SYSTEM OF MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL CARE FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today a significant problem in modern society is the full-fledged entry of children with disabilities into the social environment. Efforts aimed at preparing children with disabilities for independent living through effective integration into the social environment, as well as psychological support and psychoeducation of parents and teachers seem to be timely and socially significant. The article presents a system of medical and psychological assistance to children with disabilities. The presented and approved master classes on various types of art therapy are aimed at comprehensive and aesthetic development of children with developmental disorders, correction of their emotional sphere, learning to express emotions through socially acceptable methods and development of communication skills. The exercises were selected taking into account the age and clinical characteristics of children. The use of art-therapeutic techniques contributed to the creation of a safe environment for children's self-expression, and without evaluative acceptance of them and the products of activity by adults, it was a resource for the personal development of children with disabilities. Student volunteers under the guidance of teachers conducted group classes with children. Thus, students have gained practical experience working with children with disabilities.

Keywords:
Children with special needs, medical and psychological assistance, socialization, art therapy
Text
Text (PDF): Read Download

Актуальность Согласно данным ВОЗ, в современном мире увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимо особое психолого-педагогическое сопровождение и специализированная медико-психологическая помощь. На данный момент система образования предоставляется ребенку с ОВЗ возможность войти в социальную среду и получить образовательную услугу. Важной стратегической задачей в сфере социальной политики Крыма стоит интеграция данной категории детей в социум. Создаются определенные условия, помощь и поддержка, способствующие их обучению. Однако на практике мы сталкиваемся с определенными трудностями в реализации данного положения. Постановка проблемы Отметим, что дети с ОВЗ характеризуются, независимо от нозологии, пассивностью, ригидностью мышления, личностной незрелостью, неустойчивостью мотивации и эмоциональной лабильностью. Также дети данной категории с самого детства обычно ограничены в социальных контактах, замкнуты, для них затруднена полноценная коммуникация с окружающими, обеднен социальный опыт. Данный факт коррелирует не только с индивидуально-личностными особенностями детей с ОВЗ, но и с отношением и сложностью в принятии их со стороны взрослого общества. Данная несостыковка желаемого с действительным приводит к затруднению в социализации и интеграции детей с ОВЗ и, конечно, возможности занимать этим детям активную социальную позицию. С целью полноценного вхождения ребенка с ОВЗ в социальную группу, усвоения им социальных норм и правил, образов поведения, т.е. социализации, необходимо постепенное интегрирование ребенка в социальную среду. Реализация данной задачи основывается на разработке и внедрении медико-психолого-педагогического комплекса мероприятий: медико-психологическое сопровождение детей и психолого-педагогическое сопровождение родителей и педагогов в принятии детей с ОВЗ. Одним из таких способов является инклюзивное образование. Акцентируем внимание на важности привлечения молодежи в реализации поставленных задач. В связи с тем, что студенческая общественность испытывает затруднения в прохождении практики в специализированных учреждениях, является целесообразным с целью формирования профессиональных компетенций студентов-психологов и дефектологов привлекать их к данной работе. Отметим, что на территории Крыма остро стоит вопрос нехватки тьюторов в образовательных учреждениях, поэтому вовлечение студентов в виде волонтерских групп, оказывающих медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей, значимо поможет в сложившейся ситуации. Изложение основного материала Теоретические основы и практические рекомендации по вопросам особенностей развития и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в трудах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. Авторы рассматривают особенности адаптации детей с ОВЗ как в образовательной среде, так и в обществе в целом, акцентируют внимание на особых потребностях таких детей, специфику компенсации и коррекции нарушенных психических функций и поведения [6, 18, 28, 33] (Vygotskiy, 2001; Lubovskiy, 2011; Plaksina, Sekovets, 2003; Solntseva, Deniskina, 2004). По мнению Л.И. Акатова, важным в обеспечении нормального психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является разработка системы целенаправленных развивающих мероприятий и комплекса коррекционных мер по предупреждению и корригированию нежелательных психических проявлений и различных форм поведения. Автор отмечает, что для оптимизации развития психических функций и гармоничного развития личности ребенка необходимо создать благоприятные условия [1] (Akatov, 2003). Как отмечает отечественный ученный Л.С. Выготский, использование средств искусства в работе с детьми является катартическим методом. Квинтэссенция заключается в замене негативных эмоциональных переживаний личности позитивными чувствами и эмоциями, которые несет в себе искусство [6] (Vygotskiy, 2001). Опираясь на труды вышеуказаных деятелей, нами разработана и внедрена система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая включает мероприятия, направленные в первую очередь на социализацию детей с нарушениями. Система помощи детям с ОВЗ состоит из 4-х мастер-классов по театрализованной деятельности и основным видам арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, квиллинг и оригами. Важным в организации мастер-классов было соблюдение определенных условий. Отметим, что мастер-классы были ориентированы на сам процесс, никоим образом не на результат. Взрослые уклонялись от оценочных суждений и сравнений продуктов творческой деятельности детей. Работа с участниками проводилась в групповой форме. Все упражнения подбирались с учетом возрастных и клинических особенностей детей. В связи с тем, что группы детей были неоднородными по возрасту, структуре и тяжести дефекта, основными задачами мероприятий медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья явились: - расширение сенсорного опыта (рисование ватными палочками, губкой, на мокрой бумаге, работа с влажным и сухим песком и т.д.); - развитие манипулятивных действий, мелкой моторики и праксиса; - развитие коммуникативных навыков; - гармонизация эмоционального состояния; - активизация воображения. Наш выбор пал именно на использование арт-терапии в связи с тем, что с помощью различных видов арт-терапии можно создать безопасную среду, которая способствует самовыражению и спонтанной активности детей с нарушением развития, что дает возможность корригировать их психоэмоциональную сферу. Целью мастер-классов по изотерапии явилась в первую очередь коррекция эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с помощью различных техник и средств работы с красками и цветом учились выражать свое настроение, безопасно проявлять эмоции, что благоприятно сказывалось на их эмоциональном и психологическом состоянии в целом. Использовались как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. С целью создания творческой и благоприятной атмосферы ребенка не принуждали к выполнению какого-либо упражнения, он мог отказаться от участия в задании и выбирать то, что ему по душе. Организаторы проекта лишь способствовали тому, чтобы приложенные усилия детей в ходе мастер-класса приносили им удовольствие и интерес. Благодаря грамотно подобранным методикам и техникам изотерапии, возможно, не вербализируя и не выводя в сознание, проработать защитные механизмы психики, дать выход внутриличностным конфликтам, разрешить себе пережить накопленные эмоции и чувства. Следовательно, основными задачами изотерапии являются психологическая коррекция невротических проявлений и различного рода психосоматических нарушений, коррекция затруднений, связанных с построением общения и социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Иванова , Г.В. Мищенко, В.А. Кулганов, Е.В. Раева и А.В. Киселева [12, 17] (Ivanova, Mischenko, 2016; Kulganov, Raeva, Kiseleva, 2017) отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в склонности к агрессивному поведению, импульсивным и часто бесконтрольным реакциям, непроизвольным действиям и поступкам, что обусловлено, по мнению нейропсихологов (Ж.М. Глозман, Ю.В. Микадзе и А.В. Семенович,), медленным темпом формирования высших структур мозга, в особенности лобных долей [7, 23, 32] (Glozman, 2012; Mikadze, 2008; Semenovich, 2017). Согласно А.Р. Лурии, эта незрелость связана с замедленным формированием второго и третьего функционального блоков мозга [19] (Luriya, 2003). В связи с чем зачастую дети сталкиваются с непринятием их окружающими, сложностями в построении контакта с другими людьми и, как следствие, затруднениями в социальной адаптации и интеграции, что обуславливает патологизацию характера. Таким образом, изотерапия в работе с детьми с ОВЗ направлена на продуктивное выражение эмоций приемлемыми для социума формами, осознание детьми своих эмоций и переживаний, развитие саморегуляции и произвольности действий. Особо важным выступает признание ценности продуктов творческой деятельности детей и безоценочное принятие их как личностей независимо от их капризов и хулиганских поступков. Следующие мастер-классы проводились по музыкотерапии и были направлены на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка с ОВЗ, развитие высших психических функций, гармонизацию психофизиологического состояния ребёнка. По мнению Е.П. Дединской и К.А. Щербининой, музыка активизирует работу коры головного мозга, развивает морально-эстетический вкус и способствует расслаблению нервной системы и снижению мышечного тонуса [8] (Dedinskaya, Scherbinin, 2008). Как отмечает В.И. Петрушин, музыкальная терапия выступает одним из сильнейших средств профилактики невротических проявлений у детей, способствует гармонизации и эмоциональной регуляции психической деятельности личности [27] (Petrushin, 2000). Основывались при разработке мастер-классов по музыкальной терапии на концепциях зарубежных (Г.Г. Декер-Фойгт, Б. Любан-Плоцца, А. Менегетти) [9, 20, 22] (Deker-Foygt, 2013; Lyuban-Plotstsa, Poberezhnaya, Belov, 2012; Menegetti, 2012) и отечественных специалистов (О.А. Ворожцова, В.Ю. Завьялов, С. Коган, В.М. Успенский, Ж. Шошина, В. Элькин) [5, 10, 14, 34, 36, 39] (Vorozhtsova, 2014; Zavyalov, 2009; Kogan, 2001; Uspenskiy, 2011; Shoshina, 2012; Elkin, 2010). Опираясь на труды отечественных исследователей (Л.С. Брусиловский, Е.А. Королькова, Е.Н. Котышева, B.И. Петрушина, Л.А. Рапацкая, М.Н. Бученкова и B.C. Шушарджан), основными задачами музыкотерапии с детьми с нарушением развития являются [4, 15, 16, 26, 29, 38] (Brusilovskiy, 1979; Korolkova, 2016; Kotysheva, 2009; Petrushin, 2011; Rapatskaya, Buchenkova, 2010; Shushardzhan, 2005): 1) поддержание и восстановление психофизиологических и вегетативных функций организма; 2) коррекция психологического и эмоционального состояний личности; 3) формирование новых социально приемлемых способов выражения эмоций; 4) коррекция коммуникативных способностей; 5) освоение новых паттернов поведения; 6) активизация творческого потенциала. На мастер-классах дети с ограниченными возможностями здоровья не только прослушивали музыкальные произведения, но и играли на музыкальных инструментах. В рамках медико-психологического сопровождения детей с ОВЗ использовали музыку в качестве как отдельного основного элемента арт-терапии, так и как дополнение, с целью усиления воздействия и эффекта других коррекционных мероприятий, например, в театрализованной деятельности. Отдельно отметим благоприятное воздействие музыки на развитие чувства ритма у детей, обуславливающее усиление развитие речи и праксиса. Мастер-классы по песочной терапии дают возможность в невербальной форме корригировать психоэмоциональное состояние ребенка с нарушениями, раскрыть творческий потенциал. Песочная терапия является коррекционным, терапевтическим и диагностическим инструментом. Согласно К. Г. Юнгу и Л. Штейнхардт, созданные в песке образы и композиции несут символический характер, что соответствует многообразию архетипического мира [37] (Shteynkhardt, 2001). Преимущество работы с песком состоит в том, что дети совместно создают картину мира в живом трехмерном пространстве. Каждый ребенок, чувствуя себя творцом, привносит в общую картину мира свой личный мир, модель своего мироощущения, микрокосмос. Как отмечают отечественные психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева и Н.А. Сакович), различные модификации песка - сухой или мокрый - создают новые ощущения и дают ребенку возможности для творения, самораскрытия и рефлексии. Добавление в песочный мир фигурок людей и животных, игрушек, растений, камушков, ракушек и т.д., а также строительство замков, холмов, тоннелей оживляют этот мир, позволяя ребенку создать новый мир или отобразить реальный. При групповой работе дети, погружаясь в процесс творения, учатся отстаивать свои границы, уважать интересы и мнения других, приспосабливать свой мир к изменениям общей картины мира, что обуславливает в дальнейшем их более успешную социализацию [11, 13, 31] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010; Kiseleva, 2008; Sakovich, 2006). Акцентируем внимание на том, что в песке дети могут моделировать конфликтные, стрессовые и психотравмирующие ситуации. Под руководством взрослого возможен терапевтический аспект работы, когда дети, проживая события с героями, трансформируют разыгранную ситуацию, добавляя в нее новые функциональные элементы или создавая иной финал. Таким образом, основными задачами песочной терапии являются: 1) эмоциональная регуляция психической деятельности; 2) активизация саморегуляции и волевой активности; 3) развитие адаптивных качеств личности; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) стимуляция творческих способностей и воображения. Вслед за Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой для снятия психоэмоционального напряжения и активизации творческих способностей детей инструкцию подавали в простой сказочной форме, поощряли детей за проявленную фантазию [11] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010). Результативна песочная терапия в случаях, когда детям сложно понять, прожить и объяснить свои эмоции и чувства. Это наблюдается в семьях с низкой эмоциональной грамотностью и/или запретом на проживание и проявление своих эмоций, например, у эмоционально холодных матерей. Мастер-классы по квиллингу и оригами направлены на развитие познавательных способностей и коррекцию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н. Башкирова и А.И. Копытин акцентируют внимание на использовании оригами как вида арт-терапии в практической деятельности психолога и педагога в работе с детьми [2, 3] (Bashkirova, 2013). По мнению авторов, занятия оригами в первую очередь способствуют развитию интеллектуальных способностей ребенка, логического и пространственного мышления, а также мелкой моторики. Л.О. Осадчук считает, что использование оригами и квиллинга в работе с детьми успешно развивает их воображение и такие волевые качества, как терпение и усидчивость, благоприятно влияет на их психоэмоциональное состояние [24] (Osadchuk, 2006). Автор отмечает, что занятия оригами не являются самостоятельным видом арт-терапии, а предполагает совместное использование цветотерапии, игротерапии и сказкотерапии [25] (Osadchuk, 2009). По мнению Е.А. Медведевой и И.Ю. Левченко, оригами и квилинг в практике арт-терапии эффективно используются в работе с тревожными детьми и детьми с психосоматическими расстройствами. Такого рода занятия стимулируют детей не просто копировать уже созданный продукт, а создавать свой, что способствует развитию креативного мышления, находить новые способы решения, изобретать что-то новое и необычное [21] (Medvedeva, Levchenko, 2001). Основными задачами мастер-классов по оригами и квиллингу в рамках нашего медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выступили: 1) всестороннее и художественное (эстетическое) развитие детей; 2) развитие познавательных процессов и волевой сферы; 3) формирование коммуникативных навыков; 4) развитие мелкой моторики рук; 5) развитие таких личностных качеств, как ловкость, аккуратность и бережливость; 6) стимулирование творческого подхода в решении разных заданий; 7) активизация самовыражения в безопасной среде. В процессе усвоения простых техник оригами и квиллинга дети с ограниченными возможностями здоровья на наших занятиях окунались в мир волшебства. В их руках с помощью нехитрых приемов конструирования цветная бумага превращалась в незамысловатых животных и растений, впоследствии оживающих в театрализованных постановках. Помощь волонтеров в создании образов и их безоценочное принятие возможностей детей с ОВЗ и продуктов их деятельности в первую очередь являлось важным ресурсом развития личности ребенка, а также способствовало активизации и закреплению положительных эмоций в опыте детей с нарушениями развития. Как отмечает Е.Ю. Рязанцева, принятие является необходимым условием позитивного развития личности, которое осуществляется на базовых уровнях жизнедеятельности личности: принятие окружающего мира, принятие субъектов этого мира и самопринятие. Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, принятие является базовой потребностью каждого индивидуума. Принятие и безусловная любовь матери формирует у ребенка чувство безопасности, что способствует не только его гармоничному развитию, но и является жизненно важной необходимостью в раннем онтогенезе. Взрослый через призму собственного восприятия мира транслирует ребенку свое отношение к миру, окружающим и себе, на основе чего ребенок формирует свое отношение к миру, другим и себе. В случае негативного отношения к этим 3 категориям, т.е. непринятия, со стороны ребенка возможно избегание или уход от контактов с реальностью, что может способствовать развитию психотического состояния, отвержение других или желание их переделать, нарушение эмоционального развития, аутоагрессия или самоуничижение, крайней формой могут выступить суицидальные тенденции [30] (Ryazantseva, 2011). Выводы Таким образом, система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение и поддержание психического здоровья особых детей. Приоритетными направлениями работы выступили коррекция психоэмоционального состояния ребенка, формирование волевой регуляции и коммуникативных способностей, раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных функций, что способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На мастерских была создана безопасная среда, атмосфера безоценочного принятия детей и продуктов их творческой деятельности, что способствовало их самовыражению. Предложенные упражнения способствовали освоению нового опыта в выражении эмоций социально приемлемыми способами детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, что значимым в рамках этого проекта явилось участие студентов-волонтеров в проведении мастерских, что способствует освоению практического опыта работы с детьми с ОВЗ под руководством преподавателей в соответствии с профессиональными компетенциями.
References

1. Akatov L.I. Social'naya reabilitaciya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psihologicheskie osnovy. / Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M.: VLADOS, 2003. - 368 c.

2. Art-terapiya - novye gorizonty. / Pod red. A.I. Kopytina. - M.: Kogito-Centr, 2006. - 336 c.

3. Bashkirova E.N. Razvitie detey s OVZ priemami art-terapii // Psihologiya v Rossii i za rubezhom: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, noyabr' 2013 g.). Sankt-Peterburg, 2013. - c. 85-90.

4. Brusilovskiy L.S. Muzykoterapiya. Rukovodstvo po psihoterapii. / od red. prof. V.E. Rozhnova. - Tashkent: Medicina, 1979. - 256-274 c.

5. Vorozhcova O.A. Muzyka i igra v detskoy psihoterapii. - 2014. - 96 c.

6. Vygotskiy L.S. Psihologiya iskusstva. / sobr. tr.; nauch. red. V. V. Ivanova i I. V. Peshkova. - M.: Labirint, 2001. - 477 c.

7. Glozman Zh.M. Neyropsihologicheskoe obsledovanie: kachestvennaya i kolichestvennaya ocenka dannyh. - M.: Smysl, 2012. - 265 c.

8. Dedinskaya E.P., Scherbinin K.A. Muzykal'naya terapiya v klinicheskoy praktike // Muzykal'naya psihologiya i psihoterapiya. - 2008. - № 2. - c. 112-117.

9. Deker-Foygt G. G. Vvedenie v muzykoterapiyu. / pod red. G. G.Deker-Foygt. - SPb.: Piter, 2013. - 634 c.

10. Zav'yalov V. Yu. Regulyativnyy muzykal'nyy trening i muzykal'naya terapiya dlya detey i podrostkov. - 2009. - 287 c.

11. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Grabenko T.M. Chudesa na peske. Praktikum po pesochnoy terapii. - SPb.: Rech', 2010. - 50 c.

12. Ivanova E.V., Mischenko G.V. Korrekciya i razvitie emocional'noy sfery detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. - M.: Nacional'nyy knizhnyy centr, 2016. - 112 c.

13. Kiseleva M. V. Art-terapiya v rabote s det'mi. - SPb.: Rech', 2008. - 160 c.

14. Kogan S. Ozdorovlenie zvukovym i izobrazitel'nym iskusstvom. - SPb.: Piter, 2001. - 204 c.

15. Korol'kova E. A. Muzykal'noe zanyatie kak sredstvo korrekcionnogo razvitiya pri obuchenii i vospitanii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', may 2016 g.). Kazan', 2016. - c. 87-90.

16. Kotysheva E.N. Muzykal'naya psihologicheskaya korrekciya v processe reabilitacii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Omskiy nauchnyy vestnik. - 2009. - № 2. - c. 179-182.

17. Kulganov V. A., Raeva E. V., Kiseleva A. V. Ispol'zovanie metodov art-terapii v korrekcionnyh i lechebnyh celyah dlya detey s OVZ // Doshkol'naya pedagogika. - 2017. - № 8. - c. 34-37.

18. Lubovskiy V.I. Adaptaciya detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami. / V knige: Social'no-psihologicheskaya podderzhka adaptacii detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'noy srede goroda: Sb. statey / Pod red. B. M. Kogana i S. M. Valyavko. - M.: Sputnik, 2011. - 5-7 c.

19. Luriya A. R. Osnovy neyropsihologii. / Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M.: Akademiya, 2003. - 384 c.

20. Lyuban-Plocca B., Poberezhnaya G., Belov O. Muzyka i psihika: slushat' dushoy. - K.: ADEFUkraina, 2012. - 200 c.

21. Medvedeva E.A., Levchenko I.Yu. Art-pedagogika i art-terapiya v special'nom obrazovanii. / uchebnik dlya vuzov. - M.: Akademiya, 2001. - 248 c.

22. Menegetti A. Muzyka dushi. Vvedenie v muzykoterapiyu. Sostavleno po lekciyam. / per s ital., 2012. - 175 c.

23. Mikadze Yu. V. Neyropsihologiya detskogo vozrasta. / Uchebnoe posobie. - SPb.: Piter, 2008. - 288 c.

24. Osadchuk L.O. Obraz zhizni origami: origami v pedagogike i art-terapii // Prostіr art-terapії: razom z vami. - 2006. - № 2. - c. 54 - 60.

25. Osadchuk L.O. Prostir art-terapii: haos, struktura, stihiya // Matepiali HI mizhnarodnoi mizhdisciplinarnoi naukovo-praktichnoi konferencii. Kiev, 2009. - c. 38-43.

26. Petrushin V. I. Zadachi muzykal'noy psihologii i psihoterapii v sovremennoy Rossii // Muzykal'naya psihologiya i psihoterapiya. - 2011. - № 3. - c. 4-14.

27. Petrushin V. I. Muzykal'naya psihoterapiya. - M.: Vlados, 2000. - 176 c.

28. Plaksina L. I., Sekovec L. S. Korrekcionno-razvivayuschaya sreda v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah kompensiruyuschego vida. / Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: ZAO «Elti-Kudic», 2003. - 112 c.

29. Rapackaya L. A., Buchenkova M. N. Tehnologii muzykoterapii kak sredstvo obschego ozdorovleniya detey s zaderzhkami psihicheskogo razvitiya // Vestnik KGU im. Nekrasova. - 2010. - № 4. - c. 235-240.

30. Ryazanceva E. Yu. Prinyatie kak ekzistencial'nyy resurs // Nauka i osvіta: naukovo praktichniy zhurnal Pіvdennogo naukovogo centru NAPN Ukraїn. - 2011. - № 3/LXXXXIX. - c. 75-79.

31. Sakovich N. A. Tehnologiya igry v pesok. Igry na mostu. - SPb.: Rech', 2006. - 176 c.

32. Semenovich A.V. Neyropsihologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameschayuschego ontogeneza. / Uchebnoe posobie - 9-e izd. - M.: Genezis, 2017. - 476 c.

33. Solnceva L. I., Deniskina V. Z. Psihologiya vospitaniya detey s narusheniem zreniya. - M.: Nalogovyy vestnik, 2004. - 320 c.

34. Uspenskiy V. M. Nereshennye problemy muzykoterapii // Muzykal'naya psihologiya i psihoterapiya. - 2011. - № 3. - c. 69-79.

35. Halyavina T. G. Psihokorrekcionnoe vozdeystvie muzyki na detey s zaderzhkoy razvitiya // Muzykal'naya psihologiya i psihoterapiya. - 2008. - № 2. - c. 105-111.

36. Shoshina Zh. O muzykal'noy terapii. / V knige: Psihologiya processov hudozhestvennogo tvorchestva. - M.: Nauka, 2012. - 219 c.

37. Shteynhardt L. Yungianskaya pesochnaya psihoterapiya. / per. s angl. - SPb.: Piter, 2001. - 320 c.

38. Shushardzhan S. V. Rukovodstvo po muzykoterapii. - M.: OAO Izdatel'stvo «Medicina», 2005. - 480 c.

39. El'kin V. Celitel'naya magiya muzyki. Garmoniya cveta i zvuka v terapii bolezney. - 2010. - 356 c.

Login or Create
* Forgot password?