MODEL FOR FORMING THE RATIONAL COMPOSITION OF THE EDUCATIONAL AND MATERIAL BASE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the structure and functional diagram of the educational activity management subsystem in the conditions of the electronic information and educational environment of an educational institution, and proposes a decision support model for the formation of an educational material base when planning educational activities.

Keywords:
management of educational activities, electronic information and educational environment, formation of educational and material base, model
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время трудно представить процесс управления образовательной организацией без использования информационных технологий. В рамках стремительного развития средств вычислительной техники и телекоммуникаций на смену традиционным способам управления приходят новые, базирующиеся на строгой формализации управляющих воздействий, регламентации всех аспектов управления, максимально активном погружении в единое электронное информационное пространство [1−6]. История использования информационных телекоммуникационных технологий в деятельности высших учебных заведений насчитывает не одно десятилетие. Уже в 70-х годах прошлого столетия были разработаны и введены в эксплуатацию автоматизированные системы управления, позволяющие на основе математического моделирования решать задачи планирования учебного процесса с использованием электронных вычислительных машин семейства ЕС [7]. Эксплуатация этих систем показала, с одной стороны, значительный эффект от их внедрения, а с другой стороны, необходимость тесного информационного взаимодействия между ними. Связь организационно-технических систем образовательной организации обеспечивает создание электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) на базе единого информационного пространства, задачами которой является [8]:

− сбор, хранение, обработка и передача информации, необходимой для функционирования образовательной организации;

− обеспечение процессов оперативного руководства и контроля образовательной деятельности вуза;

− организации электронного документооборота;

− автоматизация повседневной деятельности образовательной организации, включающая в себя образовательную, методическую, научную,  финансово-экономическую деятельности и др.

Специфику любого учебного заведения определяет его основная деятельность – образовательная, главная задача которой – реализация основных образовательных программ, направленная на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям [9]. Гарантом высокого качества образовательной деятельности, несомненно, является эффективное управление, которое обеспечивается в ЭИОС подсистемой управления образовательной деятельностью (рис. 1).

Эффективность управления образовательной деятельностью напрямую зависит от ее планирования. Один из основных эффектов от ЭИОС заключается в автоматизации процессов управления образовательной деятельностью, обеспечивающей полноту, своевременность и оптимальность решаемых задач и, как следствие этого, – ликвидация различного рода неувязок в планировании и нарушений в организации учебного процесса. Весомой долей эффекта от ЭИОС вуза является также экономия труда работников учебно-методического отдела (управления), факультетов и кафедр при одновременном повышении качества и эффективности процесса подготовки специалистов.

Необходимость автоматизации процессов планирования образовательной деятельности не вызывает сомнений. Однако трудности, встречающиеся при ее решении, зачастую недостаточно ясны. Наибольшие из них возникают из-за неформального характера процесса составления учебных программ.

Разработка этих документов требует значительных интеллектуальных, материальных и временных затрат [10−16]. Это связано с тем, что при формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (далее – компетенции), используется большое количество различных видов учебных занятий, при этом вклад каждого из видов занятий в формирование компетенций различен [17]. Сложность решения задачи выбора видов учебных занятий обусловлена наличием ряда внутренних и внешних, постоянных и случайных факторов, влияющих на степень сформированности компетенций выпускника образовательной организации, при этом и сам процесс формирования компетенций осуществляется в условиях первоначальной неопределенности (уровень базовой подготовки, психические и физиологические особенности обучающегося). При этом отдельно учитываются затраты на разработку и реализацию технологии проведения выбранного вида занятий. Немаловажную роль здесь играют материально-технические средства обеспечения образовательной деятельности, так называемая учебно-материальная база (УМБ). Возникает необходимость в определении рационального состава УМБ и технических средств обучения (ТСО) в ее составе для проведения того или иного вида занятия с целью минимизации затрат на проведение занятия (количество типов привлекаемого оборудования и специалистов, привлекаемых на подготовку УМБ к занятию и к обеспечению практической части проведения занятий на технике), обеспечивающий требуемый уровень формирования компетенций [18]. Место участия УМБ в оптимизации управления образовательной деятельностью представлено на рис. 2.

Решение этих задач осуществляется в ЭИОС благодаря разработанному специальному программному обеспечению на основе моделей и методик автоматизации процессов управления образовательной деятельностью.

В статье далее предлагается одна из таких моделей – модель формирования рационального состава УМБ.

Формирование рационального состава УМБ осуществляется на основе:

− вида проводимого занятия;

− перечня компетенций, которые должны сформироваться у обучающихся во время проведения занятия;

− данные о доступном количестве типов привлекаемого оборудования УМБ;

− данные о доступном количестве специалистов каждой квалификации.

Выходными данными из модели являются:

− сведения по составу УМБ, необходимой для проведения того или иного занятия, при формировании учебной программы;

− суммарные затраты на привлечение преподавательского состава и сотрудников учебных лабораторий к проведению занятий в соответствии с учебной программой.

Исходными данными для предлагаемой модели являются:

 количество типов элементов УМБ , привлекаемого для проведения занятия;

 количество компетенций , формирующихся при проведении занятия;

 количество типов квалификаций специалистов ;

 количество специалистов i-й квалификации ;

 количество специалистов i-й квалификации, привлекаемое для подготовки и проведения занятий с использованием k-го типа элементов УМБ ;

− множество типов элементов УМБ ;

− множество , характеризующее количество специалистов различной квалификации;

− множество , характеризующее количество специалистов различной квалификации, привлекаемых для проведения занятий с использованием k-го типа УМБ;

− множество компетенций , формирующихся при проведении занятия;

− матрица , характеризующая возможности различных типов элементов УМБ при проведении занятия;

− трудозатраты специалистов ( ) при подготовке и проведении занятий.

В качестве ограничений при разработке модели принимается, что:

− возможности привлекаемой УМБ соответствуют задачам занятия:

                                              (1),

где                                                                                                                                          

;

− привлекаемый состав УМБ обеспечивает формирование у обучающихся всех компетенций в процессе занятия:

                                                                                                         (2);

− привлечение k-го типа элементов УМБ требует установленного количества специалистов соответствующей квалификации:

                                                                                 (3);

− необходимое для обеспечения учебного процесса количество специалистов i-й квалификации не превышает их общего количества:

                                                                                          (4);

− привлечение k-го типа элементов УМБ и специалистов i-й квалификации должно обеспечивать формирование необходимого количества компетенций:

                                                                                          (5);

− элемент УМБ, который не позволяет сформировать соответствующую компетенцию, не может быть включен в формируемый состав:

                                                                                                (6).

Структура модели обоснования рационального состава УМБ представлена на рис. 3.

В блоке 3.8 определяется целевая функция (8).

В блоке 3.9 формируется план привлечения УМБ и необходимое для этого количество специалистов .

В блоке 4 осуществляется проверка выбранного состава УМБ на соответствие критериям рациональности и дополнительным условиям.

Если критерии и дополнительные условия выполняются, то осуществляется переход к блоку 5. Если нет – переход к блоку 2.

В блоке 5 осуществляется планирование занятия с учетом выбранного состава УМБ. После этого при подготовке к занятию выполняется подготовка и проверка УМБ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, реализация предлагаемой модели в программном обеспечении автоматизированных рабочих мест должностных лиц образовательных организаций всех уровней, участвующих в планировании образовательной деятельности, позволит формировать рациональный состав УМБ при разработке учебных программ с минимальными затратами.  Под понятием «затраты» в модели рассматриваются не только материальные и временные, но и интеллектуальные затраты.

References

1. Yampol'skiy S.M. Nauchno-metodicheskie osnovy informacionno-analiticheskogo obespecheniya deyatel'nosti organov gosudarstvennogo i voennogo upravleniya v hode mezhvedomstvennogo informacionnogo vzaimodeystviya / S.M. Yampol'skiy. − Moskva: Voennaya akademiya General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii, Voennyy institut (upravleniya nacional'noy oboronoy). 2019. − 146 s.

2. Anisimov E.G., Anisimov V.G., Solohov I.V. Problemy nauchno-metodicheskogo obespecheniya mezhvedomstvennogo informacionnogo vzaimodeystviya // Voennaya mysl'. − 2017. − № 12. − S. 45-51.

3. Gar'kushev A.Yu., Selivanov A.A. Pokazateli effektivnosti mezhvedomstvennogo informacionnogo vzaimodeystviya pri upravlenii oboronoy gosudarstva // Voprosy oboronnoy tehniki. Seriya 16: Tehnicheskie sredstva protivodeystviya terrorizmu. − 2016. − № 7-8 (97-98). − S. 12-16.

4. Saurenko T.N., Chvarkov S.V., Harchekno E.B. Obobschennyy pokazatel' effektivnosti vzaimodeystviya federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti pri reshenii zadach obespecheniya nacional'noy bezopasnosti gosudarstva // Voprosy oboronnoy tehniki. Seriya 16: Tehnicheskie sredstva protivodeystviya terrorizmu. − 2017. − № 5-6 (107-108). − S. 101-106.

5. Tebekin A.V. Sposob formirovaniya kompleksnyh pokazateley kachestva innovacionnyh proektov i programm / A.V. Tebekin [i dr.] // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2018. − T. 4. − № 11. − S. 30-38.

6. Anisimov V.G., Bug S.V., Koritchuk V.V., Anisimov E.G. Model' i metodika obosnovaniya vybora vidov uchebnyh zanyatiy pri formirovanii voenno-professional'nyh kompetenciy slushateley (kursantov) v vuze Ministerstva Oborony Rossiyskoy Federacii // Nauchnye problemy material'no-tehnicheskogo obespecheniya Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii. − 2021. − № 1 (19). − S. 16-29.

7. Kaygorodov, V.Ya. Avtomatizirovannaya sistema sostavleniya raspisaniya zanyatiy dlya VVUZA // Problemy optimizacii podgotovki i deyatel'nosti voennyh specialistov. – 1973. – S. 133.

8. Koritchuk V.V., Romanov V.A. Upravlenie obrazovaniem v usloviyah primeneniya informacionnyh tehnologiy // Molodezh'. Obrazovanie. Nauka: Sbornik nauchnyh statey HII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii studentov, aspirantov, ad'yunktov, molodyh prepodavateley i uchenyh. − 2017. − S. 265−268.

9. Federal'nyy zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii № 273-FZ: [Feder. zakon prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: po sostoyaniyu na 2019 g.]. – Moskva: Eksmo, 2019. – 144 s.

10. Koritchuk, V.V., Docenko S.A. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v podgotovke oficerov raketnyh voysk i artillerii // Voennaya mysl'. − 2012. − № 12. − S. 50−57.

11. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Lihacheva O.A. Model' dlya ocenivaniya vliyaniya raspredeleniya resursov na kachestvo obrazovatel'nogo processa // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. − 2012. − № 4. − S. 060-066.

12. Il'in I.V. Matematicheskie metody i instrumental'nye sredstva ocenivaniya effektivnosti investiciy v innovacionnye proekty / I.V. Il'in. − Sankt-Peterburg, 2018. − 289 s.

13. Nikolaev G.A., Osipenkov M.N. Metodicheskiy podhod k ocenivaniyu vliyaniya raspredeleniya resursov na kachestvo obrazovatel'nogo processa / G.A. Nikolaev, M.N. Osipenkov [i dr.] // Perspektivnye informacionnye tehnologii v sisteme podgotovki dolzhnostnyh lic organov ispolnitel'noy vlasti, uchastvuyuschih v reshenii zadach obespecheniya bezopasnosti i oborony Rossiyskoy Federacii: Sbornik materialov nauchnogo seminara. − Moskva: Voennaya akademiya general'nogo shtaba vooruzhennyh sil Rossiyskoy Federacii. 2019. − S. 21-29.

14. Anisimov V.G. Modelirovanie optimizacionnyh zadach podderzhki prinyatiya resheniy v innovacionnom menedzhmente / V.G. Anisimov [i dr.] // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. − 2016. − № 1. − S. 90-98.

15. Kezhaev V.A., Svertilov N.I., Shatohin D.V. Metody i modeli standartizacii i unifikacii v upravlenii razvitiem voenno-tehnicheskih sistem. − Moskva: Voennaya akademiya General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii; 2004. − 279 s.

16. Kezhaev V.A. Obosnovanie resheniy v zadachah celeraspredeleniya s ispol'zovaniem innovacionnyh tehnologiy diskretnogo programmirovaniya / V.A. Kezhaev [i dr.] // Izvestiya Rossiyskoy akademii raketnyh i artilleriyskih nauk. − 2012. − № 2 (72). − S. 97-103.

17. Achkasov N.B. Voennaya pedagogika / N.B.Achkasov. − Sankt-Peterburg, 2017.

18. Anisimov V.G., Bug S.V., Koritchuk V.V., Saurenko T.N. Model' obosnovaniya programmy innovacionnogo razvitiya sistemy trenazhernyh kompleksov Ministerstva Oborony Rossiyskoy Federacii // Nauchnye problemy material'no-tehnicheskogo obespecheniya Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii. − 2021. − № 1 (19). − S. 30-42.

19. Yampol'skiy S.M. Nauchno-metodicheskie osnovy model'nogo podhoda v obespechenii deyatel'nosti organov voennogo upravleniya / S.M. Yampol'skiy. − Moskva: Voennaya akademiya General'nogo shtaba Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii, 2020. − 155 c.

20. Alekseev O.G. Modeli raspredeleniya sredstv porazheniya v dinamike boya / O.G. Alekseev. − Leningrad: Ministerstvo oborony SSSR. 1989. − 109 s.

21. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Semko A.N. Raspredelenie resursov slozhnoy sistemy v usloviyah neopredelennosti // V sbornike: Voprosy mehaniki i processy upravleniya.- Leningrad: Leningradskiy ordena Lenina i ordena Trudovogo Krasnogo Znameni gosudarstvennyy universitet im. A.A. Zhdanova, 1986. − S. 35-41.

22. Chvarkov S.V. Uchet neopredelennosti pri formirovanii planov innovacionnogo razvitiya voenno-promyshlennogo kompleksa / S.V. Chvarkov [i dr.] // Aktual'nye voprosy gosudarstvennogo upravleniya Rossiyskoy Federacii: Sbornik materialov kruglogo stola. − Moskva: Voennaya akademiya general'nogo shtaba vooruzhennyh sil Rossiyskoy Federacii, Voennyy institut (Upravleniya nacional'noy oboronoy). − 2018. − S. 17-25.

23. Anisimov A.V. Zadacha adaptivnogo raspredeleniya resursov v usloviyah neopredelennosti / A.V. Anisimov [i dr.] // V sbornike: Aktual'nye problemy zaschity i bezopasnosti: Trudy Chetvertoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii.- Sankt-Peterburg: Nauchno-proizvodstvennoe ob'edinenie special'nyh materialov. − 2001. − S. 346-348.

24. Avdeev M.M. Informacionno-statisticheskie metody v upravlenii mikroekonomicheskimi sistemami / M.M. Avdeev [i dr.].- Sankt-Peterburg; Tula: Grif i K (Tula). 2001. − 139 s.

25. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Saurenko T.N., Sonkin M.A. The model and the planning method of volume and variety assessment of innovative products in an industrial enterprise // Journal of Physics: Conference Series (sm. v knigah). 2017. T. 803. № 1. S. 012006.

26. Anisimov V., Anisimov E., Sonkin M. A resource-and-time method to optimize the performance of several interrelated operations // International Journal of Applied Engineering Research. 2015. T. 10. № 17. S. 38127-38132.

27. Lipatova N.G., Chernysh A.Ya. Primenenie matematicheskih metodov pri provedenii dissertacionnyh issledovaniy. − Moskva: Rossiyskaya tamozhennaya akademiya, 2011. − 514 s.

28. Chudakov Yu.V. Teoriya veroyatnostey. − Sankt-Peterburg: Mihaylovskaya voennaya artilleriyskaya akademiya, 2010. − 188 s.

29. Anisimov V.G., Anisimov E.G. Modifikaciya metoda resheniya odnogo klassa zadach celochislennogo programmirovaniya // Zhurnal vychislitel'noy matematiki i matematicheskoy fiziki. − 1997. − T. 37. − № 2. − S. 179−183.

30. Alekseev A.O., Primenenie cepey Markova k ocenke vychislitel'noy slozhnosti simpleksnogo metoda / A.O. Alekseev, O.G. Alekseev [i dr.] // Izvestiya Akademii nauk SSSR. Tehnicheskaya kibernetika. − 1988. − № 3. − S. 59-63.

31. Anisimov V.G., Anisimov E.G. Algoritm optimal'nogo raspredeleniya diskretnyh neodnorodnyh resursov na seti // Zhurnal vychislitel'noy matematiki i matematicheskoy fiziki. − 1997. − T. 37. − № 2. − S. 54-60.

32. Alekseev, A.O. Primenenie dvoystvennosti dlya povysheniya effektivnosti metoda vetvey i granic pri reshenii zadachi o rance / A.O. Alekseev, O.G. Alekseev [i dr.] // Zhurnal vychislitel'noy matematiki i matematicheskoy fiziki. − 1985. − T. 25. − № 11. − S. 1666-1673.

33. Anisimov V.G., Anisimov E.G. Algoritm resursno-vremennoy optimizacii vypolneniya kompleksa vzaimosvyazannyh rabot // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. − 2013. − № 1. − S. 080-087.

34. Penner Ya.A., Gar'kushev A.Yu. Metod raspredeleniya neodnorodnyh resursov pri upravlenii organizacionno-tehnicheskimi sistemami // Voprosy oboronnoy tehniki. Seriya 16: Tehnicheskie sredstva protivodeystviya terrorizmu. − 2016. − № 3-4 (93-94). − S. 20-26.

35. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Bosov D.B. Setevye modeli i metody resursno-vremennoy optimizacii v upravlenii innovacionnymi proektami. − Moskva, 2006. − 117 s.

Login or Create
* Forgot password?