COMPLEX STUDY OF THE PROBLEMS OF THE MODERN FAMILY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the preservation of traditional family values, the preparation of the younger generation for responsible parenthood, and the socialization of the child in the family. Special attention is paid to the study of the problems of the modern family. The authors conducted a study of the style of family upbringing, the role positions of parents in interpersonal relationships with children, family problems, including the example of materials from the student’s scientific-practical conference “Youth Problems Through the Eyes of Students” held at the TSPU. L.N. Tolstoy, section "Problems of a young family." The issues of training psychological and pedagogical personnel to work with various categories of families are being updated, the potential of volunteering and mentoring for children and young people and their families is being considered. The results of the approbation of the course “Fundamentals of family life” are presented. The results of the study are the basis for determining the future directions of psychological and pedagogical work with various categories of families. The materials of the article can be used by students of the bachelor psychological and pedagogical areas of training, researchers and practitioners involved in the training of teachers of psychology, the organization of psychological assistance to the family. Key words: family, young family, socialization, family values, protection of children from harmful information, management of family policy.

Keywords:
family, young family, socialization, family values, protection of children from harmful information, management of family policy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Актуальность. Семья является ведущим фактором первичной социализации людей. Именно в семье возможна полноценная передача родительского опыта, заимствование поло-ролевых моделей поведения отца и матери, воспитание будущего семьянина. Здесь осваивается социокультурный опыт, обеспечивается преемственность традиций, формируется ценностная основа сознания ребенка. Основные навыки ребенок приобретает в семье - на сознательном уровне через воспитание, или на неосознаваемом, через механизмы подражания поведению родителей, импринтинга, викарного научения, полоролевой идентификации и др. Актуальность заявленной темы обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества, поиском современных условий для эффективной реализации семейной политики, основанной на актуализации и сохранении традиционных семейных ценностей. Мы полагаем, что сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей является актуальной задачей психолого-педагогической общественности, воспитания подрастающего поколения. В этом аспекте представляется важным и перспективным комплексое исследование проблем современной семьи, формирование целостной системы по защите интересов семей и детей, развитие форм социального партнерства в вопросах поддержки различных категорий семей, подготовки психолого-педагогических кадров. Анализ различных информационных источников показывает, что значение семьи в прежние периоды нашей истории было чрезвычайно высоко [5]. Однако в последние десятилетия ценность семьи и сопутствующая ей ценность материнства, к сожалению, перестали занимать ведущие места в иерархии ценностей российских людей. В сознании молодежи произошли серьезные изменения. Сегодня комплекс представлений человека о благополучной жизни не всегда включает в себя потребности в семье и детях, которые раньше были одними из главных в традиционной иерархии ценностей. Широкое распространение в обществе получили ориентации на внесемейные ценности: высокий уровень дохода и материальную обеспеченность, максимальную самореализацию, построение успешной профессиональной карьеры, повышение социального статуса и др. Смещение ценностных ориентиров обусловлено многими факторами, в том числе агрессивным навязыванием с конца 20 века новых, зачастую чуждых для нашей страны, ценностей через продукцию иностранных производителей для детей и молодежи (книги, мультфильмы, художественные фильмы, интернет-информация, иностранные слова взамен русских, иностранные праздники и пр.). Этому способствовал и ряд других факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в обществе; ослабление ценностных ориентаций на брак и семью; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодежи к семейной жизни и ответственному родительству. Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе является утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышение авторитета родителей в семье и обществе. Данные положения представлены в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства В.В. Путин 2018 - 2027 годы в РФ объявил Десятилетием детства (Указ Президента РФ № 240 от 29 мая 2017 г.). Основное внимание обращается на семейную политику детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное и физическое развитие, информационную безопасность детей, формирование здорового образа жизни, создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Особое значение проблемы материнства приобретают в современных российских условиях, характеризующихся конфликтом между объективными потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья; осмыслением проблем семьи на уровне государства, общества, конкретной семьи; необходимостью решения демографических проблем и воспитания достойных граждан своего Отечества, утверждением общедемократических ценностей; выявлением этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений и др. Ученые называют целый ряд негативных явлений, указывающих на кризис института российской семьи в целом. К их числу относятся высокий уровень разводов, рост числа незарегистрированных гражданских браков, появление значительного числа матерей-одиночек, изменение функций отцовства и материнства, наличие большого числа кризисных семей, передающих негативный семейный опыт подрастающему поколению и пр. (Ю. Е. Алешина, А. И. Антонов, А. С. Волович; В. М. Медков и др.) [10]. Методологическое основой нашего исследования выступил комплексный подход, который является одним из базовых для социальной психологии (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Б. Ф. Ломов, С. Р. Микулинский, Г. X. Попов и др.) и позволяет рассматривать объект как совокупность компонентов в разных аспектах его проявления, подлежащих изучению с помощью набора взаимодополняющих методов. Он реализовался на уровне определения круга изучаемых проблем, теоретико-методологической базы исследования, комплектования выборок испытуемых на разных этапах, обоснования подбора методов и методик, практической апробации авторских разработок. Методы и методики. В исследовании использовались авторские методики анкетирования, тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина для установления стиля семейного воспитания, методика Э. Берна на определение ролевых позиций родителей в межличностных отношениях с детьми. В контексте нашего исследования обратимся к результатам современного исследования проблем ценности семьи в сознании современных старшеклассников (А. А. Реан) [9]. Семья занимает у школьников первое место среди прочих ценностей (73%), далее идут любовь (58%) и здоровье (53%). На вопрос, какими школьники хотели бы видеть себя через несколько лет, 83% отметили наличие хорошей (крепкой семьи) и хороших детей. На вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?», только 42% ответили да. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% - выразили сомнение, затруднившись с ответом. Таким образом, для 58% молодежи их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. 66% молодых людей отметили, что обучать семейной жизни надо. Но на вопрос «Нужно ли преподавание по вопросам семьи?», 38% ответили да, 38% - нет. Основной причиной создания семьи, по мнению респондентов, является «любовь» (65%), далее «взаимопонимание» (18%) и «рождение и воспитание детей» (6%). В то же время, по нашим данным, у студенческой молодежи в период, когда начинают заключаться первые браки, ценность семьи снижается до шестой ранговой позиции по методике М. Рокича (в исследовании 2014 г. ценность материнства вообще занимала 14 позицию из 20) [5]. При рассмотрении семьи как микросреды социализации ребенка, в том числе в законотворчестве, часто происходит идеализация родителей, их абстрактное представление как уже сформировавшихся взрослых людей, зрелых во всех отношениях, уравновешенных, нацеленных на гармоничное воспитание детей, обладающих необходимой родительской компетентностью и др. Однако в реальной жизни приходится констатировать, что идеальных людей, в том числе родителей не бывает (это касается любых типов семей с разным социальным статусом, материальным достатком и уровнем образования). Все обладают своими индивидуально-психологическими особенностями. Как правило, никто не проходил заранее школу педагогической грамотности, успешного родительства, а установки на воспитание и модели взаимоотношений со своими детьми копируются с небольшими изменениями из семьи прародителей, другой вариант - полное их отрицание (мои родители никогда мне не разрешали ..., а я своим детям всегда буду разрешать ...), еще один вариант - возложение ответственности на своего ребенка за осуществление собственных нереализованных потребностей (я не смогла стать балериной, но из своей дочки обязательно ее сделаю и т.д.). В своем исследовании мы предположили, что стиль воспитания в семье, родительская позиция, отношение родителей к ребенку, а также эго-состояния человека (я - родитель, я - взрослый, я - ребёнок, по Э. Берну) оказывают существенное влияние на общее отношение родителей к проблеме защиты детей от вредной информации, представленной в том числе в продукции иностранных производителей, а также обусловливают выбор ими мер по защите ребенка от негативного контента. Для проведения исследования были использованы тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина для установления стиля семейного воспитания, методика Э. Берна с целью определения ролевых позиций в межличностных отношениях, авторская анкета [11], которая помогла определить отношение родителей к проблеме получения их детьми вредной информации в Интернете. В исследовании приняли участие родители учащихся общеобразовательных школ г. Тулы (28 человек, из них 2 мужчин). По результатам методики А. Я. Варги и В. В Столина у 19% опрошенных был выявлен в качестве доминирующего демократический стиль семейного воспитания, у 36% - авторитарный, у 45% - попустительский. Так, родители, предпочитающие демократический стиль воспитания, в большинстве случаев не выбирали в анкете ответы, характеризующие способы борьбы с вредной информацией, касающиеся запретов на использование компьютера и гаджетов, жесткий контроль контента, который ребенок смотрит. Они предпочитали беседовать с ребенком, использовать дозированный контроль информационного потока из Интернета и чуть больше половины из них указали, что установили защитное программное обеспечение на компьютер, которое предотвратит попадание вирусов, баннеров с нецензурной информацией и т.д. Для родителей с демократическим стилем семейного воспитания чаще характерно эго-состояние «взрослый». «Взрослый» логично рассуждает о проблеме вредной информации, взвешивает все за и против взаимодействия ребенка с Интернетом, анализирует, где конкретно его ребенок может столкнуться с вредной информацией и как его защитить. Вербальными признаками данного эго-состояния являются следующие: высказывание мнения, а не безапелляционного суждения, использование в разговоре с ребенком выражений: «таким образом», «целесообразно», «вероятно», «альтернатива», «давай рассмотрим причины» и т. д., невербальными - прямая, открытая поза, заинтересованное лицо, обращенное к ребенку, контакт глаз, естественная жестикуляция, голос спокойный, без излишней экспрессии [2]. Иная ситуация по результатам анализа анкет сложилась у родителей с авторитарным стилем воспитания. Данные родители в своих анкетах указали, что «все средства хороши», при чем, чем их больше, тем лучше. Они выбрали абсолютно все варианты борьбы с вредной информацией, которые предлагались в анкете. Большинством родителей этой группы были выбраны даже такие варианты, как: контроль за внешним видом ребенка и контроль за окружением ребенка, т.е. ребенку четко говорят, с кем можно общаться, а с кем - нет. Больше половины родителей считают, что нужно запрещать ребенку смотреть телевизор в отсутствие родителей, а также лишать детей возможности выходить в Интернет. Меньше половины (38%) родителей считают, что школа тоже должна ограждать детей от вредной информации. По Э. Берну, им в первую очередь было свойственно эго-состояние «родитель», вербальными признаками которого являются слова и выражения типа «ты должен», «нельзя», «никогда», «обязан», «я лучше знаю», «потому что я так сказал», «не задавай вопросов» и др., характеристика ребенка с использование таких оценочных суждений, как «глупый», «упрямый», «бестолковый», «ленивый», «молодец», «хороший» и пр.; в качестве поведенческих (невербальных) признаков - указующие жесты (обвинения, угрозы), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, плечу; авторитарные позы (руки скрещены на груди), взгляд сверху вниз, стук по столу и т. д.; тон голоса надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий и пр. «Родитель» считает, что он все знает, все понимает, не сомневается в правильности своего мнения, берет ответственность на себя во всех ситуациях, в том числе, касающихся борьбы с вредной информацией, поэтому учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, советует, опекает, контролирует, требует, отдает приказы, использует манипуляции с позиции силы, в ряде случаев ущемляющие интересы ребенка [2]. У этих родителей с попустительским стилем воспитания преобладали ответы с выбором беседы, защитного программного обеспечения и разговоров с ребенком. Использование контрольных вопросов в анкете позволило выявить несовпадения (наличие лжи) в ответах родителей данной группы, что позволило выявить следующую проблему: в семьях с попустительским стилей воспитания, возможно, и осознают наличие отрицательного влияния Интернета на психику и социально-личностное развитие детей, но не предпринимают на самом деле никаких мер для защиты детей от вредного контента. Родители с данным стилем особо не интересуются делами ребенка в школе, также у них средний или низкий интерес к деятельности ребенка (учебной и внеучебной) и большая психологическая дистанция с ним. По Э. Берну, для данных родителей чаще характерно эго-состояние «ребенок», вербальными признаками которого являются разнообразные восклицания типа: «вот те на!», «ничего себе!», слова эгоцентрического характера: «а мне какое дело», «не знаю и знать не желаю» и пр., специфические обращения к другим: «ты меня не любишь», «ты еще будешь жалеть», самоуничижительные выражения: «я - плохой родитель» и т.п.; невербальными - непроизвольные поеживания, пожимание плечами, закатывание глаз, взгляд снизу вверх, поддразнивание и др. «Ребенок» чрезмерно эмоционален, импульсивен, нелогичен, непредсказуем, не любит соблюдать общие правила, часто бывает обиженным и упрямым. Он часто попадает под влияние чужого мнения. В данной позиции родитель не берет на себя никакой ответственности, в том числе, в вопросах, касающихся обеспечения информационной безопасности ребенка в Интернете, перекладывая ее на других. Не случайно, именно в анкетах родителей данной группы наиболее часто встречались ответы, где они прямо указывали, что защиту их детей от вредной информации должны осуществлять школа, государство и т. д., т. к. они сами ничего сделать не могут [2]. Результаты исследования очень важны при подготовке будущих педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов. В ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется целый ряд мероприятий для решения обозначенных проблем, укрепления значимости ценности института семьи в сознании молодежи, сохранения традиционных семейных ценностей. Ведь педагогический вуз не просто работает с молодежью как представителями будущего страны, молодыми мамами и папами, но и как с педагогами, которые будут осуществлять работу с родителями своих воспитанников, транслировать соответствующие ценности подрастающему поколению. В вузе реализуется система сопровождения материнства и детства добровольцами ТГПУ им. Л.Н. Толстого в рамках программы «Преодоление» [4], проводится ежегодный конкурс семейных пар "Дом, в котором мы живем", функционирует клуб молодой семьи и др. Проблематика семьи вызывает большой интерес у студентов, многие из них проблемы разных категорий семей рассматривают в рамках индивидуальных научно-исследовательских тем. В связи с этим актуальным является анализ проблем семьи на примере материалов студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», проводимой в ТГПУ им. Л.Н. Толстого, секции «Проблемы молодой семьи». Например, в 2001 году наиболее актуальной проблемой в молодой семье, по мнению студентов, являются отношения с родителями другого супруга (46%), далее идут проблемы досуга, быта и проживания молодых с родителями (37%), вредные привычки супругов (34%), материальные проблемы (28%). На вопрос анкеты «Какими бы вы хотели себя видеть через 15 лет?», большинство опрошенных отвечают «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети. По мнению девушек, брак - это «счастливая семейная жизнь, любовь, доверие, продолжение рода и др.», с точки зрения юношей - «важный шаг в жизни, продолжение своего рода, ответственность, возможность дарить счастье любимому человеку, обретение близкого человека». В своем будущем супруге девушки ищут «самостоятельность, доброту, искренность, честность, понимание; юноши - верность, доброту, честность, искренность, женственность». Девушки хотят видеть юношу самостоятельным, решительным, мужественным и общительным; молодые люди мечтают об искренней, общительной, уверенной, доброй, женственной партнерше [6]. Одним из приоритетов в студенческом возрасте, наряду с профессиональным образованием, индивидуально-личностным становлением, является создание семьи. В 2017 году студенты на секции задавались вопросами «Отношение молодежи к регистрации брака - это и благоприятные условия для продолжения рода и воспитания детей - 20 %; ответственное отношение к супругу -15 %; более благоприятная экономическая ситуация -14 %; единственная любовь на всю жизнь -14 %; уверенность и поддержка - 3 % и т.д. «Безразличие родителей к детям: к чему это приводит? Отсутствие интереса и недостаточное проявление любви со стороны родителей воспринимается детьми особенно остро в пубертатный период. Стоит ребенку единожды почувствовать себя ненужным или нелюбимым и это чувство может тут же породить в нем мысль о том, что ему нет места в этом мир. Сегодня в социальных сетях действуют специальные сообщества, которые призывают детей к самоубийствам, но тот факт, что ребенок вступил в это сообщество и проявил интерес к нему, также свидетельствует о том, что во взаимоотношениях между ребенком и родителями существуют определенные проблемы» [7]. 2018 год обозначил проблемы профилактики насилия в семье, ранних браков, готовности современной молодежи к созданию семьи и др. Отмечается, что современной молодежи не хватает мотивационной и психологической готовности для вступления в брак и сохранения семьи [8]. Студенты активно выражают собственное мнение, проводят мониторинговые исследования, предлагают и апробируют проекты, направленные на решение проблем. В 2018 году на базе студенческой научно-исследовательской лаборатории «Позиция» ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование современных проблем студенческой семьи [1]. Разработанная анкета состояла из 10 вопросов. В анкете использовались закрытые, открытые и полузакрытые вопросы. В данном исследовании принял участие 31 студент. Результаты, полученные по итогам анкетирования, позволили распределить участников по следующим категориям: группа семей, которые в браке менее 3 лет, группа - от 5 до 10 лет в браке, группа - более 10 лет вместе и группа - более 20 лет в браке. Из всей группы респондентов были выявлены категории семей: 48% составляют молодые семьи. 29% семей состоят в браке более 10 лет. 13% составляют семьи, прожившие более 20 лет. 10% семей прожили от 5 до 10 лет в браке (рис. 1). Рис. 1. Время существования семьи Анализ наличия детей в семье показал, что в 61% семьях имеются дети, 26% респондентов планируют завести детей, однако у 13% семей рождение ребенка пока не входит в их планы. Полученные результаты представлены на рисунке 2. Рис. 2. Наличие детей в семье Исследуя мотивационную готовность студентов к созданию семьи, мы получили следующие результаты: 84% составляют молодые люди, создавшие семью по любви. 13% составляют семьи, созданные в результате стремления вырваться из-под опеки родителей и обрести самостоятельность. 10% семей созданы из-за желания попробовать себя в роли супругов, создать свой семейный очаг. 3% составляют семьи, созданные по причине ожидания ребенка. Среди опрошенных отсутствуют семьи, созданные из-за желания иметь постоянного сексуального партнера (рис. 3). Рис. 3. Основание для создания семьи Изучая влияние семьи на учебу было отмечено, что 36% опрошенных считают, что создание семьи в студенческом возрасте сказывается на учебе благоприятно. 32% студентов считают, что студенческая семья мешает учебе, а также 32% опрошенных считают, что создание семьи в студенческие годы не мешает учебе (рис. 4). Рис. 4. Влияние создание семьи на учебу Одним из главных вопросов, с которым сталкиваются, вступающие в брак студенты - материальные затруднения. Что касается бытовых затруднений, 84% студенческих семей их не испытывает. 16% опрошенных сталкивается с проблемами бытового характера. При этом 55% студентов отмечают периодически возникающие материальные затруднения. 39% не имеют материальных затруднений. 7 % не испытывают материальные затруднения (рис. 5). Рис. 5. Наличие материально-бытовых затруднений Выявляя способы решения материально-бытовых проблем, респонденты указали, что для их решения 77% подрабатывают, 19% студентов помогают родители. Среди опрошенных 7% студенческих семей снимают квартиру. Временно проживающих в общежитии нет (рис. 6). Рис. 6. Способы решения материально-бытовых проблем Исследование показывает, что эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. При этом материально-бытовые условия, возникающие в связи с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств студентов-супругов. При анализе проблем, возникающих в студенческих семьях, отмечены: 32% опрошенных выделяли непримиримость к некоторым личностным качествам супруга, 23% испытывают трудности установления взаимоотношений с родителями, 19% испытывают проблемы, связанные с распределением обязанностей, 16% - с приемом алкоголя, 13% с распределением бюджета. 6% семей испытывают проблемы, связанные с помощью по уходу за ребенком. 3% испытывают жилищные проблемы. И только 16% опрошенных не имеют никаких проблем (рис. 7). Итак, при анализе проблемы, возникающих в студенческих семьях, выделены такие как: непримиримость к некоторым личностным качествам супруга, распределение обязанностей между супругами, в том числе с появлением в семье ребенка и др. Со студентами психолого-педагогического направления подготовки реализуется дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания». Рассматривается понятие и функции семьи, специфика семейного воспитания, технологии эффективного взаимодействия детей и родителей, виды семей, технологии социально-педагогической и психологической поддержки различных категорий семьи. Вопросы психологии семьи представлены в рамках дисциплин: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «Психология девиантного поведения», «Социальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическая помощь», «Психологическое консультирование», различных видов практик (изучение детско-родительских отношений, готовности детей к самореализации в условиях семьи и т.д.). Информационный, интеллектуальный, социальный, трудовой, профессиональный родительские ресурсы могут быть актуализированы школой и направлены на решение воспитательных задач подрастающего поколения. Работа с различными категориями семей представлена в рамках дисциплин «Работа с одаренными детьми», «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» и т.д. В области только семей с детьми-инвалидами - более 3 тысяч, и каждая со своими специфическими проблемами и потребностями. Актуальным направлением является подготовка наставников, добровольцев среди студентов к работе с детьми и семьей. Студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и педагогики факультета психологии разрабатывают и реализуют различные проекты, посвященные проблемам семьи, например, проект «Подготовка волонтеров к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья «В кругу семьи» [3]. Актуальность данного проекта заключается в том, что нахождение ребенка в семье является оптимальным условием формирования личности и индивидуальности. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, то система замещающих семей становиться просто необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, чтобы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. В настоящее время по Тульской области в замещающих семьях воспитываются 4037 детей. Основные мишени психолого-педагогической помощи: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, общении и взаимодействии с приемным ребенком, причем со стороны всех членов семьи. Именно волонтеры могут оказать помощь в решении проблем адаптации детей с особыми потребностями к окружающей жизни, обучения, допрофессиональной ориентации, коррекции недостатков и т.д. Мероприятия проекта направлены на успешную гармонизацию детско-родительских отношений в замещающих семьях, помощь в адаптации детей в замещающих семьях, повышения психологической и педагогической компетентности родителей, формирование у них активной родительской позиции, повышение воспитательного потенциала замещающих семей, развитие творческих способностей детей. Работа в качестве добровольцев, наставников способствует личностному и профессиональному росту студентов, предоставляет возможность получить опыт взаимодействия с семьями, с детьми, выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, трудоустроиться в учреждения по работе с семьей. Проект по подготовке волонтеров к работе с различными категориями семей предполагает следующие интерактивные мероприятия: «Чудеса своими руками», «Спой мне песню на ночь, мама», «Сказки, рассказанные на ночь», «Межпоколенческие связи», «Семейный разговор», «Семейные традиции», «Игровой практикум», «Загляните в семейный альбом», «Наше семейное блюдо», «Мамин помощник «Сундучок добрых дел» и др. С сентября 2015 года началась системная реализация программы курса «Основы семейной жизни» во всех пилотных образовательных организациях. Занятия проводятся по выбору образовательной организации в рамках классных часов, школьного компонента, факультативного курса, занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. По программе курса занимаются 442 обучающихся: 7-е классы - 302 человека; 8-е классы - 140 человек. По итогам апробации курса были проведено анкетирование родителей, подростков, педагогов. Так, 86% родителей считают, что введение курса «Основы семейной жизни» своевременно и необходимо для их детей, 14% затруднились ответить. Наиболее интересными и полезными разделами курса для своего ребенка многие родители отметили следующие: «Моя семьЯ» и «Психология семейных взаимоотношений». 84% родителей считают, что методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогом в ходе реализации курса, приводят к положительному результату. Из числа опрошенных подростков 82% считают, что реализация курса «Основы семейной жизни» необходима; 67% школьников считают, что за время изучения данного курса их отношения с родителями стали теплее; 31% подростков указал на то, что стал лучше понимать родителей. Опрос показал, что педагог в рамках реализации данного курса развивает у ребенка такие качества личности, как доброта, взаимоуважение, доброжелательность, активность, умение слышать и понимать другого. Все респонденты из группы педагогов считают, что введение курса «Основы семейной жизни» своевременно и необходимо. Основной смысл реализации курса «Основы семейной жизни» для подростков педагоги видят в познании, понимании основ семейной жизни; в подготовке к семейной жизни; в формировании положительного образа современной семьи [12]. В настоящее время формируется целостная система, направленная на защиту интересов семей и детей, развитие форм социального партнерства органов власти и институтов гражданского общества. Согласно данным Всероссийской переписи населения в Тульской области проживают более 173 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, из них 72,5% являются полными, в которых дети проживают с обоими родителями. На учете в органах социальной защиты населения состоят 55,4 тыс. семей, и это - 32% от всех семей с несовершеннолетними детьми. Особого внимания требует решение вопросов подготовки молодежи к вступлению в брак, формирования у них ответственного родительства, педагогической грамотности. В этом отношении представляются перспективными проекты "Школа родителей", порталы родительской общественности, интерактивные обсуждения с родителями в разных режимах (онлайн и офлайн) волнующих их проблем, проведение в школах родительских дней, в ходе которых будет осуществляться чтение популярных лекций, проведение практикумов, консультаций, анализ конкретных моделей поведения родителей и детей в тех или иных ситуациях, в том числе по материалам исследований реальных проблемных ситуаций. Таким образом, приоритетной задачей государственной семейной политики должно стать повышение авторитета материнства и отцовства, укрепление института семьи, просвещение населения по важнейшим вопросам культуры семейных отношений, подготовка молодежи к семейной жизни и формированию ответственности за свою семью. Выводы. По результатам комплексного исследования значительная часть причин, определяющих нестабильность института семьи, относится к духовно-нравственному благополучию общества. Представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, ее воспитательного потенциала, специфики влияния ценностных установок родителей, в том числе гражданско-патриотических, на развитие личности дошкольника, младшего школьника, подростка, подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Важно активизировать научные исследования в области семьеведения (региональный аспект), научную экспертизу планируемых законодательных и управленческих решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, проводимых курсов, мероприятий для различных категорий семей. Система подготовки кадров должна отвечать на новые вызовы, появляющиеся в процессе развития общества. Необходимо обратить внимание на усиление практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, педагогов-психологов на работу с разными категориями семей. Актуальным направлением является активизация добровольческой деятельности в работе с детьми и семьей, развитие института наставничества для детей и молодежи и их семей, поиск новых практик работы с детьми-сиротами по подготовке их к семейной жизни. В качестве предложений по повышению эффективности государственной семейной политики на региональном уровне можно выделить следующие: - развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своих социальных функций; - совершенствование системы государственной поддержки семей, в том числе семей, не относящихся к категории социального риска; - развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов, особенно молодежи; - повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; - содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; - повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов; - обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений; - реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в воспитание детей; - обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; - совершенствование межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в семье; - развитие системы оказания психологической, социальной и иной помощи беременным женщинам, одиноким матерям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, семьям, находящимся в предразводной ситуации; - проработку вопроса о создании группы на базе имеющихся психологических центров из специально подготовленных психологов в целях проведения психологических исследований детей и родителей/воспитателей по запросам судов при рассмотрении дел по определению места жительства ребенка при разводе родителей и по определению порядка общения; - создание условий для формирования качественной и доступной социальной инфраструктуры досуга семей с детьми; - развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию на постоянной основе обмена опытом, переподготовки, повышения квалификации специалистов различного профиля, методическое сопровождение на основе межведомственного взаимодействия и использования современных подходов; - организацию постоянно действующей стажировочной площадки для специалистов, работающих с семьями; - поддержка общественных организаций, движений, клубов и иных институтов гражданского общества, работающих с семьей, пропагандирующих семейные ценности, в том числе оказывающих поддержку семьям с детьми-инвалидами.
References

1. 1. Adresnaya podderzhka i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v vuze: iz opyta raboty centra psihologo-pedagogicheskoy pomoschi studentam «Kontakt»: Monogr. / Pod red. Z.N. Kalininoy, S.V. Pazuhinoy. - Tula: Tul.gos.ped.un-t im. L.N. Tolstogo, 2018. - 234 s.

2. 2. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi: psihologiya chelovecheskih vzaimootnosheniy / per. s angl. A. Gruzberga. - M.: Izd-vo «E», 2017. - 352 s.

3. 3. Dekina E.V., Samsonova G.O. Osobennosti psihologicheskoy pomoschi zameschayuschey sem'e, vospityvayuschey rebenka s osobymi potrebnostyami v razvitii, i formirovanie cennosti otvetstvennogo roditel'stva: Monografiya. - M.: Editus, 2017. - 260 s.

4. 4. Kalinina Z.N, Pazuhina S.V. Organizaciya sistemy soprovozhdeniya materinstva i detstva volonterami TGPU im. L.N. Tolstogo v ramkah programmy «Preodolenie» // Sb. mater. oblast. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye voprosy i perspektivy realizacii gosudarstvennoy social'no-demograficheskoy politiki v Tul'skoy oblasti» / Pod red. M.V. Levinoy, V.I. Hanina. - Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2012. - 190 s. - S. 90-103.

5. 5. Kuz'min A.O., Pazuhina S.V. Cennost' otvetstvennogo roditel'stva: vzglyad pokoleniy // Sb. mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Sociokul'turnye i psihologicheskie problemy sovremennoy sem'i: aktual'nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki (Tula, 21-22 oktyabrya 2015 g.) / Otv. red. N. A. Stepanova. - Tula: Tul'skiy poligrafist, 2015. - 496 s. - S 56-59.

6. 6. Problemy molodezhi glazami studentov: Materialy Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (24 aprelya 2001 goda). - Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2002. - 148 s. - S. 61-666

7. 7. Problemy molodezhi glazami studentov: Materialy HH Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2017. - 345 s. - S.265-267

8. 8. Problemy molodezhi glazami studentov: Materialy HHI Mezhdunar. studencheskoy nauch.-prakt. konf. / Pod red. V.A. Panina. - Tula: Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2018. - 330 s. - S. 211-225

9. 9. Rean A.A. Otnoshenie molodezhi k institutu sem'i i semeynym cennostyam // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. - 2016. - № 1 (21). - S.3-8

10. 10. Romanov V.A., Pazuhina S.V. Vozrozhdenie cennosti materinstva v Rossii: ot teorii k praktike // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 2. - S. 90. URL: http://science-review.ru/pedagogy/2-r389

11. 11. Chumakov P. V., Pazuhina S.V. Deti v Internete: issledovanie otnosheniya roditeley k vrednoy informacii // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2017. - № 9 (sentyabr'). - S. 75-84. - URL: http://e-koncept.ru/2017/172004.htm. ART 172004 DOI 10.24422/MCITO.XXXX.X.XXXX

12. 12. Effektivnaya semeynaya politika: novye podhody i resheniya mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya na regional'nom urovne. Tula: GU TO Regional'nyy centr «Razvitie», 2017. 64 s.

Login or Create
* Forgot password?