Publication text
(PDF):
Read
Download
Большинство тестов диагностики потенциала к определенному типу деятельности предполагают, что 1. тест должен прогнозировать эффективность в новом типе профессиональной деятельности (в т.ч. и управленческой) 2. выявлять способности и личностные качества, позволяющие сделать это, даже если текущих успехов по каким-то причинам не наблюдается. Принципиальный недостаток подавляющего большинства тестов, используемых для оценки руководителей, стремясь отобрать руководителей эффективных в деятельности, заключается в том, что они • Создавались или адаптировались из имеющихся "по известной группе". Это означает, что вначале каким-то образом подбиралась группа успешно действующих руководителей или перечень способностей, которые оцениваются как относимые к управленческим, а потом по этой группе и способностям проводились все статистические расчеты. Следовательно, все эти тесты ориентированы на руководителя которых считают эффективными, способности которые рассматриваются как обеспечивающие эффективность. Мнение, а не теоретический анализ. • Не связывают требования эффективной деятельности с требованиями к способностям субъекта. • Вообще не определяют понятие эффективная деятельность, предполагая, что это априори известно. Но именно введение принципа эффективности деятельности и его уровней позволяет оценить качество модели, заложенной в концептуальном основании теста. И этот анализ концепта на соответствие заявленным в нем целей должна предварять проработку шкал теста, тестовых заданий, проверку надежности и валидации теста. 1. Основание оценки: Шкала эффективности [1,2,3]. Основание оценки представляет собой: 1) шкалу эффективности - определение качественно различных уровней эффективности 2) требования к способностям субъекта деятельности, необходимые для соответствия им уровню эффективности 3) требования к условиям включения способностей (независимость, последовательность, единовременность, иерархичность) - к модели измерения и учета способностей a. Уровень Результативность - отсутствие эффективности Предметная активность, в итоге которой появляется какой-то результат, не обязательно соответствующий целевому. Потенциальными потерями в такой активности могут быть как результат самой этой активности, так и все расходы, понесенные на получение этого результата. Псевдодеятельность. Причины потерь: 1)неопределенность цели, 2) неопределенность способа,3) несоответствия субъекта требованиям деятельности (не понял, не хочет, не умеет). Требования к субъекту в этом случае вообще не могут быть определены. Какой-нибудь результат появляется при любых способностях субъекта. b. Уровень Продуктивность - минимальный уровень эффективности Деятельность, в итоге которой появляется продукт, соответствующий целевому. Субъект деятельности имеет способности к удержанию цели деятельности и достижения ее любым способом. Потенциальными потерями в такой деятельности могут быть потери, связанные с получением продукта такой деятельности ввиду 1) неопределенности технологии (способа) этой деятельности и, возможно, 2) несоответствия субъекта требованиям деятельности (не понял, не хочет, не умеет). Потери будут связаны с повторами деятельности до получения целевого продукта, необходимого качества. Субъект деятельности будет подбирать способ достижения цели и обучаться на корректирующих повторах при достижении цели. Требования к субъекту: 1. Целеполагание, 2. Самоопределение к цели - ответственность за целедостижение, порождающее достижительную активность, приоритетность цели над собственными желаниями, амбициями. Требования к условиям включения способностей: Все требования к способностям должны соблюдаться одновременно. При отсутствии одного из них мы «сваливаемся» в Результативность. c. Уровень Эффективность Деятельность, в которой благодаря 1) жесткому соблюдению технологии 2) субъектом деятельности, имеющим для этого соответствующие способности 3) получился продукт, соответствующий целевому, 4) доступному для этой технологии и средств производства. Как можно заметить - потенциал потерь в таком типе деятельности минимален (обусловлен только 1) качеством технологии (проекта деятельности, включая постановку качественной цели), 2) несоответствием ресурсов проекту деятельности. Но и требовательность к субъекту деятельности, к его способностям соответствовать технологии при использовании средств производства более строгие, чем при уровне продуктивности. Требования к поведению субъекта: 1. Целеполагание. 2. Разработка технологии достижения цели (проекта деятельности): исследование-анализ проектирование. 3. Оценка ресурсного обеспечения, необходимого для реализации проекта деятельности. 4. Организация обеспечения необходимым ресурсом. 5. Контрольно-коррекционное выполнение проекта достижения цели - дисциплина деятельности. 6. Деятельностное самоопределение - ответственность, способность к приоретизации требований к деятельности над собственными желаниями. Требования к условиям включения способностей: 1. Первичными в иерархии является способность к деятельностному самоопределению и Целеполагание. При его отсутствии его и Целеполагания - мы сваливаемся в результативность. 2. Следующей по важности являются все остальные требования. При отсутствии любого из них мы «сваливаемся» в продуктивность. d. Уровень - Мета-Эффективность Снимается ограничения по эффективности, связанные с качеством технологии, средств производства. Субъект имеет способность: 1) к формированию качественного проекта деятельности и 2) обеспечению ее адекватным ресурсом, включая субъективный. Т.е. к эффективному проектированию своей деятельности, а не только пассивное принятие и соответствие технологии деятельности (заимствуя позицию вышестоящую относительно своей). Требования к субъекту: Требования к условиям включения способностей: Раскрывать пока не буду ввиду существенного усложнения рисунка деятельности (необходимости опоры на языковые критерии при каждом мыследействии) и отсутствия необходимости этого для целей оценки анализируемых тестов. Введение требования Эффективности Управленческой Деятельности уточнит понятие Эффективности Деятельности, а, следовательно, и усложнит требования к способностям субъекта, но сохранит введенную основу как свою базу. Поэтому мы можем провести оценку качества модели заложенной в оцениваемый тест по базисному понятию Эффективности, если цели теста не предполагают большего. И переходить к оценке по более конкретному понятию только в случае, если тестовая модель соответствует хотя бы базисному понятию. 2. Тест Potential in Focus (PIF), «ЭКОПСИ Консалтинг» (тесты использовались на конкурсе «Лидер России»)[6] 1) Описание модели Potential in Focus (PIF) [4,5] Требований к модели потенциала • Универсальность: уровень потенциала должен прогнозировать эффективность в любой новой профессиональной деятельности. Поэтому он не может определяться знаниями и навыками, связанными с конкретной работой: в непредсказуемых новых условиях они могут оказаться бесполезными или даже вредными. • Устойчивость: потенциал должен опираться на способности и личностные качества, которые достаточно сложно изменить. • Отложенность эффекта: потенциал должен влиять на эффективность в среднесрочной (1-3 года) и долгосрочной (более 3 лет) перспективе. Поэтому он может достаточно сильно отличаться от «актуала» - текущей результативности сотрудника. Для разработки модели было проанализировано более 150 научных исследований последних лет и составили избыточный список качеств, прогнозирующих успех - в карьере, в новой должности, в обучении, в управленческой деятельности. Опираясь на результаты своих пилотных исследований, мы отобрали качества и способности, прогнозирующие будущую успешность нашей целевой аудитории - руководителей компаний, работающих в России. Эти качества легли в основу шкал, образующих модель потенциала. Выделенные характеристики разбиваются на четыре группы - четыре компонента потенциала: драйв, анализ, изменения и коммуникация: «Анализ» отражает способности к работе с информацией и разделяется на две составляющие: 1. Скорость мышления - способность быстро обрабатывать большие объемы сравнительно простой, однотипной информации. Пример таких действий - работа с несложными, но срочными запросами других людей, коммуникация «по алгоритму», ответы на типовые документы и электронные письма. Согласно нашим исследованиям, скорость мышления связана с успешностью в обучении на уровне 0,31. 2. Критическое мышление - способность работать со сложной информацией. Здесь требуется глубокий анализ, умение давать обоснованные оценки и делать корректные выводы, в том числе в ситуации нехватки данных. Критическое мышление связано с успешностью в обучении на уровне 0,26. «Изменения»- готовность меняться и развиваться, приобретать новые профессиональные навыки и знания. Она, в свою очередь, тоже разделяется на два качества: 3. Мотивация к развитию - стремление приобретать новые знания и навыки. Это качество связано также с готовностью признавать свои слабые стороны и видеть возможности для саморазвития (человеку, который воспринимает себя как всезнающего эксперта, трудно учиться новому). Согласно нашим исследованиям, мотивация к развитию связана с карьерным успехом на уровне 0,29. 4. Открытость мышления - отсутствие в мышлении человека когнитивных ошибок, мешающих воспринимать новый опыт. Когнитивные ошибки - это стереотипы или наработанные шаблоны мышления. В наших исследованиях подтверждается связь этой шкалы с результативностью в новой деятельности на уровне 0,24. «Коммуникация» говорит о готовности человека выстраивать плодотворные отношения с другими людьми в ходе новой для себя деятельности. Она разделяется на две составляющие: 5. Мотивация к лидерству - готовность руководить другими, невзирая на те издержки, которые связаны с лидерской позицией (к таким издержкам относится, например, необходимость отвечать за ошибки своих подчиненных). Мотивация к лидерству связана с карьерным успехом сотрудников на уровне 0,38. 6. Социальный интеллект - способность верно понимать социальный контекст, мотивы и поступки окружающих и выбирать адекватные методы воздействия на других людей. Согласно нашим исследованиям, социальный интеллект коррелирует с результативностью в новой должности на уровне 0,26. «Драйв»- готовность ставить перед собой 7. амбициозные цели, 8. преодолевать препятствия 9. ответственность за результат. В этой шкале сосредоточены «бойцовские» качества, которые наполняют остальные составляющие потенциала необходимой энергией. Наши исследования показывают корреляцию «Драйва» с карьерным успехом на уровне 0,28. Итак: Измерение управленческого потенциала проходит по девяти шкалам. Это скорость мышления, критическое мышление, мотивация к развитию, открытость мышления, мотивация к лидерству, социальный интеллект, ответственность, настойчивость, амбициозность. 2) Описание модели измерения: Как оценивается тест Результаты участников по каждой из девяти шкал сравниваются внутри одного федерального округа и измеряются в процентилях. Если конкурсант из ЦФО набрал 65 процентилей, это значит, что он выполнил задания лучше, чем 65% конкурентов из того же федерального округа. Из суммы значений процентилей формируется итоговый балл. Минимальное значение - 0, среднее - 450 (оно же - минимально возможное для выхода в финал) максимальное - 900 (100 процентилей в каждой шкале). Под управленческим потенциалом в тесте подразумевается совокупность способностей и личных качеств, позволяющих спрогнозировать успех человека на руководящей позиции в новых непривычных условиях. Таким образом, проводится: • Позиционирование оцениваемого в ряду других оцениваемых по каждой шкале в отдельности. • Равноценность шкал. 3. Оценку теста Potential in Focus (PIF) по основанию введенной Шкалы эффективности a) Имеется ли в тесте Potential in Focus (PIF) перечень качеств-шкал, необходимых для эффективной деятельности. Из всех шкал теста Potential in Focus (PIF) с перечнем способностей Шкалы эффективности совпадает только две способностные шкалы: 1) шкала Цели, 2) шкала Ответственность, 3) шкала Критическое мышление. Все остальные шкалы теста Potential in Focus (PIF) пока не относятся напрямую к эффективности деятельности. Если это не так, то разработчику нужно выстроить процессуально-механизмическую модель, в которой явно будет проявлено, как эти шкалы качеств включаются в процесс деятельности для обеспечения ее эффективности. b) дает ли способ обработки результата теста Potential in Focus (PIF) выбор субъектов способных к эффективной деятельности. 1) Позиционирование оцениваемого в ряду других оцениваемых проводится по каждой шкале в отдельности. Т.е. субъекты оцениваются относительно друг друга, а не по отношению к требованиям уровня эффективности в деятельности по этой шкале. Это означает, что если в оценке принимали участие только неэффективные уровни развитости способности - то такая оценка отберет наименее неэффективного среди всех неэффективных по эти качествам. Но задумаемся - нам нужен наименее неэффективный или всё-таки эффективный? 2) Равноценность шкал. Вообще говоря шкалы неравноценны (см. предъявленные нами требования к условиям включения способностей). Не вдаваясь глубоко в тему иерархизации всех шкал этого теста, укажем на шкалу, предопределяющую работу всех остальных и конечный результат всего тестирования в целях выявления способности к эффективной деятельности в зависимости от 1) уровня оценки по шкале 2) принципа учета этой шкалы в итоговой оценке. Это Шкала Ответственность. Низкая сравнительная величина по этой шкале, так или иначе определяет, что уровень ответственности за деятельность низкая. Субъект предпочитает свои желания целям деятельности. И «запуск» способностей по всем остальным шкалам будет соответствовать этому предпочтению. Но тогда равноценность учета этой шкалы при ее низком значении в общем зачете нивелирует качество участия всех остальных шкал. В лучшем случае мы имеем «безответственного», а при высоком критическом - изобретательно уворачивающегося от ответственности, при амбициозных целях - не стесняющегося в средствах В худшем - коррупционера, а при высоком «лидерском» и «социальном» потенциале - м.б. и организатора коррупционных схем. Исправить положение с отбором может только изменение методики оценки в сторону «выбывающего» отбора по шкале ответственности при уровне меньше определённой границы. И дальнейшего отбора уже по оставшимся в оцениваемых. c) Каков уровень эффективности, доступный для теста Potential in Focus (PIF). Если обратить внимание на введенную нами Шкалу эффективности, то мы можем увидеть, что в оценочные шкалы теста Potential in Focus входят только следующие шкалы, имеющие отношение к эффективности в деятельности: 1) целеполагания 2) ответственности. Это означает, что предельный уровень выявляемой эффективности этого теста • без внесения иерархичности в критерии - результативность (трата ресурсов на результат отличный от целевого) • с внесением иерархизации в учет критериев - продуктивность (достижение цели с излишней затратой средств). Специалистов имеющих потенциал Эффективности (достижение поставленной цели с оптимальной тратой средств при заданном технологическом проекте), и тем более - МетаЭффективности (правильная цель и правильный проект) к деятельности - тест Potential in Focus не выявляет. 4. Итоговый вывод (на основе критериального анализа модели теста) • Тест Potential in Focus (PIF) не осуществляет заявленную цель: отбор имеющих потенциал быть эффективным в новом типе деятельности. • Действующий уровень теста Potential in Focus (PIF) - не соответствует заявленным целям. o Уровень теста - результативность (т.е. трата ресурсов на какой-то результат, не факт что целевой) - самый низкий уровень по Шкале эффективности - Результативность. • Т.о. трата ресурсов на использование этого теста в вышеуказанных целях - неэффективна, • Использование результатов теста при определенных условиях (см.анализ) м.б. и опасна, т.к. не отсеивает потенциально безответственных и имеющих отрицательную мотивацию. • Каков реальный управленческий потенциал отобранных и неотобранных в результате конкурса Лидер России - остается только догадываться.