Authors suggest the idea of parental training for the process of foreign-language education of preschool and junior school children. The article reveals goals, contents and methods of work with parents who form readiness for participation in foreign-language education of their children. Problems of continuity of foreign-language education of preschool and junior school children are discussed.
foreign-language education, family, role of parents, speech development, continuity.
ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Если вопросы раннего обучения иностранным языкам в отечественной теории и практике иноязычного образования решались системно и систематически, то подготовка родителей к тому, что ребенок будет изучать иностранный язык, ведется очень фрагментарно и ситуативно.
Мы полагаем, что подготовка взрослых к открытию ребенком мира иностранной культуры и овладению средствами межкультурной коммуникации важна не только с позиции развития и воспитания подрастающего поколения, но и в плане формирования жизненных ценностей и установки на семейное воспитание у родителей.
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский утверждал, что «…все речевое развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи <…> все интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие — все это отражает непосредственное влияние речи» [2, с. 335]. Следовательно, речевое развитие ребенка — один из важнейших механизмов развития психики и средств наследования культуры. На ранних этапах развития (до 6 лет) речевое развитие является и целью образовательной работы с детьми. Не случайно роль иностранного языка на начальных этапах обучения видится скорее в развивающем аспекте.
1. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages in school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 222 p.
2. Vygotskiy L.S. Detskaya psikhologiya. Sobr. soch.: v 6 t [Child Psychology. Collection of works in 6 volumes]. V. 4. Moscow, Pedagogika Publ., 1984.
3. O vvedenii inostrannogo yazyka vo 2-m klasse nachal‘noy shkoly v usloviyakh eksperimenta po obnovleniyu struktury i soderzhaniya obshchego obrazovaniya v 2002–2003 uchebnom godu. Pis‘mo Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 17.12.2001 g. № 957 [On the introduction of a foreign language in the 2nd year of primary school in the conditions of the experiment to update the structure and content of general education in the 2002-2003 academic year. Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation of 17.12.2001 № 957]. Available at: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200201707 (Accessed 15 September 2014).
4. Tambovkina T.Yu. Aktivizatsiya rechemyslitel’noy deyatel’nosti uchashchikhsya na nachal’nom etape obucheniya [Activating rechemyslitelnoj activity of pupils at the initial stage of training]. Inostrannyy yazyk v shkole [Foreign Language School], 1988, I. 2, pp. 35–40.