employee from 01.01.1993 to 01.01.2021
p. Prigorodny, Orenburg, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.35 Учетно-экономические науки
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS001010 Accounting / Financial
The relevance of the research is due to the strengthening of the role in solving the tasks facing the internal control system of each economic entity, the adoption of the federal accounting standard, updating the requirements for accounting documents, and the development of compliance control systems. Documentation is the main element of the accounting method as a science that help to create an accounting model of an economic entity. Internal control is the method to ensure compliance with legal requirements in the process of enterprises’ operation. The meaning and requirements for accounting documentation remain insufficiently defined both for the object of internal control and for the means of its implementation. The purpose of the study is to determine the role of accounting documentation in the formation of the compliance model of an economic entity and to reveal its importance in the functioning of the internal control system’ elements. Research methods: monographic method, semantic analysis, method of philosophical logic, method of abstract thinking. Results and key conclusions: the author proposed the definition of the accounting compliance model, demonstrated the function of documentation in the formation of models of economic entities; identified and supplemented the areas of risks of failure to achieve the goals of organizations related to accounting documentation; disclosed the role and importance of accounting documents for the organization and functioning of elements of the internal control system. The object of the study is the theoretical provisions of the methodology of accounting and internal control, the subject is accounting documentation. The theoretical and methodological significance lies in the fact that the author introduced the concept of the compliance model of an economic entity for the first time; supplemented the requirements that are prerequisites for the preparation of accounting statements, the violation of which is an area of internal control risk. The results of the research are of practical importance for the creation and organization of the proper operation of the internal control system at enterprises and organizations aimed at compliance with compliance requirements.
accounting documentation, compliance control, compliance model, accounting method, internal control system, federal accounting standard, accounting functions
Введение
Бухгалтерский учет представляет собой отрасль научных знаний и одновременно область практической деятельности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета должно осуществляться в соответствии с направлениями развития его методологии, с учетом значения, которое имеют элементы метода бухгалтерского учета для достижения его целей – моделирования характеристик предприятий и организаций как объектов учета с целью создания модели, наиболее близко отражающей реальное состояние и результаты деятельности экономических субъектов при обеспечении требований соблюдения законодательства и нормативной базы.
Документация выполняет две важнейшие взаимосвязанные функции бухгалтерского учета – информационную и контрольную. Соответственно от степени выполнения требований, предъявляемых к содержанию, оформлению и обработке бухгалтерской документации, зависит практическая ценность полученных результатов и степень понимания заинтересованными пользователями имущественного положения и состояния финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Научные и практические исследования функций бухгалтерского учета, методологической роли бухгалтерской документации, особенностей внутреннего контроля и комплаенс-контроля осуществлялись отечественными и зарубежными специалистами. Изучению теоретических и прикладных аспектов формирования и обработки бухгалтерской документации посвящены работы С.А. Звягина [1], Г.В. Максимовой [2], В.В. Попова [3]. Информационной функции бухгалтерского учета, в том числе в условиях цифровизации, уделено особое внимание: Р.П. Булыга рассматривает фактор информатизации в профессии бухгалтера [4], Л.И. Хоружий с соавторами выдвинуты теоретические позиции в отношении выполняемой бухгалтерским учетом информационной функции [5]; И.Н. Богатой учтены проблемы цифровизации и расширение функций бухгалтерского учета [6], Шешуковой Т.Г. [7] рассматривается реализация информационной функции в виде обратной связи с руководством экономического субъекта.
Вопросы выполнения бухгалтерским учетом контрольной функции, формирования и регулирования систем внутреннего контроля в различных условиях и на предприятиях различных видов деятельности, представления отчетности в его области рассмотрены в трудах С.М. Бычковой [8], Д.А. Ендовицкого [9], С.В. Козменковой [10], М.В. Мельник [11, 12], З.Ф. Мухамадеевой [13], Т.М. Рогуленко [14], Т.Ю. Серебряковой, А.Е. Суглобова [15], Н.Н. Хахоновой [16], Л.И. Хоружий [17], Keryn Chalmers [18], Hanwen Chen [19], Kebin Deng[20], Ken H. Guo [21], Anthony Holder [22], Xudong Ji [23, 24],Yuanhui Li [25], S. Schantl [26], Wei Shu [27].
Комплаенс-контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности является предметом исследования Р.П. Булыги [28], Ж.А. Кеворковой [29], В.А. Якимовой [30], Majidul Islam [31], Yu-Tzu Chang [32], Kunsu Park [33], Pui Ying Tong [34].
Тем не менее, в настоящее время не рассмотрены аспекты, касающиеся применения бухгалтерских документов при формировании учетной комплаенс-модели организации, при функционировании элементов системы внутреннего контроля и выполнении контрольных процедур.
Понятие учетной комплаенс-модели организации
В ходе реализации программы разработки отечественных стандартов бухгалтерского учета был принят важный документ, отражающий методологические позиции Министерства финансов Российской Федерации и профессионального сообщества – федеральный стандарт бухгалтерского учета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (далее – ФСБУ 27/2021, Стандарт). Стандарт вступает в силу с 1 января 2022 года, но экономические субъекты, которых не устраивают действующие на сегодняшний день положения нормативных актов, могут перейти к соблюдению его требований до этого срока.
Степень заинтересованности представителей профессиональных кругов в содержании положений Стандарта можно представить, рассматривая ход обсуждения этого документа, представленный в обобщенной Минфином России информации. Небольшой по объему проект документа (в проекте содержится 29 пунктов на 3 страницах текста) собрал 47 замечаний стейкхолдеров на 26 страницах, из них 14 замечаний учтены полностью, еще 3 – частично. Это наглядный пример того, как официальный регулятор учитывает мнение профессионалов и реализует на практике декларируемое законодательством положение о негосударственном регулировании бухгалтерского учета. Среди замечаний и предложений, которые решено было не применять, в основном содержатся дублирование положений других нормативных актов, пункты, выходящие за рамки регулирования Стандарта, предложения по установлению понятий, еще не урегулированных другими видами законодательства, и т.п.
Главным методом бухгалтерского учета, согласно утверждению Я.В. Соколова, является «моделирование, позволяющее изучать факты хозяйственной жизни и процессы экономических субъектов через специально созданные их образы и описания» [35]. Бухгалтерская документация – один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета, решающий задачу первичного наблюдения и регистрации фактов хозяйственной жизни. В самом определении бухгалтерского учета, представленном в соответствующем федеральном законе, сделан акцент на том, что это процесс формирования именно документированной информации об объектах учета, в отличие от других видов хозяйственного учета, например, оперативно-технического. С помощью этого элемента создается информационная модель ведущего учет экономического субъекта, и поэтому не выявленные вовремя, не задокументированные или неправильно отраженные хозяйственные операции, сделки и события будут составлять совокупность данных, определяющих степень отклонения этой модели от действительности. В свою очередь, несоблюдение законодательства при совершении и (или) документировании фактов хозяйственной жизни отличает сформированную в учете модель организации от ее комплаенс-модели.
Комплаенс-модель организации – модель экономического субъекта, при организации и в процессе функционирования которого выполняются все требования законодательства. Учетная комплаенс-модель – это максимально приближенный к действительности образ предприятия, имеющего эффективную систему внутреннего контроля и соблюдающего все требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Роль бухгалтерских документов в достижении учетной комплаенс-модели организации представлена на рис.1. На рисунке М1 – массив корректирующих документов, которые бы потребовались для исправления учетной модели экономического субъекта, содержащей противоречащие законодательству или ненадлежащим образом оформленные факты хозяйственной жизни; М2 – массив документов, которыми необходимо оформить совершенные, но еще не отраженные в учете факты хозяйственной жизни.
Рисунок 1 – Процесс формирования учетной комплаенс-модели экономического субъекта
Роль и место бухгалтерской документации в системе внутреннего контроля
Бухгалтерский учет выполняет информационную, контрольную и аналитическую функции, при этом документация обеспечивает первые две и является базой для третьей. В настоящем исследовании поставлена задача раскрытия возможностей бухгалтерской документации при выполнении контрольной функции учета в условиях действия ФСБУ 27/2021.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», каждый экономический субъект должен обеспечить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Формы контроля по времени совершения принято делить на предварительный, текущий и последующий. Контрольные действия, реализуемые с помощью бухгалтерской документации, в зависимости от вида документа, факта хозяйственной жизни и времени его совершения, могут быть сформированы для каждой из перечисленных форм контроля.
Элементы системы внутреннего контроля представлены в Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 (далее – Информации Минфина). Предлагается рассмотреть роль бухгалтерских документов в формировании и функционировании системы внутреннего контроля в экономических субъектах.
Формирование контрольной среды подразумевает определение понимания всеми работниками экономического субъекта требований к нему, создание и поддержание культуры управления организацией. В этих процессах важную роль играет соблюдение всем персоналом требований Федерального закона «О бухгалтерском учете» - если главный бухгалтер письменно запросит сведения, касающиеся фактов хозяйственной жизни или надлежаще оформленный первичный документ, то это требование должно неукоснительно исполняться. На практике требования главного бухгалтера, как правило, вызывают возражения и недопонимание, в связи с чем рекомендуется включить данное положение в кодексы корпоративной этики, корпоративного поведения и т.п.
Оценка рисков как элемент системы внутреннего контроля в отношении ведения бухгалтерского учета, исходя из Информации Минфина, означает, что необходимо оценить подверженность искажению бухгалтерских документов в отношении утверждений руководства, прямо или косвенно содержащихся в бухгалтерской отчетности. В таблице 1 представлены примерные области риска, на которые следует обратить внимание при оценке рисков в области ведения бухгалтерских документов. Приведенная в таблице информация не претендует на полный охват областей рисков, но демонстрирует понимание требований к содержанию бухгалтерской документации, соответствующей комплаенс-модели экономического субъекта.
При рассмотрении требований, выдвинутых Информацией Минфина, становится очевидным, что они не охватывают важной области рисков, которая может привести к искажению информации и нарушениям законодательства, то есть отсутствует упоминание о комплаенс-контроле. В ФСБУ 27/2021 эта область обозначена как достоверность и юридическая значимость учетных записей и относится только к регистрам бухгалтерского учета, что представляется не совсем правильным, поскольку не отражает соблюдения принципа последовательности применения требований нормативных актов. В то же время одна из целей системы внутреннего контроля, представленной как в известной модели COSO, так и в Информации Минфина, это соблюдение требований законодательства. На основании этого предлагается включить комплаенс в состав обязательных требований к первичным учетным документам с целью оценки рисков системы внутреннего контроля (таблица 1).
Таблица 1 – Примерные области рисков при ненадлежащей организации системы внутреннего контроля ведения бухгалтерской документации
Требования к бухгалтерским документам |
Примерные области рисков |
Возникновение и существование |
Отражение в бухгалтерских документах мнимых или притворных фактов хозяйственной жизни Учет объектов раньше или позже реального времени их возникновения Включение в состав объектов учета ресурсов или обязательств, не относящихся к деятельности экономического субъекта |
Полнота |
Не все факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде, отражены в бухгалтерских документах Ошибки при определении сумм хозяйственных операций, приводящие к искажению данных |
Права и обязательства |
Включение в состав активов экономического субъекта объектов, фактически ему не принадлежащих (например, арендованных) Отражение в учете обязательств учредителей, руководства, других лиц перед контрагентами как обязательства организации |
Оценка и распределение |
Учет объектов, выраженных в иностранной валюте, с использованием курса перевода в рубли, отличного от курса Центрального банка России Учет кредитных обязательств без суммы начисленных к уплате процентов Отнесение доходов или расходов будущих периодов к текущим периодам Неправильное применение шифров счетов Технические ошибки при составлении регистров бухгалтерского учета, приводящие к отражению содержания фактов хозяйственной жизни на не соответствующих счетах синтетического и аналитического учета Арифметические ошибки при определении оборотов и остатков на счетах бухгалтерского учета Необоснованное определение оценочных показателей |
Представление и раскрытие |
Отсутствие раздельного ведения бухгалтерского учета там, где оно требуется, возникновение вследствие этого искажения представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Комплаенс |
Отсутствие обязательных реквизитов в документах бухгалтерского учета Несоблюдение требований внешних и внутренних нормативных актов при оформлении и составлении бухгалтерских документов Подписание документов бухгалтерского учета лицами, не несущими ответственность за их содержание и не имеющими права подписи этих документов Применение простой электронной подписи вместо усиленной Несоблюдение требований к внесению исправлений в документы бухгалтерского учета |
Снижение рисков до приемлемого или минимального уровня достигается использованием следующего элемента системы внутреннего контроля - контрольных процедур, и практически все рекомендуемые Минфином России действия связаны с бухгалтерским документированием.
Первая процедура – документальное оформление. Операции с объектами учета оформляются разнообразными первичными документами. Установление в учетной политике и постоянный контроль соблюдения требований к формам первичных документов, порядку документооборота, соблюдению порядка оформления и подписания бухгалтерских документов уполномоченными лицами призваны снизить риски, возникающие на этапе первичного наблюдения и регистрации фактов хозяйственной жизни. Понимание содержания этой процедуры подтверждает то, что она необходима еще и потому, что является ответом на риск нарушения комплаенс-требования.
Следующая процедура – подтверждение соответствия, перекрестная проверка документов, которыми оформлены взаимосвязанные факты хозяйственной жизни. Эта процедура призвана выявить несоответствия между данными документов и снизит риск недобросовестных действий с активами, а также позволит минимизировать риски искажения обязательств.
Процедура санкционирования означает подтверждение возможности совершения факта хозяйственной жизни уполномоченным лицом. Эта процедура тоже связана с документированием, проводится в виде рассмотрения содержания первичных или оправдательных документов и наложения разрешительной, ограничительной или запрещающей резолюции соответствующим руководителем.
Сверка данных выполняет функции встречной проверки. При этом контролируется совпадение данных по документам, разные экземпляры которых находятся как в самой организации, так и за ее пределами, у контрагентов. Кроме того, можно провести сверку одних и тех же показателей, отмеченных в разных бухгалтерских документах.
Разграничение обязанностей и полномочий с помощью или в отношении бухгалтерской документации может осуществляться в виде распределения между разными работниками обязанностей по составлению первичных документов, их санкционированию и отражению их данных в бухгалтерских регистрах. Кроме того, для усиления защиты от возникающих рисков рекомендуется проводить ротацию этих сотрудников, как правило, раз в несколько лет во избежание снижения продуктивности работы при переходе к новым для исполнителя функциям.
Действенная процедура проверки фактического наличия объектов учета, их состояния и обеспечения их сохранности осуществляется при помощи связанного с документацией элемента метода бухгалтерского учета – инвентаризации, позволяющей выявить скрытые, не санкционированные и не задокументированные вовремя факты хозяйственной жизни и осуществить их первичное наблюдение и регистрацию. Первичными документами для этой процедуры являются инвентаризационная опись и, при необходимости, акт инвентаризации.
Процедура надзора проводится в отношении своевременности и правильности предоставления для обработки первичной документации, ведения регистров бухгалтерского учета, подсчета оборотов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета.
В создании и функционировании системы внутреннего контроля каждого экономического субъекта большое значение играет следующий ее элемент – информация и коммуникация. Основной источник информации для принятия управленческих решений – это содержание бухгалтерской документации и отчетности. Поэтому для осуществления контрольных функций необходимо четкое определение и соблюдение требований учетной политики, в том числе и в отношении выбранного способа обработки учетной информации – ручного, автоматизированного или смешанного. Значительную роль в организации этого элемента системы внутреннего контроля имеет оценка надлежащего характера функционирования применяемых пакетов прикладных программ для формирования первичной документации, бухгалтерских регистров и составления бухгалтерской отчетности.
Мониторинг средств внутреннего контроля также проводится с использованием бухгалтерских документов, которые являются свидетельством соблюдения или нарушения требований организованной в экономическом субъекте системы внутреннего контроля. Этот ее элемент призван служить способом обратной связи между руководством экономического субъекта и исполнителями. По результатам проводимой как на постоянной основе, так и периодической оценки системы внутреннего контроля могут быть внесены изменения в формы, содержание бухгалтерских документов, сделаны предложения по рациональному распределению обязанностей между работниками, изменению учетной политики и другие корректирующие действия.
Заключение
Документация в бухгалтерском учете имеет не только нормативное, но и научное значение. Это подтверждается проведенным исследованием, доказывающем, что с помощью документации формируется учетная модель экономического субъекта, и от соблюдения требований, предъявляемых системой внутреннего контроля, зависит ее соответствие реальным характеристикам предприятия-прототипа.
Соответственно, для формирования комплаенс-модели организации следует учитывать области рисков, возникающие в процессе оформления, составления и обработки бухгалтерских документов, и добиваться минимизации рисков, используя процедуры внутреннего контроля, базирующиеся на соблюдении требований к документации. Одной из предпосылок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помимо уже существующих, должен стать комплаенс как выполнение требований законодательства, предъявляемых к процессу и результату документирования.
Ограничением полученных результатов является не полный охват существующих рисков в бухгалтерском документировании по приведенным предпосылкам составления бухгалтерской отчетности.
Дальнейшие исследования могут быть проведены в следующих направлениях:
- выявление дополнительных областей рисков по имеющимся предпосылкам и требованию бухгалтерского комплаенса;
- построение комплаенс-моделей в областях, регулируемых нормативными актами в областях, отличных от бухгалтерского законодательства;
- расширение перечня контрольных процедур, в основе которых лежит бухгалтерская документация;
- рассмотрение особенностей применения результатов исследования в условиях цифровизации процесса документирования.
1. Zvyagin S.A., Strygina I.E., Zhaglin A.V. Buhgalterskaya dokumentaciya v sisteme ekonomiko-pravovoy informacii // Buhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnyh organizaciyah. 2019. № 12. S. 74-78.
2. Maksimova G.V., Tihonova I.V. Razvitie dokumentooborota v usloviyah informacionnoy ekonomiki // Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 29. № 2. S. 253-261.
3. Popov V.V., Egorova E.N. Teoreticheskie aspekty sostavleniya i analiza dokumentacii v buhgalterskom uchete predpriyatiy-uchastnikov VED // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2018. T. 7. № 4 (25). S. 244-246
4. Bulyga R.P. Transformaciya professiy buhgaltera i auditora pod vliyaniem "faktora informatizacii" // Uchet. Analiz. Audit. 2017. № 1. S. 6-23.
5. Horuzhiy L.I., Harcheva I.V., Pavlychev A.I. Teoriya i praktika buhgalterskogo ucheta v usloviyah sovremennogo informacionnogo obschestva // Vestnik IPB (Vestnik professional'nyh buhgalterov). 2017. № 2. S. 28-35.
6. Bogataya I.N., Evstaf'eva E.M. Buhgalterskiy uchet cifrovizaciya buhgalterskogo ucheta: ozhidaniya i real'nost' // Audit. 2019. № 11. S. 21-26.
7. Sheshukova T.G., Petrov A.A. K voprosu o suschnosti autsorsinga buhgalterskogo ucheta: ponyatie, reglament vzaimodeystviya zakazchika i ispolnitelya // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2017. № 5 (151). S. 52-59.
8. Bychkova S.M., Makarova N.N., Zhidkova E.A. Vnutrenniy kontrol' v sisteme kontrollinga organizaciy agropromyshlennogo kompleksa v rusle novoy teorii sistem // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2018. № 4. S. 136-146.
9. Endovickiy D.A., Sitnikova S.A. Metodika vnutrennego kontrolya riskov deyatel'nosti organizacii // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2018. № 9 (105). S. 64-78.
10. Kozmenkova S.V., Maslova T.S., Frolova E.B., Sabova T.V. Vnutrenniy kontrol' vypuska i prodazhi gotovoy produkcii v municipal'nyh byudzhetnyh uchrezhdeniyah zdravoohraneniya // Buhgalterskiy uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. 2018. № 14 (446). S. 2-12.
11. Mel'nik M.V. Postanovka i razvitie sistem vnutrennego kontrolya v ekonomicheskih sub'ektah // Audit. 2016. № 12. S. 3-9.
12. Mel'nik M.V. Innovacionnye metody organizacii i provedeniya kontrol'nyh meropriyatiy // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2017. № 2 (38). S. 85-92.
13. Muhamadeeva Z.F., Ponomareva L.N. Razvitie kontrol'noy funkcii buhgalterskogo ucheta //Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2020. № 2 (152). S. 101-105.
14. Rogulenko T.M., Bodyako A.V. Ispol'zovanie v upravlenii korporativnoy uchetno-kontrol'noy sistemy // Vestnik universiteta. 2019. № 11. S. 29-35.
15. Serebryakova T.Yu., Suglobov A.E., Gordeeva O.G. Kontrol' ekonomicheskih riskov sel'skohozyaystvennymi organizaciyami // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2021. № 7. S. 48-53.
16. Hahonova N.N., Kuvaldina T.B. Osnovnye napravleniya razvitiya vnutrennego kontrolya predpriyatiy malogo biznesa // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. 2021. № 1. S. 278-288.
17. Horuzhiy L.I., Katkov Yu.N., Katkova E.A. Primenenie modeli COSO vnutrennego kontrolya v sisteme obespecheniya kadrovoy bezopasnosti agroformirovaniy // Buhuchet v sel'skom hozyaystve. 2020. № 6. S. 37-48.
18. Bulyga R.P., Kupriyanova L.M. Ocenka komplaens-riskov // Ekonomika. Biznes. Banki. 2015. № 3 (12). S. 16-32.
19. Kevorkova Zh.A., Sapozhnikova N.G. Konceptual'nye polozheniya komplaens kak formy vnutrennego kontrolya v ekonomicheskih sub'ektah // Uchet. Analiz. Audit. 2020. T. 7. № 2. S. 6-16.
20. Yakimova V.A. Osobennosti primeneniya komplaens-procedur v sisteme vnutrennego kontrolya eksportnoy deyatel'nosti predpriyatiy // Mezhdunarodnyy buhgalterskiy uchet. 2021. T. 24. № 4 (478). S. 459-486.
21. Keryn Chalmers, David Hay, Hichem Khlif. Internal control in accounting research: A review. Journal of Accounting Literature, Volume 42, 2019, Pages 80-103, https://doi.org/10.1016/j.acclit.2018.03.002.
22. Hanwen Chen, Daoguang Yang, Joseph H. Zhang, Haiyan Zhou. Internal controls, risk management, and cash holdings. Journal of Corporate Finance, Volume 64, 2020, 101695, https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2020.101695.
23. Kebin Deng, Fang Hu, Gary Gang Tian, Ziying Zhong. Does the Disclosure of Internal Control Deficiency Matter for Accrual Quality? Evidence from China. Journal of Contemporary Accounting & Economics, 2021, 100282, https://doi.org/10.1016/j.jcae.2021.100282.
24. Ken H. Guo, Brenda L. Eschenbrenner. CVS Pharmacy: An instructional case of internal controls for regulatory compliance and IT risks, Journal of Accounting Education, Volume 42, 2018, Pages 17-26, https://doi.org/10.1016/j.jaccedu.2017.11.001.
25. Anthony Holder, Khondkar Karim, Karen (Jingrong) Lin, Robert Pinsker. Do material weaknesses in information technology-related internal controls affect firms' 8-K filing timeliness and compliance? International Journal of Accounting Information Systems, Volume 22, 2016, Pages 26-43, https://doi.org/10.1016/j.accinf.2016.07.003.
26. Xudong Ji, Steven E. Kaplan, Wei Lu, Wen Qu. The role of voluntary internal control reporting in earnings quality: Evidence from China. Journal of Contemporary Accounting & Economics, Volume 16, Issue 2, 2020, 100188, https://doi.org/10.1016/j.jcae.2020.100188.
27. Xu-dong Ji, Wei Lu, Wen Qu, Internal control risk and audit fees: Evidence from China. Journal of Contemporary Accounting & Economics, Volume 14, Issue 3, 2018, Pages 266-287, https://doi.org/10.1016/j.jcae.2018.07.002.
28. Yuanhui Li, Xiao Li, Erwei Xiang, Hadrian Geri Djajadikerta. Financial distress, internal control, and earnings management: Evidence from China. Journal of Contemporary Accounting & Economics, Volume 16, Issue 3, 2020, 100210, https://doi.org/10.1016/j.jcae.2020.100210.
29. Stefan F. Schantl, Alfred Wagenhofer. Optimal internal control regulation: Standards, penalties, and leniency in enforcement, Journal of Accounting and Public Policy, Volume 40, Issue 3, 2021, 106803, https://doi.org/10.1016/j.jaccpubpol.2020.106803.
30. Wei Shu, Ying Chen, Bin Lin, Ying Chen. Does corporate integrity improve the quality of internal control? China Journal of Accounting Research, Volume 11, Issue 4, 2018, Pages 407-427, https://doi.org/10.1016/j.cjar.2018.09.002.
31. Majidul Islam, Ashrafee Tanvir Hossain. Compliance with accounting standards by financial Institutions: Some evidence from Bangladesh. Research in Accounting Regulation, Volume 29, Issue 2, 2017, Pages 145-151, https://doi.org/10.1016/j.racreg.2017.09.006.
32. Yu-Tzu Chang, Hanchung Chen, Rainbow K. Cheng, Wuchun Chi. The impact of internal audit attributes on the effectiveness of internal control over operations and compliance. Journal of Contemporary Accounting & Economics, Volume 15, Issue 1, 2019, Pages 1-19, https://doi.org/10.1016/j.jcae.2018.11.002.
33. Kunsu Park, Juan Qin, Timothy Seidel, Jian Zhou. Determinants and consequences of noncompliance with the 2013 COSO framework. Journal of Accounting and Public Policy, 2021, 106899, https://doi.org/10.1016/j.jaccpubpol.2021.106899.
34. Pui Ying Tong, Jody Crosno. The effects of perceived risk on control-compliance relationships. Industrial Marketing Management, Volume 96, 2021, Pages 50-59, https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2021.04.010.
35. Sokolov Ya.V. Osnovy teorii buhgalterskogo ucheta. M., Finansy i statistika, 2000. 495 s.