Based on the analysis of Russian literature, the article considers e-learning as a modern format of educational activity, as a modern pedagogical technology. The role of digital transformation of education is emphasized, which involves constant updating of the content of education and planned learning outcomes, methods, means and control of educational activities in a dynamically developing digital information and educational environment. The use of new types of educational activities based on the interpenetration of already traditional teaching models and modern digital technologies contributes to the quality training of students. Taking into account the prevailing factors, the most effective in this regard is the creation and use of educational e-courses, the active introduction of e-learning into the professional training of specialists. The implementation of educational activities based on e-learning is accompanied by a specially created information and educational environment, which takes over the provision of training through the use of information and communication technologies, network services for the development of educational programs. Electronic educational resources are presented in electronic form and include a certain structure, the main subject content and output data. Thanks to electronic resources, information interaction between participants in educational relations is ensured, the quality of formed competencies and the knowledge of information culture among students increases. The active introduction of e-learning requires not only the psychological and professional preparedness of all participants in the educational distance learning process, but also its theoretical development and methodological support. The development of e-learning stimulates the need for the formation of professional competencies among teachers for successful activities in the electronic information and educational environment. Electronic educational technologies make it possible to complement and expand existing forms of educational communication, and in this sense, the use of e-learning in education today is not only the use of information technologies and digital solutions in the interaction of the teacher and students, but also defines a new format of teaching.
e-learning, distance learning, information technology, continuing professional education, digital transformation of education
Современными исследователями справедливо отмечается, что изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств
человека в труде. В рамках реализации второго аспекта важное значение приобретают информационно-коммуникационные, цифровые технологии, обеспечивающие повышение эффективности и успешности выполнения учебной и профессиональной деятельности [16].
Принято считать, что сегодня мир переступил порог т.н. четвертой индустриальной революции, в основе которой лежит синтез уже существующего материального производства и информационных (цифровых, сетевых) технологий, которые связаны с повсеместным распространением Интернета вещей [19]. Цифровая трансформация в современном обществе – это не только изменение собственно технологического уклада и направлений экономического развития, но и, что важно, обновление и качественное изменение культуры профессиональной деятельности и это требует уже от работников различных профессий и разного уровня квалификации новых компетенций: высокий уровень общей эрудиции, владение информационными технологиями на уровне продвинутого пользователя, наличие проектного мышления и цифровой грамотности, владение программными продуктами и цифровыми инструментами и т.п. [12, 18].
Цифровая трансформация образования сегодня – это постоянное обновления содержания образования и планируемых результатов обучения, методов, средств и контроля учебной деятельности в динамично развивающейся цифровой информационно-образовательной среде, которые представляет собой комплексный процесс преобразований на основе современных информационных технологий. Использование новых видов образовательной деятельности, основанных на взаимопроникновении уже традиционных моделей учения и современных цифровых технологий, способствует качественной подготовке обучающихся (школьников, студентов, слушателей). С учетом сложившихся факторов наиболее эффективным в этом плане является создание и использование образовательных электронных курсов, активное внедрение в профессиональную подготовку специалистов для цифровой экономики РФ электронного обучения [13].
Концепции и методы электронного обучения напрямую связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий и развитием интереса пользователей и исследователей к интернету. Как уже было отмечено выше, в связи с качественными изменениями в сфере профессионального труда, интенсификацией научно-технического прогресса, модернизацией в сфере
профессиональной деятельности, внедрением электронных технологий в различные сферы жизнедеятельности современное образование пополнилось такими форматами электронного обучения, как дистанционное обучение, микрообучение, обучение в онлайне, мобильное обучение, облачные технологии, обучение в электронной информационно-коммуникационной среде, обучение в виртуальных аудиториях, цифровое интернет-обучение и др. [7]
Обращаясь к определению электронного обучения, можно отметить такие подходы: дистанционное обучение, которое позволяет объединить современные интеллектуальные системы киберкультуры и информационные методы обучения; существующие на настоящее время технические средства обеспечения и сопровождения образовательной работы, направленные на формирование компетенций обучающихся с учетом их личностных особенностей; использование информационно-коммуникационных и специальных мультимедийных технологий для повышения качества образования, сопровождения образовательного процесса, расширения доступа к сетевым сервисам; обучение, основанное на использовании электронных технологий без физического посещения учебных аудиторий; инновационный образовательный подход, обеспечивающий возможность погружения в специально организованную интерактивую образовательную среду на основе использования цифровых технологий [14].
Объединяющим началом в понятии электронного обучения является возможность совмещения как педагогических технологий обучения, так и цифровых технологий для реализации процесса обучения.
Выбор электронного обучения в настоящее время оправдан. В условиях цифровой трансформации образования вопросы формирования у обучающихся цифровых компетенций выходят на первое место. В силу достаточно стремительных, непредсказуемых изменений в обществе и экономике особую актуальность приобретают инструменты формирования профессиональных знаний, умений и навыков на основе электронного обучения. Сегодня электронное обучение является важным компонентом учебной и педагогической деятельности в подавляющем количестве колледжей, университетов, образовательных организаций по всему миру (Анисимова А.В., Царапкина Ю.М., Буваков К.В., Лапин Н.С., Монахов И.А. и др.) [2, 6].
Реализации образовательной деятельности с опорой на электронное обучение сопутствует специально созданная информационно-образовательная среда, которая и берет на себя обеспечение обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов для освоения
учебных программ [10]. Электронные образовательные ресурсы в настоящее время являются одним из ключевых компонентов современного образования, представлены в электронной форме и включают в себя определенную структуру, основное предметное содержание и выходные данные. Благодаря электронным ресурсам обеспечивается информационное взаимодействие между участниками образовательных отношений, повышается качество формируемых компетенций и владение информационной культурой у обучающихся (Алисов А.А., Кондратенко С.В., Кузьменко А.А., Морозова А.В., Спасенников В.В. и др.) [1, 11].
В состав электронного обучения входят учебники в электронном виде, образовательные услуги и технологии. Современные обучающиеся – это поколение, для которых электронная информация и способы ее получения является повседневной составляющей жизни [4]. Современные информационные технологии в образовании воспринимаются обучающимися положительно, знания, умения и навыки, которые они получают, используются в дальнейшем не только в профессиональном развитии, но и в повседневной жизни. Таким образом, электронное образование может рассматриваться как эффективный инструмент формирования цифровых компетенций.
Согласно проведенным обзорам российского и мирового рынка электронного обучения, применение технологий в обучении дает безграничные возможности для профессионального развития и получения полезных знаний, умений, навыков. Получать знания в XXI веке стало возможным быстро, увлекательно и доступно. С точки зрения интересов экономики, электронное обучение предоставляет возможность получения одинакового уровня образования людям, которые живут в удаленных точках страны или, например, работают удаленно [7].
Среди основных преимуществ электронного обучения можно отметить возможность обеспечения удобного время для обучения; гибкость при индивидуальном подборе обучающих материалов и способов педагогической работы; использование образовательных платформ; доступность и качество образования.
При этом одним из важнейших преимуществ электронного обучения является возможность использования цифровых следов обучающегося – результатов логирования (записи) информации о действиях каждого пользователя в электронной информационно-образовательной среде. Данный стек методов и технологий (набор инструментов, применяющийся при работе в проектах)
формирует актуальное и практически значимое направление исследований – развитие методов учебной аналитики [5].
Необходимость исследования методов учебной аналитики обусловлена необходимостью применять методы интеллектуального анализа данных для оценки поведения обучающихся в электронной образовательной среде, предназначенной для формирования цифровых компетенций, что позволяет с большей вероятностью прогнозировать возможные ошибки и подмену данных в системах электронного обучения. Сегодня учебная аналитика уже используется как инструмент для уточнения учебных траекторий обучающихся, что позволяет индивидуализировать и конретизировать образовательные маршруты. Использование учебной аналитики позволяет собирать и осмысливать данные, получаемые в образовательной организации и принято считать, что это позволяет принимать более взвешенные и объективные решения со стороны руководства, чем тем, которые основаны на субъективных оценках экспертов [20].
В условиях постоянного развивающихся сфер деятельности человека постоянно создаются программы непрерывного образования. Электронное обучение с использованием технологий дистанционного обучения – достаточно удобная форма получения образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Дистанционное обучение – это вид обучения, базирующийся на использовании разнообразных традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, с помощью которых создаются условия для свободного выбора образовательных дисциплин, согласно стандартам, виртуального общения с преподавателем, при этом обучение не зависит от расположения обучающегося в пространстве. Использование формата электронного обучения в рамках дополнительных профессиональных программ позволяет говорить о возможности реализации непрерывного профессионального образования специалистов, повышения профессионализма и профессионального обновления, другими словами, о развитии субъектов профессиональной деятельности [9, 17].
Активное внедрение электронного обучения требует наличия не только психологической и профессиональной подготовленности всех участников образовательного дистанционного процесса, но и его теоретического освоения и методического сопровождения. Кроме того, развитие электронного образования стимулирует необходимость формирования профильных профессиональных компетенций у педагогов для успешной деятельности в электронной
информационно-образовательной среде: направленность на организационное и методическое сопровождение информационного мультимедийного курса, умение поддерживать заинтересованность в учебном материале и держать внимание аудитории в обезличенном формате, без социальных взаимодействий; умение работать с видеокамерой для выстраивания учебного взаимодействия и др. [15]. При реализации электронного обучения концептуально меняется и роль педагога, который становится куратором учебного курса [8].
Системы электронного обучения получили широкое распространение, что дало исследователям больший объем информации по сравнению с традиционным образовательным процессом. Это связано с активным использованием в электронном обучении различных технологий сбора данных и с большим масштабом аудитории электронных образовательных сред. Не так давно появилось новое направление в области интеллектуального анализа данных – анализ образовательных данных, чему способствовал рост объема данных в системах электронного образования [3].
Опыт применения интеллектуального анализа данных в образовательных средах является обширным и многогранным, но далеко не исчерпывающим. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что электронное обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Применением методов анализа информации об обучении является эффективным инструментом улучшения качества образования с применением информационных технологий и способно привнести положительные изменения в существующие практики онлайн-обучения в условиях цифровой трансформации образования. Развитие методов учебной аналитики, использование технологий интеллектуального анализа данных, цифровых следов пользователей в системе электронного обучения является перспективным направлением исследований как педагогами, так и техническими специалистами.
Электронные образовательные технологии позволяют дополнять и расширять существующие формы учебной коммуникации и в этом смысле использование электронного обучения в образовании сегодня – это не только использование информационных технологий и цифровых решений при взаимодействии обучающего и обучающихся, но и, в целом, новый формат учения.
1. Alisov A.A., Kondratenko S.V., Kuz'menko A.A., Morozova A.V., Spasennikov V.V. Istoriya sozdaniya elektronnyh izdaniy // Ergodizayn [Ergodesign]. 2018. № 1. pp. 5-9. in Russia
2. Anisimova A.V., Carapkina Yu.M. Osobennosti ispol'zovaniya sistemy elektronnogo obucheniya na platforme «Cifrovoy kolledzh Podmoskov'ya» // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2020. № 2 (51). pp. 178-186.in Russia
3. Belonozhko P.P., Karpenko A.P., Hramov D.A. Analiz obrazovatel'nyh dannyh: napravleniya i perspektivy primeneniya // Internet-zhurnal Naukovedenie [Journal of Science Studies]. 2017. Tom 9. № 4. pp. 57.in Russia
4. Buvakov K.V., Lapin N.S. Razrabotka uchebnyh kursov i dobavlenie elementov v srede Moodle v sisteme mediaobrazovaniya studentov // Akademiya professional'nogo obrazovaniya [Academy of Professional Education]. 2017. № 4. pp. 7-10.in Russia
5. Vilkova K.A., Zaharova U.S. Uchebnaya analitika v tradicionnom obrazovanii: ee rol' i rezul'taty // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2020. Tom 24. № 3. pp. 59-76.in Russia
6. Grinshkun V.V. Problemy i puti effektivnogo ispol'zovaniya tehnologiy informatizacii v obrazovanii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education]. 2018. № 2. pp. 34-47.in Russia
7. Kazarenkov V.I., Karnelovich M.M., Kazarenkova T.B. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v professional'nom obrazovanii: preimuschestva i riski // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education]. 2020. № 4. pp. 9-18.in Russia
8. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye instrumenty i cifrovaya kompetentnost': analiz suschestvuyuschih problem i tendenciy // Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2018. Tom 22. № 3. pp. 61-73.in Russia
9. Kumohin A.G., Antonovskiy A.V. Kachestvo distancionnogo obucheniya: analiz protivorechiy i perspektivy razvitiya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. 2021. Tom 6. № 2. pp. 22-39.in Russia
10. Kumohin A.G., Kachaev R.I. Distancionnoe obuchenie v sovremennyh usloviyah: obzor vozmozhnostey i ogranicheniy // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. 2021. Tom 6. № 1. pp. 42-56.in Russia
11. Lunchenkova E.B., Goryacheva N.V. Audiovizual'nye posobiya kak elementy informacionnoy obrazovatel'noy sredy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Informacionnye tehnologii v UIS [Information technology in the UIS]. 2021. № 2. pp. 79-85.in Russia
12. Mal'ceva T.V. Osnovnye tendencii i podhody sovremennogo obrazovaniya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy],. 2016. Tom 1. № 2. p. 8.in Russia
13. Meysurova A.F., Kratovich P.V., Notov A.A. Primenenie tehnologiy elektronnogo obucheniya dlya povysheniya kachestva universitetskogo obrazovaniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2019. № 3 (48). pp. 175-186.in Russia
14. Monahov I.A. Elektronnoe obuchenie v sisteme sovremennyh pedagogicheskih tehnologiy: osobennosti razvitiya i osnovnye formy // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019. № 1 (46). pp. 209-220.in Russia
15. Pekker P.L. Professional'nye kompetencii prepodavateley elektronnyh kursov (na primere nacional'noy rossiyskoy platformy otkrytogo obrazovaniya) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education],. 2016. № 3. pp. 109-117.in Russia
16. Psihologiya truda: uchebnik dlya bakalavrov [Labor Psychology: a textbook for bachelors] / pod red. A.V. Karpova; 2-e izd. M.: Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2014. 350 p.in Russia
17. Semenova T.V., Vilkova K.A. Vklad harakteristik uchastnikov massovyh otkrytyh onlayn-kursov (MOOK) v formirovanie urovnya udovletvorennosti obucheniem // Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. [Public opinion monitoring: economic and social changes]2019. № 4 (152). pp. 262-277.in Russia
18. Serditova N.E., Belocerkovskiy A.V. Obrazovanie, kachestvo i cifrovaya transformaciya // Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher education in Russia] 2020. Tom 29. № 4. pp. 9-15.in Russia
19. Trudnosti i perspektivy cifrovoy transformacii obrazovaniya: monografiya [Difficulties and prospects of digital transformation of education] / pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. M.: NIU «Vysshaya shkola ekonomiki», 2019. 344 p.in Russia
20. Car'kova E.G., Vorotnikova T.Yu. Primenenie informacionnyh tehnologiy dlya povysheniya effektivnosti processa obucheniya / Podgotovka kadrov dlya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii: problemy, perspektivy, innovacii. Sbornik materialov nauchno-metodicheskoy konferencii, Ryazan', 20-22 noyabrya 2019 goda [Training of personnel for the penal system of the Russian Federation: problems, prospects, innovations. Collection of materials of the scientific and methodological conference, Ryazan, November 20-22, 2019].. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2019. pp. 135-141.in Russia