FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The formation of organizational and economic mechanisms for the innovative development of the provision of public services, involves the expansion of areas of interdepartmental interaction between the participants in the process, in order to improve the quality of the services provided. The need to introduce innovative mechanisms in the process of providing public services is caused by unprecedented events that have recently taken place in the economy of our country. The introduction of innovative mechanisms designed to change the scheme for the provision of public services, in terms of building an extensive system of interdepartmental interaction, which will improve the quality of public services provided and create the prerequisites for a qualitative breakthrough in this area.

Keywords:
public services, quality of public services, innovation mechanism
Text
Publication text (PDF): Read Download

В условиях современной цифровой экономики трудно переоценить роль государственных услуг в обеспечении безопасных и комфортных условий жизнедеятельности граждан страны, особенно в свете последних быстро меняющихся социально-экономических условий.

В последние годы значительно возросли требования предъявляемые к качеству предоставляемых государственных услуг, следовательно, для поддержания соответствующего уровня качества, необходимо внедрять меры, обеспечивающие инновационную трансформацию процессов, задействованных при их оказании.

Без системы оказания государственных услуг, отвечающей требованиям современной экономической ситуации, невозможно представить качественное удовлетворение ежедневных потребностей граждан страны [1, 2]. Принимая во внимание современные экономические реалии, можно говорить о назревшей необходимости трансформации сферы государственных услуг, путем внедрения инновационных механизмов, повышающих скорость отклика государственной машины и обеспечивающих надлежащий уровень качества оказываемых услуг.

События прошлого года показали, что для подержания должного уровня качества государственных услуг, существующих подходов и механизмов недостаточно. Любая сфера оказываемых государственных услуг должна иметь в своем арсенале достаточное количество эффективных инновационных механизмов, способных решить текущие социально-экономические задачи [3, 4].

Отсутствие быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка приводит к тому, что отдельные виды оказываемых государственных услуг «не успевают за движением инновационной экономики, поскольку перманентно сталкиваются с рядом финансовых, организационных и других барьеров, для преодоления которых и необходимо изучение зарубежного и отечественного опыта внедрения инновационных технологий» [5].

По мнению автора, под внедрением инновационных технологий предполагается применение новой формы, метода, либо нового порядка организации процессов, происходящих при оказании той или иной государственной услуги, что согласуется с самим понятием «инновация», предполагающим внедрение новшества, обеспечивающего качественный рост эффективности процессов востребованных рынком [6, 7].

Качественная трансформация сферы оказания государственных услуг предполагает внедрение инновационных механизмов в части совершенствования существующих процессов, происходящих на стадии рассмотрения, принятия решения, согласования и оказания государственных услуг [8, 9, 10].

С целью подтверждения данного предположения, автором был проведен сравнительный анализ показателей качества государственных услуг, оказанных центрами занятости населения Республики Татарстан за период 1 полугодия 2019 и 2020 гг. В таблице 1 представлены данные о динамике места Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 1

Место Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации

№ п/п

Наименование показателя

Место Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию на первое полугодие

2019 год

2020 год

1

Исполнение норматива доступности государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан (Установленный норматив - 10,0 %)

28

69

2

Исполнение норматива доступности государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (Установленный норматив - 2,0 %)

19

54

3

Исполнение норматива доступности государственной услуги по профессиональной ориентации граждан (Установленный норматив - 60,0%)

1

59

4

Исполнение норматива доступности государственной услуги по профессиональному обучению  безработных граждан (Установленный норматив - 12,0%)

2

61

5

Исполнение норматива доступности государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ (Установленный норматив - 3,0%)

3

18

6

Исполнение норматива доступности государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Установленный норматив - 10,0%)

30

75

7

Исполнение норматива доступности государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (Установленный норматив -3,0%)

39

47

8

Исполнение норматива доступности государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (Установленный норматив - 0,3%)

13

47

Источник: mtsz.tatarstan.ru

 

Анализ данных, показал, что по вышеприведенным услугам наблюдается некоторое снижение показателей качества и, как следствие, понижение места Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации. Это подтверждает предположение о том, что общеизвестные беспрецедентные события, произошедшие в экономике нашей страны в прошлом году, стали ярким примером того, что при всей слаженности работы государственной машины, традиционные механизмы оказания государственных услуг, в определенной степени оказались не готовы к решению социально-экономических проблем стоящих перед населением и страной в целом.

Исходя из вышеизложенного, автором предлагается качественная трансформация процессов формирования, согласования и предоставления государственных услуг, путем внедрения инновационных механизмов, призванных изменить схему оказания государственных услуг, в части построения разветвленной системы межведомственного взаимодействия, которая с учетом компетенций и полномочий, вовлеченных в процесс ведомств, позволит повысить качество предоставляемых государственных услуг и создать предпосылки для осуществления качественного прорыва в данной области.

References

1. Belova L.N., Malahova O.V., Prokazina N.V. Innovacionnaya politika v sisteme gosudarstvennogo upravleniya Rossiyskoy Federacii // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. – 2016. – № 3 (22). – S. 114-123.

2. Dvoreckaya A.A. Vnedrenie i razrabotka innovaciy v sfere gosudarstvennogo upravleniya // Materialy konferencii «Innovacionnye mehanizmy v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii», 2019. – S. 41-43.

3. Dzhantemirov A.S. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy predostavleniya gosudarstvennyh (municipal'nyh) uslug v rossiyskoy federacii na sovremennom etape // Zhurnal «Ekonomika. Upravlenie. Finansy». – 2020. – S. 23-31.

4. Huzagaripov A.G. Transformaciya processov sfery okazaniya gosudarstvennyh uslug v usloviyah novyh ekonomicheskih realiy // Materialy mezhdunarodnoy konferencii. – SPb.: GNII «Nacrazvitie», 2020. – S. 153-156.

5. Romanova A.I., Romanov D.S. Innovacionnye tehnologii v sfere zhilischno-kommunal'nyh uslug krupnyh megapolisov // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. – 2019. – № 9.

6. Demenko A.E. Teoreticheskie osnovy vnedreniya innovaciy v sfere gosudarstvennogo upravleniya // Ekonomika i upravlenie. – 2014. – № 11 (109). – S. 62-71.

7. Hamzina R.R. Sovershenstvovanie organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug // Materialy konferencii «Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo», 2019. – S. 281-283.

8. Gorshkova N.S. Sovershenstvovanie raboty mnogofunkcional'nyh centrov v sovremennyh usloviyah // Sbornik trudov konferencii «Ekonomika segodnya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya (VEKTOR-2020)», 2020. – S. 151-155.

9. Zaynasheva Z.G., Gabidullina E.V., Smil'gina K.L. Zarubezhnyy opyt povysheniya kachestva i dostupnosti predostavleniya gosudarstvennyh uslug // Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika. – 2016. –№ 1 (15). – S. 38-43.

10. Rodionov M.G. Metodiki ocenki kachestva predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologiy. – 2018. – № 1 (25). – S.62-66.

Login or Create
* Forgot password?