Ruza, Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
GRNTI 14.07 Общая педагогика
The article deals with optimization of activities for the education of personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation. In the internal affairs bodies of the Russian Federation, special attention is traditionally paid to the education of employees. At the same time, the process of education is distinguished by its special content, forms and methods, and its main meaning is to improve the performance of personnel in solving professional problems. The purpose of this work is to consider the features of the implementation of a personality-oriented approach in the process of educating employees of the RF Internal Affairs Department. Subject of the research: features of the application of an individual, personality-oriented approach in the education of employees of the RF Internal Affairs Directorate. The object of the research is the directions of optimization of activities for the education of the personnel of the internal affairs bodies. The article discusses the results of an expert survey of managers and employees of various levels of educational work units (Moscow region, Smolensk region, Lipetsk region, Republic of Sakha). 36 people were respondents. It should be emphasized that a personality-oriented educational impact should have the ultimate goal of a comprehensive and holistic personal development of employees of internal affairs bodies, preparing them for better and more efficient performance of official and official duties.
professional education, personality-oriented approach, employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, moral and psychological support, educational work
Введение
Воспитательная работа сегодня является основным видом морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Воспитательная работа в органах внутренних дел является ключевым инструментом формирования у сотрудников полиции чувства законности, справедливости, уважения к личности, собственного достоинства и т.д.
Поскольку каждый сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации дел представляет собой уникальную личность, с характерным только для него набором индивидуально-личностных качеств, свойств, мотивов и целей деятельности, со своей системой ценностей и ориентиров, воспитательная работа в органах внутренних дел должна опираться на личностно-ориентированный подход. Такой подход отвечает гуманистической парадигме современного образования и воспитания и рассматривает сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в качестве главного субъекта воспитательных изменений, полноправного участника воспитательного процесса, как активную, творческую личность, а не только как объект внешних воспитательных воздействий и влияний.
Актуальность использования личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел определяется тем, что именно такой подход позволяет обеспечить успешность процесса формирования и развития профессионально значимых личностных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Личностно-ориентированный подход в образовании, исследованием которого в педагогической науке занимались многие авторы (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, Е.Н. Степанов, И.С. Якиманская и др.), представляет собой такой подход, при котором осуществляется методологическая ориентация обучения, воспитания и развития личности с опорой на их индивидуальные особенности. С позиций личностно-ориентированного подхода сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации рассматривается как важнейший субъект образовательно-воспитательного процесса.
Правовыми основами воспитания сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, постановлениях Правительства, уставах, директивах и других нормативно-правовых документах МВД России.
В настоящее время все специалисты, занимающиеся вопросами воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [3, 6, 7 и др.], сходятся во мнении, что базовым основанием образовательно-воспитательной работы в МВД России должен выступать личностно-ориентированный подход, который, с психологической точки зрения, означает, что все психические процессы, свойства и состояния сотрудников органов внутренних дел рассматриваются как «принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [2, C. 79].
При личностно-ориентированном подходе к воспитанию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в «психологическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности»[4, C.46].
Цель воспитательного процесса при реализации личностного подхода необходимо формировать с позиции каждого конкретного сотрудника органов внутренних или отдельной их группы. Каждый сотрудник в финале занятий, выстроенных на базе личностного подхода, должен в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, какие качества выработал, какие новообразования приобрел. В качестве них могут выступать новые морально-этические знания, поведенческие умения, нравственно-этические навыки, состояния и т.д.
Обобщая мнения исследователей, можно сделать вывод, что личностно-ориентированное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предполагает адаптировать всю систему воспитания в МВД России, весь воспитательный процесс к возможностям и потребностям каждого конкретного сотрудника и к профессиональным задачам, стоящим перед ними.
Центральным понятием концепций личностно-ориентированного образования является понятие развития личности. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности обучающегося, перевода его на позицию субъекта образовательного процесса. Основная цель личностного подхода в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит в создании условий для раскрытия их личности, для активизации внутреннего потенциала к нравственному саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Существует комплекс средств достижения этой цели личностно-ориентированного процесса воспитания: использование различных форм и методов организации воспитательной деятельности для раскрытия субъектного опыта сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; создание атмосферы их заинтересованности в процессе личностного воспитания и развития; стимулирование, поощрение проявления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации своего субъективного опыта, поиска собственных способов решения рабочих задач и др.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию личного состава для его практической реализации в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации должен опираться на соответствующие педагогические технологии.
В современном понимании педагогическая технология рассматривается исследователями как «некое подобие алгоритма, описывающего последовательность действий, грамотно выполняя которые почти любой подготовленный человек в сходных условиях достигает сходных результатов» [8, C.114].
В связи с рассмотрением личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания сотрудников органов внутренних дел уместно говорить о личностно-ориентированных технологиях образования и воспитания.
Под такими технологиями в педагогической науке принято понимать «результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека (…), состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей» [5, C.24].
Особенностью всех личностно-ориентированных педагогических технологий, применяемых в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел, является то, что при их применении формируется такая воспитательная система, в которой сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации становится высшей ценностью и центром всего воспитательного процесса, главными ценностями выступают глубокое уважение к его личности, учет его индивидуальных психологических особенностей, и сотрудник в самом процессе воспитания становится полноправным, активным и сознательным участником, а не только пассивным объектом воспитательного воздействия.
Несмотря на некоторые особенности применения в деятельности органов внутренних дел России личностно-ориентированных технологий, их использование является одним из наиболее эффективных способов подготовки для органов внутренних дел Российской Федерации сотрудников, обладающих не просто набором знаний, умений и навыков, а в первую очередь высоким уровнем интеллектуального и нравственно-культурного развития.
В целях выявления основных направлений оптимизации деятельности по воспитанию личного состава органов внутренних дел Российской Федерации на основе индивидуального личностно-ориентированного подхода был разработан и проведен экспертный опрос руководителей и сотрудников различных уровней подразделений воспитательной работы (Московская область, Смоленская область, Липецкая область, Республика Саха). Общее число участников опроса составило 36 человек. В ходе опроса, прежде всего, руководителям данных подразделений было предложено назвать и охарактеризовать наиболее актуальные направления воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел на текущем этапе. Сводные результаты опроса представлены на рис.1.
Как показал опрос наиболее значимыми и актуальными направлениями воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации на текущий момент являются формирование уважения к России, ее истории, привитие чувств уважения к государственным символам и историческим святыням России; вовлечение в процесс активного формирования позитивного имиджа правоохранительной службы и объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, развитие уважительного отношения к коллегам по службе и представителям других государственных властных структур; формирование ценностей толерантности, расовой, национальной и религиозной терпимости; формирование уважения к месту службы, истории и традициям МВД России.
Рис.1. Актуальные направления воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации, по мнению экспертов.
Именно эти задачи в настоящее время следует признать на сегодняшний день наиболее актуальными в процессе личностно-ориентированного воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Особое внимание, как представляется, нужно уделять вопросам формирования толерантного отношения сотрудников к представителям различных социальных групп, выработке правильного понимания толерантности.
В ходе опроса также респондентам было предложено оценить, какие составляющие воспитательного процесса в органах внутренних дел в настоящее время требуют наибольшего внимания и проработки. Полученные результаты представлены на рис.2.
Рис.2. Составляющие воспитательного процесса в органах внутренних дел Российской Федерации, требующие, по мнению респондентов, наибольшего внимания и проработки
Респонденты полагают, что в настоящее время наибольшее внимание в воспитательном процессе в органах внутренних дел Российской Федерации следует уделить развитию современных методических основ ведения воспитательной работы с личным составом сотрудников органов внутренних дел, формированию эффективной информационной базы и информационного обеспечения деятельности в сфере воспитания личного состава. Также внимания требует процесс организации воспитательной работы и кадрового обеспечения этой деятельности.
Для выявления наиболее перспективных форм ведения воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации экспертам было предложено оценить возможные формы работы с точки зрения их актуальности и востребованности. Участники опроса полагают, что в настоящее время с методической точки зрения для реализации личностно-ориентированного подхода важно развивать, прежде всего, такие формы воспитательной работы, как индивидуальные задания и поручения, индивидуальный контроль за работой и поступками сотрудников, предоставление различных форм индивидуальной помощи, проведение индивидуальных бесед и использование средств морального воздействия.
Подводя итог, можно констатировать, что реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию личного состава должна включать в себя комплексное, систематическое, целенаправленное воспитательное воздействие на личность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, основанное на глубоком анализе личностных особенностей каждого человека, учете индивидуальных черт характера. Применение различных форм и методов воспитательного воздействия на личный состав должно быть педагогически целесообразным и охватывать собой воздействие как на рациональные стороны личности сотрудников (сознание, мысли, убеждения), так и на чувства, эмоции, переживания, волю. Только в этом случае возникают реальные возможности добиться эффективного изменения поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе такого педагогического воздействия должны приниматься во внимание обязательно возрастные особенности сотрудников, их социальные и психологические особенности и др., конкретная жизненная и рабочая ситуация, в которой находится человек и др. Любое личностно-ориентированное воспитательное воздействие должно иметь конечную цель всестороннего и целостного личностного развития сотрудников органов внутренних дел, подготовка их к более качественному и эффективному выполнению служебных, должностных обязанностей.
1. Prikaz MVD Rossii ot 25 dekabrya 2020 goda № 900 «Voprosy organizacii moral'no-psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii». in Russia
2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002. pp.79. in Russia
3. Boeva O.M., Mal'ceva T.V. Osobennosti moral'no-psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti GU MVD Rossii po gorodu Moskve // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. 2019. T. 4. № 4. pp. 24-37. in Russia
4. Ginzburg M.R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya // Voprosy psihologii Publ. 2009. № 3. S.46. in Russia
5. Zaycev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii. V 2-h knigah. Kniga 2. Chelyabinsk: ChGPU Publ., 2012. pp. 24. in Russia
6. Lichnostno-razvivayuschaya sreda nepreryvnogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del / Pavlichenko N.V., Hodyakova N.V. i dr. - Volgograd, 2018. in Russia
7. Rol' rukovoditelya territorial'nogo organa mvd rossii v organizacii moral'no-psihologicheskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti lichnogo sostava: uchebno-metodicheskoe posobie / Vahnina V.V. i dr. – Moskva, 2020. in Russia
8. Sherstneva N.A. Pedagogicheskaya tehnologiya: ponyatie, suschnost' // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy. 2014. №10-3. pp.114. in Russia