Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Проблема развития самоконтроля у детей с нарушением речи остается все такой же важной, как и прежде. Это обусловлено тем, что, во-первых, увеличивается количество детей с данным дизонтогенезом, во-вторых, у детей с нарушением речи страдают все высшие психические познавательные функции и самоконтроль не является исключением,который служит одним из важнейшего условия для их успешной социализации и интеграции в общество, что и обусловило актуальность исследования. [3] Самоконтроль, как одно из важнейших направлений психологии личности исследовали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Т. Гавакова, М.Г. Гаспарова, А.А. Деркач Л.В. Долинская, Г.В. Ейгер, И.О.Зимняя, , Е.Г. Лебедев,А.А. Леонтьев, А.С. Линда, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Д.А. Оганесян, Л.И. Рувинский, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.А. Собиева, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шевченко, П. Якобсон и др.Согласно результатам их исследований -без особого формирования навыков самоконтроля качество деятельности остаетсяна достаточно низком уровне. (Батий Ю.Ю., 2009) Методы исследования Для проведения исследования самоконтроля были созданы экспериментальная и контрольная группы дошкольников с речевой патологией и без отклонений в развитии по 39 детей в каждой. Использовались следующих психодиагностические методики: «Цепочка действий», Методика «Домик», Методика «Графический диктант», Методика «Образец правило», Методика «Узор». Основная часть Самоконтроль -способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение, выступающее важнейшим качеством личности, где ис одной стороны этоявляется условием проявления самостоятельности и активности, а с другой, необходимой составляющей учебной и практической деятельности. При этом самоконтроль необходим не только для производства самостоятельных операций, но и дляих попыток и продумывании конечных результатов выполняемой работы. Именно благодаря данному качеству у ребенкаразвиваются и усваиваются определенные способы действия и социального поведения. [2] Одними из важнейших свойств самоконтроля являются: понимание детьми цели и определение конечного результата, следование определенной последовательности и сравнение своей деятельности с поставленным конечным результатом; оценка поэтапного выполнения работы, анализ и синтез допущенных ошибок; внесение усовершенствований в данную работу. Вследствие этого, особенно важным в развитии самоконтроля у дошкольников является постановка цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Несмотря на то, что деятельность человека сопровождаются самоконтролем в любомее виде, для детей он особенно важен в игровой и учебной. Самоконтроль необходим ребенку уже с самого раннего возраста, когда идет освоение такой двигательной функции, как ходьба. Однако, наиболее сложная деятельность, требующая определенных навыков самоконтроля, проявляется чуть позже, когда необходим навык говорения. Речь - особенно сложная высшая психическая функция, в которой просто необходим высокий уровень самоконтроля, так как ребенок учится по образцу взрослых повторять сложные фразы начиная осваиватьв раннем возрасте слоговую структуру слова и фонемный образ в межличностном общении. Следовательно, речевая форма коммуникации - решающий момент для дальнейшего формирования самоконтроля в онтогенезе. Язык как средство общения открывает ребенку путь к овладению всем тем богатством видов и приемов самоконтроля, которое закреплено в человеческом опыте. [1] В то же время, необходим строгий контроль со стороны взрослого в период формирования навыков поведения и деятельности, т.к. при недостаточном вмешательстве взрослого в развитие самоконтроля ребенка возможны различные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной и речевой сферах. Данное качество личности легко формируется у ребенка в раннем возрасте средствами игры в ситуации социального развития. Уже к трем годам, при адекватном развитии самоконтроля, ребенок может выделять себя из общества и окружающего мира, умеет контролировать свои действия и речь. Данный возраст позволяет ребенку гибко реагировать на социальные нормы и легко их соблюдать. Таким образом самоконтроль ребенка трех лет позволяет выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, проявлять самостоятельность своих действий, речевой активности и поведения. [10] Вместе с тем при речевых нарушениях у детей возникают различные отклонения в развитии, в том числе в мыслительных операциях, чтоприводит к недоразвитости самоконтроля, а соответственно и к трудностям коррекции речевой патологии. [6] Занижение самоконтроля у детей с речевыми нарушения приводит к трудностям усвоения речевого материала не только на занятиях, но и в обычно среде. Особенные трудности у них наблюдаются в самоконтроле за своей речью с уже изученными фонемами и исправленными сторонами речи. [4] Также трудности вызывают задания переключение с одного вида деятельности на другой, часто порой они даже не замечают, что на занятии ее вид уже сменился. Наблюдаются частые ошибки в контроле за своей речью, за речью окружающих, особенно трудно дается им взаимоконтроль. [7] При нарушениях речи наиболее часто проявляется пониженный контроль к языковым явлениям с несовершенным набором речевых средств. Дошкольники с речевыми нарушениями особенно затрудняются внимательно и сосредоточенно следить за фонетическими, морфологическими и синтаксическими признаками собственной речи и в крайне редких случаях самостоятельно исправляют ошибки в ней. [5] Анализ результатов в экспериментальной группе у детей с нарушением речи показал, что по методике «Цепочка действий» у 43%-средний уровень, у 57% - низкий уровень, у 0%- высокий уровень самоконтроля. Методика «Домик» выявила, что у 0%-высокий уровень, у 85%-низкий уровень, у 15%- средний уровень. Из результатов методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина видно, что у 23% - низкий уровень, у 15% - высокий уровень, у 62% - средний уровень. Анализ результатов методики «Образец и правило» (А.Л. Венгер) определил, что у 37 % - средний уровень, у 0%- высокий уровень, 63 % - низкий уровень самоконтроля. Интерпретация данных по методике «Узор» выявила, что у детей8% - высокий уровень, у 38% - средний уровень, у 54% - низкий уровень самоконтроля. В контрольной группе анализ результатов методики «Цепочка действий» показал, что у 37%-средний уровень, у 15% - низкий уровень, у 48%- высокий уровень самоконтроля. Методика «Домик» выявила, что у 35%-высокий уровень, у 29%-низкий уровень, у 36%- средний уровень. Из результатов методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина видно, что у 12% - низкий уровень, у 26% - высокий уровень, у 62% - средний уровень. Анализ результатов методики «Образец и правило» определил, что у 43 % - средний уровень, у 44%- высокий уровень, 13 % - низкий уровень самоконтроля. Интерпретация данных по методике «Узор» выявила, что у детей 32% - высокий уровень, у 44% - средний уровень, у 24% - низкий уровень самоконтроля. Итак, результаты исследования особенностей самоконтроля детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи показали, что у 27% детей наблюдается высокий уровень самоконтроля, у 44% дошкольников средний, а у 19% - низкий. Все это свидетельствует о том, что нарушения речи оказывает прямое влияние на развитие самоконтроля у дошкольников и проявляется в трудностях его коррекции. [9] Согласно научным принципам специальной психологии и коррекционной педагогике развитие и обучение самоконтролю необходимо проводить не только специалистами и воспитателями в дошкольные образовательные учреждения, но и родителями в домашних условиях, для формирования и реализации развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной функций семьи. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа для домашних занятий с детьми. [8] По данной программе родители должны были развивать самоконтроль детей в течение 2-х месяцев. По результатам анонимного опроса выяснилось, что 43% родителей не занимались со своими детьми, а 57% занимались каждый день на протяжении двух месяцев. По истечении данного срока с детьми, имеющими нарушение развития речи, был проведен контрольная психодиагностика, которая показала, что у детей, с которыми занимались не только в дошкольном образовательном учреждении, но и дома, высокий уровень самоконтроля составляет - 15%, средний уровень - 42%, низкий уровень - 43%. У детей, с которыми занимались только в дошкольном образовательном учреждении высокий уровень самоконтроля выявлен у - 9%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 51%. Выводы и общее заключение Итак, результаты исследования показывают, что занятия родителей со своими детьми, имеющими нарушение развития речи, в семейной обстановке значительно повысили уровень самоконтроля у данной категории детей и являются необходимым условием для успешного и наиболее быстрого развития данного качества личности. Таким образом, возможно сделать следующие выводы, что: 1. У детей с речевыми нарушениями имеется недостаточный уровень развития самоконтроля. 2. Самоконтроль необходим ребенку для успешной социализации и интеграции в общество. 3. Благодаря самоконтролю обуславливается успешность учебной и практической деятельности ребенка. 4. Самоконтроль необходим ребенку при освоении языковой функции. 5. Развитый самоконтроль позволяет успешно исправлять речевые недостатки детей. 6. При коррекции речи необходимо включать в коррекционную программу занятия с психологом по развитию самоконтроля, организовывать мероприятия для родителей по обучению их развития самоконтроля у своих детей в домашних условиях и привлекать педагогов, логопедов, психологов для контроля за развитием данного качества.