employee
Osh, Kyrgyzstan
student
Osh, Kyrgyzstan
student
Osh, Kyrgyzstan
This article examines the degree of application of information and computer technologies in the management of educational activities of schoolchildren, studies the forms and methods of assessing and controlling knowledge when studying new material through information and computer technologies.
information and computer technologies, education, activity, appraisal activity, cognitive activity
Введение
В настоящее время наблюдается стремительный рост объема учебной информации. С появлением новых технических устройств во всех сферах образования возник вопрос: как пересмотреть методику преподавания с использованием новых информационно-компьютерных технологий? В рамках этих изменений Министерство образования и науки Кыргызской Республики организовывает различные тренинги и проекты для учителей по работе с операционными системами. В школы внедрены электронные журналы и дневники, которые позволяют отслеживать успеваемость учеников, смотреть их оценки и посещаемость родителям, которые находятся за рубежом [6; 7]. Компьютерные устройства позволяют человеку справляться с заданием намного быстрее и качественнее, при этом затрачивая минимум сил и энергии.
Обсуждение
Учебные организации начали оснащать классы компьютерными технологиями, отказываясь от старых методов, переходят на инновационные методы, требуемые сегодняшним днем. Уроки с использованием информационно-компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными. При подготовке к урокам нет необходимости рисовать кластеры, иллюстрации и приносить огромное количество учебников для наглядности, как в традиционных формах, а наоборот можно найти различные медиаматериалы, которые оснащены всеми необходимыми материалами в одной флеш-карте и доступны для каждого ученика. Уроки с применением ИКТ актуальны во всех классах и ступенях обучения, что позволяет применять больше иллюстративного материала, вовлекая не только зрение, но и слух, эмоции и воображение при активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные технологии сегодня охватывают все сферы нашей жизни. Поток информации в современном обществе настолько огромен, что процесс обработки и использования информации не обходится без помощи ИКТ, которые предполагают совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Применение новых информационно-компьютерных технологий в учебном процессе позволит направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Исходя из этого, понимание роли использования ИКТ в образовательном процессе имеет центральное значение. В работах авторов А.Н. Антипова, С.И. Квашнина, С.О. Новикова [1], А.О. Келдибековой, Т.А. Золотаревой [5; 6; 7], А.Л. Королева [8], Т.В. Никитаева [9] и др. внедрение на разных уровнях обучения, информационно-коммуникационных технологий рассматривается как короткий путь к улучшению образования [9].
Использование проектной деятельности, стратегий личностно-ориентированного обучения [2; 3; 4; 11], информационно-компьютерных технологий (ИКТ) [5; 6; 7], разноуровневого и проблемного обучения помогают активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Одним из основных составляющих процесса обучения является контроль усвоения знаний обучающимися. Он демонстрирует, насколько прочно усвоены знания, как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в управление образовательным процессом. Оценка – это сопоставление знаний, умений и навыков с теми представленными критериями в учебной программе общеобразовательного учреждения. Информационные технологии позволяют оптимизировать процесс обучения, увеличивая насыщенность образовательного процесса, а также на данный момент играют роль помощника на всех этапах обучения [8], тем самым являясь неотъемлемой частью функции контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, как одной из важнейших управленческих функций образования.
В современном мире учителю нужно соответствовать требованиям, которые выдвигает информационное общество. Учителя лучше изучают информационно-компьютерные технологии для того чтобы их применять на уроках с использованием интерактивных, новых инновационных методов. Учителю необходимо подбирать, внимательно изучать возможности новых учебных программ перед разработкой уроков. В настоящее время трудно представить уроки, которые проходят без применения новых информационно-компьютерных технологий. Использование данных технологий оказало большое влияние на учеников, давая им создать свое пространство и самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Уроки с использованием информационно-компьютерных технологий стали сильным толчком в развитии личности учащихся. Подобные уроки активируют психические процессы учащихся: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, а также улучшает познавательную деятельность каждого учащегося. Учителю необходимо постоянно улучшать свои навыки в разработке уроков, используя новые и нетрадиционные формы обучения с использованием различной техники: презентации, различные мультимедийные материалы и др. Применение ИКТ можно практиковать на всех этапах всех видов уроков, как:
− инструмент актуализации знаний;
− опора при изложении нового или повторения изученного материала;
− смена и разнообразие традиционных методов;
− дистанционная проверка домашнего задания;
− совместная деятельность учащихся во внеурочное время.
Современная школа требует организации такого учебного процесса, который побуждал бы каждого ученика к самоанализу своей деятельности, основываясь на принятых критериях, побуждал к поиску решения проблемы, а также формировал собственную позицию. Практика показывает, что эффективным средством служат элементы ИКТ [10].
Как было отмечено выше, к значимым элементам процесса обучения относится контроль знаний и умений учеников. Эффективность учебной работы полностью зависит от того, как выстроен процесс обучения, какие поставлены задачи и какие цели преследует. Поэтапный переход от традиционных форм обучения контроля и оценивания знаний к применению ИКТ соответствует современному обществу и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
Главной задачей учителя на этапе проверки и оценки достижений обучающихся является проверка и оценка именно знаний и умений учеников. Часто оценка носит субъективный характер. Помочь преодолеть эту субъективность могут средства информационно-компьютерных технологий.
Использование информационных технологий для организации мониторинга результатов обучения школьников предполагает минимальную трату времени и сил педагога на получение необходимой информации, на проведение постоянного контроля в течение всего периода обучения.
Автоматизированный контроль знаний позволяет решать многие проблемы: работать практически с любым количеством обучаемых, проводить различные виды контроля знаний, быстро анализировать результаты контроля, контролировать качество обучения и повышать объективность контроля знаний [1].
Особое внимание необходимо обратить на реализацию комплексного и систематического использования ИКТ на контрольно-проверочных этапах урока для вовлечения обучающихся в активный образовательный процесс [3; 4]. Оттого, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы.
Современные информационные и коммуникационные технологии повышают эффективность освоения использованного материала. Значимой проблемой считается развитие контрольно-оценивающей самостоятельности учащихся. Результатом освоения данных действий является развитие таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность и ответственность [2].
При проведении разноуровневой проверочной работы с использованием ИКТ, интерактивной доски [5], конструктора, теста также формируется контрольно-оценочная самостоятельность школьников.
Классные руководители и учителя-предметники в конце каждой учебной четверти готовят электронные отчёты по результатам успеваемости. Работа в электронном формате позволяет на автоматизированном уровне проводить мониторинговые исследования по качеству обучения учащихся. Проведение таких мероприятий, как педагогические совещания, родительские собрания, заседания методических объединений учителей на сегодняшний день немыслимо без использования информационных технологий – это персональные компьютеры, при помощи которых реализуются схемы, графики, диаграммы, сводные таблицы, презентации.
Всё вышесказанное доказывает, что информационно-компьютерные технологии составляют неотъемлемую часть управленческой деятельности, являющаяся эффективная методика управления, которая может перевести образовательное учреждение на качественно новый уровень.
Выводы
Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся. Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении является сложным и многогранным, но главной фигурой в процессе обучения остается учитель, а информационные технологии обучения играют роль надежного и незаменимого, в целом ряде случаев, помощника. Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет обеспечить подготовку учеников к последующим ступеням образования, развивает способность учащегося к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде, как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.
1. Antipova A.N., Kvashnina S.I., Novikova S.O. Ocenka kachestvennyh pokazateley testovyh materialov s cel'yu povysheniya effektivnosti kontrolya znaniy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. − 2008. − №4. − S. 57-59.
2. Keldibekova A.O. Rol' informacionnyh tehnologiy v upravlenii processom organizacii matematicheskih olimpiad shkol'nikov // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. − 2018. − № 5 (71). − S. 176-179.
3. Keldibekova A.O., Zakirov I.U., Zhakypova Zh.A. Vliyanie internet-resursov na formirovanie pozitivnogo opyta uchastiya shkol'nikov v intellektual'nyh sorevnovaniyah//Mir pedagogiki i psihologii. − 2019. − № 1 (30). − S. 65-76.
4. Keldibekova A.O., Zakirov I.U., Fazilov R.R. Iz opyta raboty: upravlenie uspevaemost'yu uchenikov//Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. − 2019. − № 7-1. − S. 47-52.
5. Keldibekova A.O., Zolotareva T.A. Ispol'zovanie interaktivnoy doski v processe podgotovki shkol'nikov k matematicheskim olimpiadam//Voprosy pedagogiki. − 2018. − № 4-1. − S. 102-107.
6. Keldibekova A.O., Zolotareva T.A. Osobennosti primeneniya informacionnyh tehnologiy na urokah//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. − 2017. − № 3-4 (60). − S. 50-54.
7. Keldibekova A.O., Zolotareva T.A. Osnovnye napravleniya primeneniya informacionno-komp'yuternyh tehnologiy v upravlenii obrazovatel'noy deyatel'nost'yu shkol'nikov//Voprosy pedagogiki. − 2018. − № 4-1. − S. 98-102.
8. Korolev A.L. Effektivnost' primeneniya IKT v obrazovanii // Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Materialy IX Vserossiyskoy nauchno-prakt. konferencii. Saratov:«Nauka».2017. – 222 s.
9. Nikitaeva T.V. Aktual'nye problemy estestvenno-tehnologicheskogo obrazovaniya/Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2019. − S. 239-242.
10. Chochueva G.B. Tradicii iinnovacii v sisteme obrazovaniya // Sbornik nauchnyh statey. Karachaevsk, 2019. − S. 325-330.
11. Yakovlev S.V. T'yutor i vospitannik: pedagogicheskoe vzaimodeystvie sistem cennostey. Monografiya. − Moskva, 2017. Ser. Nauchnaya mysl' (Izd. 2-e, ispr. i dop.).