Publication text
(PDF):
Read
Download
Увеличение численности детей с расстройством аутистического спектра является для любого государства проблемой не только социально-медицинского характера, а в большей степени психолого-педагогического. Немаловажным аспектом выступает адаптация семьи, а именно родителей к появлению особого ребенка. В современных исследованиях представлены данные о патогенезе и клинических проявлениях расстройства. В связи с этим, изучение специфики внутрисемейных отношений не столько с позиции родителя, сколько с позиции самого ребенка с расстройством аутистического спектра является наиболее значимым и востребованным. Данные исследования дают возможность рассмотреть внутрисемейные связи с разных сторон, а также более системно изучить взаимодействия в семье. Кроме этого, данного рода исследования дают возможность модифицировать и модернизировать имеющиеся развивающие и коррекционные программы для семей с детьми с расстройством аутистического спектра. Отметим, что большинство родителей испытывают трудности не только в воспитании особых детей, но и, в первую очередь, в принятии такого ребенка, и как следствие, в проявлении к нему эмоциональной близости и теплоты. Для родителей рождение такого ребенка является стрессовой ситуацией как на психологическом, так и на социальном уровне, где они остаются беспомощными и в какой-то степени одинокими. Согласно исследователям, возникающие трудности и проблемы у семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, существенно отличаются от забот, волнующих родителей с нормально развивающимися детьми [1]. Психологический климат в семье играет ведущую роль в формировании личности ребенка и его психическом развитии. В семье ребенок проходит первичную социализацию, где задается формат взаимоотношений как друг с другом, так и с действительностью. Через призму родительских взглядов и убеждений ребенок формирует свое отношение к себе, к людям и к миру, что сопровождается характерной реакцией на различные явления действительности [2]. Определенный стиль семейного воспитания определяет вектор внутрисемейных отношений в целом, а также определяет особенности субъективной оценки ребенком его отношений со взрослым. Таким образом, изучение особенностей отношения детей к родителям и окружению, выявление специфики внутрисемейных отношений с позиции восприятия ребенка является актуальной проблемой. Доминирующей задачей родителей является удовлетворение как физиологических потребностей детей детей, так и потребностей в эмоциональном контакте и любви, что обуславливает формирование адекватной привязанности и базового доверия к матери, а затем и к миру. Однако эмоциональная холодность, дистанцирование и непринятие ребенка родителями обуславливают возникновение нарушений эмоционально-личностной сферы и процесса адаптации ребенка. В большей степени эмоциональное отвержение и отчужденность превалирует у отцов детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Согласно результатам исследования о различных аспектах переживаний родителей детей с расстройством аутистического спектра, проведенных в 2013 году на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 80% родителей чувствительны по отношению к агрессии со стороны окружающих, в том числе и членов своей семьи. По их мнению, окружающие люди, в широком смысле социум, нетерпеливо относятся к проблемам их детей-аутистов. Родители на фоне недостаточной информированности об особенностях развития детей с расстройством аутистического спектра, а также негативной реакцией общества на таких детей, ощущают безысходность и свою беспомощность [4, с.19]. Данный факт негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии родителей и активизирует скрытые внутрисемейные конфликты [5]. В свою очередь, неудовлетворительные отношения с партнёром коррелируют с «негармоничными» стилями воспитания, что негативно сказывается на психоэмоциональном и личностном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья [6]. Гармоничный стиль воспитания в семьях с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, основывается на оптимальной родительской позиции, которая должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности [7]. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен ограничиваться только тем, чего он хочет в принципе добиться от своего ребёнка; знание и учет его возможностей и склонностей - важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая» позиция ведёт к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребёнку с учётом перспектив его развития [8]. Современные исследователи выделяют несколько видов проявлений отношения родителей к своим аутичным детям: полярное и попустительское. К проявлению полярного отношения к ребёнку можно отнести такие действия родителей, как отношение как «к маленькому», вся жизнь в семье подчинена этому ребёнку - за него делают всё, включая и то, что он смог бы сделать сам без особого труда. Подобная гиперопека для детей имеет негативное значение. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности и самостоятельности. Контролирующая функция в процессе воспитания ребенка является важной, однако важно во взаимоотношениях с ребенком придерживаться позиции «на равных» [9]. Отметим, что личность самих родителей является значимым фактором в развитии личности ребенка с расстройством аутистического спектра. Эмоциональная близость родителя к ребенку в большей степени определяется наличием эмоциональной теплоты в детских взаимоотношениях самих родителей. В свою очередь, вытесненные детские переживания родителей, неудовлетворенность каких-либо потребностей, определяет характерный стиль семейного воспитания и особенности взаимодействия с собственным ребенком. Согласно А.С. Спиваковской, родитель, проявляя или не проявляя любовь к ребенку, демонстрирует приемлемую, «правильную» модель поведения и отношения, таким образом учит его или не учит любить себя, окружающих и впоследствии своих детей [10]. Воспитательные техники, которыми пользуется родитель, в значительной степени предопределены опытом, полученным им в детстве. Таким образом, особенности личностных проблем родителей могут быть причиной возникновения нарушений межличностных контактов, что приводит к нервным расстройствам как у родителей, так и у ребёнка-аутиста. К.Хорни (1993) утверждает, что именно родители создают невротическую атмосферу вокруг своего ребёнка [11]. Рассмотрим влияние отношения к миру, к семье, к себе и к ребенку родителей детей с расстройством аутистического спектра на развитие ребенка. В большинстве случаев, родители, чувствуя страх и беспомощность, обвиняют окружающих, в большей степени медицинских работников, в появлении у них особого ребенка. Они воспринимают данный факт, как некое несправедливое наказание. Независимо от включенности и помощи со стороны социума, родители детей с расстройством аутистического спектра считают себя обиженными и не проявляют активности в поиске решения проблем. В свою очередь, другие родители, наоборот, всячески стремятся полноценно жить и находят радость в мелочах. Они с целью удовлетворения потребности в принадлежности к группе, обмену информацией и оказания поддержки ищут людей с подобными проблемами или организовывают объединения [4; 11]. Отношение к семье базируется на наличии или отсутствии психоэмоциональной поддержки со стороны родственников. Одна часть родителей старается трансформировать семейную систему таким образом, чтобы удовлетворить потребности ребенка с аутизмом и получить поддержку со стороны членов семьи. Другие родители, не получив поддержки от членов семьи и не приняв особого ребенка, отдают ребенка с расстройством аутистического спектра в детский дом-интернат. Такой поступок мотивируется тем, что таким образом они могут создать более благоприятные семейные условия для других (здоровых) детей и обезопасить их от оценочных суждений со стороны окружающих. Отношение к себе является сложным комплексом, состоящим из разноуровневых факторов. Ключевыми факторами выступают оценка собственных сил, уверенность в себе и самодисциплина в соблюдении режима отдыха и питания. Система жизненных ценностей и приоритетов является значимым критерием при предупреждении возникновения и решения существующих проблем. При появлении особого ребенка отношения внутри семьи и контактность с окружающим миром претерпевают изменения, что влияет на отношение родителей к ребенку. Возникающие психологические и эмоциональные нагрузки, длительный стресс, обуславливают серьезную трансформацию семейной системы и каждого члена семьи в отдельности. На фоне этого активизируются скрытые межличностные конфликты между супругами, что влияет на семейную атмосферу [12]. Следовательно, психоэмоциональное состояние родителей, супружеские взаимоотношения и их эмоциональное отношение к ребенку обуславливают психоэмоциональное и личностное развитие ребенка и выступают определяющим фактором в непосредственном отношении самого ребенка к родителям в частности и к миру в целом. Таким образом, целью статьи является изучить специфику внутрисемейных отношений с позиции ребенка с нормальным развитием и с расстройством аутистического спектра. Гипотеза - отношение к родителям детей с расстройством аутистического спектра отличается от отношения детей с нормой развития. Методики и организация исследования Исследование проводилось на базе ГБУЗ РК «Клинической психиатрической больницы №5», с. Строгановка, Симферопольского р-на и МБОУ «Ручеек», с. Денисовка, Симферопольского р-на. В экспериментальную группу вошли 20 детей с диагнозом детский аутизм (F 84.0) в возрасте 6-8 лет, из них 14 мальчиков и 6 девочек. В контрольную группу вошли 20 детей с нормой развития, в возрасте 6-7,5 лет, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Выборки являются однородными: все семьи полные, один ребенок в семье, сиблингов нет, проживают отдельно от прародителей, у 80% родителей высшее образование, у 20% родителей среднее специальное. Отметим, что в экспериментальной выборке у 60% матерей свободный график работы (фрилансеры), у 25% матерей - полная занятость и 15% матерей не работают. В контрольной выборке 25% матерей с частичной занятостью, 65% матерей - с полной занятостью и 10% матерей не работают. Исследование проводилось в первой половине дня с письменного согласия родителей. После диагностики полученные результаты уточнялись и обсуждались с родителями в ходе психологического консультирования. Разрабатывали рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений. В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: 1. Проективная методика «Рисунок семьи», разработанная Л. Корманом, с целью определения специфики внутрисемейных отношений с позиции ребенка. 2. Методика «Лесенка для ребенка», разработанная В.В. Ткачевой, с целью выявления внутрисемейных симпатий и субъективной оценки ребенком его отношений со взрослыми людьми из окружения. Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе осуществлялось проведение проективных методик, на втором этапе - беседа (психологическое консультирование) с родителями детей. Результаты исследования и их обсуждение В таблице 1 представлен сравнительный анализ количественных показателей особенностей внутрисемейных отношений с позиции ребенка по основным критериям: пропорциональность фигур, удаленность от родителей, изображение животных, наличие/отсутствие физического контакта с родителями. Таблица 1 Оценка внутрисемейных отношений № Признаки Экспериментальная группа, n=20 Контрольная группа, n=20 φ*-угловой критерий Фишера Относ.показ. Относ.показ. 1 Изображение себя непропорционально маленькими по сравнению с родителями или на некотором удалении от родителей 50% 40% 1,7 2 Изображают себя на некотором расстоянии от других членов семьи 60% 20% 2,7* 3 Изображают животных 60% 50% 1,74 4 Изображают родственников, не проживающих с ними 80% 60% 2,4* 5 Отсутствие физического контакта с родителями 80% 60% 2,35* *при р≥0,01 Согласно данным, представленным в таблице 1, 50% детей с расстройством аутистического спектра изображают себя значительно меньше по размеру, чем своих родителей. Это свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя малозначимым в семье, выражена потребность в опеке и заботе со стороны родителей. 60% детей данной группы изображают себя удаленными от членов семьи, что говорит о чувстве отчужденности и непринятии его. У 80% детей с расстройством аутистического спектра диагностируется недостаток эмоциональной близости, теплоты и заботы, т.к. они изобразили на рисунке бабушек и дедушек, которые не проживают с ними. У 80% детей наблюдаются слабые межперсональные связи, что может свидетельствовать о слабых эмоциональных связях между членами семьи, низкой семейной сплоченности. Отметим, что у 60% детей с нормой развития также наблюдается недостаток эмоциональной близости с родителями. Существенные различия диагностируются по критерию «удалённость фигуры ребенка от родителей». Лишь 20% детей с нормой развития, в отличие от детей с расстройством аутистического спектра, не чувствуют свою принадлежность к данной семье, ощущают психологическую дистанцию с родителями, в том числе и дистанцию в общении. Также 60% детей с нормальным развитием ощущают недостаток эмоциональных контактов с родителями, что обуславливает низкий уровень семейной сплоченности. С помощью φ*-углового критерия Фишера выявлены статистически достоверные различия в показателях оценки внутрисемейных отношений между экспериментальной и контрольной группой детей по следующим признакам: «Изображения себя на расстоянии от других членов семьи» (φ*=2,7 при р≥0,01), «Изображение родственников, не проживающих с ними» (φ*=2,4 при р≥0,01) и «Отсутствие физического контакта с родителями» (φ*=2,35 при р≥0,01). Отметим важный факт, что для детей с расстройством аутистического спектра удаленность от родителей или дистанцирование может объясняться психологическими особенностями данного диагноза. Для большинства таких детей является характерной некоторая холодность в отношениях с близкими, отсутствие эмоциональной теплоты и эмоциональной вовлеченности. На рисунке близкие люди изображены на расстоянии от фигуры автора рисунка, в то время как у детей с нормой развития изображение себя максимально приближено с родителями: они расположены очень близко друг к другу, зачастую держатся за руки. После диагностики в ходе консультации с родителями было выявлено, что, по мнению матерей, дети с расстройством аутистического спектра наблюдают свое отличие от других детей. В связи с чем, большинство матерей чувствуют беспокойство и подавленность, что также может обуславливать увеличение дистанции между родителем и ребенком. Отметим также то, что дети из обеих групп с одинаковой частотой изображают на рисунках животных, которые, чаще всего, являются домашними питомцами. В ходе беседы выявлено, что изображенные на рисунках родственники с большой теплотой и любовью относятся к детям и воспринимаются ими как часть семьи. Что свидетельствует о том, что дети с расстройством аутистического спектра дифференцируют отношения людей к себе на психоэмоциональном уровне. В таблице 2 представлены результаты субъективной оценки ребенком его отношений со взрослыми по таким параметрам, как привязанность к матери, привязанность к отцу и привязанность к другим членам семьи. Проводится сравнение показателей среди дошкольников с расстройством аутистического спектра и детей с нормой развития. Таблица 2 Субъективная оценка ребенком его отношений со взрослыми № Параметры Экспериментальная группа, n=20 Контрольная группа, n=20 φ*-угловой критерий Фишера Отн.показ. Отн. показ. 1. Привязанность к матери 70% 90% 2,5* 2. Привязанность к отцу 30% 50% 2,4* 3. Привязанность к другим членам семьи 20% 30% 1,6 *при р≥0,01 Согласно представленным в таблице 2 данным, 70% детей с расстройством аутистического спектра привязаны к своим матерям. Для данной категории детей привязанность к матери носит эгоцентрический характер. Привязанность к отцу диагностируется лишь у 30% детей. Таким образом, большинство детей в отношениях с отцом ощущают эмоциональную холодность и дистанцированность. Отметим, что у 20% детей диагностируется эмоциональная связь с родственниками, в большей степени это бабушки и дедушки. В группе детей с нормой развития показатели привязанности к матери и отцу выше, нежели у детей экспериментальной группы, что говорит о тесной психоэмоциональной связи между членами семьи. Также показатель привязанности к матери больше, чем к отцу. Выявлены статистически значимые различия с помощью φ*-углового критерия Фишера в группе детей с расстройством аутистического спектра и группе детей с нормой развития по следующим параметрам субъективной оценки ребенком его отношений со взрослым: «Привязанность к матери» (φ*=2,5 при р≥0,01) и «Привязанность к отцу» (φ*=2,4 при р≥0,01). В беседе родители детей с РАС отмечают, что не устанавливают дистанцию в отношениях с ребенком намеренно, но стараются его оградить от всевозможных травм, как психологических, так и физических. Родители детей с нормой развития отмечают, что иногда дети бывают к ним слишком привязаны и они тоже переживают тревогу по этому поводу, которая связана с тем, что у детей могут быть трудности в адаптации к социуму. В ходе беседы с родителями были также выявлены некоторые особенности межличностного взаимодействия между детьми и родителями, на основании которых мы смогли выявить ясность понимания родителями проблем ребенка, а также степень адекватности форм взаимодействия с детьми. Результаты представлены на рис.1. В результате повышенной родительской тревоги дети с расстройством аутистического спектра могут избегать контактов с родителем или же испытывать трудности в социальной адаптации и в умении налаживать связи с окружающими. Родители детей с нормой развития обеспокоены чрезмерной привязанностью к ним детей, что, по их мнению, может являться затрудняющим фактором в процессе успешной социализации детей. Рис.1. Особенности восприятия ребенка родителями Статистически достоверных различий по параметрам восприятия ребенка родителями между группой родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, и родителей детей с нормой не выявлено. Таким образом, существенные отличия в особенностях восприятия детей, а именно понимание проблем ребенка и использование адекватных форм взаимодействия среди родителей детей-ауитистов и детей с нормой отсутствуют. Важно отметить, что специфика восприятия мира у детей с расстройством аутистического спектра заключается в том, что они воспринимают мир не в знаковой системе посредством слов, а в картинках [13]. В связи с чем могут возникнуть сложности в понимании родителей, что может приводит к дистанцированию. Следовательно, учет родителями индивидуальных особенностей ребенка, проявление эмоциональной теплоты и признание ребенка, обуславливают гармоничные отношения в диаде и триаде. Понимание проблем ребенка и использование адекватных форм взаимодействия со стороны родителей способствуют формированию доверительных отношений с ребенком. Выводы Таким образом, дети с расстройством аутистического спектра характеризуются спецификой межличностных отношений с членами семьи. Во-первых, они нуждаются в стабильной, гармоничной семейной среде и стиле воспитания даже больше, чем дети с нормой развития, что обусловлено спецификой их диагноза. Во-вторых, основным структурным компонентом внутрисемейных отношений с позиции ребенка-аутиста является сформированная эмоциональная привязанность. Несмотря на внешнюю дистанцированность и отгороженность детей-аутистов, они испытывают такую же потребность в эмоциональной привязанности, как и дети с нормой развития. Также, внешняя отчужденность детей с расстройством аутистического спектра часто понимается родителями ошибочно и заставляет их увеличивать дистанцию со своим ребенком, отгораживаться от него. Стоит отметить, что понимание проблем ребенка-аутиста, учет особенностей его развития и психической жизни - например, более продуктивное усвоение информации такими детьми не в знаковой системе, а в системе символов, - приводит к использованию адекватных форм взаимодействия с детьми и способствует более полноценному развитию детей с расстройством аутистического спектра.