ISSUES OF THE STRATEGY OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the applied aspects of the strategy of anti-corruption activities in the system of measures to ensure the economic security of the state. The key measures to ensure the economic security of the state and economic entities, business structures are studied, and the emphasis is placed on the research and development of the financial strategy of companies in the context of the strategy of anti-corruption activities in the system of measures to ensure the economic security of the state.

Keywords:
anti-corruption policy, anti-corruption strategy, economic security, corruption, economic relations, financial strategy companies, financial resources
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основными принципами стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства определяются такие, как: признание коррупции одной из системных угроз экономической безопасности Российской Федерации [1, с. 45—50]; принципы данной стратегии определены действующим законодательством Российской Федерации.
Основы национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции отражены в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах. Эти документы обязывают государственные органы отчитываться о мерах по антикоррупционной деятельности и открыто обсуждать их в средствах массовой информации.
Рассматривая вопросы стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства, необходимо учитывать механизмы государственного регулирования [2, с. 6—10; 3, с. 234—238]. 
При организации мер по осуществлению стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства [4; 2; 5—9] необходимо учитывать специфику работы сотрудников, осуществляющих деятельность по борьбе с коррупцией. В этих условиях возрастает необходимость защиты госслужащих, сотрудников, конфиденциальных источников, руководителей органов внутренних дел от необоснованных действий, например путем использования административных возможностей коррумпированных сотрудников надзорных, следственных, контролирующих, судебных органов. 
Во многих случаях факторами, порождающими преступления коррупционной направленности в современной России [10, с. 74; 11, с. 47—51], являются, например, предпринимательские структуры.
Таким образом, в указанных условиях обеспечение экономической безопасности государства, решение проблем нейтрализации коррупционной, в том числе организованной преступности находится в сфере политики обеспечения безопасности страны [5, с. 334—414; 6, с. 51—55]. 
 В первую очередь необходимо актуализировать и внедрить концепцию экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства — компаний в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. В концепции необходимо предусмотреть комплекс мер, например, по недопущению фактов неучтенной реализации, в том числе путем перераспределения объемов, заявленных в качестве потерь; ужесточению контроля за движением денежных средств и недопущению фактов злоупотреблений со стороны должностных лиц компаний в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
Несмотря на наличие легального определения коррупции в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», четкого представления о круге наиболее общественно опасных коррупционных правонарушений нет. 
На основе принятых и ратифицированных Россией международных правовых актов следует определять коррупционные преступления. Мировая практика борьбы с коррупцией свидетельствует о важности установления уголовной ответственности за данное деяние [12, pp. 197—200; 13, pp. 148—151]. 
Например, большая часть осужденных за коррупционные деяния получают условные сроки наказания или штрафы, и при этом, как правило, дело доходит до абсурда, так как лица, совершившие коррупционные преступления и нанесшие собственникам многомиллионные, иногда и миллиардные ущербы, отделываются небольшими штрафами, что вызывает непонимание у населения страны и мировой общественности. 
Если в компаниях существует эффективная финансовая стратегия в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства, то это позволяет использовать имеющиеся резервы для развития, осуществлять выход на новые рынки, расширять ассортимент товаров. На основе финансовой стратегии компаний выделяются цели и задачи системы финансового управления, выбираются методы и инструменты, позволяющие планировать, организовывать и контролировать финансовые потоки.
Реализация финансовой стратегии компаний предусматривает разработку финансовых инструментов, формирование критериев оценки и направлений использования финансовых ресурсов в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
Формирование финансовой стратегии можно считать рациональным только в случае, если в компаниях используется система информационного обеспечения, поскольку достоверность информации непосредственно оказывает влияние на принятие управленческих решений. Чем более достоверной и полной информацией располагают руководители, тем больше вероятность принятия эффективного управленческого решения. Следовательно, на формирование финансовой стратегии компаний влияет различного вида финансовая информация.
Финансовая стратегия непосредственно связана с системой финансовых отношений компаний. Внутренние финансовые отношения зависят от выбранной структуры управления, а внешние связаны с масштабами деятельности, установленными деловыми отношениями во внешней среде. 
На финансовые ресурсы накладываются ограничения со стороны государства, поставщиков и партнеров по бизнесу, правила территориального функционирования, кредитная история, текущий рейтинг на финансовом рынке. Перечисленные ограничения финансовых ресурсов учитываются компаниями при разработке финансовой стратегии в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства [1, 234—237].
Как правило, в деятельности компаний разрабатываются краткосрочная и долгосрочная финансовые стратегии. Если в долгосрочной перспективе компании ставят целью управление ростом бизнеса, то в краткосрочной перспективе в основе финансовой стратегии находится управление оборотным капиталом и операционной деятельностью. Однако выбор вида финансовой стратегии компаний не позволяет получить прогнозируемый эффект, поскольку эффективная финансовая стратегия может быть реализована в случае наличия эффективной системы управления финансовыми ресурсами компаний в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
 В экономической литературе реализация финансовой стратегии компаний во многом зависит от внешних и внутренних факторов [1, с. 35—37; 14, с. 545—560; 15, с. 2701—2704]. К внешним факторам относятся законы, макроэкономическая ситуация, инфляционные колебания, конкуренция на рынке. Результатом оценки внешних условий является учет текущей ситуации на рынке и возможность дальнейшего развития компаний. 
Среди внутренних факторов, влияющих на выбор финансовой стратегии, следует отметить производственно-технические параметры компаний, выбранную организационную форму ведения бизнеса, масштабы деятельности. 
При реализации финансовой стратегии компаний используют специальный методический инструментарий, включающий финансовые инструменты для установления связи между отдельными элементами финансовой стратегии и учета возможностей компаний в области распределения и привлечения ресурсов, выполнения имеющихся обязательств и нейтрализации рисков. Разграничение направлений финансовой стратегии и выделение отдельных составляющих позволяет построить систему показателей, основанных на финансовом анализе, ключевых показателях эффективности, сбалансированных показателях.
Финансовая стратегия компаний достаточно важна для собственников бизнеса, принимающих эффективные управленческие решения в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
Управление финансовыми ресурсами компаний непосредственно связано с учетом налоговой нагрузки и налоговых рисков. Оптимизация налоговых механизмов изучается финансистами и учитывается при формировании финансовой стратегии компаний в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
При существующих видах прибыли важно выделить возможность компаний использовать инструменты для эффективного стимулирования, например, продаж, сокращения расходов при выполнении текущих операций. Активное развитие деятельности компаний на финансовых рынках предусматривает учет динамичности финансовых нововведений, возможность использования инновационных инструментов для улучшения структуры капитала. 
В свою очередь, основываясь на финансовой стратегии компаний и ее направлениях, формируется система управления рисками в рамках реализации отдельных проектов. Система управления рисками направляется на защиту стратегических рисков, нейтрализацию допущенных высшим руководством ошибок, которые негативно влияют на дальнейшее развитие деятельности компаний. Успех в управлении финансовыми рисками предусматривает разработку таких инструментов, которые позволят нейтрализовать эти риски, обеспечить финансовую защиту имеющихся ресурсов. 
Значимость финансовой стратегии в системе функционирования (развития) деятельности компаний достаточно высокая, и от ее вида зависят эффективность управления финансовыми ресурсами и нейтрализация существующих рисков осуществления их работы в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
Таким образом, нами были рассмотрены ключевые научные взгляды на определение финансовой стратегии компаний и ее сущности; описаны значимость финансовой стратегии в системе функционирования компаний, зависимость от нее эффективности управления финансовыми ресурсами и нейтрализация существующих рисков осуществления их деятельности; обозначены элементы финансовой стратегии и их влияние на финансовое состояние компаний, степень и возможности ее развития в деловой среде в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства; рассмотрены ключевые меры по обеспечению экономической безопасности государства, экономических субъектов, а также бизнес-структур в контексте стратегии антикоррупционной деятельности в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства. 
 

References

1. Alaberdiev R. R., Gaponenko F. V. The Strategic directions of economic security oil and gas complex of Russia: monograph / under the editorship V. F. Gaponenko. Moscow: First the economic publishing house, 2020. (In Russ.)

2. Gaponenko V. F., Bespalko A. A. Problems of assessing corruption as a latent complex phenomenon. Bulletin of the Academy of Economic Security, 2015, no.3. (In Russ.)

3. Gaponenko V. F., Kilyaskhanov Kh. Sh. Problems of development of the state policy of Russia on combating corruption. Business in Law. Economic and Legal Journal, 2014, no. 3. (In Russ.)

4. Bastrykin A. I. Negative effects of corruption heavier than direct damage. Kommersant, 2020. June 5. (In Russ.)

5. Goncharenko G. S. Actual problems of anti-corruption policy. Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Federal University, 2008. (In Russ.)

6. Grishko A. Ya. Corruption activity. URL: https://studref. com/520079/pravo/korruptsionnaya_deyatelnost (accessed 17.03.2021). (In Russ.)

7. Corruption in Russia: monitoring. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139 (accessed 17.03.2021). (In Russ.)

8. Latov Yu. V. Corruption in the Mirror of Public Opinion of Russians: Problems, Contradictions, Paradoxes. Journal of Institutional Studies, 2019, no. 11 (4), 040-060. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.040-060.

9. The volume of corruption in Russia 2020. URL: https://stop-ham.com/korrupcija/8710-obem-korrupcii-v-rossii-2019.html (accessed 17.03.2021). (In Russ.)

10. Bikkinin I. A. [et al.]. Modern mechanisms of combating corruption: monograph / ed. by I. A. Bikkinin. Ufa: UYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2015. (In Russ.)

11. Satarov G. A. Some tasks and problems of the sociology of corruption: materials of the scientific and practical conference. Moscow, 2003. (In Russ.)

12. Economics of Corruption / ed. by Arvind. K. Jain. 1998, Boston. Dordrecht. London.

13. Shleifer A., Vishny R. W. Corruption. The Quarterly Journal of Economics, 1993, vol. 107, 3 (August).

14. Pochitaev A. Yu., Akhmetov R. R. Three-dimensional model of financial security as a tool for the formation of financial strategy in the context of value-oriented management. Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, issue 3. (In Russ.)

15. Sokolova N. N., Egorova T. N. Financial strategy as an important component of the overall strategy of the company. Fundamental Research, 2015, no. 2, part 12. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?