MODERN GLOBAL SIGNS IN RUSSIAN (ON THE EXAMPLE OF HASHTAG): COMMUNICATION ASPECT AND PEDAGOGICAL CONNOTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of using global world signs in modern Russian on the example of a hashtag. The relevance of the study is due to the need to understand the role and meaning of global signs in the communication environment, their specialization in youth content. The purpose of the study is to show the role and meaning of this symbol and word in the modern digital space and the peculiarities of its use in the youth audience. For a more complete disclosure, it is proposed to analyze the functionality of this word and sign in educational, game content, social networks, blogs popular among young people. The forms and types of texts with a hashtag on various network platforms were identified and their comparative analysis was carried out.

Keywords:
globalization, sign, hypertext, hashtag, meme, blog
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время – эпоху цифровой личности – стремление к мобильности, оперативной связи, представленной в разных форматах, становится первостепенной задачей. В связи с этими тенденциями создаются специальные символы и слова для обозначения приглашения к объединению и обсуждению разных людей, даже незнакомых друг с другом. Так, ярким примером глобального знака новейшего времени стала @ (от первой буквы английского алфавита), «собака» на народном сленге. Ежеминутно этим знаком пользуются миллиарды людей в мире. Символ @ придумал в 1971 г. Рэй Томлинсон, основатель электронной почты, сотрудник   американской компании BBN Technologies. Первым адресом со знаком «собака» был tomlinson@bbn-tenexa. Массовым знак «собака» стала в 1996-м году, когда появился один из первых бесплатных почтовых сервисов «Hotmail».

Такой же глобальной известностью стал пользоваться знак решетка  # «хештег».  Хештег или Октоторп (метка) (от англ.  Hashtag, hash – решетка и  tag – метка) – слово или группа слов, начинающихся со знаком (символом) решетки #. Символ # называется «решётка», «хеш», «диез», «шарп». Этот символ используется в языке программирования C. Там его называют «хэш».

Знак # и слово «хештег» появились в 2007 г. Первое электронное сообщение с хештегом на Twitter: «Что вы думаете о том, чтобы использовать решётку (#) для разных групп?» отправил 23 августа 2007 г. автор символа Крис Мессина. Хештег стал символом века цифровых технологий и изменил язык миллионов людей по всему миру. Особое значение этот знак приобрел в молодежной среде. Американское диалектологическое общество по итогам 2012 г. назвало «хештег» словом года. Слово хештег вошло в Оксфордский словарь английского языка в июне 2014 г.

Цель научного исследования – показать роль актуальности освоения обучающимися современного языка компьютерной лексики и значение этого символа и слова в современном цифровом пространстве, раскрыть особенности его применения в молодежной аудитории. Для более полного раскрытия темы предполагается анализ функционала данного слова и знака в образовательных, игровых контентах, социальных сетях, блогах, популярных среди молодежи, их педагогической коннотации. Также предполагается системный анализ хештегов как нового лингвистического явления.

Хештеги – это специальные дискурсные элементы текста, созданные для функционирования в Интернете. Они выполняют разнообразные задачи:  группируют в микроблогах сообщения одинакового содержания, обеспечивают быстрый поиск нужной информации, при этом дают возможность выражать креативность. В практике современной информационной среды выработаны разные способы создания хештегов. Наряду с использованием словообразовательных средств и отказом от использования синтаксических средств языка, участники медиапространства проявляют интерес к языковой игре, созданию  прецедентных текстов.  Хештег служит приобретению особого коммуникативного статуса.

Миллионы пользователей используют хештег в блогах и социальных сетях для быстрого поиска информации или объединения в группы по определенной тематике. Так, в ВКонтакте, Facebook, YouTube, Instagram,  Twitter, #Tik Tok  хештег стал общепринятым средством для обозначения разного рода контентов и очень активно применяется для общения, сообщения, получения информации, самопрезентации. О важности хештегов для сетевых платформ говорит тот факт, что на сайтах этих платформ размещены советы по пользованию хештегов. Например, на Instagram предлагаются бесплатные способы раскрутки инстаграм-аккаунтов: «В основу первого способа входят 90 хештегов. Их необходимо разделить на три категории (по 30 каждая): хайповая, тематическая и индивидуальная. Далее нужно подготовить 3 публикации с текстовым и графическим контентом. Затем разместить три поста, с интервалом в 15-20 минут, присваивая к ним свою категорию хештегов» [Исмагилова].

Все стороны жизни молодежи – от увлечений до образования – находят отражение в сообщениях через хештег. Так, на сайте определяют цель образовательных страниц на платформах Интернета: «Образование. Это может быть как целенаправленное изучение определенных курсов или публикаций какого-либо человека, так и случайное, например прочтение статей, опубликованных вашими друзьями. Информация зависит от круга интересов конкретной группы людей и может представлять собой кулинарные рецепты, литературу по психологии развития и многое другое» [Социальные сети. – https://wiki.rookee.ru/xeshteg].   

Образовательные проекты с хештегом пользуются большим спросом. Они востребованы среди молодежной аудитории своей скоростью, лаконичностью и небольшим объемом полезной информации, молодежным сленгом, интересной подачей и оригинальностью учебного материала. Например, в #Tik Tok создан масштабный образовательный сайт Универ Тик Ток для привлечения детей разного возраста к обучению. Этот проект родился в одной их социальных сетей Китая для помощи в изучении различных учебных предметов. На странице Универ Тик Ток желающие, как преподаватели, так и студенты, школьники, помещают образовательные ролики. Контент создается пользователями самостоятельно. «Разработчики Тик Тока приняли решение о запуске специального образовательного контента и каналов. Сначала появились два индийских каналов, предназначенных для изучения английского языка. Началось сотрудничество с образовательными школами. Тематика расширялась стремительно. Изначально иностранные курсы сменились обучающими видео по математике, интерьеру, естественным наукам, фитнессу и другим» [https://#новость #tiktok].

Образовательный или обучающий контент создан и на Instagram. По формату здесь могут помещаться только фотографии с небольшим комментарием, один из первых образовательных аккаунтов на Instagram был создан журналом National Geographic с   постами фотографий со всех уголков планеты. На этой социальной платформе можно выкладывать схемы для быстрого изучения английского и других языков, репродукции картин известных художников, небольшие рецензии на книги, математические формулы с пояснениями.

В связи с этим, можно сделать вывод, что использование хештегов в названиях сайтов или Интернет-адресов образовательных ресурсов, понятных современным школьникам и принимаемых в современной молодежной среде, способствует активизации познавательных интересов, позитивному личностному принятию развивающих образовательных ресурсов.

Слово хештег в русском языке стало популярным в связи с развитием социальных сетей. Оно стало общеупотребительным, в первую очередь, в молодежной среде. Популярность знака привела к тому, что к хештегу активно подключились различные организации (например, мобильные сети), реклама, PR, видные персоны России. Так, перевод денег в МТС проходит через  #перевод сумма.

Обращение к персональным страницам публичных персон убеждает: чтобы повысить свою популярность и привлечь внимание других пользователей, известные люди нацеливаются на самопрезентацию. Непубличные персоны также стараются привлечь внимание к своей личности, своей странице, своей профессии. Для этого они не только внимательно отбирают медиаматериал, который выкладывают в сеть, но и тщательно обдумывают содержание текстов [Наволока, с. 570].   

Хештег из иностранного термина превратился в русском языке в общеупотребительное слово. «Как видим, иноязычное слово редко дублирует значение русского – в подавляющем большинстве случаев между ними имеется смысловое различие, на которое накладывается еще и различие функционально- стилистическое: иноязычный элемент часто является термином, а его русская параллель – обычным, общеупотребительным словом» [Крысин, 1996, с. 143]. 

В свою очередь, слово хештег повлияло на появление новых понятий в русском языке, таких как гипертекст, гиперссылка, мемы-хештеги. В настоящее время в общей совокупности хештеги составляют огромный информационный гипертекстовый массив [Галямина, с. 110]. 

По мнению Патрушевой Л.С., хештеги по своей функции представляют собой хештеги-геопозиции, хештеги-девизы, хештеги-самопрезентации, хештеги-размышления, хештеги-отклики, хештеги-цитаты [Патрушева, с. 474].

Среди молодежи активно используются мемы-хештеги. История появления термина «мем» связана с  книгой «Эгоистический ген» (1976 г.) профессора Оксфордского университета Ричарда Докинза. Мем (meme («мим») от греческого слова μήμιμα – «подобие»)) – слово, видео, изображение, звуковой сигнал, картинка, получившие популярность в Интернете и ставшие общеузнаваемыми символами (через социальные сети, мессенджеры, форумы, блоги).

«Как всякие прецедентные феномены, мемы подвергаются разного рода трансформациям в процессе использования и обретают множество разновидностей. Узнаваемость мема-хештега служит основой для его дальнейшего использования, в том числе и в традиционных сферах общения. В межличностном дискурсе более значимым оказывается не семантическая компрессия, осуществляемая хештегом, а возможность передать эмоции, дать оценку сообщаемому» [Галямина, с. 103].   

Рассмотрим примеры использования хештега в социальных акциях:

  •     Акция по спасению пернатых «Покорми птиц». Участникам предлагается накормить птиц семечками или крошками, заснять процесс кормления и выложить в соцсетях с хештегом #покормиптиц.
  •     Музеи Подмосковья  провели  флешмоб #MuseumSelfie.

12 государственных музеев Московской области приняли участие в международном флешмобе #MuseumSelfie и предложили гостям сфотографироваться на  фоне изысканных музейных интерьеров. Цели мероприятия: посещение музеев, выражение своего отношения к произведениям искусства, создание креативного селфи.

  •    Молодежный конвент «Легенды среди нас», г. Домодедово.

  Мероприятие проходило под эгидой общероссийского общественного движения #PUTINTEAM и хоккеиста Овечкина Ю. Известные звезды российского спорта пообщались с молодежью, провели мастерклассы и сыграли в хоккей. Идея мероприятия – приобщение молодежи к здоровому образу жизни.

  •     Флешмоб в социальных сетях #МедикиНаВойне. Цели флешмоба: воспитание патриотизма и гордость за своих близких − участниках ВОВ.  Необходимо выложить семейные истории и фотографии времен ВОВ.  

Галямина Ю.Е. отмечает, что хештеги используются как автором в посте Инстраграм-блога, так и в комментариях, что позволяет не только включить запись в общий массив информации, связанной с данным контентом, но и выразить отношение к прочитанному [Галямина, с. 113].   

В период пандемии информация с хештегом позволяла оперативно передавать сведения о ходе пандемии,  противопандемических мероприятиях, связывала с волонтерскими организациями:  #ЯволонтерМО,  #социальныйпроект,  #волонтер,  #доброволец.  Особо популярными в период самоизоляции стали теги  #пандемия,  #пандемиянаследие,  #пандемиямрака,  #пандемиягриппа,  #пандемия21века, #пандемиянаграни, #пандемияожирения,   #пандемиявлаборатории,  #пандемиябелка.

В тяжелый период самоизоляции в России началась акция взаимопомощи между людьми разного поколения, образования, национальности  #МыВместе. С призывом помочь нуждающимся людям, пожилым, многодетным, обратились видные знаменитости, уважаемые граждане. Информация о конкретных фактах взаимопомощи размещалась на сайте #мывместе2020.рф. Здесь можно было узнать, как разные люди помогают друг другу, как любой из желающих может помочь ближнему.

1 апреля 2020 г., проходившем в условиях пандемии, в online-формате прошла Всероссийская акция ко Дню смеха. Участниками были предложены следующие креативные задания:

  • Сними и опубликуй в соцсетях «Я Молодец» и «TikTok» видео с юмором, связанное с вашим учебным заведением. Отметь под роликом @ skm_rus.
  • Придумай оригинальные и смешные фразы для облаков (баблов), распечатай или нарисуй их и сделай фотографии. Выкладывай фото с хештегами  #ДеньСмеха#СмейсяСРДШ.
  •  Придумай оригинальные, смешные мемы об учебной жизни. Размести их в группе своего учебного заведения или в своем аккаунте с хештегами  #ДеньСмеха#СмейсяСРДШ.
    Хештеги стали использоваться в роли гиперссылок, позволяющих быстро находить нужный сайт, информацию, сетевое сообщество по интересам. В сети «Инстаграм» хештег стал использоваться для поиска информации не только в адресах, но и внутри текста. «Также следует отметить, что слова, словосочетания, предложения, представленные в форме хештега (написанные с использованием символа # и выделенные голубым цветом), выделяются из текса и сразу же привлекают внимание аудитории. С помощью такого вида текстов автор акцентирует внимание подписчиков на важных для него деталях, фразах, идеях и т.д.» [Наволока, с. 570].   

В сетевых сообщениях появилось такое понятие, как связанный хештег. Связанные хештеги − это самые популярные слова, которые чаще всего используются в Instagram в сообщениях с искомым словом. Примером таких стал топ 10 связанных хештегов. В стране Rossiya используются мемы # юмор мем,  #приколы москва, #смех россия,   #смешно memes.  

Для поддержки друг друга в сетевых сообществах активно применяется хештег со специальными символами, значками, иконками. Эти хештеги предназначены для получения отметок «нравится» (лайк, like), взаимного лайкания индивидуальных сообщений, фото. Особой популярностью в сетях пользуются смайлы. Например, коллекция смайлов Эмодзи по основным группам: смайлы и люди, животные и природа, еда и напитки, спорт и активный отдых, путешествия и места, предметы, символы, флаги стран. Для Инстаграм применяются смайлы и иконки для включения в хештеги.

Таким образом, хештег как глобальный знак является одной из активных коммуникативных единиц в информационном пространстве. Он наряду с другими глобальными знаками аутентично вписался в современный русский язык и стал неотъемлемой частью его коммуникационного пространства. Его использование важно для формирования медиаграмотности. Хештег позволяет расширить поле деятельности современного педагога и  использовать нестандартные методы работы. Так, при работе с большими текстами он может использоваться как дидактического средство – в качестве ключевого слова − для выявления основной мысли, идеи, образа. Хештег учит четко выражать общую тематику сообщения, находить суть текста или сообщения. Однако при работе с хештегом необходимо учесть такой аспект глобального коммуникационного пространства, как безопасность. Поэтому важным аспектом работы в международной интернет-среде является необходимость анализа информационного источника на безопасность, выработка этической нормы.

References

1. Galyamina Yu.E. Lingvisticheskiy analiz heshtegov Tvittera / Yu. E. Galyamina // Sovremennyy russkiy yazyk v internete / red. Ya. E. Ahapkina, E. V. Rahilina. − Moskva: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2014. − S. 13-22.

2. Ismagilova D. Kak podbirat' heshtegi dlya Instagram v 2020 godu dlya prodvizheniya akkaunta [Elektronnyy resurs]. − URL: https://misterrich.ru/heshtegi-dlya-prodvizheniya-v-instagram-sbor-podpischikov-lajkov-kommentariev/

3. Krysin L.P. Inoyazychnoe slovo v kontekste sovremennoy obschestvennoy zhizni / Krysin L.P. Russkiy yazyk konca XX veka. – Moskva, 1996. − S. 142-161.

4. Navoloka Yu.S. Heshteg-tekst kak novyy format teksta v internet-prostranstve (na primere social'noy seti "Instagram") // Filologicheskie nauki, seriya «Yazykoznanie i literaturovedenie». – 2018. − № 12(90). − Ch. 3. − S. 568−573.

5. Patrusheva L.S. Heshtegirovanie kak novyy kommunikativnyy process // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya. − 2018. − T. 28. − Vyp. 3. − S. 471–475.

6. Univer Tik Tok [Elektronnyy resurs]. − URL: https://#novost' #tiktok

7. Heshteg [Elektronnyy resurs]. − URL: https://wiki.rookee.ru/xeshteg (data obrascheniya: 14.03.2021).

8. Schurina Yu.V. Kommunikativno-igrovoy potencial heshtegov // Vestnik Cherepovecskogo gos. un-ta. − 2015. − № 8 (69). − S. 100-104.

Login or Create
* Forgot password?