Publication text
(PDF):
Read
Download
Проблема развития личностных качеств и способностей, обеспечивающих успешность деятельности, а, соответственно, и деятельной личности - рассматривается во все времена как актуальная. Аристотель, обращая внимание на психологические доминанты процесса развития в обучении, отмечал: «Вполне ясно, что молодых людей следует воспитывать не для забавы: когда учатся, то не играют, напротив, учение связано с огорчением (курсив наш)» [1, С. 214]. Правота данной позиции обусловлена рядом фактов, среди которых: огорчение как эмоциональное переживание связано с осознанием рассогласованности образа цели с субъективными и объективными параметрами полученного результата, когда образ достижения все чаще находится за рамками актуального личностного опыта и проявленных способностей, а способности при этом не могут в полном объеме реализоваться в структуре деятельности. Очевидно, что огорчение от неуспешной деятельности у подростка-спортсмена проявляется лишь при высокой степени ожидания реализации идеального образа данной деятельности. Образа, который формируется: - самой личностью и отражает степень зрелости и содержательной полноты индивидуально избранных процессуальных и результативных параметров самого результата и его самооценки, темпов его достижения; - тренером, его авторитетной отрицательной оценкой либо деятельности подростка-спортсмена, либо самого подростка-спортсмена; - отрицательной оценкой или индифферентностью к процессу и результатам деятельности подростка-спортсмена, отражающей отсутствие положительных суждений, отношений значимого окружения. Что, по сути, связывается с поведением оценивающих людей - их обособлением, отстраненностью от полученного результата, или идентификацией с достижением дня, тренировки, попытки выполнения упражнения, выделенных в качестве необходимой для разрешения в детско-юношеском спорте насущной проблемы [5]. Если процессуально-результативные характеристики полученного результата не удовлетворяют самого юного спортсмена, тогда он теряет смыслы спортивной деятельности, сам обособляется от социального окружения, сталкиваясь с проблемой психологической неготовности к ее разрешению конструктивным способом. Что актуализирует значимость формирования ситуативно обусловленной когнитивной гибкости восприятия, оценки, осуществления спортивной деятельности подростком-спортсменом в условиях необходимого разрешения внутриличностных и межличностных проблем, связанных с несоответствием ожиданий и полученного результата. Этот факт подтверждается исследованиями Г.Б. Горской, В.И. Компаниец, утверждающих, что «личностные качества, характеризующие личностную зрелость молодых людей, могут быть не только ресурсом, но и ограничителем активного включения… во взаимодействии с социумом, в условиях, когда это взаимодействие рассматривается как превышающее по сложности имеющиеся у них возможности» [2, С. 9], что связано с успешностью самореализации личности в детско-юношеском спорте [6, С. 141]. Ряд наблюдений за поведением юных спортсменов, переживающих трудности идентификации себя в проблемной ситуации, восприятия ее развивающих контекстов, показали, что многие подростки стремятся к уходу от необходимости их решать. Обособление, которое становится способом личности самостоятельно сосуществовать с проблемой или самостоятельно приступить к ее разрешению, часто проявляется в рассогласовании: цели и полученного результата; «Я-идеального» и «Я-реального»; позиций «Я» и «смыслов долгосрочной цели, выраженных в деятельной изоляции подростка-спортсмена», что чрезвычайно неконструктивно; позиций «Я» и «отрицательного результата», их конструктивной оценки на фоне противопоставления каждодневной работы над собой по отработке технико-тактических элементов, других слабых сторон спортивной деятельности, того смыслового анализа ситуации, которого ждет тренер. Более зрелым проявлением личностных смыслов в данном случае выступает заложенное в обособлении - осознание самоценности, деятельной природы своего ума и способностей, связанное с взрослением личности, принятием ответственных решений, демонстрации мировоззренческой линии мышления. Где развитие смысловой сферы является условием совершенствования опыта реализации ситуационно актуальных когнитивных стилей мышления и деятельности, обеспечивающих не только средовую адаптацию, но и осмысление успешности личности в субъектно трудной деятельности. Анализ результатов ранее проведенных нами исследований, с участием юных спортсменов и тренеров [4, С. 167-174] инициируют необходимость обоснования значимости саморазвития конкурентных качеств на основе сопряжения актуализации (обогащения) смысловой структуры когнитивных стилей деятельности и их формированием. Цель исследования: определить актуальные когнитивные стили в различных видах деятельности, их смысловое содержание и парциальный вклад в обеспечении конкурентоспособности и успешной реализации юных спортсменов в ситуационных видах спорта. Организация и методы исследования. Исследование проводилось на контингенте представителей ситуационных видов спорта 12-15 лет - юных дзюдоистов (n=20) ЦСиО «Самбо-70» и юных хоккеистов (n=20) Центра хоккейного мастерства (г. Москва). Методы исследования: интервьюирование, самоописание, самооценка, контент-анализ содержания суждений и характерных особенностей интеллектуального поведения, отражающих смысловые конструкты стилевой гибкости, сравнительно-сопоставительный анализ показателей стилевой гибкости в видах спортивной деятельности, факторный анализ. При анализе реализации в деятельности когнитивных стилей, мы опирались на классификацию М.А. Холодной, раскрывшей сущность 18 альтернативных смысловых пар их проявлений [7, С. 37-79]. Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая ситуационный контекст проявления когнитивной гибкости у юных спортсменов, выступающей, по нашему мнению, условием обогащения смыслов саморазвития конкурентных качеств, обратимся к характеристике самооценки подростка-спортсмена. Самооценка себя как «неуспешного» определяется рассогласованностью позиций «ожидание» и «результат», несоответствием реальных параметров качества исполнения компонентов спортивной деятельности идеальным представлениям об эффективности исполнительской структуры и результативности подростка-спортсмена, тогда как индивидуальный и/или командный успех, обеспечиваемый необходимым и достаточным проявлением личностных качеств, имеет существенный вес в субъективной картине позитивных переживаний подростка. Обращаясь к личностным качествам, встраивающимся в структуру и процессуальные параметры деятельности, важно отметить, что существуют качества: - обеспечивающие органичную предваряющую подготовку к деятельности и вхождение в данный процесс, который связывает наличную и «проективную» сторону деятельности (интеллектуальные, организационные, волевые); - востребованные в непосредственных условиях деятельности с учетом ее развивающего контекста способности (интеллектуальные, волевые, регулятивные, комплексные); - способствующие адекватной оценке текущих и итоговых результатов деятельности, инициирующие личность на целенаправленное развитие (интеллектуальные, рефлексивно-, регулятивно-оценочные качественные характеристики деятельности). Успех, как факт реализации цели, может достигаться ограниченным количеством средств на основе спонтанных действий, совершенных в своей части случайно, тогда переживание удовлетворения будет связано с формальным соответствием результатов деятельности заявленной цели, когда юный спортсмен «оказывается в нужное время в нужном месте», и видение соревновательной ситуации со своевременным действием дают свой результат при минимуме интеллектуальных и волевых затрат. В ситуативных видах спорта при противоборстве соперников - это выход на удобную атакующую позицию как часть соревновательного успеха; мотивация достижения в этом случае подкрепляется достигнутым результатом. Второй вариант развития ситуации: относительный успех подростка и его личностная удовлетворенность достигнутым результатом посредством качественной деятельности, когда все усилия, все значимые личностные качества «работают» на эффективность действий в логике достижения цели, но завершающий элемент некорректно выполнен. В данной ситуации формальные показатели успеха отсутствуют, но большинство действий выполнено успешно и с позиции совершенствования структурных элементов деятельности - это уже часть успеха. Подросток заключает: «Я сделал все, что смог, теперь важно отрабатывать завершающее действие»; мотивация достижения подростка подкрепляется положительной самооценкой. Третий вариант развития ситуации, когда и процессуальные, и результативные параметры деятельности эффективны, органично сочетаются, личностные качества когнитивной, аффективной, волевой природы не вступают в конфликт, а дополняют друг друга, и по необходимости встраиваются в структуру действий и деятельности; мотив достижения удовлетворен, и состояние удовлетворенности в данной ситуации может способствовать дальнейшему развитию, а может и оказывать блокирующее на развитие действие при ощущении некоторой легкости достигнутого, а, соответственно, и минимизации значимости кропотливого труда над совершенствованием параметров деятельности. Так, если самооценка процесса и достигнутых результатов успешности в большей мере опирается на когнитивную природу, основана на рационализации информации и логическом анализе деятельности, то подросток имеет возможность проработать алгоритм достижения перспективной цели и определить в ней место текущего результата. Подтверждение этому, мы находим в интервью с хоккеистом Константином Горовиковым «Советскому спорту», который как необходимое личностное качество выделил способность к рациональному, конструктивному анализу ситуации, подчеркнув результирующую способность: «Я научился хладнокровно играть». Если череда успехов оценивается подростком в параметрах аффективной оценки («Я в «порядке», «Я успешен» и др.), то происходит некое смещение смыслов, внутренняя деактуализация совершенствования параметров деятельности, и ограничение развития операционально-деятельностных характеристик в динамике успешности. Тогда как емкое содержание образа спортивной деятельности (раскрывающееся через смысловой, информационный, мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой и регулятивный аспекты), предполагает содержательную глубину критериально-оценочных параметров самооценки и способствует развитию структурной полноты мотивации достижения. Личностные смыслы, отражающие мотивацию достижения, ориентированы отвечать на вопросы совершенствования деятельности при определенности переживания, заданной установки, смысла деятельности. Так, инициативное стремление к качеству исполнения двигательной деятельности определятся именно наличием ситуации выбора, ее насыщенностью, необходимой концентрацией проявления конкурентных способностей: верно или неверно определенных исполнителем; нравственным или безнравственным способом, другое. Характеристика юного спортсмена как ответственного некорректна вне пространства деятельности, если ответственность как качество «не питает» действие. Проблема целеполагания в спортивной деятельности подростка состоит в том, что основная линия поведения юного спортсмена, по Р.М. Загайнову, это: направленность личности «через поражение → к достижению цели» на фоне текущей неуспешности, череды неудач. Где ученый рассматривает развитие: не «от победы - к победе», а с вероятностью проявления тенденции «от поражения - к поражению» [3]. Обращаясь к Аристотелю: «ни у животных, ни у варварских племен мы не замечаем, чтобы храбрость непременно сопутствовала самым диким из них; напротив - скорее, более кротким, которые похожи на львов» [1, С.212]. То есть, воспитываемое качество, не лежащее в природе поведения субъекта деятельности, актуализируется волевой сферой. При воспитании «другого» конкурентного личностного качества - оно выводится из привычной схемы реализации: в условия повышенной трудности; со смещением акцента на инициативную реализацию на его фоне других качеств, являющих собой механизм достижения цели. Рассматривая в целом вопрос адаптации к трудностям спортивной деятельности, мы опираемся на понимание дихотомии стилевых проявлений и ситуационную необходимость развития противоположных по содержанию способностей. Базовая часть исследований на основе общепринятых в психологии тестов оценки когнитивных стилей, реализованных на контингенте юных спортсменов, не позволила нам обосновать сущность стилевой гибкости в спорте. Мы получили сходный с Эдвином Борингом, результат: «Интеллект - это то, что исследуется тестами интеллекта» [7]. С учетом сказанного, для выявления сущностных характеристик когнитивной гибкости мы исследовали смыслы вербализованных описательных характеристик конкурентности в когнитивных стилях, представленных юными спортсменами и в большей мере отражающих запросы спортивной деятельности (таблица 1). Таблица 1 Смысловая характеристика когнитивных стилей деятельности, актуализирующих проявление конкурентных качеств личности юных спортсменов в ситуационных видах спорта Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components (>,700000) № Когнитивные стили деятель-ности Виды деятельности Смысловая характеристика когнитивных стилей деятельности, как проявления «конкурентных качеств личности» юных спортсменов (результаты анкетирования дзюдоистов и хоккеистов 12-15 лет, n=40) соревновательная трениро- вочная рефлек-сивная факторы (порядка) 1 2 1 2 3 1 2 1 Вербали-зация 0,19495 -0,27902 0,14184 -0,17459 0,11425 -0,03271 -0,07104 точное, информативное отражение смысла действия, деятельности, описание проблемной ситуации; Визуали-зация -0,22707 0,25385 0,05024 -0,30979 0,26024 -0,25517 -0,05223 видеть, мгновенно отбирать главные признаки ситуации, принимать верное решение в опоре на визуальный ряд с оперативным его анализом без вербализации; 2 Внешний локус контроля -0,20843 0,08760 -0,07525 -0,04367 -0,13510 -0,21101 -0,11780 адресная определенность сфер ответственности, критический анализ качества деятельности окружающих; Внутренний локус контроля 0,03438 -0,20849 0,22198 0,36554 -0,29735 0,01795 -0,20166 критический анализ эффективности собственной спортивной деятельности, оперативная перестройка деятельности, самоорганизация деятельности, личная инициатива ее развивающего контекста; 3 Конверген-тность 0,12192 -0,01306 0,79522 -0,25658 0,03726 0,80574 0,07278 критичность, логичность мышления, работа по алгоритму; Диверген-тность -0,14520 -0,05884 0,76617 -0,27240 0,08089 0,65371 -0,08739 творческая реализация личного видения пути решения проблемы, создание новых идей спортивного совершенствования; новые суждения на основе обновленной информации; внутренняя незакрепощенность, свобода мышления и деятельности; 4 Полезави-симость 0,58833 0,05590 0,74024 0,02442 -0,26814 0,53978 0,27495 фиксация пространственно-временных, динамических, смысловых ориентиров, регламентирующих действие, деятельность; Поленеза-виси-мость 0,79893 0,12034 0,61219 0,39375 -0,01390 0,07309 0,43910 оперативное и свободное переключение с одних пространственно-временных, динамических, оценочных характеристик деятельности - к другим без потери темпа, снижения физической и интеллектуальной работоспособности; успешная перестройка деятельности в нестандартной ситуации; быстрое освоение непривычных условий деятельности; 5 Импуль-сивность 0,64674 0,23644 0,66293 0,25886 0,04674 0,33725 0,48381 вероятностное прогнозирование; оперативный ответ на нестандартную ситуацию; удержание в поле внимания основных требований деятельности и обособление от мелких и незначительных погрешностей деятельности; Рефлек-тивность 0,03660 0,23180 0,29872 0,05404 -0,09202 -0,16406 0,11490 осмысление предстоящей деятельности, ее предваряющей алгоритмизации при планировании пути безошибочных действий; 6 Быстрое течение времени 0,87641 0,00743 -0,17629 -0,00948 0,849150 -0,67287 0,08257 воплощение в деятельности мотивации достижения; быстрое приспособление к малоосвоенной деятельности, гибкость мышления и поведения в нестандартных условиях; Медленное течение времени -0,88078 -0,03151 -0,09251 0,10935 0,83658 -0,66295 0,33522 выжидание наиболее выгодной ситуации; в опоре на личный опыт осуществление заблаговременной подготовки к деятельности; осмысление длительности процесса спортивного совершенствования без потери личных перспектив успешной самореализации; психологическая устойчивость в нестандартных ситуациях соперничества и конкурентного противоборства; критический анализ ожидаемых и текущих результатов деятельности при независимой оптимизации и перестройке ее параметров; 7 Адаптив-ность 0,17606 0,63157 -0,09340 0,69365 0,37489 -0,18786 0,79191 конструктивное использование отработанных форм, способов, стилей, тактик и моделей спортивной деятельности; Иннова-тивность 0,15065 0,74913 -0,18885 0,62545 -0,02583 -0,17818 0,57537 новое воззрение на проблематику ситуации; отбор иных, не освоенных в индивидуальном репертуаре способов деятельности; обновление имеющихся путей достижения результата; 8 Дискур-сивность -0,25370 -0,33943 0,28555 0,21178 0,73116 0,12734 0,53762 теоретизация прикладной информации, деловому спорту, обоснование личной позиции, отношения, поведения, деятельности; синхронное описание упражнения; свобода общения; Интуи-тивность 0,35362 0,64929 0,30759 0,24007 0,50335 0,47459 0,33397 «чутье» на верные, экономичные пути и способы выполнения двигательной задачи, совершенствования деятельности без сосредоточения на мысленном и вербальном анализе действий; 9 Анали-тичность 0,00696 0,64610 0,00852 0,71694 0,11959 0,13261 0,49365 логическое мышление, сопряженное с двигательной аналитической деятельностью, последовательностью и преемственностью развития новой мысли или сформировавшейся теоретической позиции; Синте-тичность 0,03428 0,56056 0,20995 0,67104 0,03582 0,15862 0,45717 цельность и одномоментность восприятия реальности; «чутье» сути развивающей ситуации; оперативное действие при сопряженной мгновенной обработке информации; 10 Узкий диапазон эквива-лент-ности -0,07012 0,73681 0,33645 0,36293 0,00803 0,11099 0,23367 высокая различительная (дифференцировочная) способность; определение отличительных признаков действий и деятельности; оперирование особыми критериями оценки операций, действий, деятельности; Широкий диапазон эквива-лентности 0,20771 -0,30216 0,32089 0,31723 0,07778 0,18164 0,41258 нахождение общих признаков при критическом анализе деятельности и ситуации; отделение существенного от несущественного; осознание дальних перспектив спортивной деятельности; мировоззренческая линия мышления - не от проблем, а от возможностей, возникающих для личности и деятельности юного спортсмена на этапах спортивного совершенствования; 11 Предмет-ное мышление (М) 0,33271 -0,10959 0,35310 -0,52359 -0,33065 0,39328 0,05291 применение терминов, понятий, отражающих сущность и особенности спортивного совершенствования; заинтересованное и детализированное освоение требований деятельности; погружение в процесс спортивного совершенствования; последовательное освоение требований техники; 12 Образное М 0,20776 -0,35173 0,39306 -0,52234 -0,13385 0,23694 -0,15051 воплощение образа движения в тренировочной деятельности; представление обновленной структуры двигательного действия; 13 Креатив-ность 0,25356 0,04287 0,66312 0,12297 -0,05965 -0,07617 -0,20015 творческое мышление при создании новой идеи, нового способа деятельности; завершение действия, деятельности при вероятностном прогнозировании на фоне влияния множества факторов. Выявленные факторные веса значимости когнитивных стилей доказывают, что любой стиль деятельности имеет свой, оптимизирующий потенциал конкретного контекста обучения, воспитания, развития в спорте. В ходе исследования нами определены ведущие смыслы реализации юными спортсменами когнитивной гибкости в спортивной деятельности: потребность в саморазвитии личности - испытывают 90% выборки; мотивы достижения в обучении в спорте - 85%; мотивы познания в деятельности - 72,5%, социального одобрения - 70%, определения смысла деятельности - 75%, освоения требований деятельности - 67,5%, удовлетворения результатами деятельности - 82,5%. Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы: 1. Актуализация формирования и последующего развития деятельностно значимых когнитивных стилей у юных спортсменов, специализирующихся в ситуационных видах спорта, определяется характером спортивной деятельности, многообразием форм ее проявления с присущими им особенностями в игре, коммуникации, учебе в спорте, контроле и оценке, тренировке, восстановлении и рекреации, рефлексии, организации, соревновании, в совокупности, обеспечивающих успешную реализацию в избранном виде спорта и высокую конкурентоспособность юного спортсмена. 2. Смысловым ядром реализации юным спортсменом когнитивных стилей деятельности как проявления его когнитивной гибкости, адекватной текущей спортивной ситуации, выступают: потребность в саморазвитии личности; мотивы достижения в предметной деятельности, социального одобрения, определения смысла деятельности, адекватной ситуации адаптации к деятельности, удовлетворенности результатами деятельности. 3. В ряду значимых когнитивных стилей, обеспечивающих успешную реализацию соревновательной деятельности юными спортсменами в ситуационных видах спорта - выступают: «поленезависимость» (факторный вес: 0,79893); «быстрое течение времени» (0,87641); «медленное течение времени» (-0,88078); «инновативность» (0,74913); «узкий диапазон эквивалентности» (0,73681). Наиболее актуальные когнитивные стили, обеспечивающие успешную адаптацию к требованиям тренировочной деятельности - «конвергентность» (0,79522); «дивергентность» (0,76617); «полезависимость» (0,76617); «аналитичность» (0,71694); «быстрое течение времени» (0,84915); «медленное течение времени» (0,83658). Оптимизация рефлексивной деятельности в процессе спортивного совершенствования осуществляется с использованием юными спортсменами стилей: «конвергентность» (0,80574) и «адаптивность» (0,79191). 4. Обогащение смыслов саморазвития конкурентных качеств, связанных с овладением когнитивными стилями, позволяет юному спортсмену демонстрировать в видах спортивной деятельности адаптивную когнитивную гибкость, результативность, психологическую устойчивость к сбивающим факторам, что обусловливает удовлетворенность процессом и результатами спортивного совершенствования в целом. Расширение спектра освоенных когнитивных стилей обеспечивает юным спортсменам ощущение возможности вести умную, экономичную, эффективную деятельность в спорте, где по Аристотелю «везде лучшим считается то, в чем есть разум» [1, С. 200].