STUDENTS’ GENERAL COMPETENCIES PASSPORT AS A BACKBONE ELEMENT OF LEARNING ACTIVITY IN THE ASPECT OF THIRD GENERATION FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IMPLEMENTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper contains the author’s approach to the development of general competences passport as a result of mastering of secondary vocational education’s basic professional educational program in the aspect of new educational standards implementation. The role and functions of competencies passport have been revealed, the existing approaches to its design are analyzed, and also the author’s own experience related to the passport’s development has been presented. The competencies passport is understood as a reasonable set of requirements to the formation level of competencies which the higher education institution graduates should have after assimilation of main educational programs; it includes classifi cation of common competencies according to their goals, list of common competencies presented in the Third Generation Federal State Educational Standards related to secondary vocational education, as well as indicators and disciplines, which correspond to these competencies and have been focused on their formation.

Keywords:
Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education, competencies, students’ general competencies, general competencies passport.
Text

В настоящее время в отечественном образовании происходят серьезные перемены, затрагивающие его содержание, структуру и цели. Эти перемены направлены на свободное развитие человека, раскрытие и применение его творческого потенциала, развитие самостоятельности обучающихся, адаптивной мобильности будущих специалистов, конкурентоспособности. Сегодня глобальной задачей обеспечения продуктивной адаптации человека в быстро меняющемся мировом пространстве является формирование компетентности как некий социально-интегрированный результат.

В рамках компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.), как правило, определяются следующие виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. В наиболее общем виде содержание ключевых компетенций во многом тождественно содержанию базовых компетенций, которые отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные же компетенции определяют функции, характерных для данной профессии.

Сегодня целевым ориентиром профессионального образования выступает формирование набора общих (общекультурных) и профессиональных компетенций, что обусловлено внедрением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Введение ФГОС поставило пред учебными заведениями задачу выявления и детального описания содержания компетенций, формируемых в процессе освоения обучаемыми учебных дисциплин в соответствии с направлением (профилем) подготовки. 

В новых образовательных стандартах среднего профессионального образования результаты образования называются «компетенциями». Состав и содержание компетенций определены в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику и делятся бинарной классификацией на общие (для средних профессиональных учебных заведений) или общекультурные (для высших профессиональных учебных заведений) и профессиональные. Общие компетенции носят универсальный характер, применимы в разных производственных и жизненных ситуациях.

References

1. Azarova R.N. Razrabotka pasporta kompetentsii: metod. rekomendatsii dlya organizatorov proektnykh rabot i professorsko-prepodavatel'skikh kollektivov vuzov / R.N. Azarova, N.M. Zolotareva. – M., 2010. – 52 s.

2. Begidova S.N. Klassifikatsiya obshchekul'turnykh kompetentsiy bakalavra po napravleniyu podgotovki 040400.62 «Sotsial'naya rabota» kak osnova realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii / S.N. Begidova i dr.// Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya». – 2011. – Vyp. 2. – S. 33–40.

3. Zeer E.F. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod: ucheb. posobie / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk. – M., 2005.

4. Podlasyy I. Pedagogika / I. Podlasyy. – M.: Vysshee obrazovanie, 2007. – 540 s.

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 210723 «Seti svyazi i sistemy kommutatsii» (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 aprelya 2010 g. № 295). http://www.garant.ru

6. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. – M.: INFRA-M, 2009. – 570 s.

7. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya /A.V. Khutorskoy // Narodnoe obrazovanie. – 2003. – № 2. – S. 58–64.

Login or Create
* Forgot password?