The Swiss education system is hardly represented by Russian comparative education, but some of its elements deserve real attention. Today this country’s school education is being reformed. Education management decentralization makes this process unequal in regions, where local governments determine themselves the need for reforms, their goals, objectives, directions and measures. In such a case the content of re-organizations took the most important place in educational debates. Almost in every region re-organizations contains the questions of educational monitoring system, introduction of educational standards, developing pupils’ language competencies, school restructuring, educational inequality elimination and teachers’ training optimization. The paper also deals with background, conditions and other features of the reform process in the most of regions, with predictions about its success.
school reforming, school education in Switzerland, educational standards, education quality monitoring, equality of educational possibilities, education management decentralization.
Чтобы понять особенности реформ среднего образования в Швейцарии, необходимо знать о специфике системы управления образованием в этой стране. Исторически Швейцария представлена тремя крупными этническими группами. Это привело к созданию республики из 26 кантонов, каждый из которых относится к какой-либо из трех культурных частей (немецко-, франко- или италоязычной). Кантоны являются автономными единицами с широкими административными полномочиями. Это объясняет децентрализованный характер образовательной системы: регионы независимы в организации образования, национального министерства образования в стране нет, а межкантональной координацией в этом вопросе занимается Швейцарская Конференция директоров кантональных департаментов народного образования (Swiss Conference of Cantonal Ministers of Education (EDK)). Децентрализация была очень сильна до начала 2000-х гг., но в последнее время благодаря образовательным реформам ситуация все больше стабилизируется.
К XXI в. в развитии швейцарского образования определился главный приоритет — повышение качества подготовки учащихся. Эта проблема была поднята международными сравнительными исследованиями образовательных достижений, прежде всего программой PISA. По ее данным, в 2000 г. Швейцария входила в группу стран со средними показателями по всем проверявшимся областям, занимая 17-е место по грамотности чтения, 7-е — по математике и 18-е по естествознанию (тогда в исследовании участвовало только 32 страны). Сейчас Швейцария входит в число лидеров PISA. Но оглашение результатов в 2001 г. заставило общество обратить внимание правительства на вопросы усовершенствования школы. Уже тогда многие выражали недовольство национальной образовательной системой. На первый взгляд, оснований для этого не было: по сравнению с другими странами показатели швейцарского образования выглядели стабильно и удовлетворительно; тем не менее, определенные проблемы, выявленные исследованием или уже известные в системе, вызывали общественный резонанс. Тогда и началась подготовка к реформированию национальной школы.
1. Dneprov E.D. Sovremennaya shkol'naya reforma v Rossii / E.D. Dneprov. – M.: Nauka, 1998.
2. Bildungsmonitoring Schweiz: Für das Leben gerüstet? Die Grundkompetenzen der Jugendlichen : Nationaler Bericht der Erhebung PISA 2000. – Neuchâtel, 2002.
3. Die Schweizerische Arbeitskräfteerhebung (SAKE). – Neuenburg: Bundesamt für Statistik, 2001.
4. Governance and performance of education systems / N.C. Soguel, P. Jaccard (Ed.). –Dordrecht: Springer, 2007.
5. HARMOS: Zielsetzungen und Konzeption. – Bern: EDK, 2004.