employee from 01.01.2018 until now
g. Kazan', Kazan, Russian Federation
employee
, Russian Federation
, Russian Federation
, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS019000 Decision-Making & Problem Solving
The article analyzes the foreign experience of territorial development and its adaptation for Russian cities. The format of settlements retains sufficient attractiveness to actively and systematically develop in the future, being an integral part of the country.
small and medium-sized cities, urbanization, gigapolises, public policy, regional economy, regional economy
Уникальное положение России, которое диктует необходимость формирования национальной политики развития городов с учетом специфики каждого российского региона. Приступая к конструированию отдельных элементов государственной городской политики необходимо учитывать как положительный, так и негативный опыт других стран, дабы избежать тех подводных камней, с которыми пришлось столкнуться политикам и руководителям государственных служб при развитии своих малых и средних муниципалитетов.
Во-первых, накоплен большой опыт миграционной политики, причем как в отношении легальных, так и нелегальных мигрантов. Имеются как положительные, так и отрицательные результаты проведения такой политики, учитывая, что миграционные потоки в разных регионах мира имеют в своей основе собственную специфику и причины возникновения миграции. Люди перемещаются по экономическим, политическим, экологическим причинам, но все стремятся на новом месте жительства найти наиболее благоприятные для себя условия жизни. Как отмечалось выше, большие города предоставляют больше возможностей в поиске работы, однако, в то же время, характеризуются большей дороговизной жизни. Естественно, что часть мигрантов направляется в малые и средние города. С одной стороны, в ряде случаев, это приводитк обострению социальной обстановки: порой количество приезжих превосходит число коренных жителей города. С другой стороны, процесс депопуляции целых регионов можно не только приостановить, но и обратить вспять. К негативным последствиям перераспределения миграционных потоков относится необходимость со стороны властей уделять этому процессу внимание, выделять дефицитные кадры (сотрудники полиции, миграционных служб) и, конечно же, перечисление крупных сумм бюджетных средств. Разные страны стараются решать данную проблему, используя или накопленный мировой опыт, или свои собственные разработки. Например, Германия, только в 2015 году принявшая более миллиона беженцев из Сирии и других стран (в основном ближневосточных) построила ряд специальных пунктов временного размещения мигрантов, в основном, вблизи или внутри небольших муниципалитетов, оттеснив потоки приезжих подальше от экономических и политических центров страны. Зато из самих этих городков местное население стало уезжать, недовольное сложившейся обстановкой, нарушившей давно сформированный уклад спокойной провинциальной жизни. Справедливости ради отметим, что мигранты обеспечили немецкую экономику тысячами рабочих рук, внесли вклад в экономический рост страны. Тем не менее, стали постепенно формироваться анклавы внутри страны, в которых представителей титульной нации практически не осталось. Анклавы опасны тем, что они ставят под вопросом дальнейшее устойчивое развитие страны, формируют базис для появления криминальных группировок, дестабилизируют социальную обстановку, обостряют межнациональные и межконфессиональные конфликты. Германия в этом сложном вопросе не одинока: аналогичная обстановка сложилась во Франции, Голландии и ряде других стран, а миграционные потоки будут только нарастать в будущем (и по причине кризисных явлений в мировой экономике, и из-за многочисленных политических конфликтов, а также по причине резко обострения экологических проблем). В Соединенных Штатах, - стране, - созданной мигрантами, в крупных мегаполисах возникли целые районы по национальному признаку: наиболее известны и многочисленны Чайна-тауны и мексиканские кварталы. Подчеркнем, что миграция продолжает играть важную стимулирующую роль в экономическом развитии стран: те же США постоянно получают подпитку талантливыми и трудолюбивыми работниками. Среди мигрантов помимо малограмотных и низкоквалифицированных кадров есть специалисты высокого уровня, ученые, изобретатели. Американские университеты традиционно расположены в небольших городках, и в них работают многие преподаватели из-за рубежа. Они не только обучают студентов, вносят значительный вклад в достижения американской науки, но и поддерживают высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики. Уровень образования и культуры населения таких университетских кампусов выше, чем в мегаполисах, что позитивно сказывается и на социальной обстановке, и на культурном фоне жизни жителей. Такой опыт формирования университетских кампусов и привлечения научных кадров из-за рубежа был бы полезен и в России как в отношении «старых» наукоградов (Дубна, Протвино, Саров, Димитровград), так и в отношении недавно возникших научных центров (Сколково, Иннополис). Миграция не должна ассоциироваться только с негативными коннотациями (хотя и игнорировать их тоже нельзя), а для малых и средних городов она может стать решающим фактором для изменения существующего положения дел в направлении динамичного развития.
Вторым зарубежным опытом, который представляет интерес для российской политики развития территорий, являются программы управления моногородами. В развитых странах, - также как, - и в СССР, моногорода появились как наиболее подходящий вариант обеспечения социальной и жилой инфраструктурой стратегического предприятия и также столкнулись с проблемами в случае закрытия градообразующей компании. Например, атомная электростанция строится на определенном удалении от крупных населенных пунктов, но требует большого числа специалистов, поэтому рядом с ней возводится небольшой город с соответствующей инфраструктурой. Такой подход успешно применялся в разных точках планеты, пока аварии на АЭС в Чернобыле и Фукусиме серьезно не подорвали доверие к атомной энергетике в мире, а в ряде стран (Германия, Канада) – даже привели к закрытию некоторых работающих реакторов. В результате целые населенные пункты остались без будущего, а население, значительную часть которого составляют высококвалифицированные специалисты, оказались без работы. Мировой опыт демонстрирует два варианта развития событий: муниципалитеты стремительно становятся депрессивными районами (см. историю Детройта) или разрабатываются программы перепрофилирования деятельности городского поселения. Положительным опытом может похвастаться Германия, разработавшая собственную модель, согласно которой к каждому моногороду необходимо разрабатывать уникальную программу развития, учитывающую и экономическую составляющую (насколько перспективно дальнейшее развитие в статусе отдельного населенного пункта и не проще ли закрыть город), и технологические особенности (производственные цепочки, механизм утилизации опасных отходов производства – радиационных, химических и т.д.), и социально-политическую обстановку (кадровый состав безработных, готовность населения к перемене места работы и жительства), и другие. Отдельный интерес вызывает опыт решения проблем военных городков, учитывая, что России, - как правопреемнице Советского Союза, - досталась в наследство разветвленная военная инфраструктура, значительная часть которой в силу разных причин (сокращение в вооруженных силах, трансформация и передислокация военных подразделений, появление новых технологий) стала не нужна, а люди, проживающие в этих населенных пунктах, оказались предоставлены сами себе. В городке Аглесдорф, расположенном в Восточной Германии (территория бывшей ГДР), ранее располагалась военная часть, после закрытия которой власти страны разработали долгосрочную программу перепрофилирования территории, результатом чего стали появление телевизионного центра, киностудии, индустриального парка, а также нескольких корпусов вуза – Университета имени Гумбольда. В настоящее время в городе функционирует порядка 800 компаний, в которых работают около 15 тысяч сотрудников, а университет готовит специалистов по широкому кругу направлений подготовки, формируя так необходимый кадровый потенциал для дальнейшего развития Аглесдорфа. С нашей точки зрения, опыт Аглесдорфа должен быть тщательно изучен и как можно скорее использован в России, так как множество высококвалифицированных специалистов остались без работы в результате сокращения рядов вооруженных сил, закрытия оборонных предприятий, военных вузов, а потенциал для развития военных городков в нашей стране весьма высок. При разработке вариантов выхода из сложившейся в сфере ВПК ситуации необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующей последовательности шагов:
- изучить зарубежный опыт по моногороду со схожей специализацией (причем наряду с положительным опытом военных городков, рассмотренных выше, есть и отрицательный – в США после закрытия военных баз многие территории стали испытывать серьезные экономические проблемы или вовсе перешли в категорию депрессивных регионов);
- разработать стратегическую программу перепрофилирования города с участием как федерального центра, так и региональных властей, а также аккумулировать необходимые финансовые ресурсы на длительную перспективу. Многие отечественные программы по развитию моногородов провалились именно по причине недостаточного финансирования (так называемое «размазывание каши по тарелке» вместо концетрации денег на нескольких ключевых проектах);
- обязательное привлечение частного капитала, включая иностранные инвестиции, поскольку ресурсов государства, как финансовых, так и кадровых, управленческих, не хватит на решение такой многопрофильной проблемы. В свою очередь, это потребует разработки и проведения продуманной политики налогового льготирования, стимулирования инвестиционной деятельности и других аналогичных шагов от финансово-кредитных институтов государства.
Моногорода останутся и в будущем, поэтому выработка подобных стратегических программ позволит избежать кризисных явлений в дальнейшем, а также сохранить многие малые и средние города на карте страны.
Третьим направлением использования зарубежного опыта является развитие различных форм туристической отрасли в разных уголках мира. Опыт в туризме накоплен богатый, и у малых и средних городов в этой сфере бизнеса есть определенные преимущества. Если крупные города, мегаполисы ассоциируются или с культурными и историческими местами (Париж, Лондон, Рим), или с архитектурными и технологическими новшествами (Дубай, Сингапур, Шанхай), то малые и средние населенные пункты привлекают интерес туристов, уставших от привычных маршрутов или избегающих больших скоплений людей. Неслучайно новые отрасли туризма стали особо быстро развиваться в настоящее время (агротуризм, экотуризм, этнотуризм), что позволяет малым и средним городам найти свою нишу в бизнесе, отличающимся высочайшим уровнем конкуренции. В России у малых и средних муниципалитетов существует огромный нереализованный туристический потенциал, причем сразу по нескольким направлениям. Города центральной части России (Углич, Ладога) или Сибири (Тобольск, Енисейск) обладают богатой историей, сохранившейся аутентичной архитектурой. Аграрный туризм имеет перспективы для развития сразу во многих регионах, учитывая особенности ведения сельского хозяйства, сложившееся на данной территории (например, бортничество в Республике Башкортостан или оленеводство в регионах Крайнего Севера). Что касается этнотуризма, то в этой области Россия обладает уникальными условиями, позиционирующими нашу страну как место для разнообразного отдыха и знакомства с культурными и историческими особенностями многочисленных народов, проживающих на территории нашей Родины. Кавказские республики, северные регионы, районы бассейна Волги: каждый из субъектов Федерации может разработать собственный маршрут этнотуризма, так что одни и те же туристы могут приезжать в нашу страну, но знакомиться в разными этносами и народами, приобщаться к их культурному коду, причем совершенно не похожему друг на друга. Именно этнотуризм может стать выходом из тяжелой экономической ситуации для многих малых и средних городов, привлечь новых переселенцев, специалистов из других регионов страны и из-за рубежа. Внедрение данного проекта потребует разработки государственной программы, предусматривающей долгосрочный период реализации и главенствующей роли федерального центра, так как у малых и средних городов недостаточно ни денег, ни кадровых резервов. У Российской Федерации имеются значительные золотовалютные резервы, и инвестирование части из них в развитие туризма и, одновременно, в поддержку малых и средних городов, представляется, на наш взгляд, мерой, имеющей высокую экономическую эффективность.
Четвертым направлением использования зарубежного опыта является позиционирование малых и средних городов как привлекательных и престижных мест для проживания. Примерами выступают южные графства Великобритании, Швейцария и ряд других регионов мира. Люди предпочитают небольшие города на побережье Ла-Манша по сравнению с Лондоном, потому что большие города не всем приходятся по вкусу. Но, чтобы привлечь потенциальных жителей, подобные населенные пункты должны соответствовать ряду условий:
а). наличие развитой транспортной инфраструктуры (аэропорты, многополосные шоссе, высокоскоростной железнодорожный транспорт), позволяющей быстро и без пробок добраться до мегаполиса (того же Лондона), где располагаются и рабочие офисы, и развлекательные учреждения;
б). экологически привлекательная обстановка, предполагающая отсутствие крупных, загрязняющих производств, наличие современных очистных сооружений, а также близость природных ландшафтов: озера, реки, морское побережье, лесные массивы и другое);
в). спокойная социальная, криминогенная, этноконфессиональная обстановка;
г). близость к центрам образования и медицины, особенно для семей с детьми.
Обратной стороной жизни в таких пасторальных условиях является дороговизна недвижимости, но и тацена, которую многие готовы платить для достижения спокойной, комфортной жизни. Многие медийные личности, добившиеся успеха в бизнесе, спорте или шоу-бизнесе, проживают в городках южных графств Англии, на Лазурном побережье Франции или в горных деревушках Швейцарии и Австрии. Для российских малых и средних городов такое направление развития также возможно, но в краткосрочном периоде наилучшими перспективами обладает Подмосковье, располагающееся вблизи столицы, где сконцентрированы основные финансовые потоки страны. Однако, чтобы достичь уровня английских или швейцарских городов, даже подмосковным муниципалитетам предстоит пройти долгий и сложный путь, организуя перестройку городской инфраструктуры, формируя жилой фонд, отвечающий самым современным строительным нормам, а также решить ряд социальных и экологических проблем. В более отдаленной перспективе аналогичные возможности создания престижных центров проживания будут появляться в других регионах страны (например, Урал или Русский Север), но для этого необходимо кардинально переформатировать транспортную сеть, опираясь на современные технологии в этой области, включая сверхзвуковую авиацию и беспилотные аппараты.
Проведенный анализ тенденций развития малых и средних городов показывает, что данный формат населенных пунктов сохраняет достаточную привлекательность, чтобы в будущем активно и планомерно развиваться, будучи составной частью страны. Тем не менее, для определенной категории таких городов современные тенденции не сулят ничего хорошего: они будут дрейфовать (быстро или медленно) в направлении депрессивных регионов. Если одна часть малых и средних муниципалитетов получает новые возможности для развития, то другая часть может попросту исчезнуть с карты страны. Необходима продуманная и последовательная государственная политика городского развития, - комплексно, а не выборочно, поддерживающая территории, что позволяет раскрыть потенциал малых и средних населенных пунктов, в то же время не ущемляя интересы мегаполисов. К сожалению, в настоящее время бюджетные средства выделяются в недостаточных объемах, а политика характеризуется противоречивостью и затрагивает или отдельные муниципалитеты, или же конкретные аспекты их функционирования. Дальнейшее игнорирование малых и средних городов чревато не только усилением тенденции их депопуляции, но и обострением социальных проблем, а также ослаблением национальной обороны страны. При разработке государственной политики в отношении малых и средних городов обязательно нужно принимать во внимание не только экономические аспекты, как это происходит сейчас (в приоритете находится принцип рентабельности инвестиций), но и учитывать социальные, конфессиональные, культурные факторы. По аналогии с культурой, где жизненно необходимо сохранить разнообразие культурного кода как условия существования единой России. В отношении малых и средних городов разнообразие форматов организации населенных пунктов позволит быть готовыми к изменениям во внешних социально-экономических условиях. Вероятно, что полностью сохранить количество малых и средних городов в нашей стране не удастся. Возможно, это и не нужно (условия жизни в некоторых регионах России весьма суровые), однако для большинства таких муниципалитетов должны быть созданы условия, при которых они не только смогут присутствовать на географической карте, но и сами станут драйверами экономического роста, выступив в качестве привлекательного места жительства, работы, отдыха для россиян и иностранцев.
1. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. Znachenie sfery obrazovaniya v processe sohraneniya suvereniteta gosudarstva// Filosofiya obrazovaniya, 2016. - №2. – S.84-91
2. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva// Pedagogicheskiy professionalizm v obrazovanii // Sbornik nauchnyh trudov XII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (Novosibirsk, 18-19 fevralya 2016 g.). - Novosibirsk: izd-vo NGPU, 2016. – Chast' 2. – S.19-28
3. Gusev V.V. Monoprofil'nye poseleniya (monogoroda): zarubezhnyy opyt resheniya social'nyh problem. – www.cyberleninka.ru/article/v/monoprofilnye-poseleniya-monogoroda-zarubezhnyy-opyt-resheniya-sotsialnyh-problem
4. Ignat'ev V.G. Strukturno-investicionnye tipy regionov i osobennosti regional'noy ekonomicheskoy dinamiki// dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Kazanskiy gosudarstvennyy tehnologicheskiy universitet. Kazan', 2005 – 233 s.
5. Shamsutdinova M.R. Analiz investicionnogo klimata municipal'nogo obrazovaniya// Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2011. № 39 (81). S. 26-31.
6. Shamsutdinova M.R. Investicionnyy potencial municipal'nyh obrazovaniy// Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2012. № 10 (100). S. 34-38.
7. www.all-populations.com/ru/list-of-countries-by-population.html
8. www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php
9. www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/Popul2019.xls
10. www.moneymakerfactory.ru/spravochnik/monogorod/
11. www.newizv.ru/article/general/01-12-2017/po-gnetom-aglomeratsiy-vyzhivut-li-malye-goroda-v-buduschey-rossii
12. www.udochkin.ru/pubs/spisok-udalennyix-i-trudnodostupnyix-regionov-rf.html
13. www.unotices.com/page-answer.php?id=41058
14. www.7days.us/problemy-ozhivayushhego-detrojta