PARTICIPATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Ensuring national security is one of the priorities of the state. The authorities implement measures that, if they do not eliminate the threat to national security, then minimize it. The first level in the security system is occupied by local governments. Their proximity to the population allows us to carry out successful work in this direction. But the template approach to organizing activities often negatively affects citizens and the state as a whole.

Keywords:
national security, local self-government bodies, Central Federal distric
Text
Система обеспечения национальной безопасности состоит из органов публичной власти, к которым отнесены Вооруженные Силы РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также находящиеся в их распоряжении инструменты. Органы власти на местах представляют собой первичное звено. Они наиболее близки к населению и по результатам их деятельности можно судить о реализации мероприятий, направленных на обеспечение состояния защищенности от внешних и внутренних угроз.
Единство органов местного самоуправления и государственного власти проявляется в обеспечении национальной безопасности. Последняя устанавливает направления, а в муниципальном образовании определяются инструменты по их реализации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, обозначила ее направления. Указанный документ содержит новый подход к их определению. Законодатель перечисляет стратегические национальные приоритеты.
Цели и задачи, которые предусмотрены в рамках стратегических национальных приоритетов, связаны с осуществлением профилактики терроризма и экстремизма, проведением мероприятий в целях минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, содействием в разработке и принятии мер по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, обеспечением пожарной безопасности, организацией и осуществлением мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организацией охраны общественного порядка. Этот перечень не является исчерпывающим. В решении приведенных выше проблем участвуют все муниципальные образования.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в указанных направлениях путем реализации отдельных мероприятий. На их проведение оказывают влияние особенности муниципального образования: его географическое положение, национальный состав населения и специфика межнациональных отношений, уровень социально-экономического развития.
На органы власти на местах возложена обязанность проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма. Противодействие этим негативным явлениям социальной действительности оказывают федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления, занимающие первую ступень в системе органов публичной власти, наиболее приближены к населению и знакомы с его характеристиками. Они в состоянии предложить действенные меры и реализовать их, не допустить распространения в обществе экстремизма, терроризма и возникновения межнациональных конфликтов. Они призваны сформировать в первую очередь у подростков и молодежи нетерпимость к этим фактам и укрепить толерантное отношение.
Муниципальные органы разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, которые регламентируют профилактику терроризма и экстремизма, направлены на минимизацию и (или) ликвидацию последствий их проявлений. В г. Орел действует Программа «Предупреждение экстремизма и терроризма в г. Орел на 2019 – 2021 гг.» [1]. Она предусматривает перечень основных мероприятий, которые связаны с совершенствованием системы информационного обеспечения в области профилактики терроризма и экстремизма на территории г. Орел; с участием в профилактике экстремизма и терроризма; с укреплением состояния антитеррористической защищенности объектов г. Орел; с противодействием идеологии терроризма.
Аналогичная программа действует в г. Костроме, но перечень мероприятий в указанных выше группах, шире. Помимо региональных центров такие акты принимаются на территории других муниципальных образований субъекта РФ, например в Большеекатериновском сельском поселении Путятинского муниципального района Рязанской области [2]. Сходные по своему содержанию нормативные правовые акты приняты в Белгородской, Владимирской и Калужской областях. Общим для этих актов является перечень мероприятий – разъяснения, информирование, пропаганда в СМИ, собрания, заседания, обследование и контроль.
Не во всех субъектах РФ придерживаются такой позиции. В межведомственном комплексном плане мероприятий по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на территории Белгородской области на 2015-2020 гг. было предусмотрено проведение мероприятий по социо-культурной адаптации иностранных студентов к новым условиям жизнедеятельности [3]. В Ивановской области разработана Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 гг. [4]. В области ведет активную деятельность, связанную с реализацией мер по сохранению национальных языков, культур и традиций, гармонизации межнациональных отношений, Ивановский дом национальностей.
В Воронежской и Липецкой областях профилактикой экстремизма и терроризма ведает специально учрежденные органы (Совет по информационной политике в сфере профилактики терроризма и экстремизма при губернаторе Воронежской области, Экспертный совет по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма).
Муниципальные программы по профилактике терроризма и экстремизма, действующие в субъектах центрального федерального округа, отличаются охватываемыми направлениями по профилактике правонарушений, по противодействию преступности, по содействию реализации полномочий в сфере региональной безопасности, по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций, а также приведением перечня результатов, которые планируются достичь.
Период действия всех документов в области профилактики терроризма и экстремизма ограничен 2020 г, 2021 г., или 2025 г., но не позже в связи с реализацией положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 28 ноября 2014 г.Пр-2753.
Правовую основу укрепления межнационального и межконфессионального согласия в Российской Федерации составляет государственная программа «Реализация государственной национальной политики», которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532. Цель ее реализации не допущение нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Существование таких фактов, отражается на межнациональном и межконфессиональном согласии, и как следствие могут возникнуть конфликты. Межнациональное и межконфессиональное согласие укрепляется в муниципальных образованиях по-разному, что обусловлено национальным составом субъекта.
В отдельных муниципальных образованиях центрального федерального округа предусмотрены программы по укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Они содержат перечень мероприятий сходных с теми, что указаны в документах по профилактике терроризма и экстремизма. Прежде всего, это формирование толерантного отношения среди граждан путем проведения семинаров, обсуждений, собраний, заседаний, встреч и разъяснительных бесед.
В Воронежской области принят Закон от 2 марта 2015 г. № 25-ОЗ «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области» [5]. Он содержит общие положения о деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъекта. Для эффективного взаимодействия национальных и межнациональных общественных объединений с органами власти предлагается создание консультативно-совещательных органов и экспертных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Что и было реализовано в области профилактики и терроризма.
В г. Орле с 2019 г. реализуется План мероприятий по укреплению межнационального мира и межконфессионального согласия, профилактике межнациональных конфликтов [6]. Достичь, указанные цели за один год невозможно, это продолжительная работа, даже по его окончании в 2021 г. работу в данном направлении необходимо продолжать.
Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности, реализации мер по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера связана с разработкой и принятием мер социально-экономического характера, с введением особых режимов, с формированием добровольческих подразделений и т.д.
На муниципальные образования возложена обязанность принятия первичных мер по обеспечению пожарной безопасности. Именно от них зависит организация обучения граждан в этом направлении. Они должны стремиться не к проведению ознакомительных мероприятий, а ставить перед собой задачу сформировать навык, что в ситуации возгорания, человек не поддастся панике, а его действия будут носить слаженный и организованный характер.
Органы местного самоуправления при организации и ведении гражданской обороны руководствуются федеральным законодательством и специально разработанными Методическими рекомендациями [7], которые подробно описывают полномочия, мероприятия и механизм действия органов исполнительной власти субъекта РФ.
Практические занятия, на которых учащиеся изучают обеспечение пожарной безопасности, реализацию мер по территориальной обороне и гражданской обороне, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, начинаются в школах на уроках «Обеспечения безопасности и жизнедеятельности». Материальное обеспечение образовательных учреждений зачастую не позволяет реализовать задачу по формированию навыка, и обучение учащихся в исследуемом направлении носит ознакомительный характер.
К компетенции органов местного самоуправления отнесена охрана общественного порядка. Но эта задача только декларирована на бумаге. Ст. 132 Конституции РФ возлагает на органы местного самоуправления охрану общественного порядка, что также предусмотрено в п. 8 ч. 1 ст. 131 ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законодатель, не отменяя эти положения и не внося в них изменения, возможно в будущем предусматривает возможность образования муниципальной милиции. Безусловно, это может привести к реорганизации правоохранительной системы. Существование не претворенных в жизнь положений нормативных правовых актов, не исключает органы местного самоуправления из системы обеспечения безопасности.
Вопросы обеспечения национальной безопасности затрагиваются в работах теоретиков права и практических работников. Большой объем работ посвящен реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года. В своих размышлениях отдельные авторы формулируют вывод о неоднозначности претворения в жизнь ее положений в силу существующих пробелов и коллизий в законодательстве, современных реалий действительности [8].
Принятие новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, указывает на необходимость разработки мероприятий по решению задач, которые предусмотрены в рамках стратегических национальных приоритетов. Представляется возможным не формальное переписывание ранее действующих документов в этой сфере, а качественно новый подход к обеспечению национальной безопасности на уровне функционирования органов местного самоуправления.
Законодатель, указывая на направления деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности, не конкретизирует как они должны их реализовывать, что предоставлено определять самим муниципальным органам. Анализ нормативных правовых актов показал стандартный подход в определении мероприятий. Необходим системный подход, недостаточно принятия шаблонных документов, следует в каждом субъекте составлять свой перечень мероприятий, помимо «обычных» включить «свои» с учетом этнической принадлежности граждан, проживающих на территории. Угрозы они не постоянны, они изменяются и возникают новые. Успех в сфере обеспечения безопасности будет достигнут при нестандартном подходе органов местного самоуправления в их предупреждении.
 
 
References

1. Orel City newspaper, No. 2, 18.01.2019.

2. Administration of the municipal formation-Putyatinsky municipal District of the Ryazan region-URL: https://putatino.ru/search/index.php?q=%FD%EA%F1%F2%F0%E5%EC%E8%E7%EC+%E8+%F2%E5%F0%F0%EE%F0%E8%E7%EC&how=d&from=&to= Date of application – 10.09.2021

3. On the approval of the interdepartmental comprehensive action plan for countering the ideology of terrorism and extremism on the territory of the Belgorod Region for 2015-2020 [Electronic resource]: Order of the Government of the Belgorod Region: [No. 318-rp dated 22.06.2015]: ConsultantPlus legal reference system.- Access mode: http://www.consultant.ru. Date of application – 10.09.2021

4. On the approval of the Strategy of the state national policy in the Ivanovo region for the period up to 2025 [Electronic resource]: Resolution of the Government of the Ivanovo region: [from 13.11.2015 No. 518-p]: ConsultantPlus legal reference system.- Access mode: http://www.consultant.ru. Date of application – 10.09.2021

5. On the legal regulation of certain issues in the sphere of ensuring interethnic and interfaith harmony in the territory of the Voronezh Region [Electronic resource]: The Law of the Voronezh Region: [from 02.03.2015 No. 25-OZ] - Access mode: http://www.govvrn.ru. Date of application – 10.09.2021

6. On the approval of the Action Plan for strengthening Interethnic peace and Interfaith harmony, prevention of interethnic conflicts for 2019-2021 [Electronic resource]: Resolution of the Administration of the city of Orel of the Orel region: [from 31.05.2019 No. 2280] // Orel city newspaper, No. 21, 07.06.2019.

7. Methodological recommendations on the organization and conduct of civil defense in the subject of the Russian Federation and municipal formation [Electronic resource]: EMERCOM of Russia: [from 13.12.2012 № 2-4-87-30-14]: legal reference system ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru. Date of application – 10.09.2021

8. Vykhodov, A. A. Implementation of the national security strategy of the Russian Federation / A. A. Vykhodov / / Law and Education. - 2017. - No. 11. - pp. 113-119.


Login or Create
* Forgot password?