, Russian Federation
, Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
The article considers the nomenclature, content and structure of tactical models of the lawful use of physical force by police officers.
police, use of physical force, conditions and factors of lawful use of force
«Полицию чаще всего связывают с имеющимся у нее снаряжением, которое позволяет ей применять силу, особенно с наручниками, полицейскими дубинками и огнестрельным оружием. Однако по большей части работа полиции не предполагает применения силы. Лишь в некоторых случаях при исполнении определенных функций возникает обоснованная необходимость применения силы либо угрозы ее применения для достижения законной цели деятельности полиции. В числе таких ситуаций — арест, предотвращение преступлений и контроль инцидентов, связанных с нарушением общественного порядка» [1, с. 131].
Основополагающие принципы правомерного применения силы должностными лицами, осуществляющими полицейские функции, впервые были сформулированы в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (англ. Code of Conduct for Law Enforcement Officials) [2]. В нем указывается, что «должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей» [2, ст. 3].
Модель применения силы и ее теоретическое применение — это концепция, которую могут понять как сотрудники полиции, так и общественность. Вся сущность модели основана на принципе, согласно которому сотрудники полиции должны применять силу, пропорциональную предполагаемой угрозе, с которой они сталкиваются, и в то же время применять такую меру силы, которая обеспечит им возможность получить и сохранить контроль. Важно понимать, что, несмотря на распространенное заблуждение, сотрудники полиции не обязаны применять «минимальное» количество силы, которое могло бы достичь их цели.
Архитектура моделей в графической или табличной формах отображает обстоятельства, условия и факторы, позволяющие соотнести характер, силу и опасность противоправного сопротивления с формой и харатером мер физического принуждения к выполнению законных требований сотрудников полиции.
Исторически разработка моделей применения полицией силы в правоохранительных организациях связана с принятием восьмым Конгрессом ООН конвенции по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» [3].
В этих моделях, как правило, в графической или табличной формах отображаются обстоятельства, условия и факторы, позволяющие соотнести характер, силу и опасность противоправного сопротивления с формой и характером мер физического принуждения к выполнению законных требований сотрудников полиции (см. рис. 1).
В ряде стран многими полицейскими департаментами эти модели приняты на законодательном уровне, применяются в судебной практике и при обучении сотрудников правоохранительных органов [4]. Эти модели служат основой для того, чтобы сотрудники полиции, администраторы, директивные органы и общественность могли интерпретировать и понимать процесс, с помощью которого сотрудник оценивает ситуацию, а затем принимает меры по обеспечению общественной и служебной безопасности.
К примеру, модель (см. рис. 2) сопровождается развитым алгоритмом анализа правомерности применения силы сотрудниками полиции и пенитенциарных учреждений США [5].
В основе моделей лежит представление об уровне ожесточенности (силы) оказываемого сотруднику полиции сопротивления. Как правило, выделяют следующие уровни [6]: пассивное повиновение — пассивное сопротивление — активное сопротивление — активная агрессия (см. табл. 1).
Нами [7] был разработан более дифференцированный перечень уровней (см. табл. 2).
В той или иной форме с этими уровнями соотносятся применяемые сотрудниками правоохранительных органов формы и средства принуждения: присутствие сотрудника полиции; разъяснение, указание или требование что-либо сделать, выполнить; физическое побуждение (понуждение) к определенному действию; силовое преодоление бездействия; применение специальных приемов физического воздействия; физическое воздействие с применением специальных средств; применение силы, оружия, могущее причинить смерть.
Рис. 1. Пример табличной и графической модели применения силы
Рис. 2. Модель применения силы сотрудниками полиции и пенитенциарных учреждений (фрагмент)
Таблица 1
Характеристика уровней силы сопротивления
Сила
сопротивления Характеристика
Активная агрессия Лицо не подчиняется требованиям сотрудника правоохранительных органов, сопротивляется его физическому принуждению и пытается нанести ему или окружающим вред
Активное сопротивление Лицо не подчиняется требованиям сотрудника правоохранительных органов, сопротивляется его физическому принуждению, но при этом не пытается нанести ему либо окружающим физический вред
Пассивное сопротивление Лицо не подчиняется требованиям сотрудника правоохранительных органов, но при этом не сопротивляется его физическому принуждению
Пассивное повиновение Лицо признает полномочия сотрудника правоохранительных органов, выполняет его устные указания и требования
Присутствие сотрудника полиции — пассивная (сама по себе) форма принуждения как представителя власти (служебная форма, специально атрибутированное автотранспортное средство передвижения: наличие специальных светотехнических приборов, окраска и т. п.), вынуждающая отказаться от противоправного поведения.
«Физическое понуждение к определенному действию не предполагает в действиях сотрудника полиции приложения существенного физического усилия или сложного действия — приема. Это прикосновение, несильные толчки, вынуждающие двигаться в определенном направлении либо, наоборот, остановиться, изменить направление движения или положение, физический контроль определенного положения, например: фиксация задержанного в определенном положении; давление ладонью на плечо, вынуждающее человека сесть; хват за плечо, понуждающий, к примеру, водителя выйти из автомобиля; сопровождение, находясь сбоку сзади с физическим контролем — хватом за плечо сзади.
Силовое преодоление бездействия — более жесткая форма физического воздействия. По своей физической сути это пересиливание, то есть в ответ на силу осуществление более сильного физического воздействия. Оно применяется в случаях пассивного неповиновения — отказа, нежелания двигаться, изменять положение, действовать, то есть в тех случаях, когда слабого физического понуждения к определенному действию оказывается недостаточно.
Таблица 2
Сила сопротивления
Сила
сопротивления Физический характер сопротивления
Вооруженное и (или) групповое нападение Угроза, сопротивление или нападение в одиночку или в составе группы с использованием оружия любой конструкции, специальных средств или предметов, веществ и механизмов, которые действительно могут причинить тяжкий вред здоровью, смерть. Попытка завладеть оружием сотрудника полиции
Активное противодействие Отталкивание. Нанесение ударов руками и ногами. Борьба во взаимном захвате
Противодействие
защищаясь Сковывание рук сотрудника полиции захватами и обхватами
Активное сопротивление Воспрепятствование попытке сотрудника полиции установить физический контакт, перемещаясь, не давая приблизиться, активно вырываясь из его рук, приседая, падая, группируясь в положении лежа, удерживаясь захватом за окружающие предметы, других людей, образуя «цепь»
Пассивное неповиновение Нежелание двигаться, изменять положение, действовать. В ответ на силовое воздействие сотрудника полиции сопротивление собственным весом и мышечным напряжением
Игнорирование Пренебрежение, отсутствие должного внимания к обращению сотрудника полиции, невыполнение его устных требований, команд, указаний
В случае активного сопротивления пропорциональным силе этого сопротивления является применение специальных приемов физического воздействия, в узком значении — боевых приемов борьбы. Это в своей основе приемы захвата и сковывания руки подозреваемого в определенных положениях. В силу умеренного болевого воздействия и (или) ограничения подвижности эти приемы физически лишают сопротивляющегося возможности действовать по своей воле и фактически физически вынуждают его подчиниться действиям сотрудника полиции.
В случае активного противодействия правонарушителя, то есть решительного наступательного воздействия на сотрудника полиции, отталкивания, вступления с сотрудником полиции в схватку, нанесения по нему ударов руками и ногами, сотрудники полиции пропорционально имеют право применять боевые приемы борьбы со специальными средствами, специальные средства ограничения подвижности.
Крайне опасным для здоровья и жизни сотрудников является вооруженное и групповое нападение на них. В этих случаях сотрудники могут применять оружие, специальные и любые подручные средства» [7].
Считается, что модели применения силы в североамериканской полиции эволюционировали из программ подготовки военной полиции армии США 1960-х годов, которые фактически были основаны на моделях применения силы, разработанных во Франции в 1940-х годах [8]. Эти ранние модели описывали линейно-поступательный процесс принятия решений, в ходе которого действия сотрудников полиции определялись прямой корреляцией с наблюдаемой категорией поведения правонарушителя (см. рис. 3, 4).
Это создавало впечатление, что сотрудники полиции должны наращивать применение силовых ответных мер в рамках взвешенного и поэтапного процесса.
Исследования и реальный опыт динамичных и непредсказуемых насильственных столкновений полицейских и правонарушителей показывают, что строгое применение ступенчатой или линейной прогрессии силы непрактично. Кроме того, многие из этих моделей были настолько сложными, что сотрудники полиции находили их трудными для понимания даже в условиях отсутствия стресса и еще более трудными для применения в условиях реальной полицейской деятельности.
Поэтому в ответ на эти опасения многие полицейские управления разработали модели второго поколения, так называемые «ситуационные» рамки. Ситуационные рамки пытались более четко учесть все объективные и субъективные факторы при применении силы. Они были шагом вперед, поскольку они фокусировались на том, как многочисленные условия и факторы, уникальные для каждого события, влияют на оценку риска применения силы.
В Канаде модели применения силы впервые начали появляться в различных ведомствах в 1980-х годах. В 1999 году Канадская ассоциация начальников полиции (CACP) одобрила инициативу по разработке национальной модели применения силы. В апреле того же года 65 экспертов и инструкторов по применению силы из Канады и Соединенных Штатов были собраны вместе для разработки такой модели. Получившаяся в результате этого национальная модель была одобрена в ноябре 2000 года CACP и стала официальной основой для подготовки полицейских и понимания применения силы сотрудниками полиции и многими учреждениями по всей Канаде (см. рис. 5).
Модель применения силы и ее теоретическое применение — это концепция, которую могут понять как сотрудники полиции, так и общественность. Вся сущность модели основана на принципе, согласно которому сотрудники полиции должны применять силу, пропорциональную предполагаемой угрозе, с которой они сталкиваются, и в то же время применять такую меру силы, которая обеспечит им возможность получить и сохранить контроль. Важно понимать, что, несмотря на распространенное заблуждение, сотрудники полиции не обязаны применять «минимальное» количество силы, которое могло бы достичь их цели.
Независимо от того, какая модель соблюдается, сотрудник полиции всегда вовлечен в непрерывное состояние оценки, планирования и действий. Подчеркивается, что этот процесс происходит с самых ранних стадий инцидента и
Рис. 5. Ситуативная модель применения силы (National (Canada) Model as it existed in 2000) [9]
родолжается до тех пор, пока ситуация не разрешится.
В этом отношении правовой нормой, используемой для определения законности применения силы, является четвертая поправка к Конституции Соединенных Штатов (Graham versus Connor, 490 U. S. 386 (1989)): разумность конкретного применения силы должна оцениваться с точки зрения разумного офицера на месте происшествия, а не с точки зрения ретроспективы. Расчет разумности должен включать в себя учет того факта, что сотрудники полиции часто вынуждены принимать мгновенные решения в обстоятельствах, которые являются напряженными, неопределенными и быстро меняющимися, — о количестве силы, необходимой в конкретной ситуации. Критерий разумности не поддается точному определению или механическому применению.
Полицейские департаменты США при определении разумности применения полицейскими соответствующего уровня силы должны оценивать каждую ситуацию в свете фактов и обстоятельств каждого конкретного случая. Эти факторы могут включать (но не ограничиваются этим) [10; 11]:
— тяжесть совершенного или подозрения в совершении правонарушения (преступления);
— степень неотвратимости (неизбежности) угрозы или сопротивления;
— возможность причинения вреда сотруднику полиции, окружающим или себе;
— риск или очевидная попытка подозреваемого скрыться с места правонарушения (преступления);
— характер действий (поведения) подозреваемого;
— количество времени и любые изменяющиеся обстоятельства, в течение которых полицейский должен был определить тип и количество силы, которые казались разумными;
— наличие иных средств и возможностей для пресечения правонарушения (преступления) и задержания подозреваемого;
— подготовка и опыт сотрудника полиции;
— наличие или возможность использования подозреваемым оружия;
— соотношение факторов — полицейский против подозреваемого: количество, возраст, физические данные, преимущество в силе, уровень квалификации, физическое и психическое состояние (травма, утомление, вменяемость, степень опьянения);
— факторы окружающей среды и (или) иные неотложные обстоятельства.
Учет совокупности этих условий и факторов самоочевидно препятствует возможности механического применения даже самых сложных моделей.
1. Osse A. Principles of police activity. Methodological manual on human rights. Amnesty International Nederland, 2006. 343 p.
2. Code of conduct for officials to maintain law and order (Code of Conduct for Law Enforcement Officials). International protection of the rights and freedoms of man: a collection of documents. Moscow, 1990. Pp. 319—325.
3. Basic principles on the use of force and firearms officers to maintain law and order. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/firearms.shtml (accessed 31.08.2020).
4. The Use-of-Force Continuum. National Institution of Justice Statistics. 2008. August 3. URL: https://www.nij.ojp.gov/topics/articles/use-force-continuum (accessed 31.08.2020).
5. Desmedt, John C. The Use of Force Paradigm for Enforcement and Corrections. URL: https://www.pss.cc/uofm.htm (accessed 31.08.2020).
6. Use-of-Force. URL: https://www.cops.usdoj.gov/pdf/Use-of-Force.pdf (accessed 31.08.2020).
7. Kuznetsov S. V., Volkov A. N., Voronov A. I. Theoretical and methodological foundations of the organization of physical training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook / ed. by S. V. Kuznetsov. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016. 328 p. (In Russ.)
8. Bostain John. Use of Force: Are Continuums Still Necessary. FLETC Journal Fall, 2006.
9. Butler C., Hall C. Public Police Interaction and its Relation to Arrest and Use of Force By Police and Resulting Injuries to Subjects and Officers; A Description of Risk in One Major Canadian Urban City. 2007. URL: https://www.nletc.com/files/Calgary-Police-Study.pdf (accessed 31.08.2020).
10. Use of Force Tactics Directive. URL: https://www.lapd-assets.lapdonline.org/assets/pdf/UOF%20Policy%20TD%201%202017.pdf (accessed 31.08.2020).
11. Use-of-Force-Policy-2017. URL: https://www.lvmpd.com/en-us/InternalOversightConstitutionalPolicing/Documents/Use-of-Force-Policy-2017.pdf (accessed 31.08.2020).