Moskva, Moscow, Russian Federation
The article describes the holding of the XIII International Scientific and Practical Conference «Shamov Pedagogical Readings of the scientific school of Educational Systems Management» in Distant format.
scientific school; pedagogical readings
Тринадцатый год традиционно в Татьянин день – традиционный день студентов и преподавателей – ежегодно проходят Международные Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Основоположником научной школы Управления образовательными системами является Татьяна Ивановна Шамова (22 ноября 1924 – 28 июля 2010) – профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, почетный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) [1; 2]. Последние семь лет организаторами чтений являются общественный совет научной школы Управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании» (Беларусь), Центр информационных и образовательных технологий и Автономная некоммерческая организация «Научная школа Управления образовательными системами» [3].
На форуме принимали участие 500 ученых, представивших доклады по актуальным проблемам образования в 22 научных секциях. В заседаниях секции «Инновационные аспекты развивающего обучения» были подготовлены и реализованы с творческими усилиями преподавателей педагогики, совместно с видными отечественными учеными. Модераторами были доц. д.н. Лидия Цветанова-Чурукова и ст.н.с. д-р Анна Петровна Суходимцева. Всего было 30 докладов в секциях – 19 докладов представили болгарские коллеги и 11 докладов российских ученых-исследователей.
Декан факультета педагогики доц. д-р Янка Стоименова поздравила участников конференции от имени академического состава факультета и отметила, что форум укрепил сотрудничество между педагогами двух стран и обогатил педагогическую науку новыми выводами и решениями. Доц. Стоименова представила доклад, посвященный пропедевтическому изучению геометрии в начальных классах.
В творческой работе конференции участники имели возможность докладывать на трех языках – русском, английском и у, а также принимали участие в обсуждении педагогических проблем. Выступали молодые преподаватели факультета педагогики – докторант Красимира Спасова, д-р Вяра Цветанова, д-р Ива Стаменова, д-р Мирослав Терзийски, д-р Радослава Топалска, д-р Цветомира Иванова и магистр Веселин Симеонов. Также с докладами принимали участие доц. д-р Юлиана Ковачка, проф. д-р Пелагия Терзийска, доц. д-р Блага Джорова, гл.ас. д-р Валентина Чилева, д-р Екатерина Митанкова, доц. д.н. Л. Цветанова-Чурукова и д-р Валентина Кираджиева – член-корреспондент Общественной академии наук, образования и культуры Республики Болгария. Технический факультет ЮЗУ «Неофит Рилски» был представлен доц. доктором Дианой Митовой, гл. асс. д-ра Емилия Тошева, ас. д-ра Мая Стоева, докторант Красимир Митрев и др.
Тематика конференции была исключительно актуальна, помогла научно раскрыть вопросы современного образования во всем мире, его проблемы перед лицом глобализационных изменений и последующей пандемии. Особое внимание уделялось новаторским подходам к развитию профессиональной подготовки специалистов. Обсуждения, проведенные в рамках международного форума, касались ценности современного образования и роли онтодидактического подхода в установлении основных руководящих принципов для улучшения содержания образования; педагогическое творчество и комплексное использование электронных образовательных ресурсов; перспективы дистанционного обучения; роль школьного телевидения в процессе политической социализации подростков; подготовка приемных семей, детей с особыми образовательными потребностями; политические инициативы Европейского союза в области образования и их ответные меры в Болгарии и др. [7].
Пленарное заседание и большинство секций были проведены 23 января 2021 г. Чтения были открыты приветственным обращением Сергея Александровича Шамова, д-ра мед. наук, проф. (https://www.youtube.com/watch?v=JLhJDOYHjw0). Он сказал: «Дорогие друзья, гости из братской Белоруссии и дружеской нам Болгарии, а также все российские участники Международных Шамовских чтений. Для нас, представителей семьи Татьяны Ивановны, сына, внука Леонида и правнука Александра, большая честь выступить перед Вами.
Очень сожалеем, что не можем почувствовать теплоту Ваших рук, видеть лучезарность Ваших улыбок в открытом и реальном общении. Но в данном случае система онлайн, вне всякого сомнения, дает возможность серьезно расширить представительство учёных и практиков, посвятивших свою жизнь, как и моя мама, обучению воспитанию и усовершенствованию детей, студентов и учителей.
Небольшой отчёт: я, как профессор кафедры медицинского университета, продолжаю традиции мамы: провожу семинары, клинические разборы больных для врачей-психиатров и наркологов. Так как генетической энергетики вполне достаточно, а также маминых воспитательных примеров, то не отказываю друзьям, знакомым и знакомым знакомых в консультациях в это тревожное и стрессогенное время.
Сын, Леонид Шамов, он же внук Татьяны Ивановны, работает там же на благо Отечества в Российском Центре медицины катастроф. К сожалению, в настоящее время на государственном дежурстве, тоже проводит селекторное совещание.
Внук, Александр Шамов, он же правнук Татьяны Ивановны, успешно закончил первую половину 10 класса. Всё также увлечен спортом: играет в основном составе футбольной юношеской команды ЦСКА. В феврале исполняется 16 лет, рост 182 см. Очень переживал, что не может присутствовать и приветствовать Вас, но в настоящее время в 11:00 у него матч, в котором он принимает участие. Но он очень попросил меня, чтобы я пожелал Вам, всем Вашим детям и внукам, здоровья, счастья, а также обещает не подводить любимую прабабушку и учителей и успешно закончить школу.
В заключение позвольте поздравить Вас с началом столь значимого форума, пожелать Вам и Вашим близким благополучия, долголетия, ну, и конечно же, психического здоровья! Спасибо Вам за всё! Мы всегда с Вами! До новых волнующих встреч!!!»
С приветствием к участникам чтений обратилась Светлана Вениаминовна Иванова, член-корр. РАО, д-р филос. наук, проф., научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»:
«Уважаемые организаторы и участники XIII Международной научно-практической конференции "Шамовские педагогические чтения" научной школы Управления образовательными системами! Дорогие коллеги!
Научный коллектив ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Минпросвещения России приветствует вас, отмечая важное значение этой традиционной конференции, поддерживающей Научную школу Т.И. Шамовой, для системы отечественного образования и укрепления международных отношений в сфере социокультурного взаимодействия.
В нашем Институте проявляется большое внимание к созданию и развитию научно-педагогических школ, все из них составляют несколько поколений исследователей и являются гордостью научного педагогического сообщества страны. Такой же значимой научной школой в стране стала и Научная школа Татьяны Ивановны Шамовой. По этой причине мы высоко ценим деятельность продолжателей Научной школы Т.И. Шамовой, развитие плодотворных научных идей основателя современными учеными – учениками и последователями Т.И. Шамовой.
Многие из нас, представителей Института стратегии развития образования, который в 2023 году планирует отметить свое 100-летие, лично знали Татьяну Ивановну, работали с ней в одних организациях, имели честь и счастье общаться с нею, обсуждать научные проблемы. Мы хорошо знаем ее служение науке, ее принципиальность по вопросам научной этики, ее непреклонность в отстаивании научных позиций, ее творческий подход в постановке и разрешении научных проблем!
С полной уверенностью можно сказать, что потенциал научных положений и идей Татьяны Ивановны далеко не исчерпан, поэтому хочется пожелать развития ее идей, их отражения в новых исследованиях, актуальность проблематики, исследуемой представителями Научной школы, не угасает.
Долгого плодотворного развития Научной школе Т.И. Шамовой!
Творческих успехов ее ученикам и последователям!».
В facebook также были размешены приветствие С.А. Шамова и видеодоклады выступающих на пленарном заседании: https://www.facebook.com/groups/378960686651011:
1. Реалии и проблемы научного обеспечения подготовки педагога в условиях пандемии COVID-19. Заславская Ольга Юрьевна, д-р пед. наук, проф., научный руководитель департамента информатизации образования Института цифрового образования, проф. департамента информатизации образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
2. Эффективность работы обучающихся с информацией в условиях дистанционного и смешанного обучения. Конобеев Алексей Васильевич, канд. пед. наук, академический директор, гл. ред. издательства «Титул».
3. Реализация системы научно-исследовательской работы со студентами и аспирантами Техасского университета в условиях карантинных ограничений. Светлана Александровна Сухишвили, д-р хим. наук, проф., Департамент материаловедения и инженерии, директор лаборатории мягкой материи, Техасский университет, г. Остин, Техас, США.
Работа девятнадцати секций осуществлялась дистанционно:
1. Интегративное управление средой развития личности. Модератор: Ярулов Александр Анатольевич, доц., д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф. кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В работе секции приняли участие более тридцати участников. К сожалению, успели выступить всего пять докладчиков: мобберы своим хулиганским поведение сделали невозможным проведение секции.
2. Образование в интересах устойчивого развития (Республика Беларусь). Модератор: Загуменнов Юрий Леонидович, доц., канд .пед. наук, проф. Минского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Председатель Республиканского общественного объединения «Инновации в образовании». Участники секции подготовили пакет из двадцати трех статей в сборник чтений, представляющий приоритетные вызовы и перспективные решения в системе народного образования Республики Беларусь.
3. Инновационные аспекты развивающего обучения (Республика Болгария и Российская Федерация). Модераторы: Цветанова-Чурукова Лидия Здравкова, доц., д-р пед. наук, доц. кафедры дошкольной и начальной школьной педагогики, факультет педагогики, Юго-западный университет им. Неофита Рильского, г. Благоевград, Суходимцева Анна Петровна, канд. пед. наук, ст.н.с. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член Московской областной организации Союза писателей России.
4. Инновации и вызовы в образовании сегодня (Республика Беларусь). Модератор: Блажко Ольга Александровна, проректор по учебной работе ГУО «Гомельский областной институт развития образования». Секция была посвящена обсуждению новых идей в разработке интерактивных технологий обучения школьников, содержании и методах повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, методологии, теории и способах управления образовательными системами в условиях цифровизации образования. О.А. Блажко выступила с докладом «Единый информационно-образовательный ресурс – новый компонент учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», рассказав о новом ресурсе, который разработан белорусскими педагогами. Одним из участников работы секции стал учитель СШ № 19 г. Гомеля Лосев Вадим Олегович, победитель республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь» 2020 г. Его идеи геймификации образовательного процесса по географии вызвали живой отклик у участников секции.
5. Безопасная школа в условиях информатизации. Модераторы: Заславский Алексей Андреевич, канд. пед. наук, доц. член-корр. МАНПО, дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Битюцких Елена Валерьевна, психолог, тьютор, старший преподаватель, дирекция образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Выбор тематики секции был продиктован актуальными проблемами массового выхода на дистанционное обучение. Выступающие затронули ряд актуальных проблем, связанных с безопасной киберсоциализацией в условиях информатизации, создании безопасной базы знаний образовательной организации, влиянию медиасреды на личностное становление несовершеннолетних, повышению уровня и качества уроков ОБЖ, формированию медиийно-информационной среды: социально педагогическая практика. Предлагаются к обсуждению опасности дистанционного обучения, такие как этические, правовые, финансовые, а также подходы к обучению первой помощи. В материалах секции особое внимание было уделено профилактике игровой зависимости в детско-подростковой среде, представлению опыта профилактической работы в интернет-пространстве как компонента профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, а также возможностям правовой адаптации несовершеннолетних в условиях дистанционного образования. По итогам работы секции сформулированы следующие рекомендации: Продолжить работу в направлении развития темы «Безопасной школы в условиях информатизации». Уделить внимание практическому обмену опытом и конкретными техниками обучения различным видам безопасности. Учитывать психологические и личностные особенности различных возрастных категорий для обеспечения эффективного обучения безопасному поведению. Усилить работу в социальных сетях и других информационных пространствах для увеличения охвата целевой аудитории и привлечения к дискуссии по вопросам обеспечения безопасности в условиях информатизации.
6. Информатизация образования в эпоху цифровизации. Модераторы: Заславская Ольга Юрьевна, проф., д-р пед. наук, академик МАНПО, проф. департамента информатизации образования Института цифрового образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Любутов Олег Дмитриевич, учитель информатики ГБОУ «Школа 1579», г. Москва. Выбор тематики секции был продиктован ситуацией с кризисом, спровоцированным распространением коронавируса. Эти обстоятельства стали новым испытанием для системы образования по всему миру, которая переживает самый большой в истории эксперимент по внезапному, повсеместному и всестороннему переходу на удаленное обучение. В докладах участников секции были продемонстрированы современные подходы к осуществлению эффективного образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Участники представили и проанализировали свой опыт цифровой трансформации обучения в современных условиях образования. В заключение О.Ю. Заславская продемонстрировала учебных курс для студентов, будущих учителей информатики, реализованный по технологии геймификации, что вызвало особый интерес у участников секции. Основные результаты работы секции: в работе секции в полном объеме были рассмотрены актуальные вопросы информатизации образования во всех видах образовательной деятельности и на всех ступенях образования. Интересен новый взгляд и новый опыт активного использования информационных и телекоммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения на основе личного опыта педагогов. Важно, что намечены перспективы применения ИТТ в образовательном процессе, в частности иммерсивных технологий и методического обеспечения педагогов по использованию данных технологий.
7. Педагогика сотворчества и рефлексивное управление цифровизацией образования. Модераторы: Степанов Сергей Юрьевич, проф., д-р психол. наук, проф. Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, рыцарь Гуманной педагогики, заслуженный работник образования Республики Карелия, Действительный член Национальной академии социальных технологий, Оржековский Павел Александрович, д-р пед. наук, проф. Института биологии и химии ФГБОУ ВО МПГУ. В работе секции, которая длилась почти пять часов, приняло участие более тридцати ученых и практиков в области педагогики сотворчества и рефлексивного управления. В связи с тем, что не все заявленные в программе конференции выступающие смогли сделать свои доклады, было принято решение о продлении работы секции 30 января. Второе заседание секции состоялось через неделю и длилось полтора часа. Продуктивность онлайн работы конференции была высоко оценена участниками секции и была поддержана идея ее модераторов об организации постоянно действующего online семинара по проблемам педагогики сотворчества и рефлексивного управления образовательными системами.
8. Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса в условиях его цифровизации. Модераторы: Мижериков Василий Андреевич, Почётный академик МАНПО, канд. пед. наук, доц., государственный советник Российской федерации 2 класса, Трунцева Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, член-корр. МАНПО, доц., кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». В работе секции приняло участие более двадцати руководителей и учителей школ, вузовских преподавателей, осознающих важность развития ключевой образовательной компетентности, обладающей высоким коэффициентом социальной актуальности – коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса.
9. Проектирование деятельности по развитию культуры управления и управленческой компетентности педагогических работников в образовательной организации. Модераторы: Осипова Ольга Петровна, доц., д-р пед. наук, проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Шклярова Ольга Анатольевна, доц., канд. пед. наук, проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, ФГБОУ ВО МПГУ. В работе секции приняли участие почти тридцать руководителей образовательных организаций, аспирантов, магистров, учителей, вузовских преподавателей Москвы, Грозного, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Китая. Особый интерес вызвали доклады ученых-практиков, в которых представлен опыт реализации инноваций по формированию культуры управления и организационной культуры в управлении человеческими ресурсами для обеспечения эффективности деятельности и качества образовательного процесса. Особо ценным для работы секции являлось то, что ведущими участниками в работе секции были выпускники кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой.
10. Здоровьесозидающее управление образовательной и спортивной организацией. Модераторы: Цибульникова Виктория Евгеньевна, канд. пед. наук, доц., член-корр. МАНПО, доц. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина, ФГБОУ ВО МПГУ, Степанова Ольга Николаевна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания, ФГБОУ ВО МПГУ. Участники подготовили пакет статей по актуальной тематике секции.
11. Опережающее управление в системе «учитель – ученик» как условие развития образования и общества. Модераторы: Галеева Наталья Львовна, доц., канд. биол. наук, член-корр. МАНПО, проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, ФГБОУ ВО МПГУ, Фастовский Игорь Анатольевич, канд. пед. наук, член-корр. МАНПО, заслуженный учитель РФ, ст. методист ГБОУ «Измайловская школа № 1508». Участники секции обсудили ЦЕЛЕОБРАЗУЮЩУЮ роль системы «учитель-ученик» в опережающем управлении качеством школьного образования, рассмотрели опережающее управление так, как его определяла Татьяна Ивановна Шамова: «... именно оно обладает таким важным качеством, как интегративный характер, и преследует цель, опираясь на достигнутое, определять будущее и на этой основе готовить необходимые ресурсы, которые должны обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом условии можно достичь устойчивого развития образовательной системы. Я могу сказать, что опережающее управление – это качественное управление качеством образования» (Научиться опережающему управлению // УШ, 2009, №5). В заключение работы секции участники сформулировали вывод совместной работы на секции: Дидактический потенциал опережающего управления в образовании реализуется не только в системе «учитель-ученик», но и в образовательных системах всех уровней, проявляясь в реализации основного правила социального управления: целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условии для успешной деятельности тех субъектов, чьей деятельностью управляют.
Отзыв о работе 12 секции XIII международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения»: «Современные тренды образования определяют одним из приоритетных направлений развития такую тему как "Опережающее управление в системе "Учитель – ученик" как условия развития образования и общества. Интересным стало то, что представленные доклады затронули многие аспекты управления от прогностического до анализа некоторых итогов и результатов опережающего управления в вышеуказанной системе.
Хочется поблагодарить выступающих за освещение таких вопросов как опыт организации процесса образования в период кризиса, приемы и средства оптимизации, о педагогическом педуниверсарии, как сделать из обычного задания – необычное, опыт организации сезонных школ, дидактический потенциал опережающего управления. Освещенный опыт представляет практическую ценность для использования в образовательном процессе и вызывает интерес в связи с его актуальностью, современностью и открытостью представляемых материалов. Нельзя не сказать о прекрасной атмосфере общения и обмена информацией, позитивном рабочем настрое всех участников секции. Мнения каждого были услышаны, в конструктивном диалоге проставлены правильные акценты, что подтверждает высказывание Сократа: «Истина рождается в споре» и хочется добавить … в споре единомышленников.
Выражаю благодарность модератору секции Галеевой Наталье Львовне за высокий уровень организации данного события в дистанционном формате, а также «Научной школе Управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой» за продолжение лучших традиций обмена опытом и повышения профессионального мастерства в сфере образования. В своей работе при выстраивании опережающего управления в школе обязательно использую представленные в работе секции идеи, подходы, приемы и методы. С благодарностью и уважением, Борисов Алексей Борисович, директор МБОУ "СОШ № 42" муниципального образования города Братска Иркутской области».
12. Стратегия и перспективы развития среднего профессионального образования: управленческий аспект. Модераторы: Савенкова Елена Викторовна, канд. пед. наук, доц. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, ФГБОУ ВО МПГУ, Табатадзе Лиана Мурмановна, директор ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина», почетный полиграфист РФ. География выступающих на секции была самой широкой: Москва, Уфа, Томск, Саратов, Волгоград, Алматы. Представители отечественной и зарубежной системы среднего профессионального образования обсудили множество вопросов формирования компетенций обучающихся колледжей в условиях трансформации системы образования.
13. Инновации и традиции: состояние и перспективы развития региональных систем общего и профессионального образования. Модераторы: Захаров Никита Евгеньевич, доц., канд. биол. наук, доц. кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства; начальник отдела лицензирования, аккредитации и управления качеством образования ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», Член экспертного совета регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Брянской области, Кондрашова Ирина Николаевна, доц., канд. пед. наук, доц. кафедры географии, экологии и общей биологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Участники подготовили пакет статей по актуальной тематике секции.
14. Управление образовательной организацией в условиях системных изменений в образовании. Модераторы: Подчалимова Галина Николаевна, д-р пед. наук, проф., академик МАНПО, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ), Ильина Ирина Викторовна, д-р пед. наук, проф., член-корр. МАНПО, директор института непрерывного образования ФГБОУ ВО КГУ, Белова Светлана Николаевна, д-р пед. наук, член-корр. МАНПО, проф. кафедры педагогики и профессионального образования ФГБОУ ВО КГУ. Заседание секции было проведено 26 января, была зарегистрировано более 60 индивидуальных и коллективных участников. Открыл секцию докладом «Управление устойчивым развитием образовательной организации в условиях системных изменений в образовании» А.Н. Худин, проф., д-р пед. наук, академик МАНП, ректор ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», докторант Т.И. Шамовой. В течение четырех часов выступили с докладами почти пятнадцать вузовских преподавателей, руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования Курска и Курской области. Была поддержано предложение Г.Н. Подчалимовой, проф., д-ра пед. наук, академика МАНП, докторанта Т.И. Шамовой о необходимости создания ассоциации ученых и практиков управления образовательными системами.
15. Использование дистанционных образовательных технологий как фактор совершенствования профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров. Модераторы: Деминская Лариса Алексеевна, д-р пед. наук, доц., член-корр. МАНПО, и.о. ректора ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» («ДОНРИДПО»), Донецкая Народная Республика, Волобуева Татьяна Борисовна, канд. пед. наук, доц., член-корр. МАНПО, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», Луценко Елена Анатольевна, канд. филол. наук, зав. кафедрой менеджмента образования и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». В работе секции активно участвовали почти 60 педагогов, представляющие государственные и муниципальные общеобразовательные организации, ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», ГОУ ДНР «Республиканский центр последипломного образования специалистов здравоохранения», ГОУ ВПО «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького», ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Центр научно-педагогических исследований. Педагогическую общественность республики заинтересовали поднятые проблемы (1247 посещений сайта секции). В процессе обмена мнениями были рассмотрены следующие вопросы: инструментарий диагностики и развития профессиональных цифровых компетенций педагогических и управленческих кадров; социально-психологический и морально-этический аспект использования дистанционных образовательных технологий; эффективные формы и способы сетевого взаимодействия участников дистанционного обучения; проблемы информационной и коммуникативной культуры педагогов в процессе дистанционного обучения; перспективы творческой педагогической деятельности и развития личности в современном дистанционном обучении Донецкой Народной Республики.
16. Проблемы современной семьи: поиски и решения. Модераторы: Болотова Наталья Петровна, канд. психол. наук, член-корр. МАНПО, профессор РАЕ, доц. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Чибисова Марина Юрьевна, канд. психол. наук, почетный член Международной профессиональной ассоциации психологов, член Североамериканского сообщества адлерианской психологии NASAP, доц., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Поскольку семья первой реагирует на социальные вызовы и трансформации, особый интерес у участников секции вызвали доклады, отражающие влияние актуальных современных тенденций на процессы, протекающие в семье. Значительное внимание уделялось работе с родителями детей с особыми возможностями здоровья. Участники секции также представили эффективные технологии работы с семьями: мобилизация потенциала замещающих семей может успешно использоваться как технология их сопровождения. Содержание докладов имело научно-прикладной характер, все выступления были оригинальными и соответствующими тематике секции. Работа секции прошла в теплой, дружественной атмосфере, участники позитивно отметили качество докладов и организацию взаимодействия.
17. Психолого-педагогические аспекты управления процессом профессиональной самореализации в современных условиях образования. Модераторы: Афанасенкова Елена Леонидовна, доц., канд. психол. наук, доц., каф. психологии Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (СахГУ); Кутбиддинова Римма Анваровна, доц., канд. психол. наук, доц., каф. психологии Института психологии и педагогики СахГУ. В заседании секции, которое прошло 1 февраля 2021 г., приняло участие почти 30 педагогов и руководителей школ и дошкольных образовательных учреждений, студенты и преподаватели вузов Сахалинской области. Тексты выступлений были положены в основу пакета статей по актуальной тематике секции.
18. Современные тенденции физкультурного образования детей и студенческой молодежи. Модераторы: Правдов Михаил Александрович, д-р пед. наук, проф. кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Почетный работник высшего профессионального образования, Отличник физической культуры и спорта РФ, зав. научно-исследовательской лаборатории факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, Федорова Светлана Юрьевна, доц.. канд. пед. наук, член-корр. МАНПО, доц. кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». В работе секции приняли участие более 30 представителей Московского государственного института культуры, Московского педагогического государственного университета, Академии социального управления, Шуйского филиала Ивановского государственного университета, а также участники из Кыргызстана и Германии, студенты факультета психологии Московского государственного областного университета. Участники секции обсудили проблемы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях, школе, учреждениях среднего профессионального образования, вузе. К обсуждению предлагались методические разработки современных технологий физкультурного образования личности, подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания, использования дистанционных технологий в реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательных организациях общеобразовательного и физкультурно-спортивного профиля.
19. Опыт детского проектирования подходов к организации обучения в условиях полного дистанта. Модераторы: Рябухина Ольга Ивановна, директор МАОУ Лицей 13 г. Химки (Аэрокосмический лицей), Заславская Наталья Александровна, учитель информатики МАОУ Лицей 13, Христенко Елена Викторовна, канд. пед. наук, зам. директора Школы МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, ст. преподаватель департамента информатизации образования института цифрового образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Выбор темы секции, в проведении которой приняло участие более 30 учащихся, педагогов и руководителей школ, был продиктован массовым выходом на дистанционное обучение. Однако сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса стала проектная и исследовательская работа. 22 учащихся и наставников их проектов в формате парных выступлений представили опыт организации и осуществления проектной деятельности в условиях полного дистанта. На секции было принято решение расширить тематику выступлений школьников и организовать венчурную конференцию «Юношеские Шамовские чтения».
За тринадцать лет Шамовские чтения приобрели статус важной рубежной научно-исследовательской акции, на которой, с одной стороны, подводятся итоги, с другой – намечаются перспективные векторы развития образовательной, научно-исследовательской и консалтинговой деятельности научной школы Управления образовательными системами. Так, в тринадцати Шамовских чтениях приняло участие почти четыре тысячи человек. В тринадцати сборниках, шесть из которых были двухтомными, опубликовано почти три с половиной тысячи статей. В том числе благодаря сборникам Шамовских чтений Татьяна Ивановна Шамова на протяжении трех последних лет входит в сотню самых цитируемых педагогов России [4; 5; 8; 9].
Научной школе Управления образовательными системами свойственны такие атрибутивные признаки, как наличие многоуровневого обоснования методолого-теоретических и технологических основ управления образовательными системами; системный характер концепции научной школы и по структуре и по содержанию; технологичность управленческой экипировки и объектность управления [5; 6; 10].
Приоритетная цель общественного совета научной школа Управления образовательными системами заключается в углублении и расширении методолого-теоретических и технологических позиций научной школы Т.И. Шамовой. Надеемся, что этому будет способствовать публикация наукоемких и практико-ориентированных статей журнала научной школы «НАУКА.УПРАВЛЕНИЕ.ОБРАЗОВАНИЕ.РФ»! Постоянно актуальная цель состоит в том, что необходимо, с одной стороны, сохранить статус Шамовских чтений как международной конференции, с другой стороны, повысить коэффициент научности публикаций статей сборника. Одним из активных и продуктивных ресурсов достижения данных целей по развитию научной школы управления стала Автономная некоммерческая организация «Научная школа управления образовательными системами» (https://ншу.москва; https://наука-управления.рф). Деятельность этой организации направлена на консолидацию профессиональных усилий, интеграцию научных интересов, поддержку творческих инициатив сторонников научного подхода к управлению в сфере образования. Возможность постоянного профессионального творческого взаимодействия представителей научной школы и специалистов, проявляющих интерес к данному направлению в педагогической науке, несомненно, будет способствовать продуктивному развитию теории и практики управления образовательными системами.
1. Artamonova E.I., Vorovschikov S.G. Nauchnaya shkola Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami T.I. Shamovoy // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. – 2017. – № 1. – S. 7-11.
2. Boguslavskiy M.V. Tat'yana Ivanovna Shamova: metaobraz vydayuschegosya uchenogo-pedagoga i deyatelya obrazovaniya // XIII Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. «Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami», 23 yanvarya – 1 fevralya 2021 g.: sb. statey. V 2 ch. Ch. 1. – Moskva: MANPO, 5 za znaniya, 2021. – S. 4-12.
3. Vorovschikov S.G. Shamovskie pedagogicheskie chteniya: poisk novyh form / S.G. Vorovschikov, O.A. Shklyarova, T.N. Danilova // XIII Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. «Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami», 23 yanvarya – 1 fevralya 2021 g.: sb. statey. V 2 ch. Ch. 1. – Moskva: MANPO, 5 za znaniya, 2021. – S. 13-19.
4. Vorovschikov S.G., Tat'yanchenko D.V. T.I. Shamova o specifike uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti kak raznovidnosti ucheniya shkol'nikov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2019. – T. 4. № 4. – S. 19-28. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/33317/vie
5. Nechaev M.P. Genezis razresheniya problemy ocenki lichnostnyh rezul'tatov obuchayuschihsya na osnove idey Shamovoy T.I. // Perspektivy razvitiya otechestvennogo obrazovaniya: prioritety i resheniya: Sb. statey Vos'myh Vserossiyskih Shamovskih pedagogicheskih chteniy nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami (22 yanvarya 2016 g.). – Moskva.: MPGU, 2016. – S. 24-28.
6. Podchalimova G.N. Lichnost' uchenogo i ego rol' v razvitii nauchnoy shkoly// Nauchnoe nasledie T.I. Shamovoy i ego vliyanie na reshenie aktual'nyh problem sovremennogo obrazovaniya: Sb. statey Tret'ih Vserossiyskih Shamovskih pedagogicheskih chteniy nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovaniem (25 yanvarya 2011 g.): V 2 t. T. 1. – Moskva: MPGU, 2011. – S. 20-21.
7. Fakul'tet po pedagogika na YuZU be s'organizator na mezhdunaroden forum v Moskva. – URL: http://www.blagoevgrad.utre.bg/2021/01/26/572910-fakultetut_po_pedagogika_na_yuzu_be_suorganizator_na_mezhdunaroden_forum_v_moskva
8. Cibul'nikova V.E. Razvitie idey T.I.Shamovoy v koncepcii operezhayuschego upravleniya obscheobrazovatel'noy organizaciey (k 95-letiyu so dnya rozhdeniya). – Pedagogika. – 2019. – № 11(83). – S. 108-117.
9. Cibul'nikova V.E. Tat'yana Ivanovna Shamova. Zhizn' i tvorchestvo. – Moskva: APK i PPRO, 2009. – 208 s.
10. Shamova T.I., Vorovschikov S.G. K otkrytiyu XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Shamovskie pedagogicheskie chteniya»: Eksperimental'nye shkoly pedagogicheskogo universiteta - perspektivnoe napravlenie razvitiya professional'noy kompetentnosti rukovoditeley i pedagogov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. – 2021. – T. 6. – № 1. – S. 3-9. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/41867/view