Publication text
(PDF):
Read
Download
Наркогенная субкультура преодолевая систему государственной профилактики и «проходя сквозь» отечественное законодательство пытается сформировать некую моду на стиль жизни молодых людей, где тема наркотики станет креативно-модной, а пробы новых разновидностей психоактивных веществ войдут в обыденный уклад жизни молодёжи. В этой связи противодействие распространению идеологии наркогенной субкультуры является одной из самых актуальных для России проблем. Сформировать потребность и моду на здоровый образ жизни и выработать стойкое антинаркотическое сознание, становится приоритетным направлением в воспитании современной молодёжи. Идет война, где по одну сторону фронта те кто зарабатывает огромные деньги на незаконном обороте наркотиков, а по другую сторону фронта активисты волонтерских организаций, представители общественных и религиозных объединений, правоохранительные органы и министерства, в сферу деятельности которых входит профилактика наркомании и борьба с незаконным спросом и предложением наркотиков. К характеристике современной наркоситуации в Российской Федерации относится возрастание спроса и определенного интереса к потреблению наркотиков среди молодёжи, снижение возраста первых проб наркотиков до 10-11 лет, а также повышение интереса к новым видам наркогенных препаратов, распространяемых через информационно-коммуникационную среду «Интернет». Определённую «популярность» получают препараты, обладающие выраженными психоделическими свойствами и высоким наркогенным потенциалом. Такие препараты распространяются как в составе курительных смесей, так и камуфлируются под различные товары народного потребления (соли для ванн, удобрения для цветов, антикоррозийные вещества, корм для рыбок). Анализ наркоситуации показывает, что одной из причин повышения спроса на наркотики является усиление в информационно-коммуникационной сети «Интернет» незаконной рекламы и пропаганды наркотиков, наркосодержащих препаратов и веществ с наркогенным эффектом. Любой пользователь в Интернете, в том числе подросток, может в свободном доступе получить детальные инструкции, позволяющие в домашних условиях изготовить наркотики или заказать их доставку. Поисковые системы по запросу дают ссылки более чем на 3 тысячи различных сайтов, из которых, по экспертным оценкам, менее 3% являются антинаркотическими. Остальные сайты осуществляют незаконную рекламу и пропаганду наркотиков и наркогенной субкультуры. Учитывая статистику посещений указанных ресурсов (количество просмотров некоторых из них превышает 600 тыс.) можно сделать вывод, что свободный доступ к рецептам изготовления наркотиков в домашних условиях ежемесячно получают сотни тысяч пользователей, в том числе и дети. Кроме того, интерес к наркогенной субкультуре поддерживается некоторыми представителями шоу-бизнеса и молодёжными «кумирами», исполняющими современную музыку в стиле РЭП. В качестве примера незаконной рекламы и пропаганды в сети Интернет можно привести видеотрек одного из довольно известных исполнителей рэпа, который выложил в сеть видеоклип песни под названием «Ecstasy». Как показывает проведенный анализ, на русском языке название трека звучит как «Экстези», а это ни что иное, как полусинтетическое психоактивное соединение амфитаминового ряда, широко известного под сленговым наименованием «экстази», относящегося к группе фенилэтиламинов, метилендиоксимеетамфетамин, MDMA (3,4-метилендиокси-N-метамфетамин). MDMA криминализирован законами большинства стран и международными конвенциями об ограничении оборота наркотиков. Производство, хранение, транспортировка и распространение MDMA является уголовным преступлением в большинстве юрисдикций мира. В Российской Федерации оборот данного наркотика запрещен Федеральным законом №3-ФЗ от 08 января 1998 года, так как включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 года. В этой связи, название трека «Ecstasy», несет в себе изначально популяризацию в молодёжной среде наркотика «Экстези», так как данная песня звучит в стиле исполнения автора для подростков и молодёжи, отдыхающих в клубах. Это не название научной статьи о вреде указанного наркотика на организм человека, поэтому песня с таким названием, провоцирует дополнительный интерес к данному виду наркотиков и стимулирует желание попробовать на себе действие психостимулирующего препарата. В тексте аудиотрека «Ecstasy» также неоднократно повторяясь, звучит название «Экстази», а фраза «Ecstasy увези меня» в припеве данного трека так же многократно повторяется. Специалистами данное выражение трактуется, как призыв перенестись в состояние измененного сознания с помощью употребления наркотика «экстази». Кроме того, трек заканчивается фразой: «А я просто красивый торч!». Тем самым автор подтверждает, что герой песни «красивый наркоман», при этом создается привлекательный образ наркотического поведения в общении с другими людьми. Таким образом, в данной песне усматриваются признаки содержания имплицитного (скрытого) распространения информации, стимулирующей у подростков и молодежи проявление интереса к теме наркотиков. Кроме того, прослушивание данного трека может спровоцировать определенный рост потребления в России таких видов психостимуляторов как «экстази». Одним из основных условий сокращения масштабов немедицинского потребления наркотиков является организация и проведение профилактической работы как среди групп риска и потребителей наркотиков, так и среди подростков и молодёжи в целом. Современные подходы к противодействию незаконной рекламе и пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и наркосодержащих препаратов в СМИ и информационно-коммуникационной среде Интернет требуют включенности в эту работу непосредственно самой молодёжи. Необходимо не просто запрещать и закрывать сайты и ресурсы, пропагандирующие наркогенную субкультуру и осуществляющие незаконную торговлю через Интернет наркотиками и наркотическими препаратами, но требуется разработка и внедрение креативных подходов по антинаркотической пропаганде и формированию среди сверстников негативного отношения к наркоторговле. На современном этапе актуальным стало определение сущности и содержания антинаркотической пропаганды как составляющей процесса педагогической профилактики наркомании в молодежной среде. Основными задачами при этом являются: обосновать содержание антинаркотической пропаганды в молодежной среде с позиции формирования негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков; раскрыть основные направления антинаркотической пропаганды, способствующие формированию мотивации к здоровому образу жизни и неприятию наркотического поведения; сформировать основные педагогические принципы антинаркотической пропаганды и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде образовательных учреждений; определить и обосновать основные пути и условия повышения эффективности антинаркотической пропаганды и пропаганды здорового образа жизни; раскрыть содержание волонтерской антинаркотической деятельности в процессе антинаркотической пропаганды и профилактики наркомании. По экспертным оценкам среди нас живут более 6 миллионов наркопотребителей. Они обеспечивают 80% всей уличной преступности и образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков. И действительно прослеживается некая идеология уменьшения информации о действительных последствиях от немедицинского потребления. В то же время размножаются различные мифы о безвредности определенных наркотиков и как следствие, пропагандируется возможность их легализации. Подмена понятий и искажение содержания становится незаметным среди основной категории потребителей наркотиков, а это подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Большинство молодежи из этой возрастной категории обучаются в образовательных организациях различных типов и видов. В этой связи основной площадкой для внедрения самых современных технологий профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды и пропаганды ценностей здорового образа жизни должны стать образовательные организации. Одной из составляющих формирования спроса на наркотики является их незаконная реклама и пропаганда, формирующие моду на образ жизни, связанный с потреблением наркотиков. Для того, чтобы эффективно противодействовать влиянию наркотической субкультуры и способствовать снижению спроса на наркотики среди студентов высших учебных заведений необходимо, во-первых, создать систему психолого-педагогической профилактики наркотического поведения среди студентов, во-вторых, формировать среди студенческой молодёжи антинаркотическое мировоззрение и потребность в здоровом образе жизни. Все студенты должны понимать, что стать современным успешным человеком возможно при условии отказа от вредных привычек, в том числе курения и, конечно же, ни в коем случае даже не пробовать наркотики. В соответствии с законодательством Российской Федерации антинаркотическая пропаганда трактуется как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Кроме того, одним из принципов государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков является «приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду». Необходимо отметить, что в настоящее время, правовые нормы, направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков, остаются декларативными, размеры наказаний незначительны, а случаи их применения единичны. Увеличение размера штрафа по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 6.13 КоАП России, повлияло лишь на размер взыскиваемых штрафов, однако, не повлияло на количество правонарушений в указанной сфере. Именно высокий уровень общественной опасности пропаганды и незаконной рекламы наркотиков, в особенности с использованием СМИ и информационно-коммуникационной среды «Интернет», является, по нашему мнению, основанием для введения уголовной ответственности за совершение таких деяний. Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводится запрет на распространение информации, в том числе рекламирующей потребление наркотиков и наркотическое поведение посредством телевизионного вещания, информационной продукции, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи. Кроме того, данным законом вводится порядок проведения экспертизы соответствующей информационной продукции, а также предусмотрено создание единого Реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. К такому типу информации относится и информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений. Правоохранительные органы постоянно осуществляют мониторинг такого рода публикаций или информации в сети «Интернет» и принимают соответствующие меры оперативного реагирования. Необходимо помнить, что через зрительный анализатор человек получает 90% информации и вся незаконная реклама и пропаганда наркотиков тем или иным образом влияет на формирование толерантного отношения к проблеме наркотиков. В то же время неравнодушие активистов волонтерских антинаркотических организаций способствует формированию негативного отношения к наркотикам и их немедицинскому потреблению, в этой связи, волонтёрство является высшей точкой профилактики наркомании. Не смотря на усиление ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотиков в СМИ и сети «Интернет», все равно продолжает навязываться, особенно в молодёжной среде, дискуссия о легализации марихуаны, распространяются мифы о безвредности для организма немедицинского потребления, так называемых - «лёгких» наркотиков, при этом используются научно обоснованные возможности соответствующего психологического воздействия рекламы и пропаганды на сознание молодых людей. Осуществляется скрытая реклама и пропаганда наркотического поведения как креативного и стресс-преодолевающего, что формирует у подростков и молодёжи ложное понимание того, что потребление наркотиков способствует приобщению молодёжи к успешным слоям общества. Объектом воздействия незаконной пропаганды и рекламы наркотиков становятся в основном подростки и молодёжь, учащиеся и студенты образовательных учреждений, которые меньше всего защищены от давления наркосреды. В последние два года усилилась пропаганда курения электронных сигарет. «Парение», как озвучивают эти действия торговцы жидкостями, пытаются сделать потребителей электронных сигарет модным и современным образом жизни, внушая мысли о безвредности такого курения. Как показывает анализ практики антинаркотической работы в образовательных учреждениях, где обучается основная масса подростков и молодёжи недостаточно эффективно реализуется система предупреждения наркомании и практически отсутствует действенный механизм антинаркотической пропаганды. Педагоги и психологи, имея теоретические знания в сфере профилактики наркомании, организовывая мероприятия направленные на антинаркотическую пропаганду, нередко наоборот способствуют дополнительной заинтересованности по данной проблеме. Молодых лидеров из числа педагогов, способных своим авторитетом и знаниями в данной сфере сформировать актив молодёжи, которые среди сверстников смогут создать условия для мотивации здорового образа жизни не много. А те, кто уже работают и повышают свою квалификацию в профилактической работе, требуют постоянного повышения уровня знаний в этой сфере. Необходимо понимать, что только лишь запретительными мерами и мерами противодействия незаконной рекламе и пропаганде наркотиков ситуацию с наркотизацией подростков и молодёжи не решить, необходима реализация комплексных мер, направленных на профилактику наркомании и антинаркотическую пропаганду. В целях комплексного подхода к решению данной проблемы в 1996 году в ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана) создан учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании среди молодёжи», который возглавляет доктор медицинских наук, профессор Семикин Г. И. В состав центра входят лаборатории психологической поддержки студентов, психофизиологического исследования и профессионального отбора. Кроме того, в 2010 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создана кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура». Решением ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Все эти структуры задействованы в проведении социально-психологического тестирования (далее - СПТ). При поддержке ректора Александрова А. А. в МГТУ им. Н.Э. Баумана также работает антинаркотическая площадка, а сотрудники УМЦ ЗТПН совместно с ГУНК МВД России организуют антинаркотические мероприятия среди студентов с целью формирования негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотиков среди молодежи. С 2010 года в Университете создано и волонтерское движение «Здоровая инициатива», активисты которого работают со сверстниками по принципу «равный-равному». Все мероприятия, направленные на антинаркотическую пропаганду, проводятся исключительно с целью формирования среди студентов негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков. В связи с тем, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы все условия для организации социально-психологического тестирования (СПТ), а также имеется определенный опыт проведения подобного рода исследований, с декабря 2018 года МГТУ им. Н.Э. Баумана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации выбран в качестве экспериментальной площадки для проведения СПТ среди студентов. Данное тестирование предусмотрено Федеральным законом от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Кроме того, порядок проведения СПТ определен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» июня 2014 г., №658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». Апробация тестирования проводится на аппаратно-программном комплексе в специализированном классе. Психологи центра и педагоги кафедры являются модераторами и в соответствии с составленным расписанием тестирования принимают группы студентов в количестве 20 человек одновременно. Перед началом тестирования все студенты проходят инструктаж, и им разъясняется порядок проведения СПТ, при этом они обязательно дают свое информированное согласие на участие в экспериментальном исследовании. Программа СПТ составлена таким образом, что каждый студент получает свой логин и пароль для входа в систему и после прохождения батареи тестов имеет возможность сразу посмотреть результаты тестирования. В случае возникновения вопросов по интерпретации результатов, студент имеет возможность на месте проконсультироваться с психологом о возможности коррекции своего поведения. По желанию, студент так же может записаться на индивидуальный прием к психологу для дальнейшей работы по самосовершенствованию своих психических качеств и состояний. Расписание работы психологов вывешено в аудитории, где проводится тестирование. Практика проведения СПТ показывает, что многие студенты обращаются за консультацией к психологам в связи с заинтересованностью в изменении своего психологического статуса. Желание знать особенности развития своих психических процессов и уметь разбираться в сложностях психологических условий, способствующих повышению адаптационных механизмов психики в преодолении трудных жизненных ситуаций, связанных в первую очередь с учебным процессом. Как показывают первые результаты тестирования, у студентов не возникает трудностей в прохождении тестов, кроме того, они заинтересованно отвечают на все вопросы. В связи с конфиденциальностью тестирования, вуз гарантирует индивидуальный подход к каждому студенту в работе над результатами. Все психологи, которые задействованы в СПТ, сами являются преподавателями и хорошо знают особенности организации учебного процесса в Бауманском университете, что несомненно помогает в общении со студентами. Таким образом, СПТ предполагается сделать основным мероприятием по ранней диагностике наркотичекого поведения среди обучающихся, что позволит своевременно организовывать комплекс мероприятий по противодействию распространения наркомании и идеологии наркогенного поведения .