Social design in modern conditions is the most important activity of students for civil society, independent and aimed at the practical solution of a socially significant problem, contributing to the interaction of the student community with state authorities and the public. The article presents materials on the results of the implementation of the pedagogical project "Algorithm of social design", which may be of interest to Deputy Directors for educational work, teachers-organizers, senior counselors, class teachers, Tutors of educational organizations.
social design, additional education programs, student communities, pedagogical project
В настоящее время Министерство образования и науки России делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательных учреждениях Российской Федерации методики социального проектирования и развертывания на ее базе Всероссийских акций «Я - гражданин России».
По мнению Мироновой Ю.П., дополнительные образовательные программы исходят из творческой самодеятельности детей. Их цель – мотивировать и развивать потенциал личности, вводить ребенка с помощью обучения в общественно полезную деятельность и учить организовывать свой досуг [1].
Технология социального проектирования достаточно подробно описана в методической литературе, но каждая инициативная группа проекта подбирает «под себя» методы анализа проблем, организации проекта и подведения итогов.
Существуют несколько методик: «Гражданин», «18 шагов» и «21 шаг проектирования», но все они включают в себя примерно одинаковый набор основных проектных шагов, только по-разному сгруппированный. К сожалению, большое количество проектных этапов (шагов), даже сгруппированное в меньшее количество, вызывают у многих педагогов и детей негативное отношение к данной технологии вследствие ее сложности в реализации всех шагов и оформлении (рис. 1).
Под социальным проектированием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.
Среди членов инициативной группы проекта «Алгоритм социального проекта» был проведен анкетный опрос, определяющий уровень компетенций в сфере социального проектирования. Участники группы ответили на вопросы:
-
-
-
- Знаете ли вы, что такое социальный проект?
- Назовите основные шаги моделирования и реализации проекта.
- Хотели бы вы стать координатором деятельности социального проектирования в Центре «Радуга»?
-
-
Дать подробный ответ на первый вопрос смогли только 3 человека (30%) отвечающих, остальные ответили на вопрос очень расплывчато. Второй вопрос не вызвал затруднений также у 30% респондентов. Быть организаторами социального проекта участники опроса не отказались, но предпочли бы для себя роль волонтера, а не координатора, решающего основные вопросы. 100% отвечающих мотивировали свой неуверенный ответ на 3 вопрос неуверенностью в своих силах и убеждением, что социальное проектирование – сложная технология. Анализ данного опроса подтвердил предположение о противоречии между желанием участия детей социально значимой деятельности и опасением, что это окажется им не под силу.
Макарова Р.Т. выделяет принципы социального проектирования:
− ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
• этапы и конкретные сроки их реализации;
• четкие и измеряемые задачи;
• конкретные и измеряемые результаты;
• планы и графики выполнения работ;
• конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
− целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату;
− последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
− объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
− компетентность – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
− жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Для изменения отношения детей к технологии социального проектирования, с целью повышения инициативности и самостоятельности детей, формирования коммуникативных навыков, демонстрации ценностных ориентиров гуманности и милосердия было принято решение о разработке и реализации социального проекта «Журавли надежды». В ходе реализации этого проекта инициативная группа отобрала наиболее необходимые действия и разработала алгоритм соцпроекта.
Для обучения членов инициативной группы проекта «Алгоритм социального проекта», разработки социального проекта «Журавли надежды» была выбрана технология социального проектирования «Гражданин», которая положена в основу Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Идея социального проекта была применена методика принудительного придумывания новых идей. В основе методики лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке, затем методом голосования выбирается основная идея.
Среди участников инициативной группы проекта «Журавли надежды» была проведена рефлексия, в ходе которой обсуждались вопросы:
- Удовлетворены ли вы тем, как был реализован социальный проект? Достигли ли мы намеченной цели?
- Вы справились с теми обязанностями, которые были распределены? Хотели бы Вы попробовать себя в другой роли?
- Хотели бы Вы продолжить проект? Что еще можно сделать?
Участники инициативной группы признались, что данный проект был им интересен, они получили моральное удовлетворение от осознания его нужности. Все участники отметили, что роли в реализации проекта были определены с учетом способностей, но в будущем хотели бы взять на себя большую ответственность, чтобы руководители были больше координаторами, чем активными членами проектной группы. Все участники обсуждения высказались за продолжение начатой работы, выказали решительное желание в будущем стать организаторами социальных акций и проектов.
Изменения, произошедшие с участниками инициативной группы в ходе реализации проекта, были отслежены и проанализированы с помощью методики «Диагностическая карта мониторинга сформированности качеств личности».
Положительные результаты (средний и высокий уровни) продемонстрировали большинство учащихся групп актива школьных детских организаций (объединения «Лидер», «Активист», «Хочу научиться»).
Креативность, склонность к проектной деятельности (реализация творческих и социальных проектов) показали (отметили в самообследовании) 91,7 % подростков (в начале обучения – 33,3%, при прохождении промежуточной аттестации – 75%).
Коммуникативные навыки на момент вхождения в проект были развиты на достаточном уровне только у 41,7% учащихся. В ходе освоения обучающего материала, получая практические навыки по конструктивному общению со сверстниками и взрослыми в результате воплощения социального проекта, коммуникативные УУД были сформированы у 66,7% детей по итогам промежуточной диагностики, итоговая диагностика показала 83,3% уровень овладения коммуникативными УУД.
Для разработки алгоритма социального проекта были проанализированы основные шаги, представленные в изученной литературе, изучен опыт реализации социальных проектов автора программы «Хочу научиться» Петровой Е.И., ее методической разработки «Моделирование социального проекта», опыта учащихся по реализации соцпроекта «Журавли надежды». По итогам был разработан специальный алгоритм.
Оптимизированный алгоритм социального проекта действительно значительно облегчает использование данной инновационной технологии, способствует ее популяризации, что, в свою очередь, ведет к повышению активности, инициативности и самостоятельности учащихся, улучшению их коммуникативных умений и навыков, демонстрации ценностных ориентиров гуманности и милосердия. Способствует социализации детей и подростков, значительно повышает их гражданскую активность.
Грамотное использование метода социального проектирования в деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дает значительные результаты.
Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости.
Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель − ученик, ученик − общество, ученик − власть.
Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений.
1. Makarova R.T. Tehnologiya social'nogo proektirovaniya [Tekst]/ Makarova T.R.// -Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. − 2011. − №1. – S. 67−71.
2. Metodika social'no¬ obrazovatel'nogo proekta «Grazhdanin» [Tekst]/ Sostavitel' Pahomov V.P. – 2¬e izd. dop. i pererab. – Samara: Izd-¬vo «NTC», 2006. – 302 s.
3. Mironova Yu.P. Razrabotka programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Tekst]/ Mironova Yu.P.// - Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2019. − №. 1. − S. 28-32.
4. Rozin V.M. Social'noe proektirovanie i social'nye tehnologii [Tekst]/ Rozin V.M.// - Trendy i upravlenie. − 2019. − №3. – S. 216–220.
5. Sidenko A.S. Vidy proektov i etapy proektirovaniya [Tekst] / Sidenko A.S.// - Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. – 2008. – N2. – S. 134-139.