Publication text
(PDF):
Read
Download
Актуальность. Семья является ведущим фактором первичной социализации людей. Именно в семье возможна полноценная передача родительского опыта, заимствование поло-ролевых моделей поведения отца и матери, воспитание будущего семьянина. Здесь осваивается социокультурный опыт, обеспечивается преемственность традиций, формируется ценностная основа сознания ребенка. Основные навыки ребенок приобретает в семье - на сознательном уровне через воспитание, или на неосознаваемом, через механизмы подражания поведению родителей, импринтинга, викарного научения, полоролевой идентификации и др. Актуальность заявленной темы обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества, поиском современных условий для эффективной реализации семейной политики, основанной на актуализации и сохранении традиционных семейных ценностей. Мы полагаем, что сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей является актуальной задачей психолого-педагогической общественности, воспитания подрастающего поколения. В этом аспекте представляется важным и перспективным комплексое исследование проблем современной семьи, формирование целостной системы по защите интересов семей и детей, развитие форм социального партнерства в вопросах поддержки различных категорий семей, подготовки психолого-педагогических кадров. Анализ различных информационных источников показывает, что значение семьи в прежние периоды нашей истории было чрезвычайно высоко [5]. Однако в последние десятилетия ценность семьи и сопутствующая ей ценность материнства, к сожалению, перестали занимать ведущие места в иерархии ценностей российских людей. В сознании молодежи произошли серьезные изменения. Сегодня комплекс представлений человека о благополучной жизни не всегда включает в себя потребности в семье и детях, которые раньше были одними из главных в традиционной иерархии ценностей. Широкое распространение в обществе получили ориентации на внесемейные ценности: высокий уровень дохода и материальную обеспеченность, максимальную самореализацию, построение успешной профессиональной карьеры, повышение социального статуса и др. Смещение ценностных ориентиров обусловлено многими факторами, в том числе агрессивным навязыванием с конца 20 века новых, зачастую чуждых для нашей страны, ценностей через продукцию иностранных производителей для детей и молодежи (книги, мультфильмы, художественные фильмы, интернет-информация, иностранные слова взамен русских, иностранные праздники и пр.). Этому способствовал и ряд других факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в обществе; ослабление ценностных ориентаций на брак и семью; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодежи к семейной жизни и ответственному родительству. Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе является утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышение авторитета родителей в семье и обществе. Данные положения представлены в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства В.В. Путин 2018 - 2027 годы в РФ объявил Десятилетием детства (Указ Президента РФ № 240 от 29 мая 2017 г.). Основное внимание обращается на семейную политику детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное и физическое развитие, информационную безопасность детей, формирование здорового образа жизни, создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Особое значение проблемы материнства приобретают в современных российских условиях, характеризующихся конфликтом между объективными потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья; осмыслением проблем семьи на уровне государства, общества, конкретной семьи; необходимостью решения демографических проблем и воспитания достойных граждан своего Отечества, утверждением общедемократических ценностей; выявлением этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений и др. Ученые называют целый ряд негативных явлений, указывающих на кризис института российской семьи в целом. К их числу относятся высокий уровень разводов, рост числа незарегистрированных гражданских браков, появление значительного числа матерей-одиночек, изменение функций отцовства и материнства, наличие большого числа кризисных семей, передающих негативный семейный опыт подрастающему поколению и пр. (Ю. Е. Алешина, А. И. Антонов, А. С. Волович; В. М. Медков и др.) [10]. Методологическое основой нашего исследования выступил комплексный подход, который является одним из базовых для социальной психологии (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Б. Ф. Ломов, С. Р. Микулинский, Г. X. Попов и др.) и позволяет рассматривать объект как совокупность компонентов в разных аспектах его проявления, подлежащих изучению с помощью набора взаимодополняющих методов. Он реализовался на уровне определения круга изучаемых проблем, теоретико-методологической базы исследования, комплектования выборок испытуемых на разных этапах, обоснования подбора методов и методик, практической апробации авторских разработок. Методы и методики. В исследовании использовались авторские методики анкетирования, тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина для установления стиля семейного воспитания, методика Э. Берна на определение ролевых позиций родителей в межличностных отношениях с детьми. В контексте нашего исследования обратимся к результатам современного исследования проблем ценности семьи в сознании современных старшеклассников (А. А. Реан) [9]. Семья занимает у школьников первое место среди прочих ценностей (73%), далее идут любовь (58%) и здоровье (53%). На вопрос, какими школьники хотели бы видеть себя через несколько лет, 83% отметили наличие хорошей (крепкой семьи) и хороших детей. На вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?», только 42% ответили да. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% - выразили сомнение, затруднившись с ответом. Таким образом, для 58% молодежи их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. 66% молодых людей отметили, что обучать семейной жизни надо. Но на вопрос «Нужно ли преподавание по вопросам семьи?», 38% ответили да, 38% - нет. Основной причиной создания семьи, по мнению респондентов, является «любовь» (65%), далее «взаимопонимание» (18%) и «рождение и воспитание детей» (6%). В то же время, по нашим данным, у студенческой молодежи в период, когда начинают заключаться первые браки, ценность семьи снижается до шестой ранговой позиции по методике М. Рокича (в исследовании 2014 г. ценность материнства вообще занимала 14 позицию из 20) [5]. При рассмотрении семьи как микросреды социализации ребенка, в том числе в законотворчестве, часто происходит идеализация родителей, их абстрактное представление как уже сформировавшихся взрослых людей, зрелых во всех отношениях, уравновешенных, нацеленных на гармоничное воспитание детей, обладающих необходимой родительской компетентностью и др. Однако в реальной жизни приходится констатировать, что идеальных людей, в том числе родителей не бывает (это касается любых типов семей с разным социальным статусом, материальным достатком и уровнем образования). Все обладают своими индивидуально-психологическими особенностями. Как правило, никто не проходил заранее школу педагогической грамотности, успешного родительства, а установки на воспитание и модели взаимоотношений со своими детьми копируются с небольшими изменениями из семьи прародителей, другой вариант - полное их отрицание (мои родители никогда мне не разрешали ..., а я своим детям всегда буду разрешать ...), еще один вариант - возложение ответственности на своего ребенка за осуществление собственных нереализованных потребностей (я не смогла стать балериной, но из своей дочки обязательно ее сделаю и т.д.). В своем исследовании мы предположили, что стиль воспитания в семье, родительская позиция, отношение родителей к ребенку, а также эго-состояния человека (я - родитель, я - взрослый, я - ребёнок, по Э. Берну) оказывают существенное влияние на общее отношение родителей к проблеме защиты детей от вредной информации, представленной в том числе в продукции иностранных производителей, а также обусловливают выбор ими мер по защите ребенка от негативного контента. Для проведения исследования были использованы тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина для установления стиля семейного воспитания, методика Э. Берна с целью определения ролевых позиций в межличностных отношениях, авторская анкета [11], которая помогла определить отношение родителей к проблеме получения их детьми вредной информации в Интернете. В исследовании приняли участие родители учащихся общеобразовательных школ г. Тулы (28 человек, из них 2 мужчин). По результатам методики А. Я. Варги и В. В Столина у 19% опрошенных был выявлен в качестве доминирующего демократический стиль семейного воспитания, у 36% - авторитарный, у 45% - попустительский. Так, родители, предпочитающие демократический стиль воспитания, в большинстве случаев не выбирали в анкете ответы, характеризующие способы борьбы с вредной информацией, касающиеся запретов на использование компьютера и гаджетов, жесткий контроль контента, который ребенок смотрит. Они предпочитали беседовать с ребенком, использовать дозированный контроль информационного потока из Интернета и чуть больше половины из них указали, что установили защитное программное обеспечение на компьютер, которое предотвратит попадание вирусов, баннеров с нецензурной информацией и т.д. Для родителей с демократическим стилем семейного воспитания чаще характерно эго-состояние «взрослый». «Взрослый» логично рассуждает о проблеме вредной информации, взвешивает все за и против взаимодействия ребенка с Интернетом, анализирует, где конкретно его ребенок может столкнуться с вредной информацией и как его защитить. Вербальными признаками данного эго-состояния являются следующие: высказывание мнения, а не безапелляционного суждения, использование в разговоре с ребенком выражений: «таким образом», «целесообразно», «вероятно», «альтернатива», «давай рассмотрим причины» и т. д., невербальными - прямая, открытая поза, заинтересованное лицо, обращенное к ребенку, контакт глаз, естественная жестикуляция, голос спокойный, без излишней экспрессии [2]. Иная ситуация по результатам анализа анкет сложилась у родителей с авторитарным стилем воспитания. Данные родители в своих анкетах указали, что «все средства хороши», при чем, чем их больше, тем лучше. Они выбрали абсолютно все варианты борьбы с вредной информацией, которые предлагались в анкете. Большинством родителей этой группы были выбраны даже такие варианты, как: контроль за внешним видом ребенка и контроль за окружением ребенка, т.е. ребенку четко говорят, с кем можно общаться, а с кем - нет. Больше половины родителей считают, что нужно запрещать ребенку смотреть телевизор в отсутствие родителей, а также лишать детей возможности выходить в Интернет. Меньше половины (38%) родителей считают, что школа тоже должна ограждать детей от вредной информации. По Э. Берну, им в первую очередь было свойственно эго-состояние «родитель», вербальными признаками которого являются слова и выражения типа «ты должен», «нельзя», «никогда», «обязан», «я лучше знаю», «потому что я так сказал», «не задавай вопросов» и др., характеристика ребенка с использование таких оценочных суждений, как «глупый», «упрямый», «бестолковый», «ленивый», «молодец», «хороший» и пр.; в качестве поведенческих (невербальных) признаков - указующие жесты (обвинения, угрозы), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, плечу; авторитарные позы (руки скрещены на груди), взгляд сверху вниз, стук по столу и т. д.; тон голоса надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий и пр. «Родитель» считает, что он все знает, все понимает, не сомневается в правильности своего мнения, берет ответственность на себя во всех ситуациях, в том числе, касающихся борьбы с вредной информацией, поэтому учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, советует, опекает, контролирует, требует, отдает приказы, использует манипуляции с позиции силы, в ряде случаев ущемляющие интересы ребенка [2]. У этих родителей с попустительским стилем воспитания преобладали ответы с выбором беседы, защитного программного обеспечения и разговоров с ребенком. Использование контрольных вопросов в анкете позволило выявить несовпадения (наличие лжи) в ответах родителей данной группы, что позволило выявить следующую проблему: в семьях с попустительским стилей воспитания, возможно, и осознают наличие отрицательного влияния Интернета на психику и социально-личностное развитие детей, но не предпринимают на самом деле никаких мер для защиты детей от вредного контента. Родители с данным стилем особо не интересуются делами ребенка в школе, также у них средний или низкий интерес к деятельности ребенка (учебной и внеучебной) и большая психологическая дистанция с ним. По Э. Берну, для данных родителей чаще характерно эго-состояние «ребенок», вербальными признаками которого являются разнообразные восклицания типа: «вот те на!», «ничего себе!», слова эгоцентрического характера: «а мне какое дело», «не знаю и знать не желаю» и пр., специфические обращения к другим: «ты меня не любишь», «ты еще будешь жалеть», самоуничижительные выражения: «я - плохой родитель» и т.п.; невербальными - непроизвольные поеживания, пожимание плечами, закатывание глаз, взгляд снизу вверх, поддразнивание и др. «Ребенок» чрезмерно эмоционален, импульсивен, нелогичен, непредсказуем, не любит соблюдать общие правила, часто бывает обиженным и упрямым. Он часто попадает под влияние чужого мнения. В данной позиции родитель не берет на себя никакой ответственности, в том числе, в вопросах, касающихся обеспечения информационной безопасности ребенка в Интернете, перекладывая ее на других. Не случайно, именно в анкетах родителей данной группы наиболее часто встречались ответы, где они прямо указывали, что защиту их детей от вредной информации должны осуществлять школа, государство и т. д., т. к. они сами ничего сделать не могут [2]. Результаты исследования очень важны при подготовке будущих педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов. В ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется целый ряд мероприятий для решения обозначенных проблем, укрепления значимости ценности института семьи в сознании молодежи, сохранения традиционных семейных ценностей. Ведь педагогический вуз не просто работает с молодежью как представителями будущего страны, молодыми мамами и папами, но и как с педагогами, которые будут осуществлять работу с родителями своих воспитанников, транслировать соответствующие ценности подрастающему поколению. В вузе реализуется система сопровождения материнства и детства добровольцами ТГПУ им. Л.Н. Толстого в рамках программы «Преодоление» [4], проводится ежегодный конкурс семейных пар "Дом, в котором мы живем", функционирует клуб молодой семьи и др. Проблематика семьи вызывает большой интерес у студентов, многие из них проблемы разных категорий семей рассматривают в рамках индивидуальных научно-исследовательских тем. В связи с этим актуальным является анализ проблем семьи на примере материалов студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», проводимой в ТГПУ им. Л.Н. Толстого, секции «Проблемы молодой семьи». Например, в 2001 году наиболее актуальной проблемой в молодой семье, по мнению студентов, являются отношения с родителями другого супруга (46%), далее идут проблемы досуга, быта и проживания молодых с родителями (37%), вредные привычки супругов (34%), материальные проблемы (28%). На вопрос анкеты «Какими бы вы хотели себя видеть через 15 лет?», большинство опрошенных отвечают «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети. По мнению девушек, брак - это «счастливая семейная жизнь, любовь, доверие, продолжение рода и др.», с точки зрения юношей - «важный шаг в жизни, продолжение своего рода, ответственность, возможность дарить счастье любимому человеку, обретение близкого человека». В своем будущем супруге девушки ищут «самостоятельность, доброту, искренность, честность, понимание; юноши - верность, доброту, честность, искренность, женственность». Девушки хотят видеть юношу самостоятельным, решительным, мужественным и общительным; молодые люди мечтают об искренней, общительной, уверенной, доброй, женственной партнерше [6]. Одним из приоритетов в студенческом возрасте, наряду с профессиональным образованием, индивидуально-личностным становлением, является создание семьи. В 2017 году студенты на секции задавались вопросами «Отношение молодежи к регистрации брака - это и благоприятные условия для продолжения рода и воспитания детей - 20 %; ответственное отношение к супругу -15 %; более благоприятная экономическая ситуация -14 %; единственная любовь на всю жизнь -14 %; уверенность и поддержка - 3 % и т.д. «Безразличие родителей к детям: к чему это приводит? Отсутствие интереса и недостаточное проявление любви со стороны родителей воспринимается детьми особенно остро в пубертатный период. Стоит ребенку единожды почувствовать себя ненужным или нелюбимым и это чувство может тут же породить в нем мысль о том, что ему нет места в этом мир. Сегодня в социальных сетях действуют специальные сообщества, которые призывают детей к самоубийствам, но тот факт, что ребенок вступил в это сообщество и проявил интерес к нему, также свидетельствует о том, что во взаимоотношениях между ребенком и родителями существуют определенные проблемы» [7]. 2018 год обозначил проблемы профилактики насилия в семье, ранних браков, готовности современной молодежи к созданию семьи и др. Отмечается, что современной молодежи не хватает мотивационной и психологической готовности для вступления в брак и сохранения семьи [8]. Студенты активно выражают собственное мнение, проводят мониторинговые исследования, предлагают и апробируют проекты, направленные на решение проблем. В 2018 году на базе студенческой научно-исследовательской лаборатории «Позиция» ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование современных проблем студенческой семьи [1]. Разработанная анкета состояла из 10 вопросов. В анкете использовались закрытые, открытые и полузакрытые вопросы. В данном исследовании принял участие 31 студент. Результаты, полученные по итогам анкетирования, позволили распределить участников по следующим категориям: группа семей, которые в браке менее 3 лет, группа - от 5 до 10 лет в браке, группа - более 10 лет вместе и группа - более 20 лет в браке. Из всей группы респондентов были выявлены категории семей: 48% составляют молодые семьи. 29% семей состоят в браке более 10 лет. 13% составляют семьи, прожившие более 20 лет. 10% семей прожили от 5 до 10 лет в браке (рис. 1). Рис. 1. Время существования семьи Анализ наличия детей в семье показал, что в 61% семьях имеются дети, 26% респондентов планируют завести детей, однако у 13% семей рождение ребенка пока не входит в их планы. Полученные результаты представлены на рисунке 2. Рис. 2. Наличие детей в семье Исследуя мотивационную готовность студентов к созданию семьи, мы получили следующие результаты: 84% составляют молодые люди, создавшие семью по любви. 13% составляют семьи, созданные в результате стремления вырваться из-под опеки родителей и обрести самостоятельность. 10% семей созданы из-за желания попробовать себя в роли супругов, создать свой семейный очаг. 3% составляют семьи, созданные по причине ожидания ребенка. Среди опрошенных отсутствуют семьи, созданные из-за желания иметь постоянного сексуального партнера (рис. 3). Рис. 3. Основание для создания семьи Изучая влияние семьи на учебу было отмечено, что 36% опрошенных считают, что создание семьи в студенческом возрасте сказывается на учебе благоприятно. 32% студентов считают, что студенческая семья мешает учебе, а также 32% опрошенных считают, что создание семьи в студенческие годы не мешает учебе (рис. 4). Рис. 4. Влияние создание семьи на учебу Одним из главных вопросов, с которым сталкиваются, вступающие в брак студенты - материальные затруднения. Что касается бытовых затруднений, 84% студенческих семей их не испытывает. 16% опрошенных сталкивается с проблемами бытового характера. При этом 55% студентов отмечают периодически возникающие материальные затруднения. 39% не имеют материальных затруднений. 7 % не испытывают материальные затруднения (рис. 5). Рис. 5. Наличие материально-бытовых затруднений Выявляя способы решения материально-бытовых проблем, респонденты указали, что для их решения 77% подрабатывают, 19% студентов помогают родители. Среди опрошенных 7% студенческих семей снимают квартиру. Временно проживающих в общежитии нет (рис. 6). Рис. 6. Способы решения материально-бытовых проблем Исследование показывает, что эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. При этом материально-бытовые условия, возникающие в связи с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств студентов-супругов. При анализе проблем, возникающих в студенческих семьях, отмечены: 32% опрошенных выделяли непримиримость к некоторым личностным качествам супруга, 23% испытывают трудности установления взаимоотношений с родителями, 19% испытывают проблемы, связанные с распределением обязанностей, 16% - с приемом алкоголя, 13% с распределением бюджета. 6% семей испытывают проблемы, связанные с помощью по уходу за ребенком. 3% испытывают жилищные проблемы. И только 16% опрошенных не имеют никаких проблем (рис. 7). Итак, при анализе проблемы, возникающих в студенческих семьях, выделены такие как: непримиримость к некоторым личностным качествам супруга, распределение обязанностей между супругами, в том числе с появлением в семье ребенка и др. Со студентами психолого-педагогического направления подготовки реализуется дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания». Рассматривается понятие и функции семьи, специфика семейного воспитания, технологии эффективного взаимодействия детей и родителей, виды семей, технологии социально-педагогической и психологической поддержки различных категорий семьи. Вопросы психологии семьи представлены в рамках дисциплин: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «Психология девиантного поведения», «Социальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическая помощь», «Психологическое консультирование», различных видов практик (изучение детско-родительских отношений, готовности детей к самореализации в условиях семьи и т.д.). Информационный, интеллектуальный, социальный, трудовой, профессиональный родительские ресурсы могут быть актуализированы школой и направлены на решение воспитательных задач подрастающего поколения. Работа с различными категориями семей представлена в рамках дисциплин «Работа с одаренными детьми», «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» и т.д. В области только семей с детьми-инвалидами - более 3 тысяч, и каждая со своими специфическими проблемами и потребностями. Актуальным направлением является подготовка наставников, добровольцев среди студентов к работе с детьми и семьей. Студенты под руководством преподавателей кафедры психологии и педагогики факультета психологии разрабатывают и реализуют различные проекты, посвященные проблемам семьи, например, проект «Подготовка волонтеров к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья «В кругу семьи» [3]. Актуальность данного проекта заключается в том, что нахождение ребенка в семье является оптимальным условием формирования личности и индивидуальности. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, то система замещающих семей становиться просто необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, чтобы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. В настоящее время по Тульской области в замещающих семьях воспитываются 4037 детей. Основные мишени психолого-педагогической помощи: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, общении и взаимодействии с приемным ребенком, причем со стороны всех членов семьи. Именно волонтеры могут оказать помощь в решении проблем адаптации детей с особыми потребностями к окружающей жизни, обучения, допрофессиональной ориентации, коррекции недостатков и т.д. Мероприятия проекта направлены на успешную гармонизацию детско-родительских отношений в замещающих семьях, помощь в адаптации детей в замещающих семьях, повышения психологической и педагогической компетентности родителей, формирование у них активной родительской позиции, повышение воспитательного потенциала замещающих семей, развитие творческих способностей детей. Работа в качестве добровольцев, наставников способствует личностному и профессиональному росту студентов, предоставляет возможность получить опыт взаимодействия с семьями, с детьми, выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, трудоустроиться в учреждения по работе с семьей. Проект по подготовке волонтеров к работе с различными категориями семей предполагает следующие интерактивные мероприятия: «Чудеса своими руками», «Спой мне песню на ночь, мама», «Сказки, рассказанные на ночь», «Межпоколенческие связи», «Семейный разговор», «Семейные традиции», «Игровой практикум», «Загляните в семейный альбом», «Наше семейное блюдо», «Мамин помощник «Сундучок добрых дел» и др. С сентября 2015 года началась системная реализация программы курса «Основы семейной жизни» во всех пилотных образовательных организациях. Занятия проводятся по выбору образовательной организации в рамках классных часов, школьного компонента, факультативного курса, занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. По программе курса занимаются 442 обучающихся: 7-е классы - 302 человека; 8-е классы - 140 человек. По итогам апробации курса были проведено анкетирование родителей, подростков, педагогов. Так, 86% родителей считают, что введение курса «Основы семейной жизни» своевременно и необходимо для их детей, 14% затруднились ответить. Наиболее интересными и полезными разделами курса для своего ребенка многие родители отметили следующие: «Моя семьЯ» и «Психология семейных взаимоотношений». 84% родителей считают, что методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогом в ходе реализации курса, приводят к положительному результату. Из числа опрошенных подростков 82% считают, что реализация курса «Основы семейной жизни» необходима; 67% школьников считают, что за время изучения данного курса их отношения с родителями стали теплее; 31% подростков указал на то, что стал лучше понимать родителей. Опрос показал, что педагог в рамках реализации данного курса развивает у ребенка такие качества личности, как доброта, взаимоуважение, доброжелательность, активность, умение слышать и понимать другого. Все респонденты из группы педагогов считают, что введение курса «Основы семейной жизни» своевременно и необходимо. Основной смысл реализации курса «Основы семейной жизни» для подростков педагоги видят в познании, понимании основ семейной жизни; в подготовке к семейной жизни; в формировании положительного образа современной семьи [12]. В настоящее время формируется целостная система, направленная на защиту интересов семей и детей, развитие форм социального партнерства органов власти и институтов гражданского общества. Согласно данным Всероссийской переписи населения в Тульской области проживают более 173 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, из них 72,5% являются полными, в которых дети проживают с обоими родителями. На учете в органах социальной защиты населения состоят 55,4 тыс. семей, и это - 32% от всех семей с несовершеннолетними детьми. Особого внимания требует решение вопросов подготовки молодежи к вступлению в брак, формирования у них ответственного родительства, педагогической грамотности. В этом отношении представляются перспективными проекты "Школа родителей", порталы родительской общественности, интерактивные обсуждения с родителями в разных режимах (онлайн и офлайн) волнующих их проблем, проведение в школах родительских дней, в ходе которых будет осуществляться чтение популярных лекций, проведение практикумов, консультаций, анализ конкретных моделей поведения родителей и детей в тех или иных ситуациях, в том числе по материалам исследований реальных проблемных ситуаций. Таким образом, приоритетной задачей государственной семейной политики должно стать повышение авторитета материнства и отцовства, укрепление института семьи, просвещение населения по важнейшим вопросам культуры семейных отношений, подготовка молодежи к семейной жизни и формированию ответственности за свою семью. Выводы. По результатам комплексного исследования значительная часть причин, определяющих нестабильность института семьи, относится к духовно-нравственному благополучию общества. Представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, ее воспитательного потенциала, специфики влияния ценностных установок родителей, в том числе гражданско-патриотических, на развитие личности дошкольника, младшего школьника, подростка, подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Важно активизировать научные исследования в области семьеведения (региональный аспект), научную экспертизу планируемых законодательных и управленческих решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, проводимых курсов, мероприятий для различных категорий семей. Система подготовки кадров должна отвечать на новые вызовы, появляющиеся в процессе развития общества. Необходимо обратить внимание на усиление практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, педагогов-психологов на работу с разными категориями семей. Актуальным направлением является активизация добровольческой деятельности в работе с детьми и семьей, развитие института наставничества для детей и молодежи и их семей, поиск новых практик работы с детьми-сиротами по подготовке их к семейной жизни. В качестве предложений по повышению эффективности государственной семейной политики на региональном уровне можно выделить следующие: - развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своих социальных функций; - совершенствование системы государственной поддержки семей, в том числе семей, не относящихся к категории социального риска; - развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов, особенно молодежи; - повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; - содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; - повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов; - обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений; - реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в воспитание детей; - обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; - совершенствование межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в семье; - развитие системы оказания психологической, социальной и иной помощи беременным женщинам, одиноким матерям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, семьям, находящимся в предразводной ситуации; - проработку вопроса о создании группы на базе имеющихся психологических центров из специально подготовленных психологов в целях проведения психологических исследований детей и родителей/воспитателей по запросам судов при рассмотрении дел по определению места жительства ребенка при разводе родителей и по определению порядка общения; - создание условий для формирования качественной и доступной социальной инфраструктуры досуга семей с детьми; - развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию на постоянной основе обмена опытом, переподготовки, повышения квалификации специалистов различного профиля, методическое сопровождение на основе межведомственного взаимодействия и использования современных подходов; - организацию постоянно действующей стажировочной площадки для специалистов, работающих с семьями; - поддержка общественных организаций, движений, клубов и иных институтов гражданского общества, работающих с семьей, пропагандирующих семейные ценности, в том числе оказывающих поддержку семьям с детьми-инвалидами.