Moskva, Moscow, Russian Federation
The student family is considered as an object of socio-pedagogical research. The brief results of the study «Students' values: family and marriage» are presented. The problems of the modern student family are revealed. The main directions of development and the necessary measures of social, psychological and pedagogical support for the student family are determined.
family, student family, student family problems, student family support
Студенческая семья – особый тип современной молодой семьи. За время обучения в вузе происходит наибольшее число заключаемых молодыми людьми браков. Неслучайно именно в студенческой семье сконцентрирован репродуктивный потенциал российского общества.
В современном мире студенческие семьи получают широкое распространение. Проблемой является недостаточное изучение студенческих семей и отсутствие рекомендаций по их сопровождению: возможные формы и методы социальной и психолого-педагогической поддержки студенческих семей, сохранение семьи как ячейки общества.
Если принимать во внимание политику государства, которая много сил и денег отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, исследования студенческой семьи представляет огромный интерес, так как студенты как раз таки находятся в благоприятном и оптимальном возрасте для создания семьи и воспроизведении потомства. Кроме того, студенчество является большой группой населения. В настоящее время в России более девяти миллионов студентов, что составляет 6% населения [4].
Создание семьи дает возможность студентам удовлетворять целый ряд жизненно важных и необходимых потребностей: в любви, комфорте, интеллектуальном общении и отдыхе со своим избранником.
Проблеме студенческой семьи посвящали свои труды такие авторы, как Т.А. Гурко, А.М. Караева, И.П. Лотова, Т.К. Ростовская, А.К. Сафарова, А.В. Тодожекова, Л.В. Топчий и ряд других исследователей.
Следует заключить, что студенческая семья – достаточно сложный и ещё малоизученный объект исследований. Остаются недостаточно разработанными характеристики и проблемы современной студенческой семьи, а также вопросы минимизации трудностей молодой семьи и оптимизации ее внутренних ресурсов в разрешении различных проблем внутри семьи [1].
Сегодня существуют различные мнения на счет изучения проблем студенческой молодежи. Так одни исследователи перестали изучать студенческую семью, считая, что студенты, официально оформившие отношения, переводятся на вечернее или заочное отделение. Другие же полагают, что, несмотря на сокращение студенческих семей, нужно продолжать исследовать эту категорию и искать оптимальные решения их проблем, так как они наше будущее. Последние – делают акцент на исследованиях и изучении новых форм и видов гражданского брака в студенческой семье [7].
Одним из важных и приоритетных направлений государственной демографической политики в современном мире является поддержка молодой семьи, которая справедливо считается важным социальным институтом.
Семья – это основа общества, она выполняет ряд важнейших функций, важных для успешного функционирования социума в целом. Различные исследователи делают акцент на разных аспектах и подсистемах в семье: супружеская, детско-родительская, родительская, личностная. Семью также можно рассматривать как на макро-, так и на микроуровне.
Семья за свое существование проходит ряд этапов жизненного цикла семьи, одним из которых является этап молодой семьи. Как раз таки зачастую именно в студенческие годы заключаются браки, и студенты впервые становятся молодыми родителями. Молодежь по-разному относится к созданию семьи, а их представление о семье формируется под воздействием ценностей, транслирующих их ближайшим окружением. Это доказывает тот факт, что по статистике большинство семейных пар воспитывалось в полных семьях, с братьями и сестрами, и их воспитание производилось в полной мере, что повлияло на дальнейшие установки для создания своей собственной семьи.
Несмотря на то, что в последние десятилетия студенческих семей гораздо меньше, студенчество как категория населения продолжает составлять огромную часть общества. Одной из сложностей является то, что нет единого определения студенческой семьи, но чаще всего под определение студенческой семьи попадают пары, где хотя бы один из супругов студент. Дискуссии ведутся и по поводу успешности заключения брака в студенческие годы, так как помимо общих целей, интересов и круга общения, в силу возраста и своеобразного социально положения отмечается неготовность к семейной жизни и неспособность решить все возникающие проблемы. Проблемы студенческой семьи всегда рассматриваются по двум траекториям: через проблемы молодежи и через проблемы молодых семей.
Студенческие семьи – это действительно особая категория населения, поскольку данная категория одновременно испытывает проблемы разных и близких слабо защищенных групп: молодёжи, студенческой молодёжи и, соответственно, молодой семьи [4].
Молодежь – будущее всякого государства, общества. Исследуя детально проблемы молодого поколения, можно сделать закономерно проистекающие выводы о современном развитии общества и о тенденциях дальнейшего развития.
Для того чтобы выяснить, с какими проблемами студенты сталкиваются в ВУЗе, было проведено исследование «Ценности студентов: семья и брак» по методике Наумовой Ю.М. [2; 3], в котором приняли участие как официально зарегистрированные, так и проживающие без оформления брака обучающиеся в РУДН, АСОУ и МПГУ.
Перед проведением исследования был разработан интервью-гайд, который включал в себя следующие блоки:
1. Социально-демографические данные.
2. Жизненные ценности.
3. Взаимоотношения с другом / супругом.
4. Домашние обязанности.
5. Финансы.
6. Отношения с родными.
7. Семья и учеба.
8. Дети и учеба.
По каждой теме блока задавался открытый вопрос, чтобы дать возможность респонденту самому описать свои проблемы и недовольства и избежать поверхностных ответов, а также не отсеять побочную информацию, которая может оказаться полезной и интересной. Затем уже этот же вопрос был сформулирован как закрытый или полузакрытый, содержащий в себе наводящие ответы-подсказки, составленные с опорой на ранее проведенные исследования, имеющуюся статистику и т.д.
В связи с тем, что интервью обычно относится к качественному методу исследования, оно было сфокусировано на малых выборках. Объясняется этот факт тем, что происходит отбор информационно богатых и отличающихся друг от друга случаев для дальнейшего детального их изучения. Такое изучение необходимо для всестороннего понимания проблемы (не для статистической генерализации).
Выборка формировалась методом снежного кома через личные контакты (друзья, знакомые, знакомые знакомых предыдущего респондента) и социальные сети. Данный метод был выбран в связи с тем, что нужно было найти труднодоступную группу респондентов. Интервью были прекращены после теоретического насыщения.
Беседа проходила в формате 50-минутного интервью, при личной встрече один на один на территории университета (кафе, здание университета, общежитие). Информация регистрировалась по ходу беседы с помощью записи в опросном листе.
На основе информации, которую предоставили студенты в своих интервью, в целом проблемы студенческой семьи можно разделить на две группы. К первой относятся общесоциологические: экономически-политическая ситуация в стране, возможность получения образования, профессии, воспитания, реализации себя в этом мире. Вторая группа проблем уже описывает специфические проблемы молодой студенческой семьи: определение студенческой семьи, их адаптация в семье, положение в обществе, конфликты.
Таким образом, студенческие семьи переживают проблемы, которые свойственны молодежи, студенческой молодёжи и молодой семье. К данным проблемам относятся финансовые проблемы, жилищные, проблемы трудоустройства, проблемы «отцов и детей», психологические, совмещения ролей, рождения ребенка. В зависимости от внутренних и внешних ресурсов студенческие семьи можно разделить на следующие три типа: благополучные, группы риска, неблагополучные. Во избежание негативных последствий студенческой семье действительно необходима социальная и психолого-педагогическая поддержка, поскольку всякая трудная жизненная ситуация рано или поздно может привести к ее распаду.
Одной из трудностей развития студенческой семьи является то, что на федеральном уровне студенческая семья не выделяется как особая категория семьи, соответственно специфика проблем семейных пар на этом уровне не рассматривается [6].
Одной из немаловажных мер государственной политики России, направленной на поддержку молодых семей в современном мире, справедливо может считаться реализация программы «Молодая семья», целью которой является улучшение жилищных условий молодых семей, закрепление и усиление их позиций в финансовом плане [8]. Поэтому на федеральном уровне необходимо разработать похожую программу, в рамках которой будут рассматриваться вопросы, связанные с государственной поддержкой студенческих семей.
Особое место во всей системе поддержки студенческой семьи должно отводиться формированию и реализации в образовательных организациях современной модели грамотно выстроенного социального и психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи, при этом модель сопровождения должна быть реализована непременно на системной основе, носить комплексный характер.
Подводя итоги, можно сказать, что молодые студенческие семьи – это уникальные ячейки общества, образованные в непростых условиях, обладающие большой прочностью и сплоченностью. Но, как и во всех семьях, у студенческих пар имеется ряд своих трудностей и особенностей.
Принимая во внимания специфические особенности студенческой семьи, следует подчеркнуть, что в российской семейной политике наблюдается отсутствие такой социальной категории, как студенчество, которая могла бы учитывать определенные потребности супружеской студенческой пары. Государственная семейная политика, включая политику в отношении студенческой семьи, а также меры по улучшению ситуации студенческой семьи на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и на уровне образовательных организаций высшего образования) не являются достаточными и требуют дальнейшей разработки.
1. Lotova I.P. Studencheskaya sem'ya: sovremennyy portret, harakteristika osnovnyh problem i puti razresheniya [Tekst] / I.P. Lotova // Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sociologicheskie nauki. – 2017. – № 3. – S. 129-134.
2. Naumova Yu.M. Obzor teoretiko-metodologicheskih osnov izucheniya sovremennoy sem'i [Tekst] / Yu.M. Naumova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Cheboksry: NOChU DPO «Ekspertno-metodicheskiy centr», 2019. – S. 315-323.
3. Nechaev M.P. Studencheskaya sem'ya: problemy i podderzhka [Tekst] / M.P. Nechaev. – Social'naya pedagogika v Rossii. – 2021. – № 2. – S. 21-27.
4. Nechaeva N.Yu. Specifika i problemy studencheskoy sem'i v sovremennom rossiyskom obschestve [Tekst] / N.Yu. Nechaeva // Chelovek v mire. Mir v cheloveke: aktual'nye problemy filosofii, sociologii, politologii i psihologii. Materialy XVII Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. – Perm': Permskiy gosudarstvennyy nacional'nyy issledovatel'skiy universitet, Lyublyanskiy universitet, 2014. – S. 378-384.
5. Rostovskaya T.K. Sozdanie studencheskoy sem'i: motivaciya i zhiznennye strategii chlenov molodyh studencheskih semey [Tekst] / T.K. Rostovskaya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. – №4. – 2015. – S. 72
6. Safarova A.K., Trescheva E.S., Ermolaeva E.V. Studencheskaya sem'ya v sovremennom obschestve [Tekst] / A.K. Safarova, E.S. Trescheva, E.V. Ermolaeva // Byulleten' medicinskih internet-konferenciy. – 2018. – T. 5. – № 12. – S. 1566.
7. Topchiy, L.V. Sovremennye podhody k izucheniyu problem studencheskoy sem'i [Tekst] / L.V. Topchiy // Cennosti i interesy sovremennogo obschestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Moskva: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki, statistiki i informatiki, 2015. – S. 373-375.
8. Federal'naya programma «Molodaya sem'ya» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://molodaja-semja.ru/programma-2020 (data obrascheniya 30.06.2021).