LEGISLATIVE MECHANISMS FOR IMPLEMENTING STATE FAMILY POLICY AND THEIR ROLE IN PRESERVING TRADITIONAL VALUES OF FAMILY UPBRINGING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article highlights the legislative regulation of the rights of the family and children. The State family policy is aimed at preserving traditional family values and increasing the role of the family in the life of society.

Keywords:
the degree of protection of the family, the legal framework of social protection of childhood; state family policy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Степень защищенности семьи, прав детей является важным показателем уровня социальных гарантий государства. Семья была и остается одним из главных механизмов воспроизводства и совершенствования общества путем накопления и передачи будущим поколениям опыта, традиций и базовых ценностей [14].

Повышение социальной значимости семьи, укрепление брачно-семейных отношений − все это имеет непосредственное отношение к дальнейшему развитию страны. Семья является основой, как общества, так и государства.

В мае 2017 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 гг. в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование государственной политики в сфере защиты детей. Государственная политика в сфере защиты детей направлена на модернизацию различных сфер жизни и, прежде всего, правовой сферы [15].

В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные и региональные законы и подзаконные акты [16]. 

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей, и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов: Конституции Российской Федерации,  Семейного кодекса Российской Федерации, принятого  29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021), Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2021 г.), Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции ФЗ-39 от 22.04.2005 г.) и др.

Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование [17].

Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». 

В ст. 38 Конституции РФ четко изложено, что:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание − равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях [1].

Конституция также гласит, что вне зависимости от своего возраста, национальности и происхождения, люди обладают равными правами и соответствующими обязанностями. Таким образом, когда называют права и обязанности детей в семье, это не является чем-то отделенным от общих человеческих прав, провозглашенных в Конституции [18].

Семейный кодекс Российской Федерации, принятый 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021), является основным законодательным актом, который определяет систему семейного законодательства. Некоторые федеральные законы и законы субъектов РФ принимаются на основе статей Семейного кодекса РФ.

В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, Конвенции ООН о правах ребенка). Одной из важных тенденций Семейного кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». В Семейном кодексе РФ провозглашены следующие основные права ребенка:

 − жить и воспитываться в семье;

− знать своих родителей (насколько это возможно);

 − право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии − другими ответственными за это лицами);

− на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

 − на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);

− на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд (ст. 56));

− выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);

− на имя и фамилию (ст. 58);

 − на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).

Также в Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.

В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

 Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69) [9].

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения изменений в ряд нормативных актов, регулирующих положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них следует отметить [20]:

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ  (в редакции  от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя [5].

Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 16.04.2001 N 44-ФЗ). Этот закон устанавливает порядок использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей [6].

Постановление Правительства РФ от 19.03.01 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (в редакции от 10.07.2020 г.), которым утверждены Правила организации детского дома семейного типа. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Он создается по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления [13].

В последние годы активно развивается законодательство в сфере имущественных отношений между членами семьи. Появившиеся в 2019 г. в Гражданском кодексе конструкции совместного завещания и наследственного договора позволяют обеспечить реализацию достигаемых де-факто в семьях договоренностей о наследовании имущества, а также о порядке содержания отдельных членов семьи.

Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:

− непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;

− если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации рассматривается ряд вопросов, касающихся семейных прав и обязанностей:

− определение правоспособности (ст. 17 ГК);

− определение дееспособности (ст. 21 ГК);

− частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ);

− дееспособность малолетних (ст. 28 ГК);

− установление над несовершеннолетними опеки и попечительства (ст. 31 – 40 ГК);

− признание недействительным брачного договора (ст. 169, 176 – 179 ГК);

− применение к семейным отношениям исковой давности (ст. 198 – 200, 202 – 205 ГК РФ);

− расторжение и изменение брачного договора (ст. 450 – 453 ГК) и др. [10].

Если обратиться к нормам гл. 20 Уголовного кодекса РФ, которые посвящены ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних, прослеживается связь семейного и уголовного права. Глава 20 УК РФ включает в себя такие статьи, как:

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Статья 151.1. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции.

Статья 152. Торговля несовершеннолетними.

Статья 153. Подмена ребенка.

Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение).

Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения).

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Также Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

− за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136) [11].

Трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин и несовершеннолетних. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями установлены гл. 41 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статьей 253 ТК РФ установлены ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и с вредными и опасными условиями труда.

Статья 254 ТК РФ устанавливает права женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

Статья 259 ТК РФ закрепляет права женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Статья 260 ТК РФ позволяет молодой маме получить ежегодный оплачиваемый отпуск сразу после окончания отпуска по уходу за ребенком, независимо от стажа работы у данного работодателя. Это же правило действует и в отношении беременных женщин (ст. 93 ТК РФ).

Защищает Трудовой кодекс Российской Федерации женщин, имеющих детей, и от потери работы. Так, п. 4 ст. 261 ТК РФ определяет невозможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребенка до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).

Увольнение вышеперечисленных категорий работников возможно лишь в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также совершения работником виновных действий, за которые ТК РФ предусматривает право работодателя расторгнуть трудовой договор по своей инициативе.

Ст. 64 ТК запрещает отказывать в заклю­чение трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей (ст. 64 ТК).  Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу.

Труду несовершеннолетних в Трудовом кодексе Российской Федерации посвящена   гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».

По общему правилу трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). В некоторых случаях и при соблюдении ряда условий трудовой договор могут заключать лица, не достигшие указанного возраста. 

Немаловажную роль играют ограничения при реализации трудовых прав несовершеннолетних, установленные законом в целях защиты их интересов. Так, ст. 265 ТК РФ закрепляет запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

При приеме на работу несовершеннолетнего работника запрещено устанавливать условие об испытании в целях проверки его соответствия поручаемой работе (ст. 70 ТК РФ).

Важное значение в обеспечении безопасных условий труда подростков имеют медицинские осмотры, предусмотренные ст. 266 ТК РФ.

Принципиально важным фактором труда является заработная плата, правила выплаты которой установлены ст. 271 ТК РФ [12].

Регулирование отношений, связанных с реализацией и защитой прав семьи и детей осуществляется также в таких нормативных актах, как Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс и др.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2021 г.).

Этим документом гарантируется всесторонняя защита прав всех несовершеннолетних. Она заключается в:

− законодательном закреплении этих прав;

− оказании помощи в их реализации;

− защите от нарушений;

− восстановлении при допущенных другими лицами нарушениях детских интересов.

Специальные нормы регулируют детские интересы в следующих областях:

− образовании;

− медицине;

− профессиональном обучении, занятости и труде;

− семейных взаимоотношениях.

В целях исполнения положений указанного закона властями на всех уровнях должны предприниматься меры для обеспечения нормального развития детей. С одной стороны, это обеспечивается исключением вредного воздействия на детей (насилие, недопустимая по моральным признакам информация, дискриминация, эксплуатация).

С другой стороны, ­должна создаваться инфраструктура, способствующая развитию детей. Особое место занимают вопросы защиты детей, оказавшихся в тяжелых ситуациях и детей-инвалидов. Государством предусматриваются меры по их охране даже от собственных родителей при плохом обращении.

Защищать интересы ребенка могут:

− родители;

− органы опеки и попечительства;

− прокуратура;

− суд.

Ребенок любого возраста может лично обратиться за защитой в органы опеки, а с 14 лет − в суд [2].

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В ст. 43 и 44 этого нормативного акта зафиксированы права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся, а также права и обязанности учеников [3].

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции ФЗ-39 от 22.04.2005 г.). Данный нормативный акт представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [4].

Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (в ред. от 22.12.2020), Федераль­ным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в ред. от  26.05.2021). Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала.

Среди подзаконных нормативных актов, регулирующих семейные отношения, а также отношения с детьми, можно выделить следующие:

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер. Например: Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями). 

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и Указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный характер.

К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:

− определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;

− утверждение положения о приемной семье;

− установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство) и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.

Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Прези­дента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 117, которым  установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

− устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;

− организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;

− решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.

Вывод: государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи, как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родителей в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. В этой связи в государстве принимается и реализуется большое количество нормативно-правовых актов.

Улучшению положения семей с детьми способствуют не только принимаемые нормативно-правовые акты, но и государственные программы, направленные на сохранение здоровья и укрепление репродуктивного здоровья, снижение уровня младенческой и материнской смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, совмещение родителями трудовой деятельности с воспитанием детей, развитие системы материальной поддержки и стимулирования. Одним из приоритетов правовой политики в области поддержки материнства и семей с детьми является укрепление российской семьи, путем создания благоприятных социально-экономических условий для рождения (усыновления) и воспитания детей. Совершенно справедливо, что именно семья, в отличие от других воспитательных институтов, способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни.

В современных условиях обеспечение благополучного и защищенного материнства и детства является национальным приоритетом государства. Объявленное Указом Президента России Десятилетие детства говорит о важности тех задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Особого внимания заслуживают, инициированные главой государства, законодательные новеллы о закреплении статуса и дальнейшее развитие института уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, а также на создание эффективных механизмов защиты прав и законных интересов детей. Обозначенные приоритеты государственной правовой политики призваны обеспечить достижение национальных стандартов в области прав человека, жизнеобеспечения ребенка. Улучшение качества жизни и благосостояния семей, имеющих детей, являются приоритетами национальной политики поддержки материнства и детства, которые определяют механизмы стабилизации демографической ситуации, повышения уровня рождаемости, жизнеобеспечения детей, сохранения духовно-нравственных семейных ценностей [19].

 

References

1. "Konstituciya Rossiyskoy Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // http://www.consultant.ru

2. Federal'nyy zakon "Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossiyskoy Federacii" ot 24.07.1998 N 124-FZ (v red. ot 05.04.2021 g.) // http://www.consultant.ru

3. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ (v red. ot 26.05.2021 g.) // http://www.consultant.ru

4. Federal'nyy zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ "Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih" (v red. ot 24.04.2020 g.) // http://www.consultant.ru

5. Federal'nyy zakon ot 21.12.1996 N 159-FZ "O dopolnitel'nyh garantiyah po social'noy podderzhke detey-sirot i detey, ostavshihsya bez popecheniya roditeley" (v redakcii ot 17.02.2021) // http://www.consultant.ru

6. Federal'nyy zakon № 44-FZ ot 16.04.01 g. "O gosudarstvennom banke dannyh o detyah, ostavshihsya bez popecheniya roditeley" (v redakcii ot 16.04.2001 N 44-FZ) // http://www.consultant.ru

7. Federal'nyy zakon «O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyuschih detey» ot 29.12.2006 N 256-FZ (v red. ot ot 22.12.2020) // http://www.consultant.ru

8. Federal'¬nyy zakon «O gosudarstvennyh posobiyah grazhdanam, imeyuschim detey» ot 19.05.1995 N 81-FZ (v red. t 26.05.2021) // http://www.consultant.ru

9. «Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 02.07.2021)// http://www.consultant.ru

10. «Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii» chast' pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. N 51-FZ, chast' vtoraya ot 26 yanvarya 1996 g. N 14-FZ, chast' tret'ya ot 26 noyabrya 2001 g. N 146-FZ i chast' chetvertaya ot 18 dekabrya 2006 g. N 230-FZ (red. ot 28.06.2021 g.)// http://www.consultant.ru

11. «Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 01.07.2021)// http://www.consultant.ru

12. "Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 28.06.2021)// http://www.consultant.ru

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.03.01 g. № 195 "O detskom dome semeynogo tipa" (v redakcii ot 10.07.2020 g.) // http://www.consultant.ru

14. Zaschitim sem'yu - zaschitim detey// https://rg.ru/2020/05/31/kakie-garantii-i-zashchitu-daiut-roditeliam-i-rebenku-popravki-v-osnovnoj-zakon.html - (data obrascheniya 12.07.2021 g.)

15. Shapovalova V.S. Gosudarstvennaya politika sovremennoy Rossii v oblasti zaschity prav detey [Tekst]/V.S. Shapovalova//Vestnik Taganrogskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo instituta: nauchnaya stat'ya/FGBOU VPO «TPGI imeni A.P. Chehova». – Taganrog, 2010. – nomer 2. – s. 398-403.

16. Federal'nye zakony po pravam rebenka// https://03.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo/ - (data obrascheniya 12.07.2021 g.)

17. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie zaschity materinstva i detstva v rossiyskoy federacii// https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie-zaschity-materinstva-i-detstva-v-rossiyskoy-federatsii/viewer - (data obrascheniya 14.07.2021 g.)

18. Rebenok i ego prava// https://xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo_str/item/3517969 - (data obrascheniya 14.07.2021 g.)

19. Gosudarstvennyy doklad «O polozhenii detey i semey, imeyuschih detey, v Rossiyskoy Federacii, 2019 g.» // https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-8811-src-1576614496.9892.docx - (data obrascheniya 14.07.2021 g.)

20. Normativno-pravovye dokumenty RF o zaschite prav detey 2019-2020// https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/14/normativno-pravovye-dokumenty-rf-o-zashchite-prav - (data obrascheniya 15.07.2021 g.)

Login or Create
* Forgot password?