SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE TEACHER
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the concept of "occupational health" from the perspective of the researchers and describes the main socio-psychological factors that impact on occupational health officer: occupational health and viability. Employees with high professional well-being have positive attitude to work, more efficient and as a consequence longer retain productivity. The results of empirical research of professional health of teachers confirmed the existence of a link between mental health and professional well-being (satisfaction, professional achievements, professional growth, positive relations in the team) and resilience.

Keywords:
professional health, vitality, well-being professional, teacher
Text
Text (PDF): Read Download

В современном обществе, в условиях интенсивного взаимодействия со средой, человек находится под воздействием факторов, оказывающих влияние не только на соматическое здоровье, но и на психологическое. Профессиональная деятельность при этом занимает значимое место в нашей жизнедеятельности. Именно поэтому в последние десятилетия наибольший интерес в области психологии труда направлен на сохранение профессионального здоровья субъектов труда. Первые исследования профессионального здоровья опубликованы в начале прошлого столетия и были направленны на повышение качества жизни субъекта труда, поддержание работоспособности и повышение безопасности профессиональной деятельности. В отечественной психологии наибольший вклад в исследование сохранения профессионального здоровья был внесен Н.Е. Водопьяновой, Г.С. Никифоровым и Р.А, Березовской и др. В статье «Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы» авторы дают следующее определение профессионального здоровья: «единство свойств, состояний и процессов, обеспечивающих профессиональное долголетие субъекта деятельности» [10, с. 44] (Nikiforov et al., 2015). Ряд исследователей (Бобровницкий И.П., Пономаренко В.А.) характеризуют профессиональное здоровье как процесс, который повышает эффективность профессиональной деятельности и способствует долголетию, как витальному, так и профессиональному, через развитие регуляторных свойств человека [5] (Gutyanskiy, Pakhomov, Lvov, 2005). Для улучшения работоспособности как основной категории, характеризующей профессиональное здоровье, необходимым является привлечение компенсаторных механизмов. С.А. Бугров представляет профессиональное здоровье в виде системы, которая включает в себя следующие категории: функциональные состояния специалиста, профессионально-важные качества, функциональные резервы, клинический статус, биологический возраст. Профессиональное здоровье через основные организационные компоненты (высокий уровень обучения и подготовки; надежность и безопасность деятельности) взаимосвязано с профессиональным долголетием [12] (Yanovich et al., 2014). Рисунок. Схема взаимоотношения профессионального здоровья и долголетия (по С.А. Бугрову) Несмотря на то, что данная схема отражает системный подход к изучению профессионального здоровья, она требует дополнения. Так, отсутствуют субъективные факторы, к которым можно отнести отношение и удовлетворенность профессией, психологический возраст, который наряду с биологическим оказывает влияние на структурные изменения профессионального здоровья. Сотрудники субъект-субъектных профессий (педагоги, врачи, социальные работники и др.) наиболее подвержены влиянию профессиональных деструкций и снижению ресурсов здоровья. Педагогическая деятельность сопряжена с дополнительной нагрузкой, что формирует необходимость создания программы психологической профилактики и коррекции негативных состояний в профессиональной деятельности. Но для эффективной профилактики профессиональных деформаций и сохранения психологического здоровья педагога является значимым определение их взаимосвязи с социально-психологическими факторами. К данным факторам нами были отнесены профессиональное благополучие и жизнестойкость. В трудах отечественных исследователей была выявлена взаимосвязь профессионального здоровья и благополучия, которое определяется как «интегральный показатель позитивного функционирования личности в профессиональной сфере, который включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, характеризующие отношения человека к себе как к профессионалу, к своей профессиональной среде и организационному контексту» [11, с. 19] (Rut, 2016). Березовская Р.А. указывает на различные аспекты позитивного существования человека в профессиональном контексте, среди которых: состояние потока, организационная лояльность, процессуальная мотивация, гражданское поведение, сверхролевое поведение, сопричастность к работе, страстная приверженность работе, счастье на работе [4] (Berezovskaya, 2016). Таким образом, человек с высоким профессиональным благополучием испытывает позитивное отношение к работе и своей деятельности, а также проявляет заинтересованность в её продуктивности. Ван Хорн разработал многомерную модель профессионального благополучия, в которой можно выделить 5 компонентов на основе исследований К. Рифф и П. Варра: 1) эмоциональный компонент - определяется с помощью оценки удовлетворенности работой, отсутствием эмоционального истощения и организационной лояльностью; 2) когнитивный компонент - оценка когнитивного уровня сотрудника и его истощаемости в получении и восприятии информации; 3) поведенческий компонент - уровень межличностных отношений и деперсонализации; 4) мотивационный компонент - стремление специалиста к профессиональному росту, уровень профессиональной компетентности; 5) психосоматический компонент - изменение физического состояния (заболевания, соматические жалобы) [1, 2] (Van Horn et al., 2004; Warr, 2013). Профессиональное благополучие не является достаточно изученным, особенно в отношении профессиональной деятельности педагогов. Большинство учителей школ не имеют позитивных взаимоотношений с профессиональной средой. Большая загруженность на работе, ролевые конфликты и трудности самореализации становятся проблемами, не позволяющими педагогу сохранить своё здоровье на всех трех уровнях (психологическое, соматическое и социальное). Наиболее типичными соматическими заболеваниями педагогов являются неврозы, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония, остеохондроз. Большинство педагогов уже через 3-5 лет профессиональной деятельности имеют признаки профессионального выгорания, что является показателем психологического и соматического нарушения здоровья. На здоровье педагогов оказывает влияние высокое психоэмоциональное напряжение, постоянная смена типа деятельности, работа в режиме ответственности за учащихся, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов и другие факторы [3] (Bagnetova, Sharifullina, 2013). Среди факторов устойчивости к снижению профессионального здоровья называют жизнестойкость. Она может быть причиной и следствием противодействия профессиональным деструкциям, т.е. является важным ресурсом сохранности профессионального здоровья [8] (Kruglova et al., 2017). С. Мадди и С. Кобейс ввели и определили понятие «жизнестойкость» как интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, которое позволяет человеку перенести стрессовую ситуацию, сохранив внутренний баланс. Для этого человеку нужно признать не только свои возможности, но и свою уязвимость перед проблемой [6] (Evtushenko, 2016). В отечественной психологии использовалось аналогичное понятие «личностный потенциал», который был введен Д.А. Леонтьевым. Им же был осуществлен перевод понятия «hardiness», используемого С. Мадди, как «жизнестойкость» и определено как черта, характеризующаяся мерой преодоления личности самой себя [6] (Evtushenko, 2016). Жизнестойкость является ключевой личностной переменной, которая определяет влияние стрессогенных факторов на здоровье и на успешность деятельности. В данном случае негативные ситуации могут стать катализаторами позитивного личностного развития. На взаимодействие с внешним миром и развитие жизнестойкости оказывают влияние три основные установки: - вовлеченность - как принятие обязательств, безусловная идентификация себя с намерением выполнить действие и с его результатом; - контроль - как понятие того, что борьба оказывает влияние на происходящее, вне зависимости от того, способна ли она повлиять на результат; - вызов или принятие риска - как убежденность в том, что всё, что с ним случается, является стимулом для его развития [7, с. 399] (Kalinina, Volodina, 2009). Цель исследования: определение социально-психологических факторов снижения профессионального здоровья педагога. Выборка: педагоги образовательных учреждений г. Волгограда, n = 74 (11 мужчин, 63 женщины). Методы исследования: анкета «Профессиональное здоровье» (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.); методика «Оценка профессионального благополучия» (Рут Е.И., Березовская Р.А.); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Для проверки статистической достоверности данных был проведен анализ с помощью программы SPSS (коэффициент корреляции Пирсона). Результаты. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о наличии значимой положительной взаимосвязи между уровнем общего здоровья и следующими категориями: - «удовлетворенность профессиональными достижениями (УПД)» (r = 0,397, при р ≤ 0,001); - «профессиональный рост (ПР)» (r = 0,643, при р ≤ 0,001); - «позитивные отношения в коллективе (ПО)» (r = 0,487, при р ≤ 0,001); - «профессиональное благополучие (общий показатель)» (r = 0,537, при р ≤ 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги общеобразовательных школ менее подвержены снижению профессионального здоровья, если стремятся к совершенствованию и познанию себя, способны адекватно оценить свой профессиональный рост, позитивно относятся к прошлому и настоящему и поддерживают доверительные отношения в коллективе. Педагоги менее склонны к хроническим заболеваниям и физически работоспособны, если имеют позитивные отношения в коллективе (р ≤ 0,001). Взаимная поддержка, удовлетворение от положительного общения способствует сохранению профессионального здоровья. Шкала «умственная работоспособность» положительно коррелирует с категориями «профессиональный рост», «профессиональные цели» и «автономность в профессиональной деятельности» (р ≤ 0,001). Таким образом, эффективность работы педагога и способность выполнять длительное время интеллектуальную работу напрямую зависят от успешности и удовлетворенности собственными достижениями. Способность противостоять мнению коллег и окружающих людей позволяет действовать исходя из собственных установок, что положительно сказывается на поддержании работоспособности. Были подтверждены и исследования отечественных исследователей о взаимосвязи профессионального и психологического благополучия. Успешность в профессиональной деятельности является одной из сфер жизненной удовлетворенности. Педагог проводит на работе длительное время, как следствие, неблагополучие в профессиональной деятельности (невозможность достижения профессиональных целей, высокий конформизм, негативные отношения в коллективе и др.) сказывается на общем отношении к жизни. Анализ взаимосвязи профессионального здоровья и жизнестойкости показал, что наибольшее количество взаимосвязей получено со шкалой «контроль». Стремление контролировать ситуацию, не испытывая при этом беспомощности, является фактором сохранности профессионального здоровья педагога. Так, педагоги с высоким уровнем контроля показали более высокие значения по шкалам «общее здоровье», «физическая работоспособность», «умственная работоспособность» и «усилия». Вовлеченность как категория жизнестойкости способствует улучшению психологического благополучия как фактора профессионального здоровья. Педагоги общеобразовательных школ чувствуют себя более удовлетворенными собственным состоянием, если убеждены, что включенность в происходящее дает максимальный шанс для развития личности. Была выявлена положительная взаимосвязь шкал «принятие риска» и «общее здоровье» (р ≤ 0,001). Так, педагоги, убежденные в том, что все, что с ними происходит (позитивное или негативное), оказывает конструктивное влияние на их развитие, более продуктивно оценивают собственное соматическое и психологическое состояние. Согласно данным, полученным в ходе анализа, общий уровень жизнестойкости имеет положительную корреляцию со всеми шкалами методики оценки профессионального здоровья, кроме шкалы «усилия». Выводы В ходе теоретического и эмпирического анализа было выявлено, что существует значимая взаимосвязь между профессиональным здоровьем педагога и такими социально-психологическими категориями, как профессиональное благополучие и жизнестойкость. Педагоги общеобразовательных школ менее подвержены снижению профессионального здоровья, если стремятся к совершенствованию и познанию себя, способны адекватно оценить свой профессиональный рост, позитивно относятся к прошлому и настоящему, поддерживают доверительные отношения в коллективе, вовлечены в деятельность и нацелены на принятие жизненного риска.
References

1. Van Horn J.E., Taris T.W., Schaufeli W.B., Schreurs P.J.G. The structure of occupational well-being: A study among Dutch teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2004. - № 3. - p. 365-375. - doi:https://doi.org/10.1348/0963179041752718.

2. Warr P. How to Think About and Measure Psychological Well-being. / M. Wang, R.R. Sinclair, L.E. Tetrick (Eds.), Research Methods in Occupational Health Psychology: Measurement, Design and Data Analysis., 2013.

3. Bagnetova E.A., Sharifullina E.R. Professional'nye riski pedagogicheskoy sredy // Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 1-1. - c. 27-31. - url: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30864.

4. Berezovskaya R.A. Professional'noe blagopoluchie: problemy i perspektivy psihologicheskih issledovaniy // Psihologicheskie issledovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2016. - № 45. - c. 2.

5. Gutyanskiy G.S., Pahomov N.V., L'vov M.V. Osnovy medicinskoy ergonomiki. Rabotosposobnost' i professional'noe zdorov'e operatorov ergaticheskih sistem: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Ergonomika». - Obrazovat. nauch. centr «In-t ekonomiki i social.-ekon. Tehnologiy» (IESET), 2005. - 111 c.

6. Evtushenko E.A. Zhiznestoykost' lichnosti kak psihologicheskiy fenomen // Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statey po materialam LX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Novosibirsk, 2016. - c. 72-78.

7. Kalinina N.V., Volodina T.V. Psihologicheskie faktory zhiznestoykosti pedagoga // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk. - 2009. - № 4-2. - c. 398-403. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-zhiznestoykosti-pedagoga.

8. Kruglova E.A., Kruglova M.A., Vodop'yanova N.E., Nikiforov G.S., Petrosyan A.A. Resursy zhiznestoykosti sub'ektov truda v situacii ekonomicheskoy neopredelennosti // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2017. - № 6. - c. 254-259. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-zhiznestoykosti-subektov-truda-v-situatsii-ekonomicheskoy-neopredelennosti.

9. Luk'yanenko M.A., Mateeva S.S. Vzaimosvyaz' sindroma psihicheskogo vygoraniya i cennostnyh orientaciy pedagogov srednego professional'nogo obrazovaniya // Innovacionnaya nauka. - 2016. - № 11-3. - c. 143-146.

10. Nikiforov G.S., Vodop'yanova N.E., Berezovskaya R.A., Starchenkova E.S. Psihologicheskie faktory professional'nogo zdorov'ya prepodavateley vysshey shkoly // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. - 2015. - № 4. - c. 42-54.

11. Rut E.I. Professional'noe blagopoluchie sotrudnikov kommercheskih organizaciy: kriterii i metodika ocenki: dissertaciya magistra psihologicheskih nauk. - 2016.

12. Yanovich K.V., Kornilova A.A., Alekseeva N.A., Budko D.Yu. O probleme professional'nogo zdorov'ya voennosluzhaschih // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 5. - c. 466.

Login or Create
* Forgot password?