Text (PDF):
Read
Download
Актуальность Согласно данным ВОЗ, в современном мире увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимо особое психолого-педагогическое сопровождение и специализированная медико-психологическая помощь. На данный момент система образования предоставляется ребенку с ОВЗ возможность войти в социальную среду и получить образовательную услугу. Важной стратегической задачей в сфере социальной политики Крыма стоит интеграция данной категории детей в социум. Создаются определенные условия, помощь и поддержка, способствующие их обучению. Однако на практике мы сталкиваемся с определенными трудностями в реализации данного положения. Постановка проблемы Отметим, что дети с ОВЗ характеризуются, независимо от нозологии, пассивностью, ригидностью мышления, личностной незрелостью, неустойчивостью мотивации и эмоциональной лабильностью. Также дети данной категории с самого детства обычно ограничены в социальных контактах, замкнуты, для них затруднена полноценная коммуникация с окружающими, обеднен социальный опыт. Данный факт коррелирует не только с индивидуально-личностными особенностями детей с ОВЗ, но и с отношением и сложностью в принятии их со стороны взрослого общества. Данная несостыковка желаемого с действительным приводит к затруднению в социализации и интеграции детей с ОВЗ и, конечно, возможности занимать этим детям активную социальную позицию. С целью полноценного вхождения ребенка с ОВЗ в социальную группу, усвоения им социальных норм и правил, образов поведения, т.е. социализации, необходимо постепенное интегрирование ребенка в социальную среду. Реализация данной задачи основывается на разработке и внедрении медико-психолого-педагогического комплекса мероприятий: медико-психологическое сопровождение детей и психолого-педагогическое сопровождение родителей и педагогов в принятии детей с ОВЗ. Одним из таких способов является инклюзивное образование. Акцентируем внимание на важности привлечения молодежи в реализации поставленных задач. В связи с тем, что студенческая общественность испытывает затруднения в прохождении практики в специализированных учреждениях, является целесообразным с целью формирования профессиональных компетенций студентов-психологов и дефектологов привлекать их к данной работе. Отметим, что на территории Крыма остро стоит вопрос нехватки тьюторов в образовательных учреждениях, поэтому вовлечение студентов в виде волонтерских групп, оказывающих медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей, значимо поможет в сложившейся ситуации. Изложение основного материала Теоретические основы и практические рекомендации по вопросам особенностей развития и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в трудах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. Авторы рассматривают особенности адаптации детей с ОВЗ как в образовательной среде, так и в обществе в целом, акцентируют внимание на особых потребностях таких детей, специфику компенсации и коррекции нарушенных психических функций и поведения [6, 18, 28, 33] (Vygotskiy, 2001; Lubovskiy, 2011; Plaksina, Sekovets, 2003; Solntseva, Deniskina, 2004). По мнению Л.И. Акатова, важным в обеспечении нормального психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является разработка системы целенаправленных развивающих мероприятий и комплекса коррекционных мер по предупреждению и корригированию нежелательных психических проявлений и различных форм поведения. Автор отмечает, что для оптимизации развития психических функций и гармоничного развития личности ребенка необходимо создать благоприятные условия [1] (Akatov, 2003). Как отмечает отечественный ученный Л.С. Выготский, использование средств искусства в работе с детьми является катартическим методом. Квинтэссенция заключается в замене негативных эмоциональных переживаний личности позитивными чувствами и эмоциями, которые несет в себе искусство [6] (Vygotskiy, 2001). Опираясь на труды вышеуказаных деятелей, нами разработана и внедрена система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая включает мероприятия, направленные в первую очередь на социализацию детей с нарушениями. Система помощи детям с ОВЗ состоит из 4-х мастер-классов по театрализованной деятельности и основным видам арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, квиллинг и оригами. Важным в организации мастер-классов было соблюдение определенных условий. Отметим, что мастер-классы были ориентированы на сам процесс, никоим образом не на результат. Взрослые уклонялись от оценочных суждений и сравнений продуктов творческой деятельности детей. Работа с участниками проводилась в групповой форме. Все упражнения подбирались с учетом возрастных и клинических особенностей детей. В связи с тем, что группы детей были неоднородными по возрасту, структуре и тяжести дефекта, основными задачами мероприятий медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья явились: - расширение сенсорного опыта (рисование ватными палочками, губкой, на мокрой бумаге, работа с влажным и сухим песком и т.д.); - развитие манипулятивных действий, мелкой моторики и праксиса; - развитие коммуникативных навыков; - гармонизация эмоционального состояния; - активизация воображения. Наш выбор пал именно на использование арт-терапии в связи с тем, что с помощью различных видов арт-терапии можно создать безопасную среду, которая способствует самовыражению и спонтанной активности детей с нарушением развития, что дает возможность корригировать их психоэмоциональную сферу. Целью мастер-классов по изотерапии явилась в первую очередь коррекция эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с помощью различных техник и средств работы с красками и цветом учились выражать свое настроение, безопасно проявлять эмоции, что благоприятно сказывалось на их эмоциональном и психологическом состоянии в целом. Использовались как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. С целью создания творческой и благоприятной атмосферы ребенка не принуждали к выполнению какого-либо упражнения, он мог отказаться от участия в задании и выбирать то, что ему по душе. Организаторы проекта лишь способствовали тому, чтобы приложенные усилия детей в ходе мастер-класса приносили им удовольствие и интерес. Благодаря грамотно подобранным методикам и техникам изотерапии, возможно, не вербализируя и не выводя в сознание, проработать защитные механизмы психики, дать выход внутриличностным конфликтам, разрешить себе пережить накопленные эмоции и чувства. Следовательно, основными задачами изотерапии являются психологическая коррекция невротических проявлений и различного рода психосоматических нарушений, коррекция затруднений, связанных с построением общения и социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Иванова , Г.В. Мищенко, В.А. Кулганов, Е.В. Раева и А.В. Киселева [12, 17] (Ivanova, Mischenko, 2016; Kulganov, Raeva, Kiseleva, 2017) отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в склонности к агрессивному поведению, импульсивным и часто бесконтрольным реакциям, непроизвольным действиям и поступкам, что обусловлено, по мнению нейропсихологов (Ж.М. Глозман, Ю.В. Микадзе и А.В. Семенович,), медленным темпом формирования высших структур мозга, в особенности лобных долей [7, 23, 32] (Glozman, 2012; Mikadze, 2008; Semenovich, 2017). Согласно А.Р. Лурии, эта незрелость связана с замедленным формированием второго и третьего функционального блоков мозга [19] (Luriya, 2003). В связи с чем зачастую дети сталкиваются с непринятием их окружающими, сложностями в построении контакта с другими людьми и, как следствие, затруднениями в социальной адаптации и интеграции, что обуславливает патологизацию характера. Таким образом, изотерапия в работе с детьми с ОВЗ направлена на продуктивное выражение эмоций приемлемыми для социума формами, осознание детьми своих эмоций и переживаний, развитие саморегуляции и произвольности действий. Особо важным выступает признание ценности продуктов творческой деятельности детей и безоценочное принятие их как личностей независимо от их капризов и хулиганских поступков. Следующие мастер-классы проводились по музыкотерапии и были направлены на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка с ОВЗ, развитие высших психических функций, гармонизацию психофизиологического состояния ребёнка. По мнению Е.П. Дединской и К.А. Щербининой, музыка активизирует работу коры головного мозга, развивает морально-эстетический вкус и способствует расслаблению нервной системы и снижению мышечного тонуса [8] (Dedinskaya, Scherbinin, 2008). Как отмечает В.И. Петрушин, музыкальная терапия выступает одним из сильнейших средств профилактики невротических проявлений у детей, способствует гармонизации и эмоциональной регуляции психической деятельности личности [27] (Petrushin, 2000). Основывались при разработке мастер-классов по музыкальной терапии на концепциях зарубежных (Г.Г. Декер-Фойгт, Б. Любан-Плоцца, А. Менегетти) [9, 20, 22] (Deker-Foygt, 2013; Lyuban-Plotstsa, Poberezhnaya, Belov, 2012; Menegetti, 2012) и отечественных специалистов (О.А. Ворожцова, В.Ю. Завьялов, С. Коган, В.М. Успенский, Ж. Шошина, В. Элькин) [5, 10, 14, 34, 36, 39] (Vorozhtsova, 2014; Zavyalov, 2009; Kogan, 2001; Uspenskiy, 2011; Shoshina, 2012; Elkin, 2010). Опираясь на труды отечественных исследователей (Л.С. Брусиловский, Е.А. Королькова, Е.Н. Котышева, B.И. Петрушина, Л.А. Рапацкая, М.Н. Бученкова и B.C. Шушарджан), основными задачами музыкотерапии с детьми с нарушением развития являются [4, 15, 16, 26, 29, 38] (Brusilovskiy, 1979; Korolkova, 2016; Kotysheva, 2009; Petrushin, 2011; Rapatskaya, Buchenkova, 2010; Shushardzhan, 2005): 1) поддержание и восстановление психофизиологических и вегетативных функций организма; 2) коррекция психологического и эмоционального состояний личности; 3) формирование новых социально приемлемых способов выражения эмоций; 4) коррекция коммуникативных способностей; 5) освоение новых паттернов поведения; 6) активизация творческого потенциала. На мастер-классах дети с ограниченными возможностями здоровья не только прослушивали музыкальные произведения, но и играли на музыкальных инструментах. В рамках медико-психологического сопровождения детей с ОВЗ использовали музыку в качестве как отдельного основного элемента арт-терапии, так и как дополнение, с целью усиления воздействия и эффекта других коррекционных мероприятий, например, в театрализованной деятельности. Отдельно отметим благоприятное воздействие музыки на развитие чувства ритма у детей, обуславливающее усиление развитие речи и праксиса. Мастер-классы по песочной терапии дают возможность в невербальной форме корригировать психоэмоциональное состояние ребенка с нарушениями, раскрыть творческий потенциал. Песочная терапия является коррекционным, терапевтическим и диагностическим инструментом. Согласно К. Г. Юнгу и Л. Штейнхардт, созданные в песке образы и композиции несут символический характер, что соответствует многообразию архетипического мира [37] (Shteynkhardt, 2001). Преимущество работы с песком состоит в том, что дети совместно создают картину мира в живом трехмерном пространстве. Каждый ребенок, чувствуя себя творцом, привносит в общую картину мира свой личный мир, модель своего мироощущения, микрокосмос. Как отмечают отечественные психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева и Н.А. Сакович), различные модификации песка - сухой или мокрый - создают новые ощущения и дают ребенку возможности для творения, самораскрытия и рефлексии. Добавление в песочный мир фигурок людей и животных, игрушек, растений, камушков, ракушек и т.д., а также строительство замков, холмов, тоннелей оживляют этот мир, позволяя ребенку создать новый мир или отобразить реальный. При групповой работе дети, погружаясь в процесс творения, учатся отстаивать свои границы, уважать интересы и мнения других, приспосабливать свой мир к изменениям общей картины мира, что обуславливает в дальнейшем их более успешную социализацию [11, 13, 31] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010; Kiseleva, 2008; Sakovich, 2006). Акцентируем внимание на том, что в песке дети могут моделировать конфликтные, стрессовые и психотравмирующие ситуации. Под руководством взрослого возможен терапевтический аспект работы, когда дети, проживая события с героями, трансформируют разыгранную ситуацию, добавляя в нее новые функциональные элементы или создавая иной финал. Таким образом, основными задачами песочной терапии являются: 1) эмоциональная регуляция психической деятельности; 2) активизация саморегуляции и волевой активности; 3) развитие адаптивных качеств личности; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) стимуляция творческих способностей и воображения. Вслед за Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой для снятия психоэмоционального напряжения и активизации творческих способностей детей инструкцию подавали в простой сказочной форме, поощряли детей за проявленную фантазию [11] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010). Результативна песочная терапия в случаях, когда детям сложно понять, прожить и объяснить свои эмоции и чувства. Это наблюдается в семьях с низкой эмоциональной грамотностью и/или запретом на проживание и проявление своих эмоций, например, у эмоционально холодных матерей. Мастер-классы по квиллингу и оригами направлены на развитие познавательных способностей и коррекцию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н. Башкирова и А.И. Копытин акцентируют внимание на использовании оригами как вида арт-терапии в практической деятельности психолога и педагога в работе с детьми [2, 3] (Bashkirova, 2013). По мнению авторов, занятия оригами в первую очередь способствуют развитию интеллектуальных способностей ребенка, логического и пространственного мышления, а также мелкой моторики. Л.О. Осадчук считает, что использование оригами и квиллинга в работе с детьми успешно развивает их воображение и такие волевые качества, как терпение и усидчивость, благоприятно влияет на их психоэмоциональное состояние [24] (Osadchuk, 2006). Автор отмечает, что занятия оригами не являются самостоятельным видом арт-терапии, а предполагает совместное использование цветотерапии, игротерапии и сказкотерапии [25] (Osadchuk, 2009). По мнению Е.А. Медведевой и И.Ю. Левченко, оригами и квилинг в практике арт-терапии эффективно используются в работе с тревожными детьми и детьми с психосоматическими расстройствами. Такого рода занятия стимулируют детей не просто копировать уже созданный продукт, а создавать свой, что способствует развитию креативного мышления, находить новые способы решения, изобретать что-то новое и необычное [21] (Medvedeva, Levchenko, 2001). Основными задачами мастер-классов по оригами и квиллингу в рамках нашего медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выступили: 1) всестороннее и художественное (эстетическое) развитие детей; 2) развитие познавательных процессов и волевой сферы; 3) формирование коммуникативных навыков; 4) развитие мелкой моторики рук; 5) развитие таких личностных качеств, как ловкость, аккуратность и бережливость; 6) стимулирование творческого подхода в решении разных заданий; 7) активизация самовыражения в безопасной среде. В процессе усвоения простых техник оригами и квиллинга дети с ограниченными возможностями здоровья на наших занятиях окунались в мир волшебства. В их руках с помощью нехитрых приемов конструирования цветная бумага превращалась в незамысловатых животных и растений, впоследствии оживающих в театрализованных постановках. Помощь волонтеров в создании образов и их безоценочное принятие возможностей детей с ОВЗ и продуктов их деятельности в первую очередь являлось важным ресурсом развития личности ребенка, а также способствовало активизации и закреплению положительных эмоций в опыте детей с нарушениями развития. Как отмечает Е.Ю. Рязанцева, принятие является необходимым условием позитивного развития личности, которое осуществляется на базовых уровнях жизнедеятельности личности: принятие окружающего мира, принятие субъектов этого мира и самопринятие. Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, принятие является базовой потребностью каждого индивидуума. Принятие и безусловная любовь матери формирует у ребенка чувство безопасности, что способствует не только его гармоничному развитию, но и является жизненно важной необходимостью в раннем онтогенезе. Взрослый через призму собственного восприятия мира транслирует ребенку свое отношение к миру, окружающим и себе, на основе чего ребенок формирует свое отношение к миру, другим и себе. В случае негативного отношения к этим 3 категориям, т.е. непринятия, со стороны ребенка возможно избегание или уход от контактов с реальностью, что может способствовать развитию психотического состояния, отвержение других или желание их переделать, нарушение эмоционального развития, аутоагрессия или самоуничижение, крайней формой могут выступить суицидальные тенденции [30] (Ryazantseva, 2011). Выводы Таким образом, система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение и поддержание психического здоровья особых детей. Приоритетными направлениями работы выступили коррекция психоэмоционального состояния ребенка, формирование волевой регуляции и коммуникативных способностей, раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных функций, что способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На мастерских была создана безопасная среда, атмосфера безоценочного принятия детей и продуктов их творческой деятельности, что способствовало их самовыражению. Предложенные упражнения способствовали освоению нового опыта в выражении эмоций социально приемлемыми способами детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, что значимым в рамках этого проекта явилось участие студентов-волонтеров в проведении мастерских, что способствует освоению практического опыта работы с детьми с ОВЗ под руководством преподавателей в соответствии с профессиональными компетенциями.