The study is devoted to understanding the promising directions of the development of the theory and practice of education and training (education), pedagogy of the 21st century. A description of some features of using methods and techniques for analyzing and interpreting works of art, scientific and educational texts, works of famous scientists in institutions of general and professional education is presented. Special attention is paid to issues of psychological and pedagogical support for the development of interpretive activities among students of an innovative art university - FSBOU VO "Higher School of Folk Arts (Academy)" - on the example of ITPI VShNI (Academy).
Interpretation, interpretive activity, innovative universities of Russia, traditional art crafts, educational process, creative activity, original and unique works of traditional art crafts (thp), experimental training, psychological and pedagogical support
Реализация педагогической наукой 20 в. прогностической функции позволила создать ресурс надёжного предвидения перспективных направлений развития теории и практики воспитания и обучения (образования), педагогики 21 в. Справедливым было предположение учёных о необходимости: формирования новых данных о человеке (Д.И. Фельдштейн, М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.); получение результатов методологических исследований природы человека, её сущности и бытия (А.Н. Новиков, М.В. Богуславский, В.В. Краевский, В.А. Лекторский, А.В. Вербицкий и др.); разработки технологий интерактивного обучения в условиях непрерывного многоуровнего образования (И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Болотов, И.Д. Чечель, В.В. Сериков, В.И. Горовая и др.); управления процессом создания инновационной структуры профессионального образования (В.Ф. Максимович, Ю.Б. Рубин, В.И. Жуков, Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов, А.И. Субетто, А. Зернов и др.).
Стратегическая значимость таких направлений для развития педагогической науки и практики очевидна. Так, востребованными стали выводы ученых, предложивших современную трактовку (интерпретацию) феноменов «обучение», «воспитание», «образование», «обучающийся» при разработке Федерального закона «Образование в Российской Федерации» (в дальнейшем – при внесении в Закон изменений и дополнений) (И.В. Бестужев – Лада, Н.Д. Никандров, В.В. Рубцов, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, А.А. Поляков и др.).
Включённые в систему условий повышения качества отечественного образования системно-деятельностный подход в образовании, как и компетентностный, оказали влияние на формулировку требований к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.И. Байденко, В.В. Волосовец и др.).
В конце 90-х годов прошлого века по-особому актуально обозначилась проблема подготовки педагогических кадров высшей научной квалификации, что создало прецедент активности соискателей учёной степени кандидатов и докторов педагогических наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Успешность решения данной проблемы отмечена представителями экспертного сообщества, предложивших во втором десятилетии 21 в. продолжить дальнейшие научные исследования, но с учётом трансформации многоуровневого образования в изменившихся социокультурных и экономических условиях, что получило отражение в Приказе Минобрнауки России от 24.02.2021 №118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. №1093» [8]. Уточним: в данном приказе содержится новая формулировка научной специальности – 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Важно обратить внимание на то, что проблемам профессионального образования посвящено продолжение исследований, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку процессов развития инновационных учреждений профессиональной подготовки (организации высшего образования, среднего профессионального образования).
Среди таких учреждений профессиональным сообществом отмечена деятельность вузов, созданных в конце прошлого или в начале нынешнего века: Российский государственный социальный университет, Высшая школа экономики, Российский новый университет, университет «Синергия», Высшая школа народных искусств (академия) и др. При известных различиях целевой профессиональной подготовки инновационных вузов очевидна общность их позиций в вопросах признания актуальной значимости разработки методологии и технологии профессионального образования, формирования интереса к современной интерпретации дидактики высшей школы (В.А. Болотов, М.В. Ларионов, В.И. Слободчиков, В.И. Аршинов, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков и др.).
Определённый вклад в научно обоснованную интерпретацию изменений отечественного профессионального образования в условиях вхождения в эпоху постиндустриального развития внесли основоположники и представители научных школ А.Г. Асмолова, Б.И. Шадрикова, И.Д. Фрумина, Я.И. Кузьминова, А.Г. Бессмертных, А.Я. Анцупова, Н.Б. Починок, В.С. Степина, Л.В. Филонова, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасовой, С.Н. Чистяковой, В.А. Леднева и др.).
В педагогической теории и практике вариативного развития учреждений высшего образования обозначен интерес к деятельности инновационного художественного вуза – ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (Л.В. Ванюшкина, Н.М. Александрова, В.Ф. Максимович, П.В. Гусева, О.В. Федотова, С.Ю. Камнева, Ю.С. Салтанова, И.И. Юдина, И.Э. Агапова, А.Ю. Бутов и др.).
Многопрофильность подготовки академией художников традиционных художественных промыслов определяет сложность ее структурирования. Пять институтов, три филиала, одно представительство объединяются миссией ВШНИ (академии), которая заключается «в сохранении и развитии традиционного прикладного искусства, соотнесенного с сущностью его конкретного вида, в консолидации филиалов и единстве образовательного пространства народных художественных промыслов – определенного пространства целостной гармоничной современной среды, в выравнивании образовательных возможностей независимо от мест традиционного бытования и регионального расположения, в многообразии художественно-стилистических традиций…» [12, с.83-84].
Деловая репутация, имидж ВШНИ (академии) довольно устойчиво сложились как в образовательном пространстве РФ, так и за ее пределами – в странах ЕС, на территории которых активно реализуются дидактические и социокультурные ресурсы выставочной деятельности через непрерывность демонстрации творческих работ студентов и преподавателей вуза, систему организации и проведения мастер-классов, отражающих особенности профессиональной деятельности художников традиционного прикладного искусства. Для примера обратимся к материалам сайта вуза, к отзывам посетителей выставки, на базе которых сформирован банк данных оценочной информации о деятельности академии: «Студенты и выпускники академии отличаются высоким профессионализмом, широчайшим кругозором, востребованы на рынке творческого труда как истинные мастера ТПИ» (inastudent.ru / образование / Высшие школы / Про образование за рубежом).
Такова позиция многих посетителей выставок, гостей и коллег, участников научно-практических конференций, форумов, что в целом отражает верную интерпретацию результатов деятельности субъектов образовательного процесса ВШНИ (академии).
Знакомство с научными трудами преподавателей и аспирантов инновационных вузов, созданных на рубеже веков, позволяет отметить особенности организации и осуществления исследовательской деятельности. При всем тематическом многообразии научной работы заметно проявляется устойчивый интерес к вопросам интерпретации изменений, происходящих в теории и практике непрерывного образования на этапе становления постнеклассической научной рациональности (Т. Клячко, А.Г. Буховец, А.М. Егорычев, А.М. Петрова, Л.В. Мардахаев, Т.И. Зворыкина, Т.М. Регент и др.).
Специфика деятельности ВШНИ (академии) влияет на усиление интереса ученых этого вуза к вопросам исследования методов анализа и интерпретации оценки качества авторского произведения (Ю.И. Уколова, Н.Н. Михайлова и др.). На базе структурного подразделения академии – Института традиционного прикладного искусства с 2016 г. осуществляется экспериментальная работа по освоению бакалаврами интерпретационной деятельностью на занятиях по дисциплинам социально-гуманитарной направленности. В систему проблемных вопросов занятий включается работа, ориентированная на понимание студентами произведений актуально значимого вида (видов) искусства, на вербализованную трактовку будущими специалистами признаков эстетической ценности оригинального художественного образа, на ориентированность выводов о признании уникальности продукта творческого труда.
Выполнение заданий по развитию интерпретационной деятельности связано с вопросами повышения уровня владения универсальными компетенциями, сформированными у студентов ещё на этапе обучения в учреждениях общего образования. Заметим, уровень владения интерпретационной деятельностью обучающимися в учреждениях общего образования определяется не только средствами текущего контроля, рубежного, но и итогового. Например, при сдаче ЕГЭ по обществознанию, литературе, физике, иностранному языку и др. Так, выпускники школ, будущие абитуриенты и студенты, при сдаче ЕГЭ выполняют составные задания на анализ и интерпретацию источника (обществознание), представляют интерпретацию эпического, микроэпического или драматического произведения (литература), интерпретируют результаты опыта (физика), обращаются к интерпретаци текста при его переводе на русский или иностранный язык и т.п.
Нельзя сбрасывать со счетов то, что в школах России внедрены научные и методические труды, учебные пособия В.Г. Маранцмана и представителей его научной школы «Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством» [6].
Многие педагоги используют методики формирования интерпретационной деятельности М.Б. Батюта («Восприятие и понимание художественных произведений»), Ю.А. Полуянова («Понимание картины через отношение к художественному образу» – методика «Впечатление»), Е.В. Таренкиной («Интерпретация научно-учебного текста») и др. [1].
Более высокий уровень владения интерпретационной деятельностью обнаруживается у студентов, имеющих опыт участия в олимпиадах различного уровня, в международных исследованиях учебной деятельности школьников (Pisa, Pirls, Timss). Такие студенты ещё в школе приобретали опыт интерпретационной деятельности через подготовку и выполнение заданий на интерпретацию и обобщение информации (Г.С. Ковалёва, Г.А. Цукерман, М.И. Кузнецова и др.).
Психолого-педагогическая поддержка повышения уровня владения студентами интерпретационной деятельностью предполагается в вузах, обеспечивающих подготовку специалистов для сферы художественной (творческой) деятельности. Например, сегодня широко практикуется изучение в вузах таких дисциплин, как «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Интерпретация произведений архитектуры», «Анализ и интерпретация разных видов искусства» (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Омск и др.) [2].
В художественных вузах распространяется практика изучения вопросов влияния вербальной интерпретации произведения искусства на его восприятие, понимание, описание, комментирование, анализ. Такой опыт используется и в ИТПИ ВШНИ (академии). При этом через процесс обучения и участия в НИРС рассматриваются вопросы освоения видов интерпретации произведений искусства, специфики интерпретационной деятельности будущих художников на занятиях по профильным дисциплинам, дисциплинам социогуманитарного и естественно-научного циклов. Такие направления работы по развитию интерпретационной деятельности получают поддержку при изучении педагогики, методики преподавания специальных дисциплин, основ научно-исследовательской деятельности в области ТПИ, на практике по овладению основами научно-исследовательской работы. Так, индивидуальные задания по интерпретации текстов статей, размещённых в журнале «Традиционное прикладное искусство и образование», выполняются студентами в период практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, включая научно-исследовательскую работу. Интерпретация научной статьи включается в аннотации, отзывы, рецензии (по методике И.А. Шаповаловой) [14;15].
Трансформация содержательных характеристик феномена «интерпретация» под влиянием специфики произведений искусства, в том числе традиционных художественных промыслов, открывает возможности обнаруживать, выявлять через интерпретацию способы их жизни в сфере культуры, возможности «позволить произведению искусства заговорить», а его автору – «рассказать» , зрителю – «пересказать» (Ю. Лотман), представляя в вербализованном виде понимание замысла, личностного раскодирования (расшифровки) традиции и новации авторского воплощения художественного образа, профессионального использования технологий конкретного вида, стиля ТХП [10].
Понимание термина «интерпретация» согласуется с классическим его объяснением в трудах Поля Рикера, утверждающего, что интерпретация отражает работу мышления, «которая состоит в расшифровке смысла». Связанная с историчностью традиций, интерпретация «поддерживает и обновляет традиции» [9, с.73]. По утверждению П. Рикера, «интерпретация имеет свою историю», «эта история является составной частью самой традиции» [9, с. 38]. Обращаясь к анализу действий зрителей, связанных с интерпретацией явлений искусства, П. Рикер приходит к выводам, актуально значимым для профессиональной подготовки художников ТПИ: «Мы интерпретируем не просто так, а для того, чтобы высветить, продлить и тем самым поддержать жизнь традиций». Всякая традиция живет благодаря интерпретации, именно этой ценой она продлевается, т.е. остается живой традицией [9, с. 38].
С учетом целевой аудитории обучающихся (бакалавры – будущие художники ТПИ) в экспериментальной работе, направленной на психолого-педагогическую поддержку развития у студентов интерпретационной деятельности, данное понятие рассматривается как «смысловой процесс и результат общения с художественным произведением, направленный на взаимодействие внешнего и внутреннего мира и сознания» обучающихся [6, с. 8]. «Этапами интерпретационной деятельности в процессе художественного общения, справедливо считают представители научной школы В.Г. Маранцмана, - являются: 1) этап интерпретирующего восприятие; 2) этап интерпретирующего анализа; 3) этап собственно интерпретации продукта художественного творчества» [6, с. 9].
В заключение отметим: организация и самоорганизация учебного процесса, ориентированного на психолого-педагогическую поддержку развития интерпретационной деятельности у студентов ИТПИ ВШНИ (академии), соответствует научным основаниям реализации современных подходов к обучению – антропологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, аксиологического.
1. Batyuta M.B., Sidorina E.V. Vliyanie verbal'noy interpretacii proizvedeniy zhivopisi na ego vospriyatie i ponimanie // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. − 2015. − №12-2. − S. 182-186.
2. Ermanova Yu.G., Yao M.K. Programma discipliny “Analiz i interpretaciya proizvedeniy iskusstva”. Profil' podgotovki: Izobrazitel'noe iskusstvo(bakalavr). Kazan'. − 2014. − S. 19
3. Zagvyazinskiy V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya: ucheb. posobie dlya studentov pedvuzov. − Moskva: Akademiya. 2001. −S. 192.
4. Ivahnova L.A. Professional'naya deyatel'nost' uchitelya izobrazitel'nyh iskusstv: ucheb. pomosch'. − Omsk: Om. GPU. 2013. −S. 116.
5. Maksimovich V.F. Obrazovatel'naya politika v sfere tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. − 2020. − №3. − S. 7-14.
6. Mamardashvili M.K., Pyatigorskiy A.M. Simvol i soznanie. Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii, simvolike i yazyke. − Moskva. 1999. − S. 217.
7. Marancman V.G. Interpretaciya hudozhestvennogo proizvedeniya kak tehnologiya obscheniya s iskusstvom // Literatura v shkole. − 1998. − №8. − S. 91-98.
8. Mihaylova N.M. Sovremennye cennosti kul'turnogo naslediya i novye podhody k ego sohraneniyu // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. − 2020 − № 1. − S. 130-138.
9. Prikaz Minobrnauki Rossii Ob utverzhdenii nomenklatury nauchnyh special'nostey, po kotorym prisuzhdayutsya uchenye stepeni, i vnesenii izmeneniya v Polozhenii o sovete po zaschite dissertaciy na soiskanie uchenoy stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoy stepeni doktora nauk, utverzhdennoe prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 10 noyabrya 2017 g. №1093 // Prikaz Minyusta Rossii ot 06.04.2021 №62998.
10. Riker P. Konflikt interpretaciy. Ocherki o germenevtike. Moskva: Moskovskiy filosofskiy fond “Medium”. 2008. − S. 695.
11. Slovar': Kul'tura i kul'turologiya / A.I. Kravchenko. Ekaterinburg: Delovaya kniga. 2003. − S. 928.
12. Ukolova Yu.I. Interpretaciya realisticheskogo izobrazheniya cherez ikonopisnuyu stilizaciyu v processe obucheniya bakalavrov Msterskogo instituta lakovoy miniatyurnoy zhivopisi VShNI // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. − 2020. − №1. − S.125-129.
13. Fedotova O.V. O hudozhestvenno-pedagogicheskoy koncepcii THP M.A. Nekrasovoy v perspektivnoy prakticheskoy deyatel'nosti ITPI MF VShNI // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. − 2020. − № 2. − S. 83−84.
14. Fel'dshteyn D.I. Psihologo-pedagogicheskie dissertacionnye issledovaniya v sisteme organizacii sovremennyh nauchnyh znaniy // Pedagogika. − 2011. − №5. − S. 3−21.
15. Shapovalova I.A. Vzaimodeystvie proizvedeniy hudozhestvennoy literatury i zhivopisi v sisteme razvitiya obschekul'turnyh kompetenciy buduschih specialistov dekorativno-prikladnogo iskusstva. – Sohranenie, podderzhka i prodvizhenie russkoy kul'tury i yazyka za rubezhom / pod obschey red. A.P. Lobodanova. Vestnik MCMS. №6. Moskva: BOS. 2017. − S. 151-162.
16. Shapovalova I.A. Dialog kul'tur: vospitanie molodezhi sobstvennym nacional'nym iskusstvom / Russkoe kul'turnoe prostranstvo: kommunikativnyy aspekt: Sb. mat. Mezhdunarodnoy prakticheskoy konferencii. Moskva. − 2019. − S. 81-88.