Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The problems of the stay of the Russian economy in a long stagnation lasting for more than a decade are considered, which is associated with the implemented model of the economy - state quasi-monopolistic capitalism. It has been demonstrated that one of the most effective ways to overcome long-term problems of ensuring the effective socio-economic development of the Russian Federation is to use technologies for reengineering business processes. The prospects of using the technology of reengineering of business processes for the effective socio-economic development of the Russian Federation are analyzed “it is advisable to carry out the stages of the process in a natural order”. The most rational ways of using the specified technology of reengineering of business processes are determined, taking into account the existing domestic realities of socio-economic development.
analysis, technology, reengineering of business processes, implementation of process stages, natural order, efficiency, socio-economic development
Введение
Современный мировой экономический кризис еще сильнее обнажил проблемы отечественного социально-экономического развития [19], которые длятся последние десятилетия [15].
Кроме того, эксперты не без оснований полагают, что при сохранении существующей отечественной модели государственного квазимонополистического капитализма [26] процессы стагнации социально-экономического развития в Российской Федерации сохранятся на ближайшие 10−15 лет [5, 21].
Следствием длительной стагнации процессов социально-экономического развития в Российской Федерации является тот факт, что в период начала развития шестого технологического уклада [27] по наиболее значимым показателям социального развития в международном рейтинге стран и регионов [18] наша страна не входит даже в сотню лучших стран мира (рис. 1), в то время как, например, в рейтинге уровня продолжительности жизни в странах мира [2] учтена всего 191 страна.
В сложившихся условиях возникает крайняя необходимость в поиске путей радикальной трансформации процессов социально-экономического развития Российской Федерации, в качестве которых целесообразно рассмотреть технологии реинжиниринга бизнес-процессов [32].
Цель исследований
Целью представленных исследований является анализ перспектив применения технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» как инструмента обеспечения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации, используемого в комплексе инструментов преодоления стагнации национальной экономики.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили научные работы, посвященные анализу технологий реинжиниринга бизнес-процессов таких авторов, как Абдикеев Н.М., Данько Т.П. [17], Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я., Захаров И.В. [4], Герасимов Б.Н. [6], Железко Б. [7], Кутелев П.В., Мишурова И.В. [9], Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. [31], Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. [10], Оголева Л.Н., Чернецова Е.В., Радиковский В.М. [12], Петухов В.И. [14], Уткин, Э.А. [30], Хаммер М., Чампи Дж. [32], Черемных О.С., Черемных С.В. [34], Шеер А.-В. [35] и др.
Методическую базу исследований также составили авторские наработки по рассматриваемой проблеме [23, 24].
Основные результаты исследований
При анализе технологий реинжиниринга бизнес-процессов как инструментов для вывода Российской Федерации не только из кризиса 2020−2021 гг., но и многолетней стагнации российской экономики, воспользуемся составляющей переосмысления бизнес-процессов реинжиниринга по Хаммеру М. и Чампи Дж. «Этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» [32] (рис. 2) [23].
Говоря о технологии реинжиниринга бизнес-процессов, согласно которой этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке (блок 3, рис. 2), необходимой для повышения эффективности национальной экономики в современных условиях, обратим внимание на то, что для ее внедрения необходимо отказаться о целого ряда индикаторов реализации масштабных государственных проектов и программ, на которые нацелены владельцы процессов, но которые на самом деле нарушают естественный ход этих процессов [20, 25].
Рассматривая примеры неестественного выполнения этапов процесса, можно обратиться к истории времен СССР, когда в 1957 г. на зональном совещании работников сельского хозяйства Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» по всем экономическим показателям, а также построить к 1980-му году материально-техническую базу коммунизма [33]. Также в своем выступлении Хрущев Н.С. поставил задачу за три года утроить производство мяса в стране. Однако спустя полтора года прирост производства мяса в стране, продолжавшей испытывать нехватку основных пищевых продуктов, оказался крайне незначительным, что вызвало недовольство Хрущева Н.С. В результате в конце 1958 г. всем обкомам КПСС страны было разослано указание «о принятии решительных мер» для увеличения производства мяса уже в 1959 г. [3].
«Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса. Но как они подошли к этому делу? Как водится, взяли карандашик и подсчитали, какой может быть прирост скота и за сколько лет. Товарищи, надо же понимать, какие сейчас силы накопились у советского народа. Это же политическое явление, результат долголетней работы нашей партии…» [3] − говорил тогда Первый секретарь ЦК КПСС.
Разумеется, как бывает в подобных случаях, всегда находятся «герои», которые ради отчетности и почестей готовы пойти на нарушение любого естественного хода событий.
Таким «героем» в 1959 г. стал Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Ларионов А.Н., который не просто пообещал утроить государственные заготовки мяса в области за один год (!), но и заручился поддержкой (несмотря на очевидную нереальность этого обещания) январской областной партийной конференции, решение которой по настоянию Хрущёва Н.С. было опубликовано в центральном партийном печатном издании страны – газете «Правда» [3].
Еще до выполнения своего грандиозного плана по производству мяса Ларионов А.Н. уже в феврале 1959 г. получил за рвение высшую государственную награду в СССР − орден Ленина [3].
Далее события развивались с невероятной быстротой. Чтобы выполнить принятые обязательства по производству мяса, по распоряжению Рязанского обкома КПСС был забит весь приплод скота за 1959 г., большая часть молочного стада и производителей, весь скот выращенный колхозниками в своих хозяйствах, были организованы закупки скота в соседних с рязанской областях (причем осуществлялось это за счёт средств общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и удовлетворения других нужд) [3]. Во имя достижения «Рязанского чуда» (известного также как «рязанская авантюра» или «рязанская афера») были задействованы и другие инструменты, благодаря которым мясо в области просто исчезло из продажи [3].
Но зато 16 декабря Рязанский обком КПСС отрапортовал в ЦК КПСС, что область выполнила взятые на себя обязательства по производству мяса, увеличив его за год в 3,8 раза, за что Ларионов А.Н. был удостоен звания Героя Социалистического Труда [3].
Непонятно, чем руководствовался Ларионов А.Н., беря авантюрные обязательства по дальнейшему увеличению заготовок мяса в области на 1960-й год, превышающие результаты 1959-го года на 20%, поскольку в результате уничтожения материальной базы производства мяса, итоги производства в 1960-м году оказались в 5(!) раз хуже, чем в 1959-м [3]. При этом следует отметить, что «рязанская афера» оказала кране негативное влияние не только на производство мяса, а на все сельское хозяйство, и не только в Рязанской области, но и в соседних областях.
Следует отметить, что пример «рязанской аферы» был в своем роде далеко не единственным. Не случайно именно в описываемый период единственный раз за всю историю выполнения советских пятилеток (во многих случаях досрочно) произошло затягивание выполнения пятилетнего плана аж на два года (1959−1965 гг.) [22].
Говоря о целесообразности выполнения этапов процесса в естественном порядке применительно ко дню сегодняшнему, можно обратить внимание на идеологию подготовки «Стратегии-2030», призванной воплотить в жизнь решения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [29], согласно которому существует разделение сложных задач на:
− стратегические направления − с горизонтом действия до 2030 г.;
и большие межведомственные задачи (БМЗ) − с горизонтом действия до 2024 г. [16].
При этом появление БМЗ эксперты связывают с тем, чтобы правительству было что предъявить к президентским выборам [16].
То есть речь идет не столько о том, чтобы последовательно выполнять этапы процесса достижения национальных целях в естественном порядке, а о том, чтобы было чем отчитаться.
Также эксперты отмечают, что в лексиконе правительства
появилось понятие «быстрых побед» [16], т.е. то, чем можно отчитаться (и это ключевое слово) достаточно быстро.
Дискутируя на эту тему с экспертами, уместно вспомнить, что еще весной 2017 г. тогдашний глава Минэкономразвития (МЭР) М. Орешкин заявил ни много ни мало следующее: «Стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход» [13] и предложил заменить их «короткими живыми документами», подразумевающими и краткий срок их реализации. «Будем смотреть, как экономика реагирует на предлагаемые изменения, иметь обратную связь» [13] − заверял министр.
Иначе говоря, понятие «быстрых побед» в лексиконе правительства далеко не ново.
Анализируя такую позицию, в работе [28], в частности, отмечается: «Вызывает удивление сама попытка противопоставления стратегических планов развития и тактики развития в виде «коротких живых документов», декларируемый МЭР. Нет никаких оснований утверждать, что урезание логической цепочки развития экономики «концепция-политика-стратегия-тактика», укороченной до последнего звена, даст какие-то значимые результаты в развитии экономики страны. Во всяком случае, в мировой практике позитивные примеры реализации такого подхода неизвестны. А негативных – сколько угодно.
Здесь уместно вспомнить пример из истории, произошедший задолго до «Рязанского чуда» в период Второй мировой войны.
«В начале войны уверенный в превосходстве своей военной машины Гитлер запретил финансировать все новые технические разработки, сроки завершения которых были больше года». Но по мере того как эта военная машина перемалывалась на полях России, фюрера и его генералов начинало охватывать беспокойство, и их мысли все чаще и чаще стали возвращаться к «чудо-оружию», способному разом изменить весь ход войны. Но, увы, к лихорадочным попыткам создать «чудо-оружие» оказались в полной мере применимыми слова, которыми начальник германского генерального штаба Ф. Гальдер в январе 1942 г. характеризовал положение на Восточном фронте: «Штопка дыр! Ожидать успеха не следует» [11].
Вообще проблема стратегического планирования, предполагающего целесообразность выполнения этапов процесса в естественном порядке, применительно к процессам развития национальной экономики остается хронической.
Так еще в 2017 г. тогдашний министр по делам открытого правительства Михаил Абызов заявил: «Я ничего не понимаю: в чем у правительства России экономическая повестка до 2025 года?» [8].
В этот же период в работе [28] отмечалось: «В то время как ведущих странах мира (например, в США, Китае, ФРГ и др.) полным ходом идут разработки стратегий развития экономики, вплоть до футуристических, рассчитанных на период до 100 лет, и направленных на обеспечение блага для будущих поколений, посыл МЭР об отказе от стратегий экономического развития как таковых, заменяя их "живыми документами", рассчитанными на короткий срок реализации, выглядит откровенно конъюнктурно».
В 2020 г. эксперт Д. Дризе, характеризуя планы правительства по восстановлению национальной экономики, описал их как «практику затыкания дыр вместо четкой стратегии» [1].
Вообще сам факт того, что почти спустя год после выхода Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [29] правительство так и не представило «Стратегию-2030», свидетельствует о том, что выполнения этапов процесса в естественном порядке, согласно технологиям реинжиниринга [32], поскольку эти этапы просто напросто не прописаны.
Обсуждение результатов и выводы
В целом анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» как инструмента обеспечения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации показывает, что он сродни врачебной заповеди «не навреди».
В данном случае это означает, что любое проявление конъюнктурщины с целью демонстрации сиюминутного эффекта в конкретный («нужный») момент времени не просто нарушает естественный ход событий, но и выбивает значительную часть ресурсов из осуществляемых стратегически значимых процессов развития, либо отодвигая сроки достижения желаемых результатов (в лучшем случае), либо делая достижение этого желаемого результата невозможным в худшем случае.
Реализация технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» не требует вложения каких-либо ресурсов. Это чисто управленческий аспект, связанный с необходимостью правильной организации и контроля бизнес-процессов.
Разумеется, технологию реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» эффективно использовать не автономно, а в комплексе составляющих переосмысления бизнес-процессов реинжиниринга.
1. «Vmesto chetkoy strategii — praktika zatykaniya dyr». https://www.kommersant.ru/doc/4502786
2. United Nations Development Programme: Life Expectancy Index 2020. https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index#russia
3. Agarev A.F. Tragicheskaya avantyura: Sel'skoe hozyaystvo Ryazanskoy oblasti 1950—1960 gg.: A. N. Larionov, N. S. Hruschev i dr.: Dokumenty, sobytiya, fakty. — Ryazan': Russkoe slovo (Ryazobltipografiya), 2005. − 192 s.
4. Blinov A.O., Rudakova O.S., Zaharov V.Ya., Zaharov I.V. Reinzhiniring biznes-processov; Yuniti-Dana. − Moskva, 2010. − 344 c.
5. VShE: Rossiyu zhdut 15 let beznadezhnoy stagnacii. https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii
6. Gerasimov, B.N. Reinzhiniring processov organizacii [Tekst]: monografiya / B. N. Gerasimov. − Moskva: Vuzovskiy uchebnik: Infra-M, 2017. – 255 s.
7. Zhelezko B. Reinzhiniring biznes - processov / B. Zhelezko, T. Ermakova, L. Volod'ko. – Minsk: Knizhnyy dom, 2006. − 216 c.
8. Komrakov A. Pravitel'stvo otkazyvaetsya ot strategii ekonomicheskogo razvitiya. // http://www.ng.ru/economics/2017-04-24/1_6980_strategia.html
9. Kutelev P.V. Tehnologiya reinzhiniringa biznesa / P.V. Kutelev, I.V. Mishurova. − Moskva: MarT, 2003. − 175 c.
10. Medynskiy V.G. Reinzhiniring innovacionnogo predprinimatel'stva: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / V.G. Medynskiy, S.V. Il'demenov. − Moskva: YuNITI, 1999. − 413 s.
11. Milin S. MERTVOROZhDENNYE MONSTRY. // http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1974/2/mertvorojdennye.html
12. Ogoleva L.N. Reinzhiniring proizvodstva: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / L.N. Ogoleva, E.V. Chernecova, V.M. Radikovskiy; Finansovaya akad. pri Pravitel'stve Ros. Federacii. − Moskva: Knorus, 2005 (Tver. poligr. komb. det. lit.). − 303 s.
13. Oreshkin poobeschal "zhivoy dokument" po uskoreniyu ekonomicheskogo rosta v RF. http://www.finmarket.ru/main/article/4514131
14. Petuhov V.I. Problemy reinzhiniringa rossiyskih predpriyatiy [Elektronnyy resurs]: monografiya / V. I. Petuhov. − Moskva-Berlin: Direkt-Media, 2014. − 59 s.
15. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii
16. Pravitel'stvo gotovit novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
17. Abdikeev N.M. Reinzhiniring biznes-processov: poln. kurs MVA: uchebnik /. − Moskva: Eksmo, 2005 (OAO Mozhayskiy poligr. komb.). – 591 s.
18. Reytingi stran i regionov. https://gtmarket.ru/research/country-rankings
19. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.
20. Tebekin A.V. Ocenka kachestva vzaimosvyazi sostavlyayuschih triady upravleniya social'no-ekonomicheskimi sistemami "cel'-izmerimost'- prakticheskaya realizaciya". // Teoreticheskaya ekonomika. − 2020. − № 7 (67). − S. 11−21.
21. Tebekin A.V. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki na period do 2030-go goda. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 45-50.
22. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta [Tekst]: uchebnik / A. V. Tebekin. − Moskva: KNORUS, 2016. - 695 s.
23. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Analiz tehnologii reinzhiniringa biznes-processov «celesoobraznoe ob'edineniya neskol'kih rabot v odnu» kak instrumenta vyvoda iz krizisa nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − №3.
24. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Scenariy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya ekonomiki Rossii na osnove reinzhiniringovogo podhoda. V sbornike: Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otv. redaktor A.V. Olifirov. Simferopol'. − 2021. − S. 75-80.
25. Tebekin A.V., Petrov V.S., Taburchak A.P. Realizaciya principa izmereniya truda sistemy F. Teylora v sovremennoy sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva. // Ekonomicheskiy vektor. − 2020. − № 2 (21). − S. 5-11.
26. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Analiz perspektiv sozdaniya novogo industrial'nogo obschestva vtorogo pokoleniya v Rossii v sovremennyh usloviyah. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 2. − S. 3-14.
27. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. − 2020. − № 49. − S. 85−100.
28. Tebekin. O napravleniyah razvitiya nacional'noy ekonomiki // Marketing i logistika. – 2017. – №4 (12). – S. 60-90.
29. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
30. Utkin E.A. Biznes-reinzhiniring. − Moskva: Associaciya avtorov i izdateley «TANDEM». Izdatel'stvo EKMOS, 1998. − 224 s.
31. Filip Kotler, Roland Berger, Nil's Bikhoff. Strategicheskiy menedzhment po Kotleru. Luchshie priemy i metody. − Moskva: Al'pina Pablisher, 2012. − 144 s.
32. Hammer Maykl, Champi Dzheyms Reinzhiniring korporacii. Manifest revolyucii v biznese; Mann, Ivanov i Ferber. − Moskva, 2011. − 288 c.
33. Hozikov V.I. Raketnye bogi Kremlya: [dognat' i peregnat' Ameriku] / Vladimir Hozikov. − Moskva: Yauza: Eksmo, 2004. − 318 s.
34. Cheremnyh O.S., Cheremnyh S.V. Strategicheskiy korporativnyy reinzhiniring: processno-stoimostnoy podhod k upravleniyu biznesom. – Moskva: Finansy i statistika. 2009. − 736 c.
35. Sheer, Avgust-Vil'gel'm Modelirovanie biznes-processov; M.: Serebryanye niti. − Moskva, 2014. − 219 c.