Publication text
(PDF):
Read
Download
Актуальность. Идентификация эмоциональных проявлений в первую очередь значима в процессе взаимодействия между индивидами. Распознавание эмоционального состояния партнера в процессе общения способствует эффективному и грамотному построению межличностных отношений, успешному решению спорных ситуаций и адаптации в социальной среде. В свою очередь, эмоции способствуют познанию мира во всех его гаммах и тонах. Именно в школьный период происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. В связи с чем, актуальным и значимым является изучение особенностей эмоциональной идентификации детей с целью дальнейшей своевременной корректировки. Постановка проблемы. В процессе понимания и распознавание эмоций задействованы интеллектуальные возможности личности. Как отмечает Е.И. Изотова и Е. В. Никифорова, понимание эмоций - это способность личностью дифференцировать схемы лицевой экспрессии и сопоставить их с проявлениями определенных эмоциональных состояний [4]. Согласно авторам, эмоциональный эталон формируется в онтогенезе в следствии личностного опыта проживания и восприятия той или иной эмоции через мимические проявления. Следовательно, ребенок еще с младенчества с помощью механизмов подражания воспринимает лицевую экспрессию матери, ее пантомиму и изменения в ее телесных ощущениях, как некий эталон, которые впоследствии запечатлевается в памяти. С момента рождения ребенок физически ощущает импульсы в теле и сообщает о них матери через различные проявления. В последующем реакция матери на эмоциональные изменения ребенка (плач, улыбка), формируют по средством когнитивных механизмов поощряемые и не поощряемые стили поведения и реагирования ребенка. Таким образом, ребенок учится принимать и изображать различные эмоциональные проявления. В процессе развития у ребенка происходит формирование способности к распознаванию лицевой экспрессии и умению соотносить их с различными модальностями, что выступает не маловажным в процессе социального взаимодействия. Формирование распознавание эмоциональных модальностей происходит поэтапно и завершается в подростковом возрасте [1, 11, 12]. По мнению Е.П. Ильина, вспомогательным механизмом в идентификации эмоции по мимике лица является набор характерных признаков относительно которых можно говорить о наличии той или иной эмоции. Однако, как отмечает автор, признаки не привязаны к одной определенной эмоции, а процесс идентификации происходит на основе возможностей и вероятностей [5]. По мнению В.А. Лабунской, успешность эмоциональной идентификации и как следствие эффективность взаимодействия, обусловлена умением личностью дифференцировать и представлять схематично различные вариации признаков мимических проявлений. Как отмечает автор, умение экстрериоризировать эталоны эмоциональных проявлений графическим способом и вербальное сопровождение подкреплять мимическими схемами, способствует успешному распознаванию эмоциональных состояний других [9]. Согласно исследованиям В.А. Лабунской, выше уровень идентификации эмоции у лиц с более развитым невербальным интеллектом, активных и эмоционально мобильных, которые быстро «включаются» в переживания собеседника. Успешно идентифицируют негативные эмоции люди малообщительные, скрытные и эмоционально лабильные [10]. Е.И. Изотова в своих исследованиях делает вывод о том, что дети с задержкой психического развития успешно идентифицируют базовые эмоций, в свою очередь, производные эмоциональные проявления вызывают трудности в процессе распознавания. Такие эмоциональные проявления, как гнев, грусть, страх и радость идентифицируются на высоком уровне. В большинстве случаев, как отмечает автор, радость определяется как счастье [4]. Следовательно, значимым является исследования особенностей идентификации эмоциональных состояний детей с задержкой психического развития с целью дальней разработки коррекционно-развивающих программ для данной категории детей. Изложение основного материала. Цель исследования - изучить особенности идентификации эмоциональных состояний детьми с задержкой психического развития в сравнении с нормой. В исследовании приняло участие 40 учеников 3 класса. В Группу 1 вошли 20 учеников с задержкой психического развития не органического генеза специализированной школы. Из 20 человек 11 мальчиков и 9 девочек, средний возраст данной группы испытуемых составил 9,42±0,76 лет. В группу 2 вошли 20 учеников общеобразовательной школы с нормальным протеканием психического развития. Среди этих учеников 12 мальчиков и 8 девочек, средний возраст детей - 9,15±0,5лет. С помощью методики «Волшебный сундучок», разработанный М. Лебедевой изучали особенности восприятия детьми эмоций, изображенных на картинках. Основной задачей являлось выявить умение детей по невербальным проявлениям идентифицировать 7 таких эмоциональных состояний, как радость, грусть, страх, гнев, интерес, вина (стыд) и отвращение. На продемонстрированных детям изображениях, представлены люди женского и мужского пола. Важно отметить, что с целью сохранения чистоты исследования и исключения переноса возможных гендерных установок, мальчикам предъявляли изображения женских фигур, а девочкам - мужских фигур. Данный способ определения степени идентификации различных эмоциональных проявлений испытуемыми (пациентами) широко используется в патопсихологии и нейропсихологии. Впервые картинки с изображением лиц с разными эмоциями были предложены в нейропсихологической диагностике А.Р. Лурием. Также подобные пробы включены в альбом нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста, а именно старшего возраста, разработанный Ж.Б. Глозман. Таким образом, выбранная нами методика диагностики идентификации эмоциональных проявлений является медико-психологически ориентированным диагностическим инструментарием. Оценка восприятия эмоциональных проявлений происходит путем соотнесения имеющегося в опыте эталона невербального проявления эмоции и изображенного на рисунке, с последующей дифференциацией и вербализацией запечатленного эмоционального состояния. В таблице 1 представлены результаты исследования особенностей идентификации эмоциональных проявлений детей с ЗПР и с нормальным протеканием психического развития. В процентном соотношении отмечены характерные идентифицируемые эмоциональные проявления школьников. Таблица 1 Показатели идентификации эмоциональных проявлений детьми Эмоциональные проявления Группа 1, n=20 Группа 2, n=20 Грусть Стеснение - 50% Печаль - 45% Хорошая - 5% Стеснение - 40% Усталость - 40% Страх - 10% Грусть - 10% Страх Страх - 75% Горе - 25% Страх - 60% Обида - 10% Вина - 30% Интерес Удивление - 45% Радость - 20% Возмущение - 35% Интерес - 20% Радость - 50% Вялость - 30% Радость Радость - 85% Счастье -15% Радость - 100% Отвращение Ничего - 40% Угрюмость - 10% Брезгливость - 50% Брезгливость - 50% Злость - 15% Вредность - 35% Вина (стыд) Волнение - 50% Стеснение - 50% Вина (стыд) - 50% Вялость - 25% Грусть - 25% Злость Злость - 65% Сердитость - 35% Злость - 90% Шок - 10% Согласно данным, представленным в таблице 1, 50% детей с ЗПР грусть воспринимают как печаль и стеснение. Следует сказать, как отмечают К. Изард и К. Штайнер, грусть является производной печали лишь с низкой степенью интенсивности [3, 13]. В свою очередь, стеснение, согласно Ф. Зимбардо и Е.П. Ильина, или другими словами застенчивость является чертой характера, в основе которой лежит страх и тревога оценки [2, 5]. Застенчивость может проявляется как смущение. 5% школьников данной группы оценивают грусть как хорошую эмоцию. Предположительно, это связано с тем, что грустить поощряется и поддерживается взрослыми в семье и/или в школе. Отметим, что точное название данной эмоции дети дать не смогли. Страх верно идентифицируют 75% школьников с ЗПР. Остальные 25% испытуемых воспринимают его как горе, которое по сути является производной от печали. Можно предположить, что взрослые поощряют этих детей горевать (грустить, печалиться) в ситуациях страха, а не испытывать и выражать свой страх или испуг. 45% детей с ЗПР идентифицируют интерес с удивлением. Удивление кратковременная когнитивная эмоция, которая возникает как реакция на внезапную ситуацию. В случаи оценки внезапной ситуации с позиции опасности, то последует эмоция страха. Если человек посчитают ситуацию неопасной, то удивление трансформируется в интерес. Если оценит ситуацию как приятную, то последует эмоция радости. Следовательно, можно предположить, что дети с ЗПР воспринимая внезапные ситуации как безопасные и на смену удивления, приходит интерес. 35% школьников воспринимают интерес как возмущение. Согласно К.Изарду, возмущение является производным от гнева с меньшей степенью интенсивности. Следовательно, интерес идентифицируется как гнев. Радость 85% учеников с ЗПР идентифицируют с радостью и 15% школьников со счастьем. В основе счастья, по мнению психологов, лежит базовая эмоция радость. Отвращение 50% детей идентифицируют с брезгливостью, 10% испытуемых с угрюмостью и 40% школьников не могут ее идентифицировать. Отметим, что согласно классификации К. Изарда, отвращение является производной гнева, в основе брезгливости лежит страх, а угрюмость - это синтез гнева и печали. Следовательно, у половины детей происходит подмена гнева страхом. Вину 50% школьников с ЗПР идентифицируют с волнением и остальные 50% со стеснением. В соответствии с классификацией К.Изарда, в основе всех вышеперечисленных эмоций лежит одна из базовых - страх. Также верно идентифицировали дети с ЗПР злость. 65% учеников восприняли ее как злость и 35% как сердитость, что, по сути, является производным злости лишь с меньшей силой. Рассмотрим особенности восприятия эмоциональных проявлений детьми с нормальным протеканием психического развития при предъявлении изображений. Грусть 40% детей данной группы идентифицируют со стеснением, 40% учеников с усталостью, 10% респондентов со страхом и лишь 10% школьников дали верное название грусть. Отметим, что в основе стеснения лежит страх. Усталостью является состоянием человека, точнее ощущение, которое связанно с комплексом субъективных переживаний в результате утомления. Следовательно, половина детей с нормальным протеканием психического развития грусть идентифицируют со страхом, что вполне возможно связано подменой грусти страхом в их семейной системе. Изображенное на картинке лицо, выражающее страх, 60% детей восприняли как страх, 10% учеников идентифицировали с обидой и 30% детей с виной. Так как обида является производной от гнева, то 10% детей с нормальным психическим развитием подменяют страх гневом. Возможно, в семье этих детей нельзя чувствовать и выражать страх, а приемлемо проявлять гнев, вследствие чего происходит подмена аутентичной эмоции на рэкетную, «разрешенную» и подкрепленную взрослыми. Как уже отмечалось выше в основе вины лежит страх, что схоже с представленной эмоцией. Интерес 50% детей идентифицируется как радость, 30% учеников как вялость и 20% школьников воспринимают как непосредственно интерес. Как уже говорилось, в основе интереса лежит радость. В свою очередь вялость является состоянием, которое характеризуется пассивной и заторможенной реакцией на внешние раздражители. Следовательно, 70% детей верно идентифицируют интерес, понимают представленную на изображении эмоцию, а 30% учеников воспринимают интерес как отсутствие бодрости и сил. Безошибочно все дети с нормальным психическим развитием идентифицируют радость (100%). Отвращение 50% детей воспринимают ка брезгливость, 35% школьников как вредность и 15% детей как злость. Следовательно, 50% учеников подменяют гнев страхом. Остальные 50% учеников воспринимают как гневливое проявление, что является верным, т.к. в отвращение, злость и вредность выступает проявлением гнева. Вину идентифицируют 50% учеников, 25% воспринимают ее как грусть и остальные 25% расценивают как вялость. Так как в основе вины лежит страх, следовательно, 50% детей, возникающий страх, подавляют, заменяя приемлемым чувством грусти и пассивным поведением. 90% учеников идентифицируют злость по изображению, а остальные 10% воспринимают как высокую степень проявления страха. Таким образом, дети с задержкой психического развития на высоком уровне идентифицируют такие основные базальные эмоциональные проявления, как радость (100%), злость (100%), страх (75%) и грусть (45%). Дети, в большинстве случаев, называли производные эмоциональные проявления, относящиеся к одной из групп базовых эмоций. Отметим, что для детей с задержкой психического развития такие производные эмоции, как интерес, отвращение и вина вызывают затруднения в идентификации и подмениваются иными эмоциональными проявлениями из другой группы основных эмоций. Дети с нормальным протеканием психического развития на высоком уровне идентифицируют радость (100%), злость (90%) и страх (60%), в отличие от детей с ЗПР, у которых показатель идентификации по перечисленным эмоциональным проявлениям выше. В оценки эмоциональных состояний дети больше акцентировали внимание в изображениях на изменении формы рта, остальным частям лица и характерным реакциям не уделялось должного внимания. Можно предположить, что проявление детьми с ЗПР таких эмоций, как грусть и гнев в тех или иных ситуациях поощряются со стороны взрослых. Так, например, вместо того, чтобы ребенок прожил страх и научился с ним совладать, «разрешается» печалится или грустить. Как в литературных источниках по психологии и педагогике, так и в практической деятельности психолога можно встретить характерные установки, в том числе и по гендерному признаку, со стороны взрослых относительно проявления эмоций детьми [6, 7, 8]. Содержание родительских посланий включает обесценивание и/или запрет на проявление страха. Однако, в выборки детей с ЗПР со стороны родительской фигуры прослеживается поддержание в большей степени проявлений грусти и печали в различных жизненных ситуациях. Детьми с нормальным протеканием психического развития такие производные эмоции, как интерес и вина воспринимаются как пассивное и заторможённое состояние. Отметим, что у одной части детей данной группы характерно в ситуациях грусти проявлять страх, у другой - наоборот, страх замещается грустными и печальными проявлениями или же приемлемо выражать гнев. Важно отметить, что крайне тяжело идентифицируется эмоция отвращения, часто дети путаю данное эмоциональное проявление с брезгливостью и желанием ничего не делать. Данный факт подтверждается и другими исследователями, что обусловлено, в первую очередь, как возрастными особенностями, так и клиническими. Вывод. Под идентификацией эмоций понимается особенности восприятия и опознание эмоциональных проявлений и состояний других людей. Механизм идентификации совершается путем сопоставления имеющегося в памяти эмоционального эталона и наблюдаемого эмоционального состояния у партнера по общению и носит субъективный характер. В свою очередь, развитие способности к эмоциональной идентификации у ребенка происходит посредством подражания и дальнейшего присвоения идентифицирующего поведения взрослого. Таким образом, младшие школьники с задержкой психического развития, в отличие от детей с нормальным протеканием психического развития, показали результат идентификации базовых эмоциональных проявлений выше. У детей с ЗПР затруднена идентификация производных эмоциональных проявлений, они больше называют сродные эмоциональные состояния из единой группы базовой эмоции. В отличие от детей с нормой, которые более успешно идентифицируют такие производные эмоции, как вина и интерес. Однако они фокусируют свое внимание в оценки эмоционального состояния на форму рта, не придавая значения иным признакам эмоционального состояния. В дальнейшей научной работе видим целесообразность в изучении особенностей идентификации эмоциональных проявлений родителей детей обеих выборок с целью последующего сопоставления с результатами детей для выявления и установления механизмов развития эмоциональной идентификации в семейной системе.