from 01.01.2013 until now
The author emphasizes the importance of the educational discipline "Philosophy" as a tool for the formation of thinking, systemic, critical, and other skills for achieving a life full of meaning, professional and personal growth. The article presents the experience of using the story game to realize educational tasks and reveal the creative potential of students.
education, thinking, philosophy, game, communication
На наших глазах происходят фундаментальные перемены в образовании. И мир настолько стремительно меняется, что мы не можем предсказать, какое будущее ждет нас и наших выпускников. Сейчас уже понятно, что обучение − это процесс длиною в жизнь, развитие различных навыков для турбулентного мира. Очевидно, что только профессиональной подготовки и знаний по специализации недостаточно, чтобы быть и востребованным на рынке труда, и иметь определенную жизненную позицию, и занять место в социуме.
И одна из основных задач преподавателей и педагогов − научить студентов учиться, привить привычку постоянного развития и создать благоприятную среду для раскрытия их потенциала.
Как преподаватель философии я понимаю, что эта учебная дисциплина − очень важный инструмент формирования мышления, системного, критического, других навыков для достижения жизни, полной смысла, профессионального и личностного роста. Именно поэтому философия включается в учебные планы профессионального образования.
Сами студенты очень часто воспринимают философию, особенно историю философии, как сложную для восприятия дисциплину, не связанную с техническим образованием.
Я пытаюсь реабилитировать философию в глазах молодежи, показать ее возможности, прикладной характер, как работают в жизни ключевые аспекты философии − мировоззренческая конструкция, принципы этики, понимание красоты и уродства, базовые принципы человеческого выбора.
Наши студенты устают от монотонности занятий, многие темы воспринимаются индифферентно, традиционные лекции и семинары не приносят ожидаемых результатов, − студенты просто знакомятся с философскими течениями, приобретая набор фрагментарных знаний. Хотя, по логике вещей, они должны учиться задавать вопросы о реальности, приобретать образцы мышления, видеть связь между явлениями, составлять целостное представление о мире, формировать своеобразную ценностную «систему координат». Но не менее важно, чтобы результатом мышления стало стратегическое действие, применение в профессиональной деятельности, вне зависимости по какой специальности студенты сейчас обучаются, творческое преобразование действительности.
Я сторонник такой позиции педагога, когда он уходит от активной роли на занятии и становится одним из членов большой команды. Просто более знающим, но дающим возможность высказывать свое мнение студентам, создающим условия для творчества и новых идей. Мое твердое убеждение, что, когда студент учится и действует – он учится быстрее, и «собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности» [1].
Очевиден и тот факт, что образование и обучение не приравнено к простому познанию фактов, это еще и особая атмосфера интеллектуального общения. Традиционная трансляция информации преподавателем на лекциях и воспроизведение обучающимися готового знания на семинарах зачастую приводит к деградации мышления, человек не может мыслить самостоятельно, не имеет собственной позиции. Поэтому, как преподаватель, я условно выделяю две части процесса − в некоторых ситуациях делюсь знаниями, а в некоторых − выстраиваю интерактивную коммуникацию, ориентированную на решение проблем, анализ обучающимися информации и даже создание нового знания.
В поиске форматов обучения, которые бы помогли сделать занятия по философии для обучающихся более эмоциональными, мотивирующими и близкими к повседневной жизни, в то же время дающими толчок к самовыражению и творчеству, а также адаптации контента к этим задачам, встраивания в традиционный учебный процесс, я пришла к практике использования сюжетных игр.
Под игрой я понимаю совокупность действий, реакций и решений каждого участника игрового процесса. Игровую деятельность я связываю с учебной программой, игры проектирую сама, либо они вырастают из совместного опыта и коллективного обсуждения со студентами.
Одну из них − «Игра престолов» (по мотивам одноименного сериала и книги «Песнь льда и пламени» Джорджа Р.Р. Мартина), которая проводится на практическом занятии по теме «Философия Древнего Китая» − я представляла на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства преподавателей профильных образовательных организаций РЖД.
По сценарию Железный трон находится в Древнем Китае. Волшебным образом ведут борьбу за верховную власть и претендуют на трон герои «Игры престолов» − три главных дома (Страки, Ланистеры и Таргариены). Участники игры должны: сформировать команды; выбрать, какие дома «Игры престолов» они будут представлять; разработать стратегию получения железного трона, используя философские учения (легизм, даосизм, конфуцианство, моизм). Выбор должен быть сделан с учетом характера героев, их способов достижения целей и возможностей философской школы. В ходе игры команды представляют программы стратегии и тактики борьбы, программу «предвыборной кампании», логическое обоснование будущего государства.
Как команды распорядятся философской мудростью в борьбе за трон? Какие примут решения? Как соединят характеры персонажей с особенностями мировоззрения Древнего Китая? Это непростая интеллектуальная задача. И она направлена и на развитие когнитивных способностей, и творческого освоения мира.
За две недели я сообщаю цель игры и ориентирую обучающихся на осмысление темы «Философия Древнего Китая». Рекомендуется проработать предлагаемую литературу и ознакомиться с инструкцией по проведению практического занятия в формате игры и сценарием. Студентам предложено соединить несоединимое − философию Древнего Китая и борьбу за Железный трон героев сериала Игра Престолов. На этом этапе отрабатываются следующие навыки: четко чувствовать цель, доводить дело до конца, систематизировать, выделять важные детали, различать модели поведения и стратегии. Это выражается в корректном и точном понимании инструкций и поставленных задач с учетом тематики занятия (анализ сценария и подбор информации); в системном понимании целей и задач с учетом влияния значимых факторов и принятии решений по их достижению (организация работы в команде, определение своей роли); в формировании стратегического видения на основе оценки различных сценариев развития событий в ходе игры (планирование ключевых моделей поведения своей команды, прогнозирование моделей поведения противников и итога игры).
Перед началом игры обязательно напоминаю командам игроков о том, что все испытания ориентированы на проверку знаний философии. Но смысл игровой деятельности в том, чтобы рассматривать любую ситуацию как игру, как игра интегрирована в жизнь, определять стратегии и цели других игроков. Команды не должны ориентироваться на развитие событий сериала «Игра престолов». Наши герои находятся в других, непривычных условиях и создают свой сюжет. Это новая история.
Игра начинается с представления команд. Они обозначают свои цели, рассказывают, почему должны занять железный трон. Это или видео, или презентация. Для оценки важно совмещение философской школы и характера героев.
Во втором задании противники задают вопросы друг другу об основных философских идеях, просят пояснить отношение к разным сферам – политике, человеку, закону и др. Оценивается значимость вопроса и точность ответов.
В следующем этапе модератор (преподаватель) дает командам зашифрованные послания, которые обнаружены у пойманного шпиона. Это цитаты китайских философов. Надо определить автора и понять, на чьей стороне играет шпион. В очередном задании команды должны найти союзников и сделать это с помощью анализа философских взглядов, т.е. разобраться и найти, в каких позициях проявляется общность мировоззренческих установок конфуцианства, даосизма, легизма.
В финальной битве команды или их лидеры встречаются лицом к лицу и отвечают на вопросы модератора.
1. Почему именно вы лучший правитель? В чем ваша уникальность?
2. Ваши личные качества? (3-5 качеств).
3. Как вы принимаете решения? (5 пунктов).
4. Кто ваш советник и почему?
5. С кем вы никогда не будете иметь дело? Что вы не приемлете?
6. Ваш кодекс чести коротко (3-5 пунктов).
Эти вопросы о мировоззренческой позиции, конечно, они носят личностную окраску. Думаю, когда игроки выбирают своего героя, они проецируют на него часть своей личности. Важно, как человек может рассказать о своих взглядах и принципах.
Модератор подводит итоги игры (подсчитываются баллы). Это конечно важно для игроков. Система оценок может быть разной и зависит от целевой аудитории. Но для меня важно, чтобы студенты ориентировались не на оценку по дисциплине, а на собственный рост.
В реальных условиях соревнования команд и ограничений инструкции члены команд учатся: быстро определить цель каждого конкурсного задания; договариваться о соревновательной стратегии; интерпретировать свои стратегии под условия сценария (метафора − Игра Престолов и Древний Китай); четко, логично изложить свои позиции (речь и письменная речь); в рамках дискуссии суметь одержать победу (критическое мышление, умение слушать, умение аргументировать); нейтрализовать возможные риски игры (перестройка по ходу игры и реакция на действия конкурентов).
В сюжетной игре, как формате учебного занятия, ценным является событийность обучения (завязка, кульминация, развязка). Таким образом, происходит уход от обычного потребления информации, начинается процесс ее осмысления и в конечном итоге выход на субъектную позицию по отношению к миру.
Ценности, которые я считаю важными, − реализация себя, своего потенциала, своих возможностей. В своей профессиональной деятельности я стараюсь делиться опытом этих ценностей, передавать их жизненную силу. Игровые технологии многие воспринимают как несерьезный формат, но я убеждена, что если игра грамотно спроектирована, то она позволяет не только решать многие учебные задачи (закрепление и применение фундаментального знания), но и открывает большой потенциал для развития профессиональных компетенций и soft skills (гибких навыков), так как дает возможность уйти от привычных шаблонов, позволяет шире смотреть на узкопрофессиональные задачи, устранить «противоречия между абстрактностью изучаемого предмета и реальностью предстоящей профессиональной деятельности» [2] и, как следствие, стать успешнее в своей специальности. Преподаватель, использующий игровые технологии, сам «должен быть готов играть, вовлекать, участвовать, помогать всем остальным участникам» [3].
1. Pozhidaeva E.A. Obrazovatel'nye innovacii kak orientir sistemy obrazovaniya / E.A. Pozhidaeva // Ekonomicheskoe prognozirovanie: modeli i metody; materialy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Voronezh, 6-7 dekabrya 2019 g. / pod obsch. red. d-ra ekon. nauk, prof. VV Davnisa; Voronezh. gos. un-t [i dr.]. – Voronezh: tipografiya «Voronezhskiy CNTI–filial FGBU «REA» Minenergo Rossii», 2019. – 266 s. – 2019. – S. 112.
2. Noskov E.A. Tehnologii obucheniya i geymifikaciya v obrazovatel'noy deyatel'nosti / E.A. Noskov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. − 2018. − № 6. − S. 141.
3. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mokrova A.A. Primenenie igrovyh tehnologiy v obuchenii studentov / O.I. Vaganova, Zh.V. Smirnova, A.A. Mokrova // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. − 2019. − № 1 (35). − S. 18.