employee
Kazan', Kazan, Russian Federation
doctoral candidate from 01.01.2019 to 01.01.2019
Moscow, Russian Federation
graduate student
Kazan, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.71 Отраслевая структура экономики
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 652 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов
BISAC BUS091000 Business Mathematics
The objective possibility of increasing beef production due to the development of beef cattle breeding is determined by natural and economic factors, both in Russia and the Republic of Tatarstan, the presence of huge areas of natural forage lands and cultural pastures, which allow for full-fledged feeding of cattle throughout the calendar year with a full-fledged balanced feed diet. The material and technical production base in the agricultural sector of the Republic of Tatarstan at this stage fully meets the requirements of technological approaches to expanding the number of beef breeds of cattle (cattle) in this region, both in large agricultural enterprises, farmers, households and individual agricultural entrepreneurs. At the present time, the Republic of Tatarstan clearly shows the trend of long-term development of the beef cattle industry. However, in the current situation, the main share of beef in the Republic of Tatarstan is produced by agricultural organizations and representatives of small agricultural businesses engaged in the breeding of dairy and meat cattle. In the context of the introduction of innovations in the organization of agricultural production, industrial crossing of dairy cows with purebred bulls of meat breeds is used as one of the directions for the growth of beef production.
Meat cattle breeding, meat breed, dairy and meat cattle breeding, agricultural organizations, agricultural sector, farmers, innovations, cooperatives
Методы исследования. Научно-методологической базой исследования явились традиционные научные методы, труды отечественных ученых, предложения и выводы ведущих научно-исследовательских учреждений по данной проблеме. В процессе исследования применялись методы познания, синтеза и анализа, сравнительный и монографический. При прогнозировании развития мясного скотоводства учитывалось применение инноваций. Статья подготовлена с использованием статистических материалов России и Республики Татарстан, открытых публикаций.
Результаты. В процессе исследования роли и места мясного скотоводства в национальной продовольственной безопасности России в современных условиях выявлены и раскрыты природно-экономические особенности Республики Татарстан, благоприятствующие развитию мясного скотоводства. Рекомендованы механизмы повышения эффективности мясного скотоводства, путем повышения роли кооперативов в укреплении положения семейных ферм и фермеров в разведении мясного скота. Выработаны предложения по инновационному развитию мясного скотоводства и его роли в системе продовольственной безопасности.
Введение. На данном этапе все более возрастает необходимость развивать мясное скотоводство еще и потому, что отмечается общая тенденция на рост продуктивности молочных коров, что сопровождается сокращением их численности. Одновременно с сокращением поголовья коров сокращается и выход молодняка, бычков, как резерва для производства говядины. В связи с этим актуальность развития мясного скотоводства возрастает, что подтверждается практикой последних лет, когда доля мясного и помесного КРС в РФ выросла до 18,6%. В связи с этим в целях более полного удовлетворения потребительского спроса населения на говядину необходимо одновременно с развитием мясного скотоводства не сокращать поддержку отрасли молочно-мясного направления, поставляющей молодняк бычков для откорма на мясо для пополнения ресурсов говядины. Недостаток на рынке говядины отечественного производства покрывается импортными поставками. В среднем получение телят от сотни коров в стране составляет около 75%. Важно увеличить этот показатель до 87 телят на 100 коров. Одновременно следует увеличить численность коров мясных пород, изменить их соотношение по сравнению с молочными в сторону увеличения пропорций в сторону мясного направления. В России поголовье КРС мясных пород составляет 3,2 млн голов, что явно недостаточно для удовлетворения возрастающего спроса на говядину. На данном этапе значительная доля ресурсов отечественного рынка мяса КРС и мясопродуктов формируется за счет импорта. Ориентация на импортные мясопродукты, как основной источник поступления продовольствия, подрывает национальную продовольственную безопасность и отрицательно сказывается на экономике страны. Направление денежных ресурсов, расходуемых на закупку импортного мяса, более рационально было бы использовать в качестве инвестиций на развитие отечественного мясного скотоводства. Основной причиной неудовлетворенности спроса на говядину является отставание в развитии мясного скотоводства, в недостаточном количестве КРС мясных пород, а также упущений в репродукции поголовья скота и потери в результате гибели молодняка животных, нерациональном использовании природных кормовых угодий для выпаса мясного скота. Развитие мясного крупного рогатого скота предполагает более полное использование преимуществ разделения туда, углубленную специализацию отрасли.
Дискуссия. В Республике Татарстан в инфраструктуре сельского хозяйства на достаточно высоком уровне развивается мясное скотоводство. По объему сельхозпродукции Татарстан занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации, в том числе и по мясному скотоводству, обеспечивает полное удовлетворение потребительского спроса населения в мясных продуктах. Отрасль крупного рогатого скота в экономике сельского хозяйства Татарстана занимает значительное место. Производство говядины в Республике Татарстан осуществляется более стабильно по сравнению с общероссийскими показателями. Природно-климатические факторы республики способствует развитию КРС мясных пород. Земельная площадь Республики Татарстан составляет 6,8 млн га, из них сельхозугодий 4,5 млн га, в том числе пашни 3,4 млн га. На селе живет 925 тыс. человек, что составляет 24,3% жителей республики.
В Татарстане мясное скотоводство развивается в соответствии с республиканской программой под руководством Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики [1]. Финансирование подпрограммы по развитию мясного скотоводства осуществляется из федерального и местного бюджетов Республики. Основной целью и главной задачей Государственной программы развития отрасли мясного скотоводства в Татарстан является создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства говядины, внедрения инновационных технологий в отрасли, увеличение отечественного производства мяса КРС и продуктов его переработки, направленное на импортозамещение.
Общий объем финансирования Государственной подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» равен 236714,5 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 112714,5 тыс. руб. и бюджета Татарстана- 124000,0 тыс. руб. Согласно закону Республики Татарстан сумма средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на развитие мясного скотоводства, ежегодно уточняется [2].
В
Развитие отрасли мясного скотоводства на 2013 - 2025 гг. осуществляется при сохранении преемственности, намеченной стратегии, заявленных приоритетов и основных положений инноваций. Специфика заключается в более масштабном внимании развитию мясного скотоводства, предусматривается создание необходимых условий для реализации основных производственных и экономических проблем, как в производстве, так и в переработке мясного скота на основе модернизации, инновационного развития и расширения использования программных методов управления.
Мясное скотоводство в республике занимают весомое место в сфере сельского хозяйства, формирует мясной рынок, определяет продовольственную и экономическую безопасность. Сбалансированное развитие мясного скотоводства вносит поступательное повышение трудовой занятости сельского населения Татарстана, определяет направления углубленной специализации в мясном скотоводстве и мясоперерабатывающей промышленности.
Программа развития отрасли мясного скота учитывает сложившиеся традиции, накопленный опыт в аграрной политике и экономическое положение агропромышленного комплекса республики, использование местных природных факторов в предупреждении рисков. Общеизвестно, что основой эффективного и полноценного развития мясного скотоводства является высокий уровень стабильности растениеводства, из продукции которого формируется кормовая база для скотоводства.
Республика Татарстан располагает значительным потенциалом кормовых ресурсов для мясного скотоводства. Имея достаточно значительную степень плотности поголовья крупного рогатого скота, Республика Татарстан с каждым годом приращивает свой вклад в обеспечение национальной продовольственной безопасности государства мясными ресурсами. В Республике Татарстан определилось два направления развития мясного скотоводства.
Первое направление включает формирование стада крупного рогатого скота мясных пород. В настоящее время в республике выращивают племенной мясной КРС в репродукторах на базе пород: герефорд, лимузин, казахская белоголовая и обрак. За последние годы количество хозяйств, специализирующихся на разведении чистопородного крупного рогатого скота мясных пород, возросло. В Республике действуют репродукторы по герефордской породе в Камско-Устьинском районе, по породе обрак ООО «Чиялек» в Актанышском районе, по абердин-ангусской породе ООО «ПХ Пионер», по лимузину ООО «АФ Мартен». В этих хозяйствах выращиваются бычки, которые в последующем реализуются в товарные хозяйства, занимающиеся разведением мясного скота. Существенное внимание уделяется нагулу и откорму скота мясного направления на природных естественных пастбищах, что позволяет получить высококачественную дешевую говядину. В отличие от КРС молочного и молочно-мясного направления мясное скотоводство требует меньше расходов на единицу привеса. Для эффективного ведения мясного скотоводства необходимо иметь прочную кормовую базу, для сбалансированного кормления. В ряде хозяйств в целях увеличения производства говядины переводят низко продуктивных коров на откорм с последующей реализацией на мясо. Отрасль мясного крупного рогатого скота требует меньших расходов на строительство помещений и затрат труда в расчете на единицу продукции. Технология развития мясного скотоводства относится к ресурсосберегающим.
Второе направление характеризуется тем, что в хозяйствах осуществляется промышленное скрещивание малопродуктивных коров молочно-мясной и молочной направленности с быками производителями мясных пород. Это направление по увеличению производства говядины в республике получило довольно широкое распространение. Многие сельскохозяйственные организации имеют возможность определенную часть коров осеменять быками мясных пород и получать дополнительно привесы от нарождающегося молодняка после его выращивания и откорма. В последующем осеменение полученных от промышленного скрещивания помесных телок быками мясных пород выход мяса будет возрастать. При применении поглотительного скрещивания постепенно можно переходить на более объемное ведение мясного скотоводства, получать высокого качества говядину, удовлетворять потребительский спрос населения. Промышленное скрещивание в скотоводстве может более широко применяться в отрасли КРС в ЛПХ и КФХ.
Мясной КРС в Татарстане развивается по программе «Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2015 - 2017 годы», осуществляется техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства, повышается уровень потребления говядины [2]. Участвующим в реализации программы сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям выделяются денежные субсидии. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана к выполнению программы привлекло Государственное научное учреждение «Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН», Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства (ВНИИМС), г. Оренбург, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана».
Анализ выполнения Программы показывает, что не все намеченные планы были решены полностью. Отрицательно отразился на реализации Программы диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, усиление конкуренции на мясном рынке в условиях роста импортного мяса крупного рогатого скота, недостаточное финансирование из федерального и республиканского бюджетов на поддержку мясного скотоводства. Поголовье КРС в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения имеет тенденцию к сокращению при сохранении положительных показателей динамики основных показателей в отрасли. Не достигнуты запланированные показатели продуктивности скота. Необходимо заметить, что за последние годы численность крупного рогатого скота, как поставщика говядины в Республике Татарстан сокращается. В
Таблица 1 – Тренд поголовья КРС в Республике Татарстан, тыс. голов [3].
Показатели |
Годы |
2019 в % к 2015 |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Все категории хозяйств |
|||||||
Крупный рогатый скот |
1033,8 |
1029,0 |
1025,9 |
1011,9 |
999,9 |
96,7 |
|
в том числе коровы |
366,5 |
362,6 |
354,2 |
354,3 |
344,7 |
94,1 |
|
Сельскохозяйственные организации |
|||||||
Крупный рогатый скот |
667,0 |
659,4 |
644,5 |
628,9 |
606,7 |
91,0 |
|
в том числе коровы |
220,1 |
220,5 |
211,7 |
212,9 |
203,8 |
92,6 |
|
Хозяйства населения |
|||||||
Крупный рогатый скот |
285,4 |
285,6 |
289,7 |
291,0 |
290,5 |
101,8 |
|
в том числе коровы |
118,4 |
112,5 |
110,2 |
109,7 |
106,2 |
89,7 |
|
Крестьянские (фермерские) хозяйства1) |
|||||||
Крупный рогатый скот |
81,4 |
84,0 |
91,7 |
92,0 |
102,7 |
126,3 |
|
в том числе коровы |
28,0 |
29,6 |
32,3 |
31,7 |
34,7 |
123,9 |
|
Источник: Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2020.
1) Включая индивидуальных предпринимателей.
Следует заметить, что в Республике Татарстан произошли инфраструктурные сдвиги в размещении поголовья КРС между сельхозпроизводителями. Доля поголовья КРС сельхозорганизаций с 2015 по 2019 гг. снизилась на 3,8 процентных пунктов, в т. ч. доля коров - на 0,9 процентных пунктов. Уменьшился удельный вес коров ЛПХ на 1,5 процентных пункта. Одновременно повысилась доля КРС, имеющихся в КФХ, на 2,4 процентных пункта, в т. ч. доля коров - на 2,4 процентных пункта (Таблица 2).
Таблица 2 – Тренд структуры поголовья КРС в республике Татарстан (в % от хозяйств всех категорий) [3].
Показатели |
Годы |
2019 +,- к 2015 п.п.* |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Сельскохозяйственные организации |
||||||
Крупный рогатый скот |
64,5 |
64,1 |
62,8 |
62,1 |
60,7 |
-3,8 |
в том числе коровы |
60,0 |
60,8 |
59,8 |
60,1 |
59,1 |
-0,9 |
Хозяйства населения |
||||||
Крупный рогатый скот |
27,6 |
27,7 |
28,3 |
28,8 |
29,0 |
1,4 |
в том числе коровы |
32,3 |
31,0 |
31,1 |
31,0 |
30,8 |
-1,5 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства1) |
||||||
Крупный рогатый скот |
7,9 |
8,2 |
8,9 |
9,1 |
10,3 |
2,4 |
в том числе коровы |
7,7 |
8,2 |
9,1 |
8,9 |
10,1 |
2,4 |
Источник: Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2020.
1)Включая индивидуальных предпринимателей.
Анализ производства скота и птицы в Республике Татарстан с 2015 по 2019 гг. показывает, что валовой объем всего мяса скота и птицы увеличился на 12,5%, в том числе мяса КРС - на 16,1%, то есть темпы роста производства мяса КРС превышают темпы роста всего мяса скота и птицы на 3,6 процентных пунктов. Доля мяса крупного рогатого скота в общем объеме скота и птицы с 2015 по 2019 гг. повысилась с 25,3 до 26,1%, или на 0,8 процентных пунктов (таблица 3).
Таблица 3 – Тренд производства мяса КРС в хозяйствах всех категорий Республики Татарстан, тыс. тонн [3].
Показатели |
Годы |
2019 в % к 2015 |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Скот и птица в убойном весе |
310,3 |
324,3 |
327,1 |
342,6 |
349,1 |
112,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
крупный рогатый скот |
78,4 |
82,0 |
83,3 |
91,4 |
91,0 |
116,1 |
Доля крупного рогатого скота, % |
25,3 |
25,3 |
25,5 |
26,7 |
26,1 |
0,8 п.п. |
Источник: Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2020.
В общем объеме произведенного в республике мяса сохраняется значительный удельный вес производства мясной продукции в хозяйствах населения и в
Таблица 4 – Тренд производства скота и птицы на убой в Республике Татарстан, в убойном весе, тыс. тонн [3].
Показатели |
Годы |
2019 в % к 2015 |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Хозяйства всех категорий |
310,3 |
324,3 |
327,1 |
342,6 |
349,1 |
112,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Сельхоз организации |
225,5 |
238,3 |
240,9 |
252,6 |
259,5 |
115,1 |
Доля, % |
72,7 |
73,5 |
73,6 |
73,7 |
74,3 |
1,6п.п. |
Хозяйства населения |
75,3 |
75,0 |
74,5 |
76,5 |
74,9 |
99,5 |
Доля, % |
24,3 |
23,1 |
22,8 |
22,3 |
21,5 |
-2,8 п.п. |
Крестьянские (фермерские) хозяйства1) |
9,5 |
11,0 |
11,7 |
13,5 |
14,7 |
154,7 |
Доля, % |
3,1 |
3,4 |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
1,1п.п |
Источник: Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2020.
1)Включая индивидуальных предпринимателей.
*процентные пункты
Анализ индексов производства мяса скота и птицы на убой (в убойном весе) показывает, что в целом по республике с каждым годом приращивались объемы производства мяса в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Одновременно уменьшилось производство этого вида продукции в ЛПХ (таблица 5).
Таблица 5 - Индексы объемов производства скота и птицы на убой (в убойном весе) по категориям хозяйств в Республике Татарстан (в процентах к предыдущему году)
Годы |
Хозяйства всех категорий |
в том числе |
||
сельскохозяйственные организации |
хозяйства населения |
крестьянские (фермерские) хозяйства* |
||
2015 |
100,7 |
102,0 |
97,5 |
97,9 |
2016 |
104,5 |
105,7 |
99,7 |
115,8 |
2017 |
100,9 |
101,1 |
99,3 |
106,1 |
2018 |
104,7 |
104,8 |
102,7 |
115,0 |
2019 |
101,9 |
102,7 |
97,9 |
108,8 |
Источник: Республика Татарстан, Статистический сборник. Казань 2020. *Включая индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время в республике осуществляется комплекс мер по развитию отрасли, путем совершенствования методов работы органов управления регионов, районов, крестьянских (фермерских) хозяйств, структур агропромышленного комплекса и мясоперерабатывающей промышленности. В основу положены экономические методы управления за счет увеличения производства говядины, рационального использования мясных ресурсов, развития каналов эффективного товародвижения и повышение рентабельности отрасли мясного скотоводства.
На развитие мясного скотоводства выделяются значительные ресурсы, что позволяет увеличивать поголовье специализированных мясных пород КРС. Стимулирующим фактором развития мясного скотоводства выступает возрастающий потребительский спрос на высококачественные продукты мясного скота. Для повышения экономической доступности населения к мясопродуктам из говядины КРС мясных пород необходимо снижать себестоимость производства мяса в отрасли мясного скотоводства. В связи с этим в мясной отрасли следует выстраивать и совершенствовать эффективные организационно-экономические связи между всеми участниками процесса от производителя до конечного потребителя.
Для организации эффективного ведения мясного скотоводства необходимо определить стратегию перспективного его развития. В связи с поставленной целью обеспечить эффективное выращивание и откорм молодняка. Только при условии качественного полноценного кормления соответствующих мясных пород КРС можно добиться получения мраморной и постной говядины, высококачественной телятины. Экономическая модель специализированного промышленного производства говядины предполагает единовременный откорм не менее 3 тыс. голов скота. При специализированном ведении отрасли мясного крупного рогатого скота для стандартизации качественного продукта возрастает необходимость строительства площадок единовременного откорма не менее, чем на 10 тыс. голов. При удовлетворении этих требований становится реальной выполнение задачи эффективного использования кормовых ресурсов как одного из главных факторов обеспечения высокой рентабельности производства.
Одним из главных недостатков в организации ведения отрасли мясного скотоводства является отсутствие стратегических сбалансированных целей развития отрасли, ее раздробленность по многим предприятиям. Необходим научный выверенный подход к развитию мясного скотоводства, в том числе использование потенциала малых форм аграрного предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств. Научно обоснованное ведение мясного скотоводства может выступить в роли драйвера, способствующего развитию региональной и межрегиональной кооперации и агропромышленной интеграции, обеспечить рост отечественного производства высококачественной говядины для удовлетворения спроса потребителей и экспорта продукции отрасли.
В целях эффективного развития мясного скотоводства предстоит обеспечить поддержку инициативных производителей в отрасли мясного скотоводства, заинтересованных в этой сфере деятельности. Определенный вклад в развитие мясного скотоводства может внести фермерство и малое аграрное предпринимательство, организуя свою деятельность на базе кооперации в скотоводстве на принципах партнерства с молочными комплексами, молочно-товарными фермами, создав открытую систему сотрудничества. В таком кластере появляется возможность создание координирующего центра по организации мясного скотоводства с эффективными экономическими отношениями между партнерами. Интегратор может исполнять функции технологического и консультационного сервисного обслуживания, развивать связи по сбыту продукции, взаимодействовать с крупными покупателями на продовольственном рынке. Повышение экономической эффективности мясного скотоводства повысит трудовую занятость сельского населения и качество жизни в сельских территориях.
Стратегическое поступательное развития мясного скотоводства положительно скажется на работе смежных направлений агропромышленного комплекса. Укрепление отрасли мясного скотоводства на инновационной основе, научно обоснованные инфраструктурные и организационно-экономические преобразования позволят активизировать аграрное предпринимательство сельского населения, заинтересованного в перспективной сфере деятельности. К числу основных факторов получения высоких результатов относится углубленная производственная специализация в объединении, налаживание устойчивых кооперационных и контрактационных связей партнеров. В конечном итоге все это положительно отразится на развитии сельских территорий в соответствии с современными требованиями. Мясное скотоводство следует рассматривать как наиболее эффективное средство всестороннего решения значительных проблем в развитии национальной продовольственной безопасности и экономики АПК.
Заключение. В агропромышленном комплексе Республики Татарстан сформировалась реальная многоукладная экономика, в инфраструктуре которой отрасль мясного скотоводства имеет благоприятные природно-экономические условия для перспективного развития. Актуальность стратегии мясного скотоводства аргументируется тем, что отечественный рынок говядины нуждается в значительных поступлениях мяса крупного рогатого скота. Важным движителем роста производства говядины является возрастающий потребительский спрос на этот вид продукции. Дефицит отечественного производства говядины выражается в том, что на данном этапе спрос на эту продукцию в стране удовлетворяется не более чем на 70-80%. Недостающая продукция этого вида поступает по импорту. Одним из векторов роста производства говядины может быть увеличение численности скота мясных пород в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Учитывая природно-экономические факторы в Республике Татарстан, есть смысл целенаправленно организовать отраслевую кооперацию в мясном скотоводстве в отдельных территориальных образованиях и обеспечить организацию мясного скотоводства в соответствии с мировым опытом.
1. Gosudarstvennaya programma Razvitie sel'skogo hozyaystva i regulirovanie rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya v Respublike Tatarstan na 2013 - 2025 gody".
2. Gosudarstvennaya celevaya programma "Razvitie myasnogo skotovodstva v Respublike Tatarstan na 2015 - 2017 gody», utverzhdennaya Prikazom Ministerstva sel'skogo hozyaystva i prodovol'stviya Respubliki Tatarstan ot 8 sentyabrya 2015 goda №210/2-pr byla.
3. Respublika Tatarstan, Statisticheskiy sbornik. Kazan' 2020.
4. Gordeev A. V., Suglobov A. E. Problemy regulirovaniya prodovol'stvennogo rynka // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 1999.. № 8. S. 3-4.
5. Suglobov A.E., Tkach A.V. A.A. Maksaev, Predprinimatel'stvo hozyaystvuyuschih sub'ektov potrebitel'skoy kooperacii v agropromyshlennom komplekse // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal. – 2019. – № 5. – S. 8-17.
6. Tkach A.V., Nechitaylov A.S. Formirovanie regional'nogo prodovol'stvennogo rynka // Voprosy regional'noy ekonomiki. Nauchnyy zhurnal. FTA, №3(16), 2013, s.94-99.
7. Tkach A.V., Nechitaylov A.S. Molochno-produktovyy podkompleks Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya. // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy, 2014, № 10, s. 7-14.
8. Romanova T.E. Perspektivy razvitiya rynka govyadiny v Rossii / T.E. Romanova // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal. – 2017. - №4. – S.68-71.
9. Romanova T.E. Razvitie kooperacionnyh svyazey v myasnom skotovodstve / Agrarnaya ekonomicheskaya nauka: istoki, sostoyanie, zadachi na buduschee. Sbornik materialov konferencii. – M.: VIAPI imeni A.A. Nikonova, 2018. - S.211-213.
10. Romanova T.E. Usilenie konkurentnogo potenciala integrirovannyh predpriyatiy – proizvoditeley govyadiny // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal. – 2019. - №1. – S.96-101.
11. Semenova E.I., Semenov V.A., Suglobov A.E. Obespechenie kachestva otechestvennoy sel'skohozyaystvennoy produkcii // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2015. № 11. S. 51-56.