). Умение строить межличностные границы выражено у испытуемых тем сильнее, чем выше проявление социально-корпоративных установок самореализации (0,546); социоцентрической мотивации самореализации (0,602); активности (0,393); удовлетворенности достижениями в работе (0,528); удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (0,373); общей удовлетворенности трудом (0,626); интернальности (0,241); конструктивности (0,202). В то же время чем меньше умение выстраивать межличностные границы, тем больше проявляется пессимистичность (-0,471); влияние личностных барьеров на профессиональную самореализацию (-0,228). Умение посылать понятные и ясные послания в общении положительно коррелирует с такими показателями, как субъективно-личностная установка самореализации (0,520); активность (0,300); эгоцентрическая мотивация самореализации (0,517); интерес к работе (0,403); удовлетворенность достижениями в работе (0,513); уровень притязаний в профессиональной деятельности (0,554); общая удовлетворенность трудом (0,556); интернальность (0,212); консерватинвость (0,224). Отрицательная связь умения посылать понятные и ясные послания в общении была выявлена с факторами оценки инертности (-0,553); пессимистичности (-0,467); деструктивности (-0,532). Способность к самоуправлению в общении у психологов тем выше, чем выше проявляются социально-корпоративные (0,526) и субъектно-личностные (0,608) установки самореализации; социоцентрической (0,503) и эгоцентрической (0,538) мотивации самореализации; удовлетворенность достижениями в работе (0,472); консервативность (0,197). У испытуемых чем выше выраженность способности к самоуправлению в общении, тем ниже проявление инертности (-0,506) и личностных барьеров (-0,244). Наконец, способность к эмпатии выражена у испытуемых с высокими уровнем социально-корпоративных (0,580) и субъектно-личностных (0,659) установок самореализации; оптимистичности (0,532); социоцентрической мотивации самореализации (0,686); удовлетворенности достижениями в работе (0,524); уровень притязаний в профессиональной деятельности (0,532); общей удовлетворенности трудом (0,616); интернальности (0,245). Высокий уровень эмпатии у психологов отрицательно коррелирует с показателями инертности (-0,652); деструктивности (-0,521) и проявления социальных барьеров (-0,546). В группе работников пиар-служб высокий уровень социального интеллекта коррелирует с высокими показателями по шкалам социально-корпоративных (0,570) и субъектно-личностных (0,478) установок самореализации; активности (0,522); оптимистичности (0,453); интереса к работе (0,512); профессиональной ответственности (0,504). Слабая положительная корреляционная зависимость была выявлена с параметрами эгоцентрической мотивации самореализации (0,247) и удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (0,240). Отрицательная связь оказалась выражена с факторами оценки инертности (-0,563); консервативности (-0,576); выраженности личностных барьеров (-0,505). Умение понимать собеседников имеет положительную связь с выраженностью социально-корпоративных установок самореализации (0,564); активности (0,505); инертности (0,404); интереса к работе (0,535); а также слабая связь была выявлена со шкалами удовлетворенности достижениями в работе (0238); удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (0,203); уровня притязаний в профессиональной деятельности (0,210); удовлетворенности условиями труда (0,244). При высоком уровне сформированности умения понимать собеседников наблюдаются низкие показатели по шкалам инертности (-0,513); пессимистичности (-0,464); проявления личностных барьеров (-0,457). Способность к рефлексии, восприятию и понимаю себя у работников пиар-служб положительно коррелирует с такими показателями, как профессиональная ответственность (0,498); общая удовлетворенность трудом (0,476). Слабая связь выражена по шкале удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (0,251). Отрицательная связь оказалась выражена между умением рефлексировать и инертностью (-0,513); пессимистичностью (-0,465); экстернальностью (-0,402); консервативностью (-0,516); деструктивностью (-0,550); влиянием социальных (-0,395) и личностных (-0,443) барьеров. Ярко выраженную положительную корреляционную зависимость имеет умение строить межличностные границы и субъектно-личностные установки самореализации (0,492), а слабо выражена связь со шкалами оптимистичности (0,227) и удовлетворенности условиями труда (0,255). Отрицательная корреляция была выявлена с показателями пессимистичности (-0,450); экстернальности (-0,223); оценки влияния личностных барьеров (-0,255). Можно также сделать вывод о том, что чем выше умение специалистов посылать понятные и ясные послания в общении, тем выше и уровень выраженности субъектно-личностных установок самореализации (0,650); креативности (0,592); конструктивности (0,581); профессиональной ответственности (0,436). И наоборот, чем ниже уровень сформированности умения посылать ясные и понятные послания в общении, тем выше проявления инертности (-0,450); пессимистичности (-0,559); консервативности (-0,438). Способность к самоуправлению в общении имеет положительную связь с данными по шкалам оценки субъективно-личностных установок (0,518); креативности (0,508); конструктивности (0,544); интереса к работе (0,614); а также слабо выраженную прямую зависимость с показателями эгоцентрической мотивации самореализации (0,249); удовлетворенности достижениями в работе (0,202); взаимоотношениями с руководством (0,219); условиями труда (0,229). Отрицательная связь оказалась выражена с данными по факторам пессимистичности (-0,413); деструктивности (-0,528); оценки социальных барьеров (-0,545); экстернальности (-0,395). Наконец, по шкале оценки эмпатийных тенденций положительная корреляция была выявлена с показателями оценки социально-корпоративных (0,751) и субъектно-личностных (0,511) установок; креативности (0,521); интереса к работе (0,511); профессиональной ответственности (0,447); эгоцентрической мотивации самореализации (0,269); уровня притязаний в профессиональной деятельности (0,236). Отрицательная зависимость оказался выражена с факторами пессимистичности (-0,545); консервативности (-0,649); социальных (-0,501) и личностных (-0,509) барьеров; экстернальности (-0,293). Выводы. Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень развития социального интеллекта оказывает влияние на профессиональную самореализацию специалистов профессии типа «человек - человек» в коммуникативном пространстве. Так, мы выявили, что у психологов чем выше уровень развития социального интеллекта и различных его составляющих (уровня эмпатии, способности к самоуправлению в общению; умения понимать собеседника, рефлексировать, строить межличностные границы и посылать понятные послания в общении), тем выше и уровень профессиональной самореализации (сформированности социально-корпоративных и субъектно-личностных установок самореализации, активности, оптимистичности, интереса к работе, удовлетворенности своими достижениями в профессиональной деятельности, общей удовлетворенностью трудом и т.д.). В то же время у практических психологов высокий уровень социального интеллекта говорит о низком уровне выраженности у них пессимистичности, инертности, деструктивности, влияния социальных и личностных барьеров. В группе работников пиар-служб уровень социального интеллекта и отдельных его показателей диагностики оказывают влияние на профессиональную самореализацию личности по таким параметрам, как социально-корпоративные и субъектно-личностные установки самореализация, креативность, конструктивность, интерес к работе, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом. Низкий уровень социального интеллекта говорит о наличии инертности, пессимистичности, экстернальности, деструктивности, консервативности, выраженности влияния социальных и личностных барьеров.
References

1. Bayluk V.V. Funkcii professional'noy samorealizacii lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 11. - c. 6-15.

2. Batarshev A.V. Psihologo-pedagogicheskaya koncepciya samorealizacii pedagoga professional'noy shkoly // Pedagogika. - 2011. - № 9. - c. 62-69.

3. Gilford Dzh. Strukturnaya model' intellekta. - M: Psihologiya myshleniya, 1965. - 433-456 c.

4. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie. - L.: Izd-vo LGU, 1985. - 167 c.

5. Karpova E.A. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'noy samorealizacii rukovoditeley social'no-kul'turnoy sfery: dis.,. kand. psihol. nauk: 19.00.05., 2007. - 168 c.

6. Kirichenko A.M Professional'naya samorealizaciya uchitelya v usloviyah transformiruyuschegosya rossiyskogo obschestva: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01., 2005. - 165 c.

7. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskaya real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noy reflekcii. - SPb.: SPbGUPM, 1999. - 242 c.

8. Korostyleva L.A. Psihologiya samorealizacii lichnosti (Osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti). / dis.,. d-ra psihol. nauk: 19.00.01., 2001. - 398 c.

9. Kudinov S.I., Krupnov A.I. Sistemnaya model' samorealizacii lichnosti // Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. - 2008. - № 1. - c. 28-36.

10. Kunicyna V.N. Social'naya kompetentnost' i social'nyy intellekt: struktura, funkcii i vzaimootnoshenie // Teoreticheskie i prikladnye voprosy psihologii. - 1995. - № 1. - c. 48-61.

11. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. - M.: Flinta, 1998. - 200 c.

12. Mishin A.A. Psihologicheskie determinanty professional'noy samorealizacii pedagoga: dis,e,. kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07., 2013. - 170 c.

13. Mishin A.A. Osobennosti lichnosti pedagogov s vysokim urovnem professional'noy samorealizacii // Vestnik KemGU. - 2013. - № 2. - c. 153-158.

14. Nikitina N.N., Zheleznyakova O.M., Petuhov M.A. Osnovy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti. - M.: Masterstvo, 2002. - 288 c.

15. Oskolkova V.R. Formirovanie professional'noy kompetentnosti buduschego uchitelya na osnove tehnologii razvitiya gotovnosti k pedagogicheskoy samorealizacii: dissertaciya.. kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08., 2011. - 177 c.

16. Piskunova E.V. Professional'naya pedagogicheskaya refleksiya v deyatel'nosti i podgotovke pedagoga // Vestnik TGPU: Psihologiya. - 2005. - № 1. - c. 62-66.

17. Rybina I S. Professional'no-nravstvennaya samorealizaciya buduschego pedagoga: model' formirovaniya gotovnosti // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. - 2015. - № 6. - c. 125-133.

18. Sabanchieva R.Z. Smysloobrazuyuschie faktory professional'noy samorealizacii prepodavatelya vysshey shkoly // Akmeologiya. - 2012. - № 2. - c. 140-141.

19. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. - M.: Logos, 2012. - 448 c.

20. Skul'skiy R.P. Uchit'sya byt' uchitelem. - M.: Pedagogika, 1986. - 22-23 c.

21. Ushakov D.V. Social'nyy intellekt kak vid intellekta. / V knige: Social'nyy intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya; pod red. D.V. Ushakova, D.V. Lyusina. - M.: Izd-vo IP RAN, 2004. - 11-29 c.

22. Hazova S.A. Kommunikativnye sposobnosti i social'nyy intellekt v social'nom povedenii v ranney yunosti // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. - 2012. - c. 192-197.

23. Scherbakov S.V. Komplementarnost' mezhlichnostnyh otnosheniy i social'nyy intellekt studentov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2014. - № 1. - c. 233-241.

24. Yakunin V.Ya. Pedagogicheskaya psihologiya. - M.: Polius, 1998. - 639 c.

25. Measuring creative social intelligence: reports from the Psychological Laboratory Hendricks, M., Guilford, J. P., & Hoepfner, R. Measuring creative social intelligence: reports from the Psychological Laboratory [Text] / M. Hendricks, J.P. Guilford, & R. Hoepfner // University of Southern California. - 1969. - № 42.

26. Thorndike, E. L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. - 1920. - p. 227-235.

Login or Create
* Forgot password?